Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:58, реферат
Русская литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистики, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере «артистического» поведения. По отношению к искусству этой эпохи любые классификации на основе «направлений и течений» заведомо условны и схематичны. Это стало особенно очевидно к исходу поэтической эпохи, когда на схему суммарному восприятию «новой поэзии», преобладавшему в критике начала 1900-х гг., постепенно пришло более конкретно видение ее достижение.
I. Введение. Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов
Серебряного века…………………………………………………..стр.2-6
II. Основная часть.
II А. «Заглянуть в бездну…» Марина Цветаева……………………стр.7-12
Сложный Человек – сложный Поэт.
Особенности восприятия произведений Цветаевой.
Стихи Цветаевой – экстрат её биографии.
Анализ стихотворений цикла «Провода».
Ответная работа читателя цветаевских строк.
Романтическая позиция поэта.
Всеохватность и трагизм цветаевского мироощущения.
Цветаевская концепция поэта:
а) детство поэта.
б) отношения к нормам жизни и быта.
в) формы существования поэта: явь и сон, реальность и
сверхреальность.
г) поэты-образцы. Образ Пушкина у Цветаевой.
9. Жизнь Цветаевой как попытка воплощения ее концепции.
II Б. «Над бездонным провалом в вечность…» Александр Блок…стр.
Сын гармонии и очевидец катастроф.
Цикл «Стихи и Прекрасной Даме».
Блок как символист.
Суггестивность блоковского символа.
Поздняя любовная лирика Блока.
«Провал в вечность» лирического героя.
Народ и Россия. Трагический гуманизм поэта.
«…слушайте Революцию».
Завещание А. Блока.
III. Заключение. Значимость наследия Серебряного века для русской поэзии
XX века……………………………………………………………………стр.
Родоначальников символизма
нередко называли декадентами, и, наверное,
это почти справедливо, если иметь
в виду их недоверие к социально-
Писатели-позитивисты,
писатели-натуралисты
Блоковское понимание мистики явно зависимо от соловьевского (процитируем поэта-философа: «Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете — Только то, что сердце сердцу, Говорит в немом привете»; «Подруга вечная, тебя не назову я, Но ты почуешь трепетный напев...») и родственно розановскому. Он также «твердо уверен в существовании таинственной и малопостижимой связи» между духовно близкими людьми: «Есть люди, с которыми нужно и можно говорить только о простом и «логическом», - это те, с которыми не ощущается связи мистической. С другими - с которыми все непрестанно чуется сродство на какой бы ни было почве - надо говорить о сложном и «глубинном». Тут-то выяснятся истины мира - через общение глубин».
Блок находит «провидение того, чему нет названья и нет меры», у периферийных для предыдущего столетия поэтов; В. Жуковского. Б. Баратынского, Ф. Тютчева. А. Фета. Однако Фет по сравнению с символистами прозрачен, хотя и его воды рябят, ликуют от ветра, солнечного или лунного света. Фет чрезвычайно впечатлителен, переменчив; ранний Блок, напротив. настойчив в своих привязанностях. Соответственно импрессионистической образности, сретовской ли, бальмонтовской ли, он предпочитает символ. Символ - это как раз та форма, в которой только и способно мерцать мистическое содержание, поскольку он «многолик. многосмыслен и всегда темен в последней глубине» (Вяч. Иванов).
У Блока и его поэтических сподвижников символ не устойчивый и локальный, возникающий в пределах отдельного текста и отчетливо выделяемый, а контекстуальный, растущий и усложняющийся от стихотворения к стихотворению. Наполненный не столько памятью, сколько логически непостижимой музыкальностью, он долек от эмблемы или аллегории.
В статьях, заказанных
«Краткой литературной энциклопедией»
и «Литературным
Да, символисты создали свой поэтический язык. понятный только для посвященных, и уже поэтому не стоит избегать разъяснения ключевых образов, слов, цветовой гаммы. Но куда важнее не усвоить особый, не столь уж и богатый («На всех вместе не больше пятисот слов -словарь полинезийца», — иронизировал 0. Мандельштам) жаргон, а приобщиться к новому строю чувств, выражаемых прихотливо, интуитивно, непредумышленно (недаром Г. Адамович называл Блока «гением интонации»). Лирические по своей природе символы в лучших творениях Серебряного века не статичны, о динамичны, У А. Блока исходные смыслы приобретают многозначность в сложном развитии отношений лирического героя и Прекрасной Дамы. Архетипы озвучиваются и деформируются стихийными переживаниями, выраженными средствами синтаксическими (повторы, предложения восклицательные, эллиптические и т.д.) и ритмическими (дольник, полноударность, смещение цезур, вообще обилие пауз). Все это можно уловить, чутко и пристально воспринимая такие блоковские стихотворения, как «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Вхожу я в темные храмы...», «Мне страшно с Тобой встречаться...» и др. Символы поэта не итог, а предчувствие и предсказание; предвестие для него важнее вести, предвидение важнее видения - понимание этого спасет от вульгаризации и подготовит к дальнейшему диалогу.
Нежностью, томлением,
беспокойством влюбленного
Недавние собратья
поэта увидели в этом измену: «Блок
1905 - 1907 гг. показался преданием своих собственных
светлых заветов; многие от него отшатнулись;
превращение поэзии Блока в поэзию «современную»
(его слияние с темами Брюсова, Сологуба,
Бальмонта) совпадало с признанием его
как поэта в более широких кругах; это
вызвало искренний крик в его первых ценителях»
(А. Белый). Действительно, на фоне достаточно
элитарных «Стихов о Прекрасной Доме»
позднейшую блоковскую любовную лирику
можно расценивать и как уступку нетребовательному
вкусу. В шестистраничной, но емкой, стоящей
целой монографии статье «Блок» Ю.Тынянов
писал, что «музыкальная форма, которая
напнется первообразом лирики Блока,-
романс, самая примитивная и эмоциональная»(Тынянов
Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино.
- М., 1977.- С. 122). Поэт доходил подчас
до прямой стилизации цыганского романса
(«Опустись, занавеска линялая...»), до фабульного
оформления «поединка рокового» («В ресторане»),
не говоря о расхожих надрывных фразах,
которые рассыпаны в самых возвышенных
его стихотворениях («Ты право, пьяное
чудовище!», «И под снежным стоном. Расцвели
черты твои», «Вино и страсть, залили жизнь
мою»). Для чего и почему спускается он
к культуре низовой, которую, вероятно,
можно называть и стихийным творчеством?
В поисках средств для выражения рвущихся
из души чувств, считал Тынянов, «Он предпочитает
традиционные, даже стер образы («ходячие
истины»), так как в них хранится старая
эмоциональность; слегка подновленная,
она сильнее и глубже, чем эмоциональность
нового образа, ибо новизна обычно отвлекает
внимание от эмоциональности в сторону
предметности. Другие же объясняют процессом
демократизации лирики. Пожалуй, верно
и то и другое, однако блоковские устремления
не ограничены уходами — это и возвращения.
Он "просветлял, поэтизировал обычное
человеческое переживание, находя в нем
самый сильный источник жизненной энергии.
«Он подхватил цыганский романс и сделал
его языком всенародной страсти» (0. Мандельштам).
Стихия чувств преобразуется Блоком в
культуру.
Его зрелая любовная
лирика еще более противоречива, чем стихи
о Прекрасной Даме», но поскольку конфликты
совершенно неразрешимы, то основные образы
- и лирического героя, и его возлюбленной
- становятся не столько двойственными,
сколько синтетическими (стихотворения
«Ангел-хранитель», «Ушла, Но гиацинты
ждали...», «Черный ворон в сумраке снежном.,.»),
животворящими и гибельными, пошлыми и
идеальными, хаотическими и гармоническими
одновременна.
Не в небесных сферах, о «В кабаках, в переулках, в извивах. В электрическом сне наяву» ищет теперь поэт «бесконечно красивых, И бессмертно влюбленных в молву». Ночная Фиалка "Над болотом цветет». «И болотами дышит Фиалка*. И столь же нерасторжимы с бессмысленным, прозаичным окружением Незнакомка и ее певец. Однако вино. сковывающее тело пьяницы, и вино, пронзающее излучины души, противоположны, как грубая материальность и поэтическая/мечта. Да, истина в вине, соглашается автор, но в вине души. т. е.любви, в тайне, в воспарении над пошлостью.
Его и Ее теснит теперь «страшный мир»: нищета, безликость, скука, унижение, и герои не способны более свысока и отрешенно взирать «На непроглядный ужас жизни», потому что «страшный мир* угнездился в их собственных душах ("Двойник», стихотворения из циклов «Фаина», «Чужая кровь» и др.).
«Вторжение
в быт, в повседневную жизнь людей
событий большого исторического значения
- показатель всего XX века»,- пишет Л. Долгополов
и поясняет: «Личные катастрофы и неурядицы,
трагические финалы жизненных судеб приобретали
внеличный («надличный», «сверхличный»)
оттенок» (Долгополое Л. К. На рубеже веков:
0,русской литературе XIX - начала XX века.-Л.,
1985.-С. 10, 12). «Страшный мир», по Блоку, явление
не только социальное, но и психологическое,
и национальное, и космическое («Миры летят.
Года летят. Пустая...», «Грешить бесстыдно,
непробудно...». "Черный ворон в сумраке
снежном...»);
Страшный мир! Он для сердцем тесен!
В нем - твоих поцелуев бред,
Темный морок цыганских песен.
Торопливый полет комет!
Вот но какую орбиту безумными вращениями выносит вихревая, нечеловеческая сила и лирического героя, и его возлюбленную. Это роковой взлет или. наоборот, это «провал в вечность», это огонь сжигающий и очищающий. Недаром только в метельно-звездной стихии происходит то слияние двух душ (циклы «Снежная маска», «Фаина» и особенно «Кармен»), о котором не смел и помыслить отрок из «Стихов о Прекрасной Даме».
Но при этом необходимо подчеркнуть, что каждое увлечение самого Александра Александровича Блока (Л. Д. Менделеевой, Н. Н. Волоховой. Л. А. Дельмас) было жизнетворческим (к примеру. Дельмас - актриса, исполняющая роль цыганки; стихийное переплеталось в этом реальном человеке с условным).
Необходимо выявить и художественное своеобразие блоковской любовной лирики, сочетающей страстность и зоркость. Поэт умеет броско и лаконично показать характер (скажем, в стихотворении «Превратила все в шутку сначала...»), однако существеннее в его произведениях распознавать психологизм лирический - спонтанный и непосредственный. Изображение для других и самовыражение, театр и музыка смыкаются здесь.
Поэзия начало XX в. (вспомним слова А. Белого) принципиально субъективна, но, реабилитировав личность, символизм, по наблюдению Д. Б. Максимова, стал и опытом преодоления индивидуализма. Необязательно при этом следовал выход за рамки направления. Младшие символисты или «соловьевцы», например, поклонялись ценностям внеличным, «безначальной стихии», лелеяли мысль о «соборности». В отречении от себя во имя высшего виделось противоядие не только от «страшного мира», но и от «болезни иронии», которая есть болезнь личности, болезнь индивидуализма.
А. Блок рано начал допускать существование и иных (помимо идеальных) источников обновления человека. Характерная запись встречается в «Дневнике 1912 года»: «Что умудрило его? Или жизнь?» Такова смутная пока еще догадка, озарение пополам с сомнением, но с той поры интерес поэта к действительности, к России возрастает неуклонно. Красноречиво звучит уже стихотворение «Осенняя воля», которое открывается строкой «Выхожу я в путь, открытый взорам» и свершается словами: «Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!» Примерно тогда же создается цикл «Город», самопародируются некоторые мотивы «Стихов о Прекрасной Даме». Все это сопровождает переоценку ценностей: оказывается, «от истины ходячей» бывает куда больнее и светлее, чем от надмирных символов. Происходит развоплощение классической формы (белый стих о «Вольных мыслях», свободный - в «Когда вы стоите на моем пути...» и «Она пришла с мороза...») и размыкание лирики.
Причастны тайнам мира могут быть теперь не только Прекрасная Дама и лирический герой, но и ребенок (стихотворение «Девушка пела в церковном хоре...»), самые обыкновенные люди («И все уж не мое, а наше, И с миром утвердилась связь»). Именно в народе обнаружил Блок исконную вволю к жизни», стихи его демократизируются и по содержанию, и по стилю. населяются персонажами. От лирических циклов поэт явно смещается к эпосу в частности к поэме («Возмездие», «Соловьиный сад», «Двенадцать»).
Поэма «Соловьиный
сад» строится конфликтно: сладкие
грезы и тяготы будней, призывное
пение, кружение и «Призывающий жалобный
крик» осла, забвение и долг противостоят
друг другу. До сих пор в нашем
литературоведении сохраняет
Эту мысль подхватывает и развивает в небольшой, но чрезвычайно емкой статье Л. Колобаево;
«Возвращение героя на круги своя, к суровому долгу, труду и самообузданию — не торжество, а трагедия, или, точнее, торжество ценой трагических потерь. Потому что это потери действительных, необходимых человеку благ - свободы чувств, счастья любви, наслаждения красотой, искусством, многообразием жизни» . В поэме «Соловьиный сад» наиболее зримо, по ее мнению, проявляется концепция блоковского трагического гуманизма. Действительно, как и в других зрелых произведениях (в стихотворениях «Земное сердце стынет вновь...». «И вновь -порывы юных лет..,»), в поэме герой не может остаться в мире личного счастья, но и не способен расстаться с ним, отречься