Символическое значение образа птицы в мифологии и русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:18, реферат

Краткое описание

Образы птиц, как в русской, так и любой другой литературе играют важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое – либо событие: будь оно плохое или нет, направляют героя или наоборот сбивают с верного пути. Птица может сопровождать героя на всем пути, а может появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом повлиять на судьбу героя.
Цель работы: Разобраться какую роль играют птицы в мифологии и в русской литературе.

Содержание

Введение
Ворон
Ворон: жизнь и сказка
Предназначение ворона
Вещая птица несчастья
ворон и богатство
Ворон и всемирный потоп
Ворон у славян
Лебедь
Орел
Петух
Образы птиц в лирических произведениях
Образ птицы в поэме «Мертвые души»
Образы птиц в произведениях Салтыкова-Щедрина
Образ птицы в произведении Чехова «Чайка»
Образы птиц в произведениях Горького
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

образ птицы и ее символов в мифологии и русской литературе.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Муниципального образовательного учреждения Лицей № 130

 

Образовательная область: гуманитария

Предмет: литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символическое значение образа птицы в мифологии и  русской литературе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Чеглакова Мария Леонидовна,

9 Г класс,

МОУ Лицей № 130

Руководитель: Бражко Лидия Анатольевна,

учитель русского языка  и литературы первой категории

МОУ Лицей № 130

 

 

 

 

 

 

Г. Екатеринбург

2010

Содержание:

 

 

Введение

3

1

Ворон

5

1.1

Ворон: жизнь и сказка

5

1.2

Предназначение ворона

7

1.3

Вещая птица несчастья

8

1.4

ворон и богатство

9

1.5

Ворон и всемирный  потоп

10

1.6

Ворон у славян

11

2

Лебедь

13

3

Орел

15

4

Петух

19

5

Образы птиц в лирических произведениях

21

6

Образ птицы в поэме «Мертвые души»

27

7

Образы птиц в произведениях  Салтыкова-Щедрина

28

8

Образ птицы в произведении Чехова «Чайка»

29

9

Образы птиц в произведениях  Горького

30

 

Заключение

31

 

Список литературы

34

     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мифология – совокупность мифов, какого – нибудь народа.

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, явлениях природы.

Образ – в художественном произведении: тип, характер.

Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран  заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении  мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии  как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы - эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - изобретении ремесел, добывании  огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме  того, много внимания уделялось и  происхождению, рождению людей, стадиям  жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

Интеллектуальное своеобразие  мифа проявлялось в том, что мысль  выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии  сближались явления природы и  культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли - анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания  мира. С помощью мифа прошлое связывалось  с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались, определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли  в культуру различных народов - в  литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

С угасанием первобытных  форм общественной жизни миф как  особая ступень развития общественного  сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия. 

Животные, в частности  птицы, играют особую роль в мифологии. Птица – это часть живой  природы. А что такое живая  и неживая природа и в чем  разница? А разница в том, что  живая природа – это то, что сотворила сама природа без участия человека: растения, человек, животные. Эти объекты растут, некоторые передвигаются и для своего проживания требуют пищу, воду, воздух. А неживая природа – это то, что сделал непосредственно сам человек: стол, компьютер, жилища. Такие предметы не нуждаются в воздухе, пище, воде.

Образы птиц, как в русской, так и любой другой литературе играют важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое – либо событие: будь оно плохое или нет, направляют героя или наоборот сбивают с верного пути. Птица может сопровождать героя на всем пути, а может появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом  повлиять на судьбу героя. 

Перед написанием реферата я поставила себе задачи:

  1. Подобрать подходящую литературу
  2. Подготовить план
  3. Подготовить приложение
  4. Написать реферат
  5. Разобраться какую роль играют птицы в мифологии и в русской литературе.

Я обратилась именно к  этой теме, потому что посчитала  ее самой интересной. Мне захотелось узнать, какую роль играют птицы в мифах, в русской литературе, а может даже и в нашей жизни.

 

 

1.ВОРОН

1.1 ВОРОН: ЖИЗНЬ И СКАЗКА

 

Ворон - член семейства  вороновых и многие из них разделяют  его качества, будучи "птицами  силы" человека. Одна из излюбленных  в наше время птиц - его родственниц - серая ворона (черная ворона обитает довольно далеко от наших мест, потому наяву не встречается).

Ворон - птица, приносящая людям вести  из иного мира. И обычно новости  недобрые. Вороны учат нас тому, что  правда важнее и реальнее иллюзий и сказок, как бы не хотелось людям с ними расставаться. Люди - вороны могут "каркать" и предсказывают недоброе. И часто всего это предвидение предстоящих событий. (Конечно, это не означает, что следует предвещать людям неприятности, если они вообще ни о чем не спрашивают.)

Вороны - это трикстеры. Те или иначе  это творец и шутник одновременно. Дух ворона может помочь превратить вашу жизнь и самих себя в нечто  новое. Это дух, помогающий также  оборотничеству и пониманию "языка  животных". Традиционно эта птица - хороший помощник в магии и мы не будем отрекаться от этого представления. Дух ворона очень хорошо относится к прикладным видам творчества и способности создавать те или иные полезные и красивые вещи. Особенно проявляется его связь с кузнечным делом.

Это серьезная птица, всегда имеющая  свое твердое мнение по разным поводам. (Особенно хорошо с этим знакомы  владельцы ручных воронов и всех птиц семейства вороновых.) Потому не относитесь к посланиям или советам  своего союзника - ворона легкомысленно.

Серые вороны - это отдельная история. У них не такой серьезный и мрачноватый характер, как у воронов. Они крайне умны и как будто знают это. В любой ситуации они чувствуют себя на своем месте, просто все остальное может дико путаться, а другие - ошибаться. Зачастую это относится и к людям, чьим тотемом является ворона.

Вороны чрезвычайно довольны собой  и хвастливы. Не случайно это давно  стало предметом насмешек в сказках  и животных быличках. Но правда в  том, что у ворон есть основания  гордиться собой. Когда проверяли на системность мышления (надо было найти еду под множеством колпачков) школьников, студентов и серых ворон, то вороны опередили студентов. Вороны легко придумывают что-то новое: они давно умеют размачивать слишком сухие сухари в воде или подкладывать их под трамвай, чтобы раскрошились. В какой-то момент в Москве они начали съезжать с маковок кремлевских церквей, просто катаясь и получая от этого удовольствие, царапая при этом золото, покрывающее эти маковки.

Это птицы бдительные и осторожные. Они готовы предусмотреть все заранее. И не подпустят чужака ближе, чем нужно. Лишний раз рисковать они не любят. Зато легко адаптируются. Тому же они учат "своих людей". Упрямы и имеют свое мнение они не меньше чем другие вороновые.

Как и другие вороновые это птица - падальщик, питающаяся всем, что попадется. В человеческой жизни это удивительным образом бывает схоже с различными, случайными и непостоянными "источниками пищи и заработка".

Самец и самка вороны строят гнездо совместными усилиями. Это же оказывается важным для людей - ворон. Здесь вся ответственность за обустройство домашнего очага не перекладывается только на женские плечи. Вдобавок, важным оказывается наличие именно своего постоянного "гнезда". Вороны меняют, свои гнезда и это тоже является для людей, близких этому духу, гармоничным способом проживания.

Как и другие птицы, вороны способны научить человека пониманию ветра  или течения их жизни. Тому, куда дует ветер и куда их ведет собственная  жизненная сила и "намерение Вселенной".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВОРОНА

 

Ворон связывается сходными поверьями у разных народов мира. Прежде всего, это вещая птица. Обычно он предсказывает смерть и другие несчастья: нападение врагов, весть  о гибели сына. Также ворон связывается  с долголетием, мудростью и знанием, где хранятся клады. Трупная, черная птица - ворон известен как птица, сопутствующая смерти на поле брани. Особенное внимание уделяется повадке.

Черный цвет.

Во многих мифологиях существуют истории о том, как  ворон (или ворона) приобретает свой черный цвет. Восприятие черного цвета ворона как наказание в основном характерно для культур, с предубеждением и опаской относящихся к хтоническому миру и классам существ. Это относится, прежде всего, к иудейской традиции, классической античной цивилизации и их преемнице - христианской культуре.

Так в греческой мифологии  ворон был вестником Аполлона. Он в частности донес солнечному богу об измене его возлюбленной, которую, как ни странно, звали Коронида ("ворона") и в результате огорченный Аполлон превратил ворона бывшего белым в черного. Как сказал Овидий:

Ворону он воспретил, ожидавшему тщетно награды  
За откровенную речь, меж белых птиц оставаться.

Беременную Корониду и ее любовника Аполлон убил, а  ребенка вынул и отдал на воспитание кентавру Хирону. Так появился бог врачевания Асклепий. Аполлон, впрочем, и сам обращался в ворона, чтобы указать людям, где построить новый город. И эта деталь указывает на древние корни мрачной, жестокой стороны Аполлона.

Существует библейского  происхождения легенда о вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что выпущенный из ковчега, чтобы узнать, закончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь стал кровожадным и черным, и обречен, питаться падалью.

Информация о работе Символическое значение образа птицы в мифологии и русской литературе