Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:58, реферат
Русская литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистики, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере «артистического» поведения. По отношению к искусству этой эпохи любые классификации на основе «направлений и течений» заведомо условны и схематичны. Это стало особенно очевидно к исходу поэтической эпохи, когда на схему суммарному восприятию «новой поэзии», преобладавшему в критике начала 1900-х гг., постепенно пришло более конкретно видение ее достижение.
I. Введение. Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов
Серебряного века…………………………………………………..стр.2-6
II. Основная часть.
II А. «Заглянуть в бездну…» Марина Цветаева……………………стр.7-12
Сложный Человек – сложный Поэт.
Особенности восприятия произведений Цветаевой.
Стихи Цветаевой – экстрат её биографии.
Анализ стихотворений цикла «Провода».
Ответная работа читателя цветаевских строк.
Романтическая позиция поэта.
Всеохватность и трагизм цветаевского мироощущения.
Цветаевская концепция поэта:
а) детство поэта.
б) отношения к нормам жизни и быта.
в) формы существования поэта: явь и сон, реальность и
сверхреальность.
г) поэты-образцы. Образ Пушкина у Цветаевой.
9. Жизнь Цветаевой как попытка воплощения ее концепции.
II Б. «Над бездонным провалом в вечность…» Александр Блок…стр.
Сын гармонии и очевидец катастроф.
Цикл «Стихи и Прекрасной Даме».
Блок как символист.
Суггестивность блоковского символа.
Поздняя любовная лирика Блока.
«Провал в вечность» лирического героя.
Народ и Россия. Трагический гуманизм поэта.
«…слушайте Революцию».
Завещание А. Блока.
III. Заключение. Значимость наследия Серебряного века для русской поэзии
XX века……………………………………………………………………стр.
Цветаева была
переплетена с судьбами всех поэтов
Серебряного века. но в основном
она преклонялась перед талантом
Блока. Среди тех, кто имеет все права на
внимание читателей нашего и будущего
веков, не может быть, не должна быть забыта
Марина Цветаева. В устах М.Цветаевой любое
слово служит смыслу и потому в ее контексте
обретает силу. Оно к месту и оно во-время.
Жизнь поэтессы невозможно рассматривать
вне искусства, вне творчества. По выражению
одного из критиков, " искусство вкладывалось
в ее жизнь как скрипка в футляр".
В настоящей работе исследуется роль театра
в жизни и поэтическом творчестве М.Цветаевой.
Несмотря на то, что театр как род искусства
не был близок творческой сущности Цветаевой,
она увлеклась драматургией. Цветаева
ценила театр, слово, но ей противоречила
отрепетированность, повторяемость.
В споре Комедьянта с Поэтом последнее
слово принадлежит Поэту. Действия — нет.
Есть движение лирических чувств. Герой
дается в форме самораскрытия, в лирическом
монологе. Лирические монологи прекликаются
со стихотворениями М.Цветаевой.
В драматургии на первый план выходит
превосходство "высказываемого"
над "выказываемым", словесная игра
превосходит театральную.
Эпиграфы, которые предворяют пьесы "Феникс",
"Каменный Ангел", "Приключение",
"Фортуна" — примета поэтической
констатации, превосходство поэтического
над театральным.
Для М.Цветаевой важен диалог, он рассматривается
на сцене.
При анализе циклов притяжение — отталкивание,
автобиографическое — литературное, реалистическое
— романтическое, словесная игра — театральная.
Талант Цветаевой поражает избыточностью
и своим масштабом. М.Цветаева тысячами
нитей связана с русской землей, Россией,
ее фольклором, языком. В свою художественную
систему поэтесса вводила многие компоненты
отечественной народной культуры.
Список литературы.
1. Цветаева М.И.
Сочинения: в 2-х т. / Сост., подг.
текста, вступ. статья и коммент.
А.Саакянц.- М.: Худож. лит., 1988.
2. Цветаева М.И. Автобиограф. проза / Коммент.
А.Саакянц.- М.: Сов. Россия, 1991.- 552 с.
3. Цветаева М. Избранное / Сост., коммент.
Л.А.Беловой.- М.: Просвещение, 1992.- 367 с.
4. Цветаева М. Театр / Собр. соч. в 7 т.- М.,
1994-1995.
5. Цветаева М.И. Об искусстве.- М.: Искусство,
1991.- 479с.
6. Цветаева М.И. "Поклонись Москве...";
Поэзия; Проза; Дневники; Письма / [Сост.,
вступ. ст. и примеч. А.Саакянц].- М.: Моск.
рабочий, 1989.- 527 с.
7. Цветаева М. Театр / Вступ. ст. П.Антокольского;
Сост., подг. текста и коммент. А.Эфрон и
А.Саакянц.- М.: Искусство, 1989.- 382 с.
8. М.Цветаева Избранные произведения (Библиотека
поэта. Большая серия).- М.-Л., 1965.
9. Адмони В.Г. Грамматический строй как
система построения и язык произведений
словесного искусства. Стихосложение.
Лирика // Адмони В.Г. Грамматический строй
как система построения и общая теория
грамматики.- Л.: Наука, ленингр. отд-ние,
1988.- 234 с.
10. Адмони В.Г. М.Цветаева и поэзия XX века
// Звезда.- 1992.- №10.- С.103-169.
11. Ануфриева А. "Это не пьеса, это поэма...":
В поисках сценического эквивалента поэтического
театра М.Цветаевой // Театр.- М., 1992.- №11.-
58 с.
12. Бродский И. Поэт и проза // Бродский
И.А. Набережная неисцелимых: тринадцать
эссе.- М., 1992.
13. Белкина М.И. Скрещение судеб.- М.: Книга,
1988.
14. Васильева М. Гумилев о ранней Цветаевой
// Школа.- 1996.- №4.- С. 71-75.
15. Гуль Р.Б. Цветаева и ее проза // Рус. зарубежье:
Сборник.- М., 1993.- с.221-227.
16. Гладков В.П. Театр. Воспоминания и размышления.-
М., 1980.- 427 с.
17. Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале
русской советской поэзии.- М.: Наука, 1979.-
343 с.
18. Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика
ритма: ритм как непосредственное вхождение
в континуальный поток образов // "Бессознательное"
III.- Тбилиси: Мецниереба, 1979.- с.293-301.
19. Деми Г. Поднятая перчатка // Театр.- 1992.-
№11.- С.40-47.
20. Демидова А. Федра // Советский театр.-
1988.- №2.- 65с.
21. Зубова Л.В. Поэзия М.Цветаевой: лингвистический
аспект.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.- 264
с.
22. Кудрова И. "Это ошеломляет..." И.Бродский
о М.Цветаевой // Звезда.- 1997.- №1.- с. 210-216.
23. Кудрова И.В. Версты, дали: М.Цветаева:
1922-1939.- М.: Сов. Россия, 1991.- 368 с.
24. Кудрова И.В. После России. М.Цветаева:
годы чужбины.- М.: РОСТ., 1997.- 366 с.
25. Литвиненко Н. Тайна занавеса: Поэтический
театр М.Цветаевой // Театр.- М., 1992.- С.8-24.
26. Муравьева И. "Мне нет места в современности..."
// Аврора,- С-Пб., 1992.- №9.- С.17-25.
27. Маяковский В. Полное собр. соч. в 13-ти
Т.- М.: ГИХЛ, 1958.
28. МАС. Т. IV,- С.225.
29. Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер.
Поэзия / Цветаева М. Избранные произведения.-
М., Худож. лит., 1998.
30. Осипова Н.О. Театральный текст в системе
художественного мировоззрения.- М., 1997.-
№27.- С.217-31. Петкова Г. Лирический цикл
в творчестве М.Цветаевой (проблемы поэтики)
// Филологические науки.- М., 1994.- №3.- С.14-23.
32. Павловский А. Куст рябины // О поэзии
М.Цветаевой: Монография.- Л.: Сов. писатель,
1989.- 352 с.
33. Попытка внешности. М.Цветаева глазами
современников // Л.Г.-Досье.- М., 1992.- №9.-
С.15-18.
34. Ревзин И.И. Современная структурная
лингвистика. Проблемы и методы.- М.: Наука,
1977.- 263 с.
35. Ревзин Е. М.Цветаева: текст жизни - текст
поэзии - текст интерпретации // Новое лит.
обозрение.- М.: 1997.- №24.- С.378-382.
36. Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы
жизни и творчества (1910-1922).- М.: Сов. писатель,
1986.- 37. Северская О.И. Паронимическая аттракция
в поэтическом языке М.Цветаевой // Проблемы
структурной лингвистики (1984).- М.: Наука,
1988.- С.212-223.
38. Саакянц А. Не-встреча // Л.Г.-Досье.- М.,
1992.- №9.- С.6.
39. Соколова Н.К. Слово в русской лирики
начала XX века: Из опыта контекста логического
анализа.- Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та,
1980.- 160 с.
40. Стрельцова Е. "Одна из всех — за всех
— противу всех!" // Театр.- М., 1992.- №11.-
С.32-39.
41. Таубман Д. Пауза в женской речи: Тире
у Эмили Дикинсон и М.Цветаевой // Лит. обозрение.-
М., 1992.- №11,12.- С.20-31.
42. Цветаева А.И. Воспоминания.- М., 1984.- 494
с.
43. Цветаева М. Мать и музыка // Октябрь.-
1979.- №1.- С.206.
44. Чернова О. Непобедимые ритмы. Воспоминания
о М.Цветаевой // Родина.- 1992.- №8.- С.139-141.
45. Швейцер В. Быт и бытие М.Цветаевой: Воспоминания
дочери.- М.: Сов. писатель, 1984.- 480 с.
46. Эфрон А.С. О Марине Цветаевой: Воспоминания
дочери.- М.: Сов. писатель, 1989.- 480 с.
47. Эткина Е.Г. Единство "серебряного
века" // Звезда.- 1989.- №12.- С.189.