Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:18, реферат
Образы птиц, как в русской, так и любой другой литературе играют важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое – либо событие: будь оно плохое или нет, направляют героя или наоборот сбивают с верного пути. Птица может сопровождать героя на всем пути, а может появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом повлиять на судьбу героя.
Цель работы: Разобраться какую роль играют птицы в мифологии и в русской литературе.
Введение
Ворон
Ворон: жизнь и сказка
Предназначение ворона
Вещая птица несчастья
ворон и богатство
Ворон и всемирный потоп
Ворон у славян
Лебедь
Орел
Петух
Образы птиц в лирических произведениях
Образ птицы в поэме «Мертвые души»
Образы птиц в произведениях Салтыкова-Щедрина
Образ птицы в произведении Чехова «Чайка»
Образы птиц в произведениях Горького
Заключение
Список литературы
Министерство общего
и профессионального
Муниципального
Образовательная область: гуманитария
Предмет: литература
Символическое значение образа птицы в мифологии и русской литературе
Исполнитель: Чеглакова Мария Леонидовна,
9 Г класс,
МОУ Лицей № 130
Руководитель: Бражко Лидия Анатольевна,
учитель русского языка и литературы первой категории
МОУ Лицей № 130
Г. Екатеринбург
2010
Содержание:
Введение |
3 | |
1 |
Ворон |
5 |
1.1 |
Ворон: жизнь и сказка |
5 |
1.2 |
Предназначение ворона |
7 |
1.3 |
Вещая птица несчастья |
8 |
1.4 |
ворон и богатство |
9 |
1.5 |
Ворон и всемирный потоп |
10 |
1.6 |
Ворон у славян |
11 |
2 |
Лебедь |
13 |
3 |
Орел |
15 |
4 |
Петух |
19 |
5 |
Образы птиц в лирических произведениях |
21 |
6 |
Образ птицы в поэме «Мертвые души» |
27 |
7 |
Образы птиц в произведениях Салтыкова-Щедрина |
28 |
8 |
Образ птицы в произведении Чехова «Чайка» |
29 |
9 |
Образы птиц в произведениях Горького |
30 |
Заключение |
31 | |
Список литературы |
34 | |
Мифология – совокупность мифов, какого – нибудь народа.
Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, явлениях природы.
Образ – в художественном произведении: тип, характер.
Первая попытка человека
объяснить происхождение и
Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы - эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того, много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли - анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались, определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов - в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.
Животные, в частности птицы, играют особую роль в мифологии. Птица – это часть живой природы. А что такое живая и неживая природа и в чем разница? А разница в том, что живая природа – это то, что сотворила сама природа без участия человека: растения, человек, животные. Эти объекты растут, некоторые передвигаются и для своего проживания требуют пищу, воду, воздух. А неживая природа – это то, что сделал непосредственно сам человек: стол, компьютер, жилища. Такие предметы не нуждаются в воздухе, пище, воде.
Образы птиц, как в русской, так и любой другой литературе играют важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое – либо событие: будь оно плохое или нет, направляют героя или наоборот сбивают с верного пути. Птица может сопровождать героя на всем пути, а может появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом повлиять на судьбу героя.
Перед написанием реферата я поставила себе задачи:
Я обратилась именно к этой теме, потому что посчитала ее самой интересной. Мне захотелось узнать, какую роль играют птицы в мифах, в русской литературе, а может даже и в нашей жизни.
Ворон - член семейства вороновых и многие из них разделяют его качества, будучи "птицами силы" человека. Одна из излюбленных в наше время птиц - его родственниц - серая ворона (черная ворона обитает довольно далеко от наших мест, потому наяву не встречается).
Ворон - птица, приносящая людям вести из иного мира. И обычно новости недобрые. Вороны учат нас тому, что правда важнее и реальнее иллюзий и сказок, как бы не хотелось людям с ними расставаться. Люди - вороны могут "каркать" и предсказывают недоброе. И часто всего это предвидение предстоящих событий. (Конечно, это не означает, что следует предвещать людям неприятности, если они вообще ни о чем не спрашивают.)
Вороны - это трикстеры. Те или иначе это творец и шутник одновременно. Дух ворона может помочь превратить вашу жизнь и самих себя в нечто новое. Это дух, помогающий также оборотничеству и пониманию "языка животных". Традиционно эта птица - хороший помощник в магии и мы не будем отрекаться от этого представления. Дух ворона очень хорошо относится к прикладным видам творчества и способности создавать те или иные полезные и красивые вещи. Особенно проявляется его связь с кузнечным делом.
Это серьезная птица, всегда имеющая свое твердое мнение по разным поводам. (Особенно хорошо с этим знакомы владельцы ручных воронов и всех птиц семейства вороновых.) Потому не относитесь к посланиям или советам своего союзника - ворона легкомысленно.
Серые вороны - это отдельная история. У них не такой серьезный и мрачноватый характер, как у воронов. Они крайне умны и как будто знают это. В любой ситуации они чувствуют себя на своем месте, просто все остальное может дико путаться, а другие - ошибаться. Зачастую это относится и к людям, чьим тотемом является ворона.
Вороны чрезвычайно довольны собой и хвастливы. Не случайно это давно стало предметом насмешек в сказках и животных быличках. Но правда в том, что у ворон есть основания гордиться собой. Когда проверяли на системность мышления (надо было найти еду под множеством колпачков) школьников, студентов и серых ворон, то вороны опередили студентов. Вороны легко придумывают что-то новое: они давно умеют размачивать слишком сухие сухари в воде или подкладывать их под трамвай, чтобы раскрошились. В какой-то момент в Москве они начали съезжать с маковок кремлевских церквей, просто катаясь и получая от этого удовольствие, царапая при этом золото, покрывающее эти маковки.
Это птицы бдительные и осторожные. Они готовы предусмотреть все заранее. И не подпустят чужака ближе, чем нужно. Лишний раз рисковать они не любят. Зато легко адаптируются. Тому же они учат "своих людей". Упрямы и имеют свое мнение они не меньше чем другие вороновые.
Как и другие вороновые это птица - падальщик, питающаяся всем, что попадется. В человеческой жизни это удивительным образом бывает схоже с различными, случайными и непостоянными "источниками пищи и заработка".
Самец и самка вороны строят гнездо совместными усилиями. Это же оказывается важным для людей - ворон. Здесь вся ответственность за обустройство домашнего очага не перекладывается только на женские плечи. Вдобавок, важным оказывается наличие именно своего постоянного "гнезда". Вороны меняют, свои гнезда и это тоже является для людей, близких этому духу, гармоничным способом проживания.
Как и другие птицы, вороны способны научить человека пониманию ветра или течения их жизни. Тому, куда дует ветер и куда их ведет собственная жизненная сила и "намерение Вселенной".
Ворон связывается сходными поверьями у разных народов мира. Прежде всего, это вещая птица. Обычно он предсказывает смерть и другие несчастья: нападение врагов, весть о гибели сына. Также ворон связывается с долголетием, мудростью и знанием, где хранятся клады. Трупная, черная птица - ворон известен как птица, сопутствующая смерти на поле брани. Особенное внимание уделяется повадке.
Черный цвет.
Во многих мифологиях существуют истории о том, как ворон (или ворона) приобретает свой черный цвет. Восприятие черного цвета ворона как наказание в основном характерно для культур, с предубеждением и опаской относящихся к хтоническому миру и классам существ. Это относится, прежде всего, к иудейской традиции, классической античной цивилизации и их преемнице - христианской культуре.
Так в греческой мифологии ворон был вестником Аполлона. Он в частности донес солнечному богу об измене его возлюбленной, которую, как ни странно, звали Коронида ("ворона") и в результате огорченный Аполлон превратил ворона бывшего белым в черного. Как сказал Овидий:
Ворону он воспретил,
ожидавшему тщетно награды
За откровенную речь, меж белых птиц оставаться.
Беременную Корониду и ее любовника Аполлон убил, а ребенка вынул и отдал на воспитание кентавру Хирону. Так появился бог врачевания Асклепий. Аполлон, впрочем, и сам обращался в ворона, чтобы указать людям, где построить новый город. И эта деталь указывает на древние корни мрачной, жестокой стороны Аполлона.
Существует библейского происхождения легенда о вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что выпущенный из ковчега, чтобы узнать, закончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь стал кровожадным и черным, и обречен, питаться падалью.
Информация о работе Символическое значение образа птицы в мифологии и русской литературе