Символическое значение образа птицы в мифологии и русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:18, реферат

Краткое описание

Образы птиц, как в русской, так и любой другой литературе играют важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое – либо событие: будь оно плохое или нет, направляют героя или наоборот сбивают с верного пути. Птица может сопровождать героя на всем пути, а может появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом повлиять на судьбу героя.
Цель работы: Разобраться какую роль играют птицы в мифологии и в русской литературе.

Содержание

Введение
Ворон
Ворон: жизнь и сказка
Предназначение ворона
Вещая птица несчастья
ворон и богатство
Ворон и всемирный потоп
Ворон у славян
Лебедь
Орел
Петух
Образы птиц в лирических произведениях
Образ птицы в поэме «Мертвые души»
Образы птиц в произведениях Салтыкова-Щедрина
Образ птицы в произведении Чехова «Чайка»
Образы птиц в произведениях Горького
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

образ птицы и ее символов в мифологии и русской литературе.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова – озеро. Вода – одна из фундаментальных  стихий мироздания. В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно по этому нашу героиню – чайку так манит к себе вода. Но вода – стихия изменчивая, стихия, скрывающая в себе многие тайны. Героиня «Чайки» собралась взлететь на крыльях любви, но обломала крылья. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально.

Нина Заречная, появляясь  впервые, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку …мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно. В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова – сбиваясь и путаясь в словах – сравнивает себя с чайкой: «Я – чайка». Как видим, образ Чайки уже в момент его зарождения и принадлежит Нине. И олицетворяет ее, Нину, того времени, когда она еще жила по-детски – проснувшись утром, пела, любила Треплева, мечтала о славе. В неразрывной связи с озером и Чайкой находится Трегорин. Вспомним, он постоянно находится на берегу озера в имении Сорина и удит рыбу, совсем как Чайка. Здесь уже открывается другая сторона образа Чайки – чайки-хищницы, убивающей, что бы добыть себе пропитание. И в конечном итоге именно Трегорин – хищник губит белую чайку – Нину. Образ Чайки возникает вновь в 4 акте пьесы. Прежде всего в рассказе Треплева о Нини, о ее жизни за истекшие два года. Свои письма Нина подписывала Чайкой. Она потому и подписывается Чайкой, что не может избавится от мысли – Трегорин был прав, его «сюжет для небольшого рассказа («пришел…увидал и от нечего делать погубил… как …чайку»») оказался пророческим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. ОБРАЗЫ ПТИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.М.ГОРЬКОГО

 

Жанр произведений “Песня о Буревестнике”, “Песня о Соколе”  определен как песня. Обе песни  обладают и другими жанровыми  признаками — в них присутствуют черты притчи. Точка зрения главных  героев: противопоставление сильной личности и общества. Природа отражает внутреннее состояние героев. В образе этих смелых и гордых птиц писатель хочет видеть как можно больше людей, стремящихся изменить жизнь людей к лучшему, чтобы все люди жили в мире и согласии. 

Создавая свои ранние произведения, Горький хотел видеть в людях, которые прочитают их, стремление брать пример с его положительных героев, стремление на их примере изменять свой внутренний и духовный мир, свой облик, а в результате и саму жизнь. К этому стремится и сам писатель.

В «Песне о Соколе», которая  похожа по своей форме — рассказ  в рассказе — на два предыдущих произведения, также стоит проблема смысла жизни. Горький строит рассказ  на контрасте — люди-соколы и  люди-ужи. Автор рисует два определенных типа людей: одни, схожие с гордыми, свободными птицами, другие — с ужами, обреченными всю жизнь «ползать». Горький, говоря о последних: «Рожденный ползать — летать не может», — восхваляет людей, подобных соколу: «Безумству храбрых поем мы песню!». Основной природный символ, как в «Песне о Соколе», так и в других произведениях Горького — это море. Море, передающее состояние умирающей птицы, — «волны с печальным ревом о камень бились...»; «В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни»; «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я считаю, что задачи, которые я  перед собой ставила, выполнила  полность, и пришла к следующим  выводам.

Ворон связывается сходными поверьями  у разных народов мира. Прежде всего, это вещая птица, которая предсказывает смерть и другие несчастья. Также ворон связывается с долголетием, мудростью и знанием, где хранятся клады. Трупная, черная птица - ворон известен как птица, сопутствующая смерти на поле брани.

В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем и многими  другими богами. Он символизирует любовь, тепло, весну, плодородие.

Орел, орлица, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных — символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира.

В основе мифологического  образа Петуха во многих традциях –  его связь с солнцем. Как и  солнце, Петух «отсчитывает» время. В большинстве традиций Петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня.

В произведениях русской литературы образы птиц представлены по-иному. Н.В.Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России. Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия. 
 В стихотворениях сентиментального толка образ птицы задаётся в составе устойчивого пейзажного комплекса и служит средством раскрытия гармонического мировосприятия. Часто в стихотворениях сентиментальной направленности образ-эмблема птица соотносится с любовными переживаниями лирического героя.

Центральное место в  пушкинском мире занимают самые поэтические, "царственные" животные, птицы, растения: конь, орел, соловей, дуб, роза; впервые  именно у Пушкина явственно обозначилась их первенствующая роль в русской поэтической фауне и флоре, закрепилось самое частое употребление соответствующих мотивов (больше, чем у какого-либо другого поэта XVIII - первой половины XIX века).

Каждое животное в сказках Салтыкова-Щедрина - аллегория на целый класс или тип людей, отношения между ними изображают отношения между людьми или межклассовые отношения, и, смеясь над поступками животных, автор высмеивает все общество.

Образ Чайки в пьесе Чехова восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица. Образ вольной птицы – символа свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намек на силу или слабость, незащищенность страдающей личности.

Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно  меняющейся, звучащей на разные голоса. Последнее особенно примечательно, так как, пожалуй, никто из русских  поэтов до него так часто не обращался  к образу птицы. Птица выступает не просто как знак, но как персонификация. Поэт продолжает традиции устного народного творчества. Птица одушевляется, наделяется чертами живого существа, приобретает статус второго лирического субъекта стихотворения.

В литературе через птиц автор может  передавать свои чувства, мысли. Птичка может выступать в качестве девушки, в которую влюблен поэт, как мы это видим у Державина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Птицы Советского Союза / Под ред. Г.П. Деменьтева и Н.А. Гладкова. Том 5. – М.: Советская наука, 1954.
  2. Энцеклопедический словарь юного натуралиста / Сост. Э 61 В.К. Рахилин, А.Г. Рогожкин. / 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Педагогика – Пресс, 1996.-400 с.: ил.
  3. Живой мир Энциклопедия / Науч. Консультанты Стив Полк и Рут Тейлор, редактор Стокли, Москва «РОСМЭН» 1996.
  4. Азбукина А.В. Образ-символ "соловей" в русской поэзии XIX века. - Казань, 2002.
  5. Ванслов В. Эстетика романтизма. - М, 1966.
  6. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1995.  
    Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976.
  7. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник Вселенной...": система пейзажных образов в русской поэзии. - М., 1990.
  8. Батюшков К.Н. Сочинения.- М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. – 452 с.
  9. Жуковский В.А. Сочинения.- М.: Гос.изд-во худ. лит-ры, 1954.- 564 с.
  10. Поэты 1790-1810-х годов. – Л.: Сов. пис., 1971. – 912 с.
  11. Державин Г.Р. Стихотворения. - Л., 1957.
  12. Западов А.В. Поэты XVIII века: (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин). - М., 1979.
  13. Сакулин П.Н. История новой русской литературы. - М., 1919.
  14. Серман И.З. Гаврила Романовмч Державин. - Л., 1967.
  15. Трессидер Д. Словарь символов. - М., 1999.
  16. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 1996.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Символическое значение образа птицы в мифологии и русской литературе