Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить ….. то что вы называете целью является способом достижения цели. я в исследовании своеобразия творчества Р. П. Погодина в контексте детской литературы 60-х –70-е гг. XX века. Рассмотрение эволюции детских текстов позволяет выработать представление о жанрово-стилевой природе детской литературы выбранного периода.
с этого нужно начинать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы……………………….…….
Выводы……………………………………………………………………………

Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях………………...
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении.
3.1.Особенности развития детской литературы в период 1960-70-х гг….
3.2. Проза в детском чтении периода 1960 – 1970-х гг…………………
3.3. Журналы для детей периода 1960 – 1970-х гг………..…….
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина
3.1. Жанровое своеобразие произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу»………………………………………
3.2. Своеобразие детских образов в произведениях Р. П. Погодина.
3.3. Эпоха 1970-х в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»……………………….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.docx

— 137.61 Кб (Скачать файл)

Образ говорящей рыбы-дарителя  не нов для русских народных сказок («Золотая рыбка», «Сказка про Емелю»), в них волшебные помощницы исполняют желания и совершают чудесные превращения. Погодинский Трифон никого не обращает, и не исполняет желания, он дает то, что нужно герою – уверенность, надежду, которые позволяют Гришке подпитать рост самосознания. Когда мальчик оказывается «на пороге» Весенней земли, именно Трифон посылает к нему лягушонка, чтобы сообщить, что Гришка готов. 

Герои Погодина – добрые, искренние, хорошие и верные друзья, поэтому они заслужили хорошее отношение к себе всего мира взрослых. Им помогают  наставники, к которым можно отнести дядю Федю и академика дядю Пашу («Книжка про Гришку»), которые предлагают Гришке проглотить растворённую в индийском чае гайку с сахаром (гайка – метафора самодисциплины). И милиционера товарища Марусина. Он мудро подсказывает всем героям сказки, когда «нужно подождать», когда будет «пора» и когда лучше «не мешать».

Языковые формулы волшебной сказки.

Исходя из этого положения, а также из специфики изобразительных средств сказки можно выделить несколько направлений работы над элементами языкового оформления сказки:

  • работа над спецификой обрамляющих формул сказки (зачинов, присказок, концовок), отражающих особенности ее сюжетно-композиционного построения;
  • анализ языка сказки в связи с элементами характеристики персонажей;
  • работа над пространственно-временными формулами при рассмотрении особенностей сказочного хронотопа;
  • анализ языковых средств изображения при подготовке к пересказу и выразительному чтению волшебной сказки.

В центре внимания эпитеты, гиперболы, метафоры, устойчивые формулы сказки, употребляемые для описания героев – волшебных помощников, дарителей, чудесных диковинок.

В сказке «Иван Царевич и Серый Волк» сравнение при описании Волка «промчался, как ветер», «долы и горы промеж ног пропускает, хвостом след заметает».

Пространственно-временные формулы сказки: «шел он день, шел другой, шел третий», «долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Погодин опускает привычные сказочные сочетания, заменяя их более современными, затрагивая при этом проблемы, которые занимают общество.

Описание Гришки:

«Ты своим поразительно тощим видом снижаешь процент упитанности всех детей».

«Какой худенький мальчик! В чем душа».

В целях создания комического эффекта в сказках используются звукоподражание, фонетическая перестановка на уровне сочетания слов, метатеза (фонетическая перестановка на уровне слова), аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных звуков).

– «Шла собака через мост, четыре лапы, пятый хвост», - прочитал Миша. Зверь Индрик тут же все переврал:

– Шла собака через хвост, уронила в речку мост.

– «Наши овечки около речки», – прочитал Миша.

– Наши овечки вылезли из печки, – переврал Индрик.

– «Купи кипу пик», – прочитал Миша.

– Пукипикукик, – переврал Индрик.

Погодин придумывает новый язык, характерный его персонажам.  Древний язык для зверя Индрика:

– Кемцы-емцы! Ланцы-дранцы!

– Это он на старинном языке говорит, - догадался жеребенок Миша.

Специальный язык для шнырей, чтоб подчеркнуть их скорость в передвижении, говорении и ритме жизни.

Шныри перестали шнырять и шмыгать. Они крикнули хором:

–Мвсдрдзям...

Жеребенок Миша, у которого был исключительно тонкий слух, сумел разобрать:

– Мы всегда рады друзьям.

В тексте произведений Р. Погодин использует сложные и порой непонятные слова для героев и юных читателей, такие как: деликатность, систематика, индивидуальность, светские манеры, фокус в оптическом смысле, но дает возможность понять их в контексте.

Концовка русской народной сказки.

Завершается сказка обычно концовкой, которая, как и присказка, ограничивает сказку от реальной жизни и возвращения слушателей к действительности.  Добрые силы одерживают победу над злыми, положительные герои получают награду.

Сказка «Иван Царевич и Серый Волк»: «Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало».

Сказка «Волк и Коза»: «И стали они жить да поживать, ума наживать, а лиха избывать».

Погодинские сказки-повести имеют иные концовки. Жеребенок Миша и его друг мышонок Терентий провожают мамонтенка Гдетыгдеты. А Гришка, побывал в Весенней земле:

«Гришкa шел по котловине, и возникaло в его душе ощущение цветa и звукa, светa и тени, сливaясь в простое слово – Роднaя Земля. И кaк бы зaново нaрождaлись в Гришкиной голове словa, тaкие, кaк «рaдость», «щедрость», «великодушие». А тaкие словa, кaк «слaвa», «триумф», «непреклонность», перед которыми Гришкa рaньше робел, кaк бы рaстушевывaлись, теряли четкие очертaния».

Погодин показывает, что в самом реальном мире всегда должно быть место сказке.

 

4.2. Своеобразие детских  образов в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»

Рассматривая способы изображения погодинских героев, можно выделить  две основные характеристики: внутреннюю и внешнюю. Первая  служит для детального анализа  мыслей героя, чувств, переживаний, эмоционального состояния. В литературном произведении психологизм представляет собой совокупность средств, используемых для отображения внутреннего мира.

Р. Погодин ставит перед собой задачу показать характер личности своих героев непосредственно с психологической точки зрения, и делает этот способ осознания героев основным, поэтому мы видим много примеров описания внутреннего мира Гришки и жеребенка Миши через симптомы их психологического состояния, скрытого (внутренние диалоги, воображение, монологи с самом собой) или  проявляющегося внешне (жесты, мимика, речевые обороты, манера разговора).

Например, когда Гришка («Книжка про Гришку») испытывает «счастье гордого полета»:

«Гришка представил, какой он замечательный и ни с кем не сравнимый. Но поскольку замечательной была в нём только его худоба, по крайней мере, только об этом он знал, он ещё больше утончился и вытянулся. <…> Гриша чуть не заплакал. От этого полёта, кроме неловкости и непосильного напряжения, он ничего не почувствовал, наверное, потому, что никогда не думал о счастье, просто жил как живётся. Было стыдно. В висках стучало. В ушах звенело».

Из приведенной цитаты мы видим, что герой Погодина маленький мальчик, сомневающийся в своих силах, считающий себя самым обыкновенным, поэтому его первый полет в какой-то мере неоправданный, поскольку гордиться нужно чем-то «конкретным», получился неуверенным и низкий.

Описывая следующий полет Гришки, Погодин прибегает к  использованию приема скрытого психологизма, при котором рисует лишь внешние черты переживания:

«Гришка посмотрел вокруг, да и сел на землю. Увидел он с высоты своего гордого полета лесной пожар, большую колдобину на шоссе, ее ливнем промыло, замусоренные улицы увидел, поломанные ребятишками яблони и много всякого другого, чего с высоты дошкольного роста не разглядишь».

Герой Погодина понимает, что одного хорошего поступка недостаточно, чтобы перекрыть все человеческие беды, существующие вокруг.

«Гришкина вина отчетливо определилась и налегла на него тяжестью коллективной поклажи, когда все несущие, кроме тебя одного, вдруг выпустили ее и занялись другим делом. Так Гришке показалось».

 

Внешняя характеристика героя.

Портреты персонажей служит для объективизации образов-персонажей и выражения авторского отношения к ним.

Описание Гришки эскизное, но  позволяет читателю живо представить его внешний облик одновременно с внутренним, выделив при этом одну основную черту – худобу героя.

«Гришка был довольно высокий для своего возраста, но очень тощий, как если бы написать его имя заглавными буквами в столбик».

К описанию портрета героя присовокупляются комментарии других персонажей повести:

«Пожилые женщины-соседки, глядя на него, сокрушались: 

- Какой худенький мальчик!

- В чем душа».

Или соседские мальчишки дразнили Гришку называя Кощеем, Паганелем,  Дядей  Степой.

Такой портрет выполняет не только изображающую функцию, но и оценочную:

«Гришка на такое не обижался потому, утверждали ровесники, что никакая обида, даже самая маленькая, в Гришкином тощем теле разместиться не может».

Портрет Гришки остается статическим – неизменным на протяжении всего произведения, даже тогда, когда в его внутреннем мире происходят изменения – рост самосознания, развитие самодисциплины и победа над робостью и страхами путем подкручивания «гайки, которая внутри».

Портрет жеребенка Миши более детальный:

«В городе проживал один жеребенок. Мишей звали. Был он 
золотистого рыжего цвета. На груди пятно, на ногах вроде носочки белые. 
Жеребенок Миша носил шляпу-панаму с бантиком».

Дополнительную информацию о портрете Миши можно получить от других персонажей произведения.

Мышонок Терентий: «Ты такой красивый, такой золотой».

Характер героя выявляется не только путем рассмотрения его наружных качеств. Для создания полноценного образа ребенка Погодин описывает отношение героев к окружающим их людям, животным, вещам, событиям.

Гришка ни к чему не может относиться как посторонний, поэтому чужие беды, радости, достижения и неудачи чувствует очень тонко.

Гришке обидно за пса Шарика, которого обидела хозяйка, назвав его «своей собственностью».

«Если друг, то не собственность. Если собственность, то унижение. Если унижение, то в дружбе измена. Если измена, то предательство. А предательство маленьким не бывает».

Но и к девочке он испытывает сострадание:

«Он почему-то девочку Лизу жалел. Представлялась ему девочка Лиза, с носом, так высоко задранным, словно она хочет проклюнуть небо».

Хулигану козлу Розенкранцу он помогает исправиться – стать добрее. Для этого Гришка использует не грубую силу, которой у него и нет, а ум, предлагая Розенкранцу честный поединок – это и есть проявление сострадания и озабоченность чужими бедами.

Жеребенок Миша, как и Гришка не остается в стороне, когда происходит беда. Так он вместе с мышонком Терентием спасает клад от разбойников.

«В нашем древнем городе нельзя копать землю без разрешения Главного Археолога».

Помогает выбраться из тыквы застрявшему мамонтенку Гдетыгдеты и вернутся домой, где его ждет мама.

«Маленький мамонт смотрел на жеребенка Мишу и мышонка Терентия большими глазами. Глаза у него были такие ясные, такие доверчивые, что жеребенку Мише и мышонку Терентию вдруг очень захотелось стать посмелее, повыше ростом, подобрее и покрасивее».

 

Дальше рассмотрим неотъемлемое свойство образа-персонажа – речевая характеристика.

Речь жеребенка Миши характеризует его, как очень вежливого и воспитанного. Он часто употребляет речевые формулы вежливости:

«Большое спасибо, – сказал Миша и ушел».

«Я очень рад!».

«Добрый день».

«Слов нет, как я рад!».

Речь Миши Гришки в полной мере раскрывает их внутренний мир и образ жизни.

Например, мысли Миши и Терентия о дружбе:

«Если у тебя спросят: «Кто твой друг?»

- Я отвечу: «Мышонок Терентий».

- А что с гордостью добавишь?

- Для дружбы это не имеет  значения».

О том, «почему понятное вдруг становится непонятным».

Или ища себе фамилию думает о том, что «чьим-то быть лучше».

Размышление Гришки о человеческой душе:

«Души вовсе нет. А если у кого случается, то она никогда не бывает толстой».

О слове «перереконструкция»:

«Красивое слово, – сказал он. – Только длинное очень и ничего для моих мыслей не значит. А вот, например, буква «щи» – одна, а уже можно кушать».

О том, как нужно начинать сказку:

«Зачем жили-были? Нужно сказку так начинать: «Жили, живут и будут...»».

О том, что же такое ум – удар без промаха в широком смысле, умение или мечта жива.

 

Герои Р. Погодина постоянно задумываются над вопросами бытия. И в их мыслях всегда есть доля философии, серьезного анализа и определенное умозаключение. Однако весь этот сложный мыслительный процесс происходит лишь в сознании героев, Гришка вслух говорит мало, пряча за робостью и застенчивостью очень здравые и серьезные мысли.

Еще одной отличительной чертой героев Р. Погодина является то, что его персонажи всегда находится в центре событий, но не являются при этом «заводными механизмами». В основном Гришка и Миша наблюдатели и мыслители, но когда приходит время действовать, они не робеют, Гришка подтягивает «гайку, которая внутри» и находит в себе силы дать отпор обидчику, при этом не использовав его метода. Заступится за обиженного друга, не вступая в конфликтные ситуации.

Информация о работе Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.