Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".
Противостояние двух лагерей в романе — это не только борьба и столкновение различных социальных сил, представленных, с одной стороны, коммунистами Семеном Давыдовым, Андреем Разметновым, Макаром Нагульновым, сочувствующими советской власти Кондратом Майданниковым, Любишкиным, Ушаковым, Шалым,— и, с другой стороны, теми, кто пытался задержать, остановить ход истории (Островнов, Половцев, Лятьевский), но это и конфликты, столкновения резко очерченных характеров. Сама типичность шолоховских героев — следствие глубокого проникновения в мотивы их действий, поступков, в самое «тайное тайных». Противоборство различных социальных сил воплощается в конфликтах, которые имеют не только общественно-политическое значение, но проявляется и в интимных отношениях людей.
Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.
К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.
Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.
Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.
Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.
Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.
Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.
Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.
Становятся известными и распространенными движения диссидентов, которые требуют свободу творчеству и слову. В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.
После смерти Сталина в 1953 растущее недовольство жесткой регламентацией сказалось в повести И.Г.Эренбурга Оттепель (1954), о злосчастной участи художников, вынужденных творить под контролем начальства. Во многих произведениях поэзии, прозы и драматургии молодые авторы обличали не только злоупотребления власти сталинской поры, но и уродливые явления современной действительности.
В 1957, когда мятежный дух обеспокоил начальство, Хрущев напомнил писателям, что им надлежит следовать коммунистической идеологии. Публикация в том же году за границей романа Пастернака Доктор Живаго была сурово осуждена в партийной прессе, и Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии 1958. Шумный скандал, который вызвала книга, помог справиться с литературным брожением, и на Третьем съезде писателей в 1957 вновь царила атмосфера покорности.
В начале 1960-х годов потребность
в большей свободе
1960-е годы были
В 1960-е годы постепенно
возродился и советский театр
- как за счет нового репертуара
(например, пьес В.С.Розова и А.Н.
Наиболее значительными
Вслед за публикацией Одного
дня Ивана Денисовича, принесшей
ему всеобщую известность,
С 1950-х годов все больший вес в советской литературе приобретала группа "деревенщиков". В их произведениях изображалась горестная жизнь русской деревни; они были исполнены тоски по прошлому и отличались склонностью к мифологизации русского крестьянства. Ведущими представителями этой группы были Ф.А.Абрамов, В.Г.Распутин, В.И.Белов и В.П.Астафьев. Некоторые писатели сосредоточились на жизни городской интеллигенции. Ю.В.Трифонов привлек внимание романами, исследующими "обуржуазивание" интеллигенции и комплекс нравственных проблем, связанных со сталинскими репрессиями и их последствиями (роман Дом на набережной, 1976).
"Я знаю: никакой моей вины..."
Это небольшое стихотворение занимает особое место в творчестве поэта. Твардовский посвятил теме войны много стихотворений и поэм, но "Я знаю: никакой моей вины..." является завершающим словом поэта о войне. Стихотворение посвящено построению будущего, и поэтому поэт говорит о том, что война - прошла, и за ней следует новый мир.
Твардовский вспоминает о военных событиях, и заново переживает горечь от потерь близких и друзей и многих соотечественников. Поэт не желает забывать войну и те испытания, которая она принесла в жизни людей, но он чувствует, что многое необходимо отпустить - для того, чтобы полноценно жить дальше.
Буквально несколько строчек раскрывают душевную боль автора, и мы понимаем сложную и глубокую философию прожитой им жизни. Заметно, что Твардовскому тяжело и болезненно говорить на эту тему, поэтому конструкция стихотворения довольно сложна и постоянно обрывается. Но только так можно передать все те мучения и тягости, которые пережил Твардовский во время войны, как и миллионы его соотечественников.
Стихотворение «К обидам собственной персоны» А.Т.Твардовский написал в 1968 году, за три года до смерти.
Этим стихотворением
поэт хотел передать свой
В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык. Твардовский говорит, что нужно быть целеустремлённым, но «жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быть самим собой».
Не только Твардовский
призывал к самостоятельности,
устремленности и терпению. В
народе уже сложилась такая
пословица: «взялся за гуж –
не говори, что не дюж». Именно
ее автор и вставляет в
Стихотворение звучит настойчиво и призывающее («не поступая», «не отступая», «жить, как живёшь»). Автор, я думаю, пишет так для того, чтобы читатель по-настоящему проникся в строки, понял то, что хотел сказать поэт. Ведь нужно признать то, что стихотворение было написано Твардовским в конце жизни, и он может с полным правом учить тех, у кого всё впереди.
Твардовский пишет:
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая…
В этих строчках есть
метафора – «нашла судьба».
Это ещё один приём, используем
Интересно построение
стихотворения. Оно не имеет
обращения, подлежащего, здесь
одни сказуемые. Его трудно
понять с первого раза. И читатель
вынужден ещё не раз
По мнению Твардовского,
человеку необходимо осознание
своего места на земле. Это
даст ему только труд. Труд
даёт человеку чувство
Поэт говорит, что
нужно так построить свою
Поэту удалось всего
в девяти строчках передать
читателю все секреты
Твардовский жил и творил в самую сложную и противоречивую эпоху советской истории. Большинство его произведений тесно связаны с теми событиями, которые происходили в стране. Отличительной чертой Твардовского является его неумение лукавить. Искренность – вот основное его качество. Одним из лучших произведений поэта, без сомнения, является «За далью – даль», написанная во времена «хрущевской оттепели». Здесь автор поднимает самые разные вопросы и проблемы действительности. Но при этом особое внимание уделяется Великой Отечественной войне. Твардовского волнует все, что происходит в его родной стране.
В художественном плане
интересно построение поэмы.
Я видел, может быть, полсвета
И вслед за веком жить спешил,
А между тем дороги этой
За столько лет не совершил…
Таким образом, автор считает обязательным подобное путешествие во времени и пространстве.
В поэме Твардовский обращается и к молодежи, достаточно вспомнить главу «Москва в пути»:
Тебе сродни тех далей ветер.
Ты знаешь: очередь твоя –
Самой в особом быть ответе
За все передние края.
Важно заметить, что проблема отношения будущих поколений к родине всегда волновала автора. И судьба молодежи в сознании героя тесно связана с прошлым и, в первую очередь, с войной, которую просто невозможно вычеркнуть из памяти:
Однако, - нужды нет лукавить, -
Душа, минуя давность лет,
Той горькой памяти оставить
Еще не может и нет-нет-
В тот самый заступает след.
Обращаясь к теме войны,
Твардовский еще раз
Он так сказал: ходить в атаки
И умирать, коль выпал час,
Есть тот гражданский долг, что всякий
Обязан выполнить из нас.
Весьма откровенно повествует автор и о своем отношении к власти. Здесь нужно казать о знаменитой четырнадцатой главе «Так это было». Она посвящается тому времени нашей истории, когда