Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить ….. то что вы называете целью является способом достижения цели. я в исследовании своеобразия творчества Р. П. Погодина в контексте детской литературы 60-х –70-е гг. XX века. Рассмотрение эволюции детских текстов позволяет выработать представление о жанрово-стилевой природе детской литературы выбранного периода.
с этого нужно начинать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы……………………….…….
Выводы……………………………………………………………………………

Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях………………...
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении.
3.1.Особенности развития детской литературы в период 1960-70-х гг….
3.2. Проза в детском чтении периода 1960 – 1970-х гг…………………
3.3. Журналы для детей периода 1960 – 1970-х гг………..…….
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина
3.1. Жанровое своеобразие произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу»………………………………………
3.2. Своеобразие детских образов в произведениях Р. П. Погодина.
3.3. Эпоха 1970-х в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»……………………….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.docx

— 137.61 Кб (Скачать файл)

Валерка Пестряков: «Гришка и без удара знаменитый. Что, думаете, я слепой? И жить ему не скучно».

Погодин наделяет своих героев зрелостью мысли, но прячет это за их молчанием, подчеркивая этим сложность взаимодействия мира детского и мира взрослого. Писатель разрушает стереотип о том, что ребенку не под силу разобраться в сложном устройстве жизни и ее смысле. Для Погодина ребенок – это маленький взрослый, который с высоты своего небольшого роста способен осмыслить и преодолеть все трудности, возникающие на пути человека, но сделает это по-своему: с привычной ему наивностью, мягкостью и тактичностью. Автор приготовил своему герою, а в следствии  читателю ответственную задачу: воспитать в себе идеального взрослого, который будет строить утопию.

 

4.3. Эпоха 1970-х в произведениях  Р. П. Погодина «Книжка про Гришку»  и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»

Своеобразие творчества Радия Петровича Погодина заключается не только в смешении разных литературных жанров, особенностью изображения героя-ребенка, но и ненавязчивым осветлением проблем эпохи 1970-х гг. в своих произведениях.

Образ эпохи в детском художественном произведении создаётся не только через господствующие идеи, характеры, но и через представленные автором модели отношений, приметы бытования, реалии, свойственные определённому периоду, конкретному государству и представленные автором.

Погодин подробно останавливается на деталях, которые раскрывают рост общественного сознания. На примере произведения «Книжка про Гришку» мы видим, как дачники, приехавшие отдыхать в деревню Коржи, реагируют на призыв председателя колхоза «к активному отдыху»:

«Чтобы  вы не слонялись и не скучали. Травы у нас нынче поспели на удивление высокие, сочные и густые. Колхозники с ног валятся – косят их. Ваш отдых и удовольствие я вижу в том, чтобы помочь это сено сгребать и свозить в стога».   

«Некоторые дачники согласились сразу:

– Где, – говорят, – грабли? Куда, – говорят, – идти?

Другие заупрямились.

– Почему, – говорят, – мы? Мы, – говорят, – не двужильные. У нас нервы».

Здесь же коллектив оказывает помощь и поддержку козлу Розенкранцу, который изменяется в лучшую сторону – обеспечивание работой – важный шаг к доверительным отношениям общества и исправляющегося.

В «Сказке про жеребенка Мишу и его друзей» также имеет место тема взаимоотношений в обществе.  Это выражается не только в оказании помощи мамонтенку, но и видно по реакции детей, которые скупили три тонны сладостей, чтобы накормить Гдетыгдеты.

Выполнение жеребенком Мишей и мышонком Терентием общественного долга – оказание содействия милиционеру товарищу Марусину при охране клада.

Погодин подчеркивает не только положительные стороны действия общества, есть и отрицательные.

«Всякий раз, когда намечалась комиссия, заведующая детским садом Лариса Валентиновна извинялась перед Гришкой и отправляла его к себе домой».

Такие действия связаны с тем, что заведующая опасалась, что Гришка «своим поразительно тощим видом снижаешь процент упитанности всех детей».

Традиционно в детской литературе «хорошее» отчетливо отделено от «плохого», но Р. Погодин показывает, что кроме «черного» и «белого» могут быть другие цвета и оттенки. Хулиган может исправиться, но ему нужна помощь. Порой мало его победить или убедить измениться, во взрослой жизни человеку нельзя быть одиноким.

Нравственные представления, характер погодинского поколения сформировали испытания военной поры, поэтому в своем произведении «Книжка про Гришку» затрагивает уже отступающую тему войны, которая постепенно превращается в историю.

Так погодинские герои дядя Федя и академик дядя Павел (Пашка - мой лучший старинный друг. Мы с ним гражданскую вместе прошли, в Отечественную войну в отряде партизанского командира товарища Гуляева тоже вместе сражались») часто вспоминают своего боевого командира – товарища Гуляева. Его ставят в пример как детям, так и взрослым. Им восхищаются, стремятся быть похожими.

Валерий Пестряков: «Я теперь отличником буду, чемпионом по боксу, гроссмейстером. А выучусь командиром, как товарищ Гуляев».

Милиционер товарищ Дудыкин обращается с просьбой к бывшим военным:

«Извините, товарищи бывшие партизаны, я пришел пригласить вас, чтобы вы рассказали нашему личному составу о геройских делах партизанского отряда товарища Гуляева».

Художник Мартиросов, который написал портрет с товарища Гуляева, не может расстаться со своей картиной и не отдает ее музею.

Крепость связи между братьями по оружию Погодин показывает сходством внешних черт боевых товарищей:

«Гришка отметил между папой и дядей Федей некое сходство, хоть дядя Федя и не прямой родственник, а папа - без бороды».

– Дядя Павел и дядя Федя очень похожи.

– Именно, - кивнул гражданин. - Они же товарищи - не разлей вода. Они отчего похожи? От сходства мыслей и интересов, а также от верной дружбы.

Крепость связи между бывшими партизанами подтверждает сохранившиеся выражение «сын полка».

–Сережку помнишь? У нас в отряде был сын полка. Полюбуйся, это сын нашего сына полка Сережки [о Гришке]. Значит, он внук полка. А полк в данную минуту кто? 

–  Мы с тобой полк, - ответил гость, удивляясь.

–  Выходит, мы с тобой, Федька, деды.

Р. Погодин заостряет внимание на том, что  в семьях военных на особом счету «становая ось» – внутренний стержень. Дисциплина и личностный рост, требовательность по отношению друг к другу.

– Сережа, вспомни, сколько там комаров! – Мамины глаза золотились последней надеждой. - Злые болотные комары! Сережа, Григорий у нас и без того малокровный.

– Ты согласна, что становая ось важнее? – спрашивал папа в упор.

– Согласна, конечно... – Мама понятия не имела, что это – становая ось. Мама желала, чтобы Гришка вырос счастливым, талантливым, честным, целеустремленным, добрым, отважным, великодушным, деликатным и справедливым. Становая ось ассоциировалась у мамы с понятием грубой силы.

Еще одна тема, которую затронул Р. Погодин, является тема одиночества ребенка в мире взрослых. Одиночества и сиротства.

«Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»:

«Мышонок Терентий был сиротой. Бабушку его съел кот. Маму унесла сова. Папа ушел за сыром и не вернулся. Осталась у мышонка Терентия только прабабушка Агриппина».

По приведенной цитате видно, что Погодин осветляет не только сложность жизненных обстоятельств, в которую попал его маленький герой, но и проблему внутрисемейную.

Семья для ребенка — это микромир, включенный в макромир общественной жизни. Крушение дающего самую искреннюю любовь и надежную защиту микромира заставляет ребенка ощутить сотрясение (а порой и разрушение) макромира, шаткость собственного положения.

Еще один персонаж этой же сказки – одинокий маленький мамонт, сидящий в тыкве.

«Мамонт улыбался застенчиво.

- Здравствуйте. Взрослого имени  у меня нет, а мама зовет  меня Гдетыгдеты, - сказал он. - Вы не знаете, где моя мама?».

Миша и Терентий встретились с проблемой: как объяснить мамонтенку его чудесное появление на свет и то, что он остался без мамы. Мышонок и жеребенок сами еще маленькие, но они уже хорошо понимают груз ответственности, который опустился на их детские плечи. Ребятам непременно нужно придумать, как вернуть мамонтенка домой. И им это, конечно, удается, ведь на помощь к ним приходят волшебные существа шныри и мормыши, которые знают, где находится волшебное озеро.

Р. П. Погодин в своих произведениях отражает более широкую реальность, чем другие детские писатели, более того, он задействует нетрадиционные методы осветления проблем, характерных периоду 1970-х годов. Трудности, с которыми сталкиваются дети вызваны бездействием взрослых, ведь именно они должны были оберегать их от войны, от человеческой жестокости, от разрушения их идеального микромира.

Завуалированные мотивами доброй волшебной сказки проблемы остаются на поверхности и требуют немедленного вмешательства взрослых.

 

Выводы

Радий Петрович Погодин – писатель, творчество которого еще долго будет привлекать читателей юных и взрослых, занимать исследователей русской литературы.

Погодин очень любил своих героев – наивных и бесстрашных, добрых и совестливых, поэтому он создал свой сложный жанр, в котором соединил повесть и сказку, притчу и шутку, философию с непосредственностью.

Непохожесть творчества Р. Погодина на творчество своих современников определяется жанровым своеобразием произведений, приемами изображения детских образов и периода 1970-х годов, отраженного в произведениях.

Жанровые особенности, которые роднят повесть со сказкой основываются на выделении схожих черт русских народных сказок с произведениями Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей».

Первой определяющей является наличие сказочного  двоемирия.

В «Книжке про Гришку» отчетливо можно выделить мир реальный – город Новгород и мир волшебный – деревня Коржи. Также, в повести существует место для третьего мира, который зовется Весенней землей, в ней обитают сказочные существа мормыши, а также кислопуты – крапивные человечки и углепуты, живущие в кузнице.

Усложнение сюжета, многособытийность, присутствие волшебных героев, дарителей и помощников. Использование особых языковых формул волшебной сказки и концовка – основные компоненты сказки, которые в той или иной мере проявляются в анализируемых произведениях.

Иногда Погодин опускает привычные сказочные элементы, например традиционные выражения и сочетания, устаревшие языковые формулы. Погодин придумывает новый язык, характерный его персонажам.  Древний язык для зверя Индрика:

– Кемцы-емцы! Ланцы-дранцы!

– Это он на старинном языке говорит, - догадался жеребенок Миша.

Специальный язык для шнырей, чтоб подчеркнуть их скорость в передвижении, говорении и ритме жизни.

В тексте произведений Р. Погодин использует сложные и порой непонятные слова для героев и юных читателей, такие как: деликатность, систематика, индивидуальность, светские манеры, фокус в оптическом смысле, но дает возможность понять их в контексте.

Изображая своих героев, Погодин использует психологизм, для отражения мыслей персонажей, их чувств, переживаний, эмоционального состояния.

Портреты персонажей служат для объективизации образов-персонажей и выражения авторского отношения к ним.

Например, описание Гришки эскизное, но  позволяет читателю живо представить его внешний облик одновременно с внутренним, выделив при этом одну основную черту – худобу героя.

Еще одной особенностью героев Р. Погодина является их умение мыслить широко. Они постоянно задумываются над вопросами бытия. И в их мыслях всегда есть доля философии, серьезного анализа и определенное умозаключение. Однако весь этот сложный мыслительный процесс происходит лишь в сознании героев, Гришка вслух говорит мало, пряча за робостью и застенчивостью очень здравые и серьезные мысли.

Следующая  отличительная  черта героев Р. Погодина заключается в том, что его персонажи всегда находится в центре событий, но не являются при этом «заводными механизмами». В основном Гришка и Миша наблюдатели и мыслители, но когда приходит время действовать, они не робеют, Гришка подтягивает «гайку, которая внутри» и находит в себе силы дать отпор обидчику, при этом не использовав его метода. Заступится за обиженного друга, не вступая в конфликтные ситуации.

Р. П. Погодин в своих произведениях отражает более широкую реальность, чем другие детские писатели, более того, он задействует нетрадиционные методы осветления проблем, характерных периоду 1970-х годов. Трудности, с которыми сталкиваются дети вызваны бездействием взрослых, ведь именно они должны были оберегать их от войны, от человеческой жестокости, от разрушения их идеального микромира.

Можно сделать вывод, что Погодин опирается на темы, проблемы и идеи, характерные многим писателям, поскольку они являются ключевыми для времени, но выделяет автора то, что ему удается гармонично соединить сразу все. Мозаичность писательской манеры позволяет влить в одно произведение невероятные чудеса волшебной сказки, суровые реалии жизни, комические истории и тяжелые философские идеи, взаимоотношения ребенка и взрослого. При этом произведения Погодина не теряют своего юного читателя, а заинтересовывают их своей неподкупной честностью.

 

Заключение

В данном исследовании на основании материалов отечественных ученых и критиков, а также данных собственного комплексного анализа можно сделать следующие выводы.

Детская литература – одна из самых органических частей общей литературы, и по своей натуре является специфичной, поскольку  выступает в роли воспитателя, она формирует личность ребенка.

Существует ряд ключевых проблем, затрудняющих изучение детской литературы: разделение «детской литературы» и «литературы для детей», определение особенностей детской литературы, ее специфики, назначения и культурно-исторические изменения в самом литературном процессе.

Информация о работе Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.