Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Введению в античную литературу".
Вопрос: общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия.
Ответ: с развитием полисов меняется мироощущение эллинов. Человек начинает осознавать себя как личность и индивидуальность. Обращаясь к художественному творчеству, человек говорит не от имени коллектива или народа, а от себя лично. В связи с этим преобладает лирическая поэзия. Появляется субъективное мировоззрение героя, новое понимание этики, новые функции мифа, открывается новая структура стиха, трансформируется психологизм, переосмысляются новые понятия эпоса, этические категории (индивидуальная доблесть вождя, полисная этика, связанная с необходимостью защищать родной город). Миф остаётся, но приобретает коммуникативную функцию. До этого миф санкционировал общий порядок, ориентировался на прошлое и был значимым сам по себе. В лирике миф ориентирован на современность – мифологические герои чувствуют и ведут себя как современные люди. При помощи мифологических сюжетов решаются актуальные вопросы современности. В лирике происходит самосознание человеком своих ощущений. При передаче эмоциональных и интеллектуальных проявлений сохраняется конкретизированная образность, но она не ограничивается внешними симптомами, а воспроизводит ощущения, переживаемые самим индивидом. Краткость текста лирического стихотворения приводит к формированию другой поэтики, появлению новых композиционных принципов (антитеза, приём «переплетающейся сети», нанизывающий стиль). Термин «лирика» появляется позже собственно лирики. Ранняя лирика называлась меликой (от греч. melos – песня, напев). Термин «лирика» появляется у александрийских филологов (III – II века до н.э.).
Хронологическая классификация:
1. 648 г. до н.э. – VI век до н.э. (Архилох, Мимнерм, Алкей, Сапф
2. VI век до н.э. – время греческой
3. Первая половина V века – развитие хоровой мелики (Вакхилид, Феогнид).
4. Вторая половина V века – первая половина IV века (Тимофей Милетский).
Племенная и территориальная классификаци
1. Ионийская лирика (элегия и ямб);
2. Эолийская лирика (представитель – Сапфо);
3. Дорийская лирика (хоровая);
4. Сицилийская лирика.
Жанровая классификация:
1. Декламационная лирика (элегия, ямб);
2. Песенная лирика.
Декламационная лирика:
1. Элегии (общественные, общегражданские, воинственно-п
2. Ямб.
Греческая лирическая поэзия своими корнями уходит в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными и застольными песнями, обрядовыми прославлениями и гимнами, погребальными заплачками. Важнейшие жанры лирики – элегия и ямб. Истоком элегии были заплачки, но в литературном виде этот жанр необязательно носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах и народных собраниях и строились на чередовании гекзаметра с пентаметром (элегический стих). Ямб происходил из песен, которые пелись на земледельческих праздниках. Ямбы декламировались без музыки и были наиболее близки к разговорной речи. Ямбический размер – трёхмерная стопа, состоящая из двух слогов. Наиболее употреблявшийся ямбический размер – триметр.
Песенная лирика:
1. Монодийная (лесбосская, сицилийская, «странствующих по
2. Хоровая (дорийская, аттическая
Мелические произведения – песни, но ноты к ним не сохранились. Древнегреческие филологи мыслили мелику единым целым. В каноне филологов Александрийской библ
Также к лирической поэзии относится эпиграмма – законченное короткое стихотворение, посвящённое лицу или событию. Создателем жанра считается Семогнид Кеосский. Кроме того, к лирике относится эпитафия – надпись на надгробном памятнике, выполненная гекзаметром или элегическим дистихом.
Вопрос: творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика.
Ответ: Архилох жил между 689 – 640 гг. Его творчество было популярно в античности. До нас дошло около 200 фрагментов его стихотворений. Архилох сочинял элегии, гимны, басни, эпиграммы, но он более известен как создатель ямбической поэзии. Она использовалась в личной полемике и писалась двусложными размерами: ямбом, трохеем, спондеем. Архилох родился на острове Парос. Вплоть до последнего времени считалось, что Архилох был вольноотпущенником, сыном рабыни и знатного человека и наёмником, сражавшимся на острове Парос и во Фракии. Сейчас нельзя говорить о том, что он был наёмником. Он сражался как представитель полисной общины. Его этика – антиэпичность и антигомеричность, идеалы – идеалы общины, которые неизвестны героическому эпосу. Раннегреческая лирика мыслилась в рамках общественного коллектива (фиас, гетерия, апелла). Точно такой же группой было общество колонистов, к которому принадлежал Архилох.
В своём творчестве Архилох отказывается от шкалы ценностей родовой аристо
Отличительная черта Архилоха – его активное вторжение в жизнь. Эта особенность – личная ответственность поэта. Взлёты и падения в личной жизни Архилох типизирует, демонстрируя образцы поведения для себя и для слушателей. Жизнь представляется ему в течении удач и неудач. Идея человеческой беспомощности перед миром, обращение к духу. Архилох в обращении к себе продолжает эпическую традицию внутреннего монолога. Но Архилох не ограничивается приказом – он утешает, ободряет свой дух. Глаголы в его стихах повелительного наклонения. У Архилоха происходит самосознание своего переживания, внутреннего ощущения.
Тема любви не занимает особого места в творчестве Архилоха. В ряде отрывков он признаётся в любви к прекрасной Необуле. Отвергнутый ей, он пишет про неё с жестокой насмешкой. Обличительная поэзия Архилоха «таила в себе жало змеи и яд пчелы». Известны басни Архилоха, например, «О лисице и орле». Архилох стоит у истоков европейской лирики. Он первым осуществил переход от эпоса к лирике.
Вопрос: греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт)
Ответ: Алкей и Сапфо жили в VI веке до н.э. и происходили из аристократических семей острова Лесбос. Их творчество высоко ценилось в античном мире. Произведения Сапфо были изданы в девяти папирусных книгах, Алкея – в десяти. Их творчество было известно в Римской империи. До нас дошло по 400 строк от каждого поэта.
Сапфо и Алкей исполняли свои произведения в фиасе и гетерии соответствен
Коллектив Сапфо был посвящён Афродите и Музам. Основная тематика песен Сапфо – общение с подруг
Поэтика произведений Сапфо:
1. Начало и конец стихотворения –
2. Призываются женские божества: Гера, Афродита, Музы, Хариты;
3. Любовь и поэзия – два начала, служащие Сапфо;
4. Сапфо верит в возможность эпиф
Центральная часть гимна – биография божест
Культ Афродиты носил эротическую окраску. Обязательным элементом почитания Афродиты являлось любовное томление. Ярким примером служит стихотворение «Огненное» (фрагмент 52). В нём описывается состояние, в которое предмет страсти пове
Творчество Алкея формируется в
Анакреонт (572/569 – 487/484 гг.) относится к странствующим поэт
Анакреонт – поэт редкого жизнелюбия, выражающий общегреческое мировоззрение –
Вопрос: греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.
Ответ: из всех видов греческой лирики хоровая песня сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом, потребности которых она главным образом и обслуживала. В своих фольклорных формах хоровая песня существовала, разумеется, повсеместно, но особенно культивировалась она в тех государствах, где у власти удержалась землевладельческая знать. Культовая поэзия служила здесь орудием пропаганды аристократической идеологии, получившей в это время новое оформление в религии Аполлона Дельфийского. В противоположность старо-аристократической идеологии, восходившей ко времени разложения родового строя, дельфийская религия и мораль были приноровлены уже к условиям классового общества и к потребностям аристократии, как господствующей группы внутри полиса. Хоровая лирика стала литературной выразительницей этой новой морали и нового мифотворчества, перерабатывающего традиционные мифы в духе дельфийской религии. Политическое господство аристократии сохранилось по преимуществу в дорийских областях; в соответствии с этим дорийский диалект сделался преобладающим языком хоровой лирики.
С другой стороны, в культовой поэзии были заинтересованы и тираны, которые вели активную религиозную политику, поддерживая низовые и общегреч
В силу своего культового и обрядового характера хоровая лирика более архаична по способу своего исполнения, чем монодическая мелика или элегия. Слово остается связанным не только с музыкой, но и с ритмическими телодвижениями; песня исполняется традиционным обрядовым хором, который поет и вместе с тем пляшет. Во главе хора стоит предводитель; половозрастной состав хора и характер пляски очень часто уже предопределены культовым заданием, так как хоровая песня исполняе
Информация о работе Шпаргалка по "Введению в античную литературу"