Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Каким должен быть учитель современной школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школе.

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения………………………………………………………………………….

1.1 Понятие и сущность познавательного интереса………………………………………….

1.2 Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах…………………………………………………

1.3 Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах………………………………….

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

7   Витя К.  Б  А  Г  Б  В  Д  Б  А  А  А  В

8   Марина Д.  А  Г  Д  В  А  Г  Г  А  Б  А  А

9  Ольга А.  Д  А  А  Е  Б  А  А  Б  А  Б  А

10  Света Ж.  Б  Д  Е  Г  В  Б  Г  В  Б  В  Б

11  Ксюша З  В  А  З  А  А  Б   Г  В  А  В  В

12  Дима Л.  Д  Г  А  В  А  Б  В  В  В  А  А

13  Максим С.  А  Д  В  Ж  А  Б  В  А  В  Б  Б

14  Андрей Г.  А  А  Г  Г  В  А  А  В  А  В  В

15  Люда А.  А  А  Д  А  В  А  В  В  В  Б  В

16  Игорь Т.  Г  Д  З  Б  Г  В  А  А  В  А  В

17  Даша П.  А  А  И  Б  Б  В  В  А  А  В  А

18  Катя И.  А  А  Л  Б  Б  Г  В  Б  Б  Б  Б

 

    продолжениепродолжениеЗатем  все ответы были переведены  нами в бальные показатели, которые  представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень познавательного интереса №  Список учащихся  Сумма баллов  Показатель  Уровень

1  Женя Д.  49  49:11=4,4 сильный

2  Катя Л.  35  35:11=3,1 умерен

3  Лена С.  39  39:11=3,5 сильный

4  Саша К.   41  41:11=3,7 сильный

5  Ира Ш.  36  36:11=3,2 умерен.

6  Таня Л.  35  35:11=3,1 умерен.

7  Витя К.  38  38:11=3,4 умерен.

8  Марина Д.   41  41:11=3,7 сильный

9  Ольга А.  38  38:11=3,4 умерен.

10  Света Ж.  25  35:11=2,2 слабый.

11  Ксюша 3.  31  31:11=2,8 умерен

12  Дима Л.  33  33:11=3 умерен

13  Максим С.  32  32:11=2,9 умерен

14  Андрей Г.  32  32:11=2,9 умерен

15   Люда А.  2  32:11=2,9 умерен

16  Игорь Т.  29  29:11=2,6 умерен

17  Даша П.   42  42:11=3,8 сильный

18  Катя И.  34  34:11=3,0                                                умерен

 

Для того чтобы наглядно это всё  увидеть можно сделать диаграмму:

 

 

Рисунок 1. Уровень познавательного  интереса

Проанализировав, полученные данные мы заметили, что из 18 человек высокий  уровень познавательного интереса показали 4 человека, то есть это составляет 22% из всех испытуемых. Такие школьники  имеют творческий интерес. Умеренный  уровень показали наибольшая часть младших школьников-13, что составило из всего количества 72% из всех человек. У таких детей присутствует любознательность. А слабый показатель познавательного интереса представляет только 1 человек: Света. Ж, что составляет всего 6% из всех учащихся, у этих детей – любопытство.

Также для определения уровня развития познавательного интереса младших  школьников мы провели анкету «Что нам интересно?» (Приложение 2)

Цель: установить характер и особенности  познавательных интересов и склонностей  учеников.

 

Таблица3

Что нам интересно? Имя Ф.  Что больше всего привлекает вас в школе:  Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным, почему?  Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным, почему?  Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы не изучать.  Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение.  Вывод

Женя Д.  Учитель

+  Математика, одни головоломки.

__  Литературное чтение, много нового узнаем.

+  Не знаю

__  Не знаю

__  Выделяет один предмет, при этом отрицает необходимость других

Катя Л.  Столовая

+  Русский язык, много пишем

__  Музыка, весёлая

+  Не знаю

__  Не знаю

__  Выделяет один предмет, при этом отрицает необходимость других

Лена С.  Еда

+  Литературное чтение, скучно.

__  Музыка, много поём

+  Не знаю

__  Танцевальный

+  Выделяет 2 предмета, но отрицает необходимость других

Саша К.  Класс

+  Математика, много задач

__  Физкультура, много бегаем, прыгаем.

+  Никакой

+  Не знаю

__  Выделяет один предмет, но при этом отрицает другие.

Ира Ш.  Учитель

+  Математика, одни решения

__  Изо, рисуем

+  Не знаю

__  Танцевальный

+  Выделяет два предмета, но отрицает такой предмет, как математика

 Таня Л.  Еда

+  Русский язык, много пишем

__  Изо, рисуем

+  Никакой

+  Танцевальный

+  Выделяет два предмета, но отрицает такой предмет, как русский язык

Витя К.  Учитель

+  Математика, много думаем

__  Физкультура, много прыгаем, бегаем.

+  Никакие

+  Что-нибудь связанное с машинами

+  Выделяет два предмета, но отрицает такой предмет, как математика

Марина Д.  Класс

+  Литературное чтение, много разговариваем

__  Изо, рисуем.

+  Математика,

русский

__  Что-нибудь танцевальное

+  Выделяет 2 предмета из всех, а отрицает такие предметы как: математика, русский

Ольга А.  Общение

+  Математика, одни решения

__  Музыка, много поём

+  Никакие

+  Танцы

+  Выделяет два предмета, отрицает же 1 предмет: математику

Света Ж  Предметы

+  Русский язык, много пишем

__  Музыка, очень весело

+  Не знаю

__  Не знаю

__  Выделяет один предмет отрицает тоже один предмет

Ксюша 3.  Учитель

+  Математика, одни задачи.

__  Физкультура, бегаем, прыгаем, веселимся.

+  Никакие

+  Танцы

+  Выделяет 2 предмета: физкультура и хочет иметь танцевальный предмет

Дима Л.  Еда

+  Окружающий мир, неинтересно

__  Физкультура, очень много играем

+  Никакие

+  Не знаю

__  Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает

Максим С.  Класс

+  Литературное чтение, много читаем

__  Изо, рисуем, раскрашиваем

+  Не знаю

__  Не знаю

__  Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает

Андрей Г.  Учитель

+  Математика, много думать надо

__  Литературное чтении, очень много читаем, рассказываем отрывки из произведений

+  Никакие

+  Не знаю

__  Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает

Люда А.  Столовая

+  Математика, много решаем

__  Изо, рисуем, раскрашиваем

+  Не знаю

__  Не знаю

__  Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает

Игорь Т.  Друзья

+  Русский язык, неинтересно

__  Музыка, много поём, веселимся

+  Не знаю

__  Не знаю

__  Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает

Даша П.  Учитель

+  Русский язык, скучно

__  Музыка, весёлая

+  Не знаю

__  Не знаю

__  Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает

Катя И.  Предметы

+  Математика, много головоломок

__  Физкультура, прыгаем, скачем, выполняем упражнения для здоровья

+  Не знаю

__  Не знаю

__  Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает

 

Следующим этапом диагностики стал анализ ответов учащихся по шкале  «наличия и отсутствия познавательного  интереса», для этого мы посмотрели ответы детей и поставили + или – в зависимости от отношения к предметам. Так если в ответе ребенка замечено признаки познавательного интереса «мне интересно», то мы ставим +, если же ребёнок отвечает, не знаю или ставит прочерк то ставим -.

Проанализировав ответы детей мы можем  разделить детей на три группы:

У Ι группы детей познавательный интерес наиболее развит, такие дети имеют 4+, и 1-: Таня Л, Витя К, Ольга А, Ксюша З. То есть они выделяют четыре предметы, но при этом отрицают один.

У ΙΙ группы познавательный интерес  выражен умеренно, такие дети имеют 3+, и 2-:

Лена С, Саша К, Ира Ш, Марина Д, Дима Л, Андрей Г. Такие дети принимают  три предметы, а остальные отрицают.

У ΙΙΙ группы познавательный интерес  выражен наиболее слабо, такие дети имеют только 2+, и 3-: Женя Д, Катя Л, Максим С, Люда А, Игорь Т, Даша П, Катя И.Такие  дети принимают только 2 предмета, остальные  отрицают.

Формирующий эксперимент 

Цель: разработка и реализация серии уроков с драматическим содержанием для активизации развития познавательного интереса учащихся.

На формирующем этапе нами проводился ряд уроков, направленных на активизацию  познавательного интереса учащихся. Главной целью была диагностика и повышение уровня познавательного интереса учащихся.

Таблица 4

Тематика проводимых уроков с драматическим  содержанием Тема урока  Цель урока  Драматическое содержание

С.Маршак «Про козла» (Приложение 4,5)  1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением  до чтения, во время и после чтения;

проведение 

в) литературоведческой пропедевтики;

формировать умение логично и аргументировано  излагать свои мысли во время устной речи.

2 Развивающие: 

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской  художественной литературы и жизни талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д) воспитание критического мышления.  1 Чтение слов каждого из героев

2 Инсцинирование пьесы

Н.Носов: «Витя Малеев в школе  и дома» (Приложение 6, 7, 8, 9,10,11)  1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением  до чтения, во время и после чтения;

проведение в) литературоведческой  пропедевтики;

формировать умение логично и аргументировано  излагать свои мысли во время устной речи.

2 Развивающие: 

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской  художественной литературы и жизни  талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д)воспитание критического мышления.  1 Чтение по ролям

2 Работа с иллюстраций 

3 Рассказ придуманного содержания 

4 Словесное рисование самого  драматического эпизода 

Н.Носов «Два друга» (Приложение12, 13)  .

1. Образовательные: 

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением  до чтения, во время и после чтения;

проведение в) литературоведческой  пропедевтики;

в) формировать умение логично и  аргументировано излагать свои мысли  во время устной речи.

2 Развивающие: 

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской  художественной литературы и жизни  талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д)воспитание критического мышления.  1 Чтение по ролям в парах

2 Инсценирование пьесы 

3 Номинации: Лучший режиссер  спектакля», «Лучший актер», «Лучший  художник» и т. д. 

С.Козлов «Снежный цветок» (см. приложения 14, 15, 16,17)  1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением  до чтения, во время и после чтения;

в) проведение литературоведческой  пропедевтики;

г) формировать умение логично и  аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2 Развивающие: 

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д) воспитание критического мышления.  1 Чтение по ролям

2 Игра: «Я- художник» иллюстрация к одной из картин пьесы.

3 Инсценирование пьесы 

КВН по всем урокам (Приложение 18)  1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

в) проведение литературоведческой  пропедевтики;

г) формировать умение логично и  аргументировано излагать свои мысли  во время устной речи.

2 Развивающие: 

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской  художественной литературы и жизни  талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д) воспитание критического мышления.  1 конкурс: «Ты мне - я тебе!».

2 конкурс: «Назови пьесу».

3 конкурс: «Юные художники».

4 конкурс: «Юные писатели». 

5 Инсценирование 

 

При проведении уроков мы наблюдали, как постепенно возрастал интерес  учащихся к происходящему, особенно детям нравилось читать по ролям, инсценировать пьесы, придумывать  продолжение пьесам.

2.2 Анализ и оценка опытно  экспериментальной работы 

III этап: на этом этапе подводился анализ всех мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса.

Мы использовали ту же самую диагностику, чтобы посмотреть, какие изменения  произошли в познавательном интересе у учащихся 2б класса, полученные результаты представлены в протоколе (Приложение 3) и таблице 5.

Затем все ответы были переведены нами в бальные показатели, которые  представлены в таблице 4.

 

Таблица 5

Уровень познавательного интереса №  Список учащихся  Сумма баллов  Показатель  Уровень

1  Женя Д.  49  49:11=4,4 сильный

2  Катя Л.  47  47:11=4,2 сильный

3  Лена С.  39  39:11=3,5 сильный

4  Саша К.   41  41:11=3,7 сильный

5  Ира Ш.  36  36:11=3,2 умерен.

6  Таня Л.  35  35:11=3,1 умерен.

Информация о работе Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач