Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:40, курсовая работа
Цель дипломной работы – выявить ….. то что вы называете целью является способом достижения цели. я в исследовании своеобразия творчества Р. П. Погодина в контексте детской литературы 60-х –70-е гг. XX века. Рассмотрение эволюции детских текстов позволяет выработать представление о жанрово-стилевой природе детской литературы выбранного периода.
с этого нужно начинать.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы……………………….…….
Выводы……………………………………………………………………………
Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях………………...
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении.
3.1.Особенности развития детской литературы в период 1960-70-х гг….
3.2. Проза в детском чтении периода 1960 – 1970-х гг…………………
3.3. Журналы для детей периода 1960 – 1970-х гг………..…….
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина
3.1. Жанровое своеобразие произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу»………………………………………
3.2. Своеобразие детских образов в произведениях Р. П. Погодина.
3.3. Эпоха 1970-х в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»……………………….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Смысл прозы В. Голявкина – не только в сюжете, хотя все его детские рассказы сюжетны. Смысл – в интонации, в подтексте, в особом порядке слов. Лучшие рассказы писателя предоставляют возможность читателю любого возраста вглядеться в самого себя, попасть в среду поступков, фантазий, иногда на первый взгляд абсурдных, в мир творчества, изобретательства.
Герои Голявкина – вроде бы обыкновенные мальчишки и девчонки, их родители и учителя. Но стремление к творчеству, к мечте, желание что-то придумать, сочинить живет в каждом из его персонажей, хотя они не всегда догадываются об этом. Голявкин смеется, смешит читателя, развлекается вместе с ним, иронизирует. Младшего школьника легко рассмешить, но иногда он очень обидчив. Ребенок ведь чаще всего ошибается не нарочно, а по неведению.
В статье «Из опыта прошлых лет», опубликованной в сборнике «О детской литературе» в 1983 году, В. Голявкин выделил ряд существенных для себя психологических и художественных приемов. Первый – «открытость детского характера»: «Прием, когда герой сказал одно, а подумал другое и что-то в себе затаил, стал восприниматься устарелым штампом не лучшего качества», – говорит писатель. А форму повествования от первого лица считает наиболее удобной, поскольку она позволяет «ближе подойти к человеку», «исследовать характер изнутри до подсознательных глубин и интуитивных возможностей».
О юморе говорит следующее: «… юмористическое письмо, даже при обладании чувством юмора, вовсе не легче, а наоборот, требует от писателя большего вложения внутренней энергии и более сложных, утонченных чувств… Это как бы дополнительное зрение, оно дает возможность увидеть в предмете, в человеке, в событии дополнительные краски, нюансы, которые могут усложнить образ или все показать в неожиданном свете»[9].
Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937)
Автор повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966), книга «Дядя Федор, пес и кот» (1968), «Вниз по волшебной реке» (1972), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983) и др.
Любимый жанр автора – веселая повесть-сказка. Однако его произведения могут быть не только сказочными, но и с элементами детектива, авантюрно-приключенческими историями, поучительными «лекциями».
Секрет успеха произведений Успенского таится в его героях. Свой десятитомник писатель назвал «Общее собрание героев». Старуха Шапокляк, кот Матроскин, профессор Чайников, обезьянка Анфиса или пластмассовый дедушка – любой герой воспринимается, как уникальная личность. А дружба таких разных персонажей – еще одно смешное явление.
В своем творчестве Успенский дополняет действительность тем, чего ей не достает с точки зрения ребенка.
Положительные герои сказочны. Они невероятно добры и воспитанны. Успенский не наделяет их идеальными, совершенными чертами. Они просто нормальные, но одарены фантастическим дружелюбием, чувством ответственности, вежливостью и, конечно же, свое место имеет «обычное» чудо. Герои существуют не в отдельно замкнутом круге традиционного сюжета, а живут своими повседневными заботами. Это говорит о самоценности каждой личности.
Обычное для детской литературы «двоемирие» взрослых и детей разделено у Успенского четкой границей. Писатель отделяет «безнадежно взрослых», к которым относится с усмешкой – все они для него «граждане» и «гражданки», им суждено вечно быть «вне игры». Другим же героям разрешено перестраивать мир по своим правилам, и пока они это пытаются сделать, другие персонажи им всячески мешают – такова система конфликтов произведений.
Воспитательную цель Успенский заключил в постулат личной свободы, собственной склонности и разумению жизни, однако при условии: не мешать другим. Он призывает отказаться от старых привычек и открыть новые истины (вроде той, что бутерброд лучше класть колбасой на язык: так вкуснее). Однако он убежден и в безотказности старых истин, что добра в мире больше, чем зла.
Успенский переиначивает жанры народной сказки, детектива, производственной прозы. Его герои будто передразнивают персонажей «серьезной» литературы. Это позволяет писателю превратить свои произведения в пародию на нашу жизнь и культуру.
Сказочная повесть, которая принесла успех Успенскому «Крокодил Гена и его друзья» полюбилась читателям разных возрастных групп, поскольку несла в себе настроение поколения шестидесятников. Метафора города, где каждый, подобно забытой игрушке, одинок и хочет найти друга, сохраняет свое грустное очарование по сей день. А тему одиночества писатель продолжил развивать в повестях-сказках «Дядя Федор, пес и кот» и «Гарантийные человечки».
Сказка «Вниз по волшебной реке» представляет собой творческий эксперимент: герои волшебных сказок говорят и действуют в ней как традиционно, так и по-новому. Успенский устроил столкновение глубокой старины и новейшей эпохи.
В такой способ автор предлагает читателю – юному и взрослому – не бояться ставить опыты и делать выводы. Познавать мир может не только отличник, но и двоечник.
Юрий Иосифович Коваль (1938 – 1995)
Рассказ «Алый» (1968), «Чистый Дор» (1970) – о современной деревне – главная тема творчества. Произведение непривычное для детской литературы, поскольку не содержит острых сюжетов, нет традиционных героев. В основе повседневные мелкие события, которые служат фоном, между тем как герои раскрываются во всей своей сложности.
Обыденность, повседневная жизнь деревни для Ковалева интереснее любой сказки. Автор показывает, как укрупняется каждое событие, какое значение предается мелочам.
Ю. Коваль использует много повторов – сюжетных, композиционных, речевых, останавливается на описаниях, передает детали и подробности разговоров для того, чтобы продлить свое повествование. Сочетание лирического подтекста придает глубину рассказам.
Сборник рассказов «Листобой» (1972) – коротки рассказы о природе, напоминающие живописные этюды.
Ю. И. Коваль: «Ребенок воспринимает мир в единстве – в цвете, в звуке, в слове. И книга для маленьких должна рождаться в единстве личности писателя и художника». Этот принцип был реализован в серии из шести книг, созданных в сотрудничестве с художницей Т. А. Мавриной: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987), «Жеребенок» (1989).
Коваль понял «главное свое кредо»: «Менять жанр как можно чаще. То есть с каждой новой вещью менять жанр. Скажем, сегодня – лирические рассказы, завтра – юмористические рассказы»[10].
В жанре юмористического детектива была написана повесть "Приключения Васи Куролесова" (1971 год), по которой впоследствии был снят мультфильм (1981 год). Во многом она была основана на рассказах отца писателя о работе в милиции (например, фамилии сыщиков Болдырев и Куролесов были не вымышленными, а относились к реальным милиционерам).
«Недопёсок», вышедший в 1975 году, вызвал особый интерес взрослых читателей явной социальной направленностью, сатирой на «лагерное» устройство общества. Поиски свободы — главная тема этой и других повестей Ю. Коваля. Наполеон — песец «особо ценного окраса» — бежит из рабства зверофермы на Северный полюс; кошка Шамайка — его «сестра по духу», по свободолюбию. Самая легкая лодка в мире строится для того, чтобы прямо по Яузе, обуженной каменными стенами, уплыть к таинственным протокам, озерами болотам — к мечте детства.
Татьяна Ивановна Александрова (1929 – 1983)
Русская советская детская писательница и художница.
В 1977 году выходит первая книга о Домовенке Кузе, который попадал в разные истории. О нем написано три повести «Кузька в новой квартире», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-Яги».
Позже
вышли книги «Сундучок с
Для подростков Татьяна Ивановна написала фантастическую повесть «Таинственная тетрадь», и книгу о детстве «Друзья зимние, друзья летние».
Берестов вспоминал о встрече с Татьяной Александровой. Она пришла к нему и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой.
Все, что она читала, заставляло Валентина Дмитриевича грустно вздыхать: «Такая милая женщина и не избежала писательской отравы…» Татьяна Ивановна разочарование писателя почувствовала и очень расстроилась. «…И тогда огорченная Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…» [2].
Альберт Анатольевич Лиханов (род. 1935 г.)
С самого начала своей литературной деятельности А. Лиханов сознавал себя художником реализма, литературного метода, проповедующего в двадцатом веке истины «общечеловеческие, ставшие общесоветскими, общесоциалистическими».
В рассказах 1962 – 1966 гг. «Шагреневая кожа», «Испытание», «Сто шестой элемент», «Ковшик Медведицы», «Дорога к сфинксам» писатель уделил особое внимание личности ребенка, наделенную сложным внутренним содержанием.
Основной составляющей художественной системы произведения становится острый нравственный конфликт. Главным жанром становится повесть. Именно она в полной мере реализовалось желание писателя высказаться о животрепещущих проблемах своего времени. Перу А. Лиханова принадлежат социально-бытовые (семейно-бытовые) («Звезды в сентябре», «Теплый дождь», «Чистые камушки», «Обман», «Кикимора», «Последние холода» и др.), социально-психологические («Деревянные кони», «Паводок», «Благие намерения», «Высшая мера», «Мерзкий возраст», «Другой счет», «Никто», «Свечушка» и др.), собственно психологические («Вам письмо», «Музыка», «Солнечное затмение») повести. Нравственно-философской является повесть «Голгофа», лирико-документальной — «Родительская суббота».
Повестями «Звезды в сентябре» (1966) и «Теплый дождь» (1968) Лиханов начал в своем творчестве тему военного детства. Автор показал, как жизнь ребенка, семьи направляется историческим временем, втягивается в него. Изначально произведения А. Лиханова были нацелены на решение нравственно-воспитательных и социально-поисковых задач.
К концу 1960-х годов им в основном были завершены поиски своего героя, патриота и правдолюбца, собственной интонации, определен круг волнующих проблем.
Наступление зрелого этапа творчества Лиханова, связанное с явным усилением трагического звучания его произведений и углублением психологического анализа з них, относится к началу 1970-х годов.
А. Лиханов утверждал, что «урок не может строиться на гладкописи розовых обстоятельств», он может заключаться лишь в «неприукрашенной правде жизни»[4].
Все чаще герои волей автора оказываются в экстремальных ситуациях, грозящих им духовной, нравственной или физической гибелью. Мир, в котором действуют персонажи, рисуется все более кризисным. Характер юного героя испытывается на излом. В столкновении с бедой, перед лицом смерти подросток проходит школу человечности.
В своем творчестве Лиханов поднимает целый комплекс проблем, порожденных неблагополучием семейного существования. Конфликт «отцов» и «детей» в семье — одна из главных тематических линий детской литературы, представленная произведениями Р. Погодина, Н. Дубова, Ю. Яковлева. А. Лиханов, пожалуй, пристальнее других рассматривает мировоззренческие причины конфликта, его героя отличает потребность духовности, напряженная работа мысли.
По Лиханову, семья для ребенка — это микромир, включенный в макромир общественной жизни. Крушение дающего самую искреннюю любовь и надежную защиту микромира заставляет ребенка ощутить сотрясение (а порой и разрушение) макромира, шаткость собственного положения. Ребенок начинает воспринимать себя как помеху, как отягчающее жизнь взрослых обстоятельство. Однако в представлении Лиханова ребенок — это уже личность, готовая к решительным действиям и способная отвечать за свои поступки. Активность – неизменная черта лихановского героя. Именно мальчишки у Лиханова дорожат домашним теплом и крепостью семейных уз, выступают хранителями семьи.
В первых трех автобиографических повестях — «Крутые горы» (1971), «Музыка» (1968), «Деревянные кони» (1971) — показан рост самосознания Коли, ученика начальной школы. Он переступает рубежи беспечной страны детства и узнает, что такое война, находит свое место в драматическом и трагическом мире. С особым тщанием в этих и других повестях «Русских мальчиков» воспроизведены наиболее близкие и понятные ребенку черты быта, через которые ' он воспринимает историческую эпоху. Несмышленыш превращается в маленького гражданина, всей душой откликнувшись на призыв защиты Отечества, и вносит свою посильную лепту в дело общенародной победы над врагом. Он выходит из слепого повиновения взрослым, обретает самоуважение, из «раба» превращается в свободного и смелого человека. Коля приобщается к народной жизни, проникается трудолюбием крестьянской массы, познает беспощадные законы сталинского времени, учится быть со своим народом в горе и в радости. Вступив в исторический поток жизни страны, он проявляет себя как настоящий коллективист.