По сравнению с фольклорной хоровой песнью чрезвычайно усложнилась также и музыкальная сторона. Хорический поэт был одновременно и композитором и балетмейстером. Он для каждого стихотворения составлял особую музыку, часто даже для каждой строфы. Ритм выявлялся не только словом, но и плясовыми движениями хора. Греческая хоровая лирика отличается поэтому большой свободой ритмов, меняющихся от стихотворения к стихотворению, от строфы к строфе. Строфы эти весьма разнообразны и по своему внутреннему составу. Нигде в античной поэзии нет такого разнообразия и богатства ритмических форм.
В произведениях хоровой лирики обычно наличествуют три элемента, связанные с торжественным «гимническим» характером хоровой песни. Составной частью культового гимна издревле является миф; в свободном чередовании с мифом подавался дидактический элемент, наставительные размышления на религиозные и нравственные темы; наконец, поскольку гимн являлся молитвой, выражавшей пожелания молящего, хоровая песня содержала и личные высказывания, от имени поэта или его хора.
Пиндар (около 518 — 442 гг.) – последний и самый выдающийся певец греческой аристократии. Пиндар был уроженцем Фив и происходил из знатного рода; с юных лет он был тесно связан с Дельфами, и дельфийская религия оставила очень значительные следы на всей его поэтической деятельности. В творчестве Пиндара представлены различные виды хоровой лирики: эпиникии, гимны, пеаны (в честь Аполлона), дифирамбы, просодии (песни процессий), парфении, гипорхемы (песни-пляски), энкомии, траурные песни. От богатого наследия Пиндара, обнимавшего в античных изданиях 17 книг, сохранилось 4 книги эпиникиев, в общей сложности 45 стихотворений. Общегреческие гимнастические состязания происходили в это время в четырех местах: в Олимпии, в Дельфах (пифийские игры), на Истме (около Коринфа) и в Немее (в северо-восточном Пелопоннесе). Соответственно этому оды Пиндара в честь победителей на играх и были разбиты на четыре книги. Эпиникии составлялись не по собственной инициативе автора, а заказывались заинтересованными лицами или общинами, к которым победители принадлежали. Пиндар, как и до него Симонид, работал по заказу различных общин и получал вознаграждение за свои стихи. Круг заказчиков Пиндара — по преимуществу дорийская знать и тираны Сицилии; это то общество, для которого он творит и в котором он славится.
Уже самое задание эпиникия заключает в себе некоторую программу, которую поэт обязан выполнить. В состав оды должны входить местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительные размышления. Но не все стороны программы имеют для Пиндара одинаковое значение. Для его стиля характерно, что на всей внешней обстановке победы он останавливается лишь мимоходом и никогда не описывает самих состязаний. Победа интересует его лишь как обнаружение «доблести», и эту последнюю он прославляет в лице победителя. Эпиникий Пиндара становится как бы исповеданием аристократического мировоззрения, и все построение оды подчинено этой задаче. Упоминание о предках прославляемого получает особый смысл в свете убеждения, что «доблесть» не есть личное качество, что она в знатных родах передается по наследству от предков в силу «божественного» происхождения рода. Мифологические части стихотворения создают вокруг прославляемого «героическую» атмосферу. Они могут не находиться в прямой связи с воспеваемой победой или личностью победителя; персонажи мифа — это те образцы, положительные или отрицательные, которыми иллюстрируются мысли поэта.
Произведения Пиндара — наиболее яркий литературный документ аристократической идеологии, сложившейся под идейным руководством Дельфов. Он твердо убежден во всемогуществе, всеведении и нравственном совершенстве богов. Там, где традиционная мифология оказывалась в противоречии с позднейшими моральными представлениями и богам приписывались безнравственные поступки, Пиндар без колебания «исправляет» мифы. Вместе с дельфийской религией он подчеркивает ограниченность человеческих возможностей и призывает соблюдать во всем «меру». «Чрезмерность» гибельна: «смертному приличествует смертное». Предел человеческого счастья — богатство, соединенное с «доблестью». Способность развить в себе качества, которые составляют доблесть, присуща знатному от рождения. «Узнавши, каков ты есть, стань таковым». Тот же, кто обладает только «знанием» без наследственных качеств, не способен достигнуть полноценной «доблести». Все эти положения, неизменно провозглашаемые Пиндаром, полемически заострены против прогрессивных течений греческой мысли, критиковавших мифологическую систему и противопоставлявших аристократическим традициям силу знания, одинаково доступного знатным и незнатным. Политические симпатии Пиндара, разумеется, обращены также в сторону аристократических государств, где правят «мудрые».
Идеал «доблести», провозвестником которого был Пиндар, имел большое культурное значение, несмотря на свой аристократически ограниченный характер. В «доблести» Пиндара нераздельно слиты атлетика и этика, физические и душевные качества: отсюда призыв к развороту всех сил человека и их всестороннему развитию. Это — тот же гармонический идеал, который мы находим воплощенным в произведениях греческого изобразительного искусства.
Примером построения эпиникия у Пиндара может служить второе стихотворение из сборника в честь победителей на играх в Олимпии. Оно адресовано Ферону, властителю сицилийского города Акраганта. Кони Ферона одержали победу на состязании колесниц, а в таких случаях «победителем» обычно провозглашался 'владелец коней. Ода Пиндара прославляет фиктивного «победителя», отягощенного в это время заботами об упрочении своего владычества. Пиндар начинает с обращения к «гимнам, властителям струн»: «какого бога, какого героя, какого мужа мы будем воспевать?» В нескольких строчках следует ответ, исчерпывающий всю официальную программу эпиникия: указывается место победы, характер состязания, имя победителя. Ферон — «опора Акраганта», «краса славных предков», представитель рода, испытавшего некогда бедствия, но вновь достигшего 'благосостояния своими «доблестями». Это создает переход к вопросам общего порядка. Сначала сентенция' даже отец всего Хронос (время) не может сделать бывшего не бывшим, но радости дают забвение от страданий; в качестве примеров приводится миф о героинях, которые после великих страданий удостоились принятия в круг "богов. Новая сентенция: на людей попеременно надвигаются «потоки радостей и тягот»; примером служит уже род самого Ферона, начиная от его мифологического предка Эдипа. Теперь Пиндар возвращается к победе Ферона, к его «богатству», украшенному «доблестями». Вера Ферона в загробное воздаяние служит предлогом для введения нового мифа, описания беспечальной жизни на «острове блаженных». Затем, после резкого выпада против «ученых», которым противопоставляется «мудрец», много знающий от природы, даются заключительные славословия по адресу Ферона, как «благодетеля» своего города. Таким образом, центральную часть оды занимают сентенции и мифы, окаймленные с обеих сторон похвалой в честь победителя. Это обычный тип построения у Пиндара.
Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще тесную связь с образной системой греческого фольклора. Пиндар стремится максимально повысить выразительную энергию стиха. Каждое слово полновесно, все второстепенное, неяркое отбрасывается; поэт как бы скользит по вершинам мыслей и образов, опуская соединительные звенья. Хвалебный гимн, по его собственным словам, перелетает, «подобно пчеле», с одной темы на другую. Эти особенности затрудненного стиля Пиндара, в котором связь образов и мифологических представлений преобладает над связью понятий, воспринимались в XVI — XVIII вв. как «лирический беспорядок» и «лирический восторг», что и легло в основу высокопарного «пиндаризирования» поэтов этого времени.
Вопрос: древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.
Ответ: вопрос о происхождении греческой драмы дискуссионный. До нас не дошли свидетельства античных учёных V века до н.э. – современников драмы – а также сама ранняя драма. Уже в фольклорных произведениях были элементы мимической игры и диалога. Ещё во времена крито-микенской культуры использовались маски. Во многих случаях из хора выделялся запевала и вёл диалог с хором. Сами греки считали трагедию древним искусством (Платон, диалог «Минос»). Гораций считал, что драма происходит из культов местных героев.
У истоков трагедии стоял дифирамб. Трагедия возникла из представления сатиров и была связана с культом Диониса. Дифирамбы исполнялись хором из 50 человек. Дионис был богом растительных сил природы. Он был новым богом – у Гомера он не упоминается. Культ Диониса был необычен и олицетворял слияние с природой, был сродни элевсинским мистериям Деметры и Персефоны. Из Фригии культ Диониса пришёл в Аттику при тиране Писистрате (VI век). Этот культ распространялся в политической борьбе демагогами, опиравшимися на демос. Аспект смерти и воскрешения в мифологии Диониса сродни восточным богам. Праздник, посвящённый Дионису – Великие Дионисии. Разыгрывался мотив смерти и воскрешения Диониса. Эта сцена изображалась на греческих вазах. Спутники Диониса – козлоподобные сатиры, конеподобные силены, воспитатель Силен.
Создание литературного дифирамба приписывается Ариону, полулегендарному поэту из Коринфа. Солист хора первоначально превращается в первого и единственного актёра (hypokrites – ответчик). У Феспида солист уже не запевал, а говорил с хором и менял маски. Произведения Феспида не сохранились. Трагедия Фриниха «Финикиянки», которую спонсировал Фемистокл (хорег), взяла первый приз. В композиционном отношении трагедия Фриниха – патетическая оратория. Трагедию-действие изобрёл Эсхил. Он ввёл второго актёра и поставил на первое место диалог. Софокл ввёл третьего актёра и перенёс всю смысловую нагрузку на диалог.
Пролог – экспозиция и завязка действия. В пароде и стасимах песни делятся на строфы, антистрофы, эподы (припевы). Предводитель хора – корифей – от лица хора ведёт диалог с актёрами. Стасимов было три. Три трагика выставляли по четыре пьесы (тетралогия): три трагедии и одну сатировскую драму. Трагедии, входившие в тетралогию, первоначально были связаны по сюжету. Позднее трагедии стали отдельными произведениями.
Основные театральные праздники:
1. Великие Дионисии – трагедия;
2. Малые Дионисии – сельский вариант праздника;
3. Ленеи (конец января) – комедия.
За постановку трагедии отвечал первый архонт. Хорег отвечал за помещение для репетиций, хор и театральные костюмы. Дидоскалии – протоколы комиссии по награждению победителей на мраморных плитах.
Первый театр в Эпидавре вмещал 15 000 зрителей. Вход в театр был платным. Актёры носили маски с широким ротовым отверстием, используя его как рупор, и также носили высокую обувь (котурны). К III веку до н.э. хор теряет культовое значение, и актёры выступают на самой скене.
Партии хора писались на дорийском диалекте, диалоги – на аттическом наречии. Размер диалогов трагедии – ямбический триметр. В партиях хора могли быть и маршевые анапесты. Греческая драма совмещала декламацию, пение, пляску, музыку. Комедия сопровождалась буффонадой. Государство принимало активное участие в постановках.
Вопрос: творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика.
Ответ: античный гуманизм утверждал красоту земного человека как предмет искусства. Большое значение в развитии трагедии имели Греко-персидские войны. Они сделали трагедию более серьёзной. В ней появляется политико-общественная проблематика. Мифологические образы иллюстрируют современные вопросы.
Эсхил был назван «отцом трагедии». Биографические сведения о нём скудны. Он родился в 525 г. до н.э. в Элевсине в старинной аристократической семье, принимал участие в Марафонском сражении (490 г.), Саламинском сражении (480 г.), битве при Платеях (479 г.). Свои заслуги гражданина и воина он ценил выше, чем творчество.
Первое выступление Эсхила как драматурга произошло в 500 г. В 484 г. он добивается победы. В последующие годы он получал первый приз 12 раз. В 470 – 460 гг. Эсхил был самым популярным драматургом в Афинах. В 468 г. Эсхила победил Софокл. Затем, используя нововведения Софокла, Эсхил вновь завоевал первую премию (тетралогия «Орестея»). Эсхил умер в 456 г. на Сицилии. Он написал около 80 произведений. До нас дошло 7 трагедий, написанных между 470 – 460 гг.: «Просительницы» или «Умоляющие», «Персы» (472 г.), «Семеро против Фив» (467 г.), «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» (458 г.): «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». Сохранились сотни фрагментов из сатировских драм.
Эсхил ставит перед собой новые задачи. Композиция ранних трагедий Эсхила фронтонная. В «Орестее» она преодолевается изнутри. В центре – партия хора. Трагедию обрамляли две большие хоровые партии. Происходит развитие действия и перемена настроения. Отдельные части, на которые членится пьеса – замкнутые образования, скрепляющиеся с помощью мотивов, лейтмотивов и особых композиционных связок. Композиционные элементы следуют друг за другом. Основной поворот в драматическом действии происходит в разговорных партиях. В «Агамемноне» отсутствует хоровой финал. Смысловым центром являются диалогические партии. При сокращении объёма хоровых партий участие хора в развитии действия нарастает. Действие идёт к кульминации. Преодоление фронтонной композиции связано с тем, что новителями авторского отношения являются актёры.
«Агамемнон» - трагедия-поединок, основанный на противоборстве Агамемнона и Клитемнестры. Центр внимания в «Хоэфорах» - Орест (монодрама). Последняя трагедия «Эвмениды» - диптих. Вторая часть не связана с первой. По мере того, как возрастает нравственная проблематика, исчезает роль хора.
Трилогия «Орестея» была поставлена в 458 г. К ней примыкает сатировская драма «Протей». В трагедии используется проскений – задняя декорация. В основе трилогии – миф об Агамемноне, восходящий к микенским племенам. Судьба Агамемнона – проклятие рода Пелопса. В трилогии не рассматривается проклятие Пелопса. Эсхилу интересна распря Атрея и Фиеста. «Пир Фиеста» упоминается в «Агамемноне» и «Хоэфорах». Действие трилогии начинается с жертвоприношения Ифигении. В VI веке Стесихор и Пиндар считали виновницей убийства Агамемнона Клитемнестру. Дельфийская религия, боровшаяся с институтом родовой мести, придала мифу об Оресте другой финал – ритуальное очищение в храме Аполлона. Таков был литературный фон «Орестеи». Эсхил сохраняет проблему прекращения родовой мести. Позиция Эсхила – позиция афинского патриота. В «Орестее» показан переход от кровавых ужасов старины к разумной жизни. Поэтому Эсхил и вводит в конце Ареопаг.
Основные перипетии трилогии:
- Убийство Агамемнона и Кассандры;
- Убийство Клитемнестры и Эгисфа;
- Оправдание Ореста.
В прологе «Агамемнона» упоминаются мотивы возвращения героев домой и неладов в царском доме. В пароде хор аргосских старейшин размышляет о подготовке троянского похода, жертвоприношении. Поддерживается тема Трои. В монологе вестник намекает на будущее зло. Зло предчувствуют и старейшины. Тема Трои звучит и в речах Агамемнона. Затрагивается тема проклятия рода Атрея. В «Агамемноне» применяется трагическая ирония.