Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

 

Личностный  тип общения. Контакт с аудиторией будет более успешным, если использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте ("живая" беседа). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

В качестве средства выражения авторского Я опытные  ораторы используют практически  все средства языка: местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчиненные  предложения с придаточным изъяснительным - лишь, даже, вот, же, знай себе, взял да, так или иначе, я считаю что  и др.

 
 

23. Правила построения ораторской  речи

 

Существуют  устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступлений.Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций:

- к выступлению  обязательно нужно подготовиться. 

- следует  четко сформулировать тему выступления,  спросив себя: что я хочу сказать? 

- определить  цель выступления. Чего вы хотите  добиться? Поставить новую задачу?Опровергнуть  чужую точку зрения? Переубедить  аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения  в обсуждаемую проблему?

- в начале  выступления сразу же сформулируйте  основную мысль выступления,основной  тезис. До тех пор пока слушатели  не поймут, о чем вы собираетесь  говорить, их внимание будет рассеянным; несосредоточенным. Помните - если  вы затягиваете изложение сути  дела, то раздражение аудитории  растет в геометрической прогрессии.

- определив  главную мысль, расчлените ее  на отдельные составляющие. Это  членение необходимо провести  на основе одного принципа. Составляющие  главную мысль компоненты должны  быть равны по важности, связаны  между собой в одно целое.  Каждая составляющая главной  мысли будет представлять отдельную  часть вашего выступления, которая  может быть названа по ключевому  слову этой части выступления. 

- начинайте  изложение содержания главных,  основополагающих тезисов. На  конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. Если  внимание аудитории ослабнет, то  это произойдет на наименее  важных частях вашего выступления. 

- в случае  необходимости подберите к каждому  тезису соответствующую информацию:статистические  данные, сведения по истории вопроса,  результаты социологических опросов  и т.п. 

- свое мнение  можно подкрепить ссылкой на  лицо, которое признано авторитетным.С  этой целью целесообразно привести  цитату, пересказать другой текст,воспроизвести  элементы личной беседы и т.п. 

- высказываемая  мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами. 

- приводя  аргументы в обоснование своего  мнения, расположите их таким  образом,чтобы их доказательная  сила возрастала. Поставьте самые  сильные аргументы в конце.  Конечный аргумент фиксируется  в памяти лучше, чем первый.

- оцените  непротиворечивость всего текста  в целом. Проверьте, насколько  соответствует последовательность  изложения материала поставленной  цели,характеру аудитории, конкретной  речевой ситуации, сложившейся к  моменту начала вашего выступления. 

Наиболее  типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного  содержания, непоследовательность, несоразмерность  отдельных частей,неубедительные примеры, повторы. Каждому выступлению свойственна  своя специфика подготовки, что это  не означает, что общие принципы работы над текстом выступления  отсутствуют.

 
 

24. Логические законы речи:

 

закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего и закон достаточного основания. Они используются при оперировании понятиями и суждениями, применяются в умозаключениях,доказательствах и опровержениях. Первые три были открыты Аристотелем, четвертый- В. Г. Лейбницем. Логические законы отражают в сознании человека определенные отношения, существующие между объектами, или отражают такие обычные свойства предметов, как их относительная устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики отражают объективное в субъективном сознании человека,поэтому их нельзя отменить или заменить другими. Имеют общечеловеческий характер, т. к. они едины для людей всех рас, наций, профессий.

Основные  логические законы сложились исторически  в результате многовековой практики познания. Они отражают такие важные свойства правильного мышления, как  его определенность, непротиворечивость, обоснованность, четкость мышления,выбор "или-или" в определенных "жестких" ситуациях.

Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание». Соблюдение этого закона требует определенности, точности формулировок. Закон запрещает произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия. Во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Каждое суждение сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось.

Нарушение закона тождества ведет к логической ошибке - подмене понятий, когда различные  по смыслу понятия выдаются за тождественные, что ведет к подмене предмета рассуждения и, следовательно, к  путанице и неясности. Перескакивание с одного определения понятия  на другое, подмена данного содержания другим,смешивание понятий ведут  к двусмысленности. В рассуждениях некоторых ораторов трудно бывает понять, о чем идет речь, так как мысли оказываются расплывчатыми,неопределенными. Иногда в споре один человек какое-либо понятие понимает так,а другой - иначе, поэтому разговор ведется согласно русской пословице: «Один про Фому, другой про Ерему». Вместо выяснения вопроса происходит его запутывание. Неопределенность мышления, нечеткое употребление понятий нередко возникают в связи с особенностями речи. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью различных слов, а это может привести к изменению первоначального смысла понятия, к подмене одной мысли другой.

Закон противоречия (непротиворечия) формулируется следующим образом:«Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет».

Речь оратора  не должна напоминать размышления восточного мудреца, к которому обратились за советом два поссорившихся соседа:

И ты прав, Али. И ты прав, Ветал. Но тут вдруг  раздался голос жены: Не могут быть правыми две стороны. Ахмет, услыхавши  такие слова, сказал ей: Ну, что же? Ты тоже права.

Этот закон  требует, чтобы в устной и письменной речи не было противоречивых суждений. Оратор обязан видеть конечную цель выступления, уверенно отстаивать свою позицию, уметь  обнаруживать логические ошибки в выступлении своих оппонентов, вскрывать противоречия и непоследовательность в их высказываниях.

Закон исключенного третьего предписывает: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано».Рассуждение здесь ведется по формуле «или - или», и никаких других вариантов нет. Этот закон был открыт Платоном и сформулирован следующим образом: «Человек не может быть одновременно как здоровым, так и больным». Противоречащие суждения всегда выражают альтернативу, т. е. два понятия, одно из которых утверждает, другое это же понятие отрицает.

Соблюдение  закона исключенного третьего для правильного ведения диалога,полемики, дискуссии - требование обязательное. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях.

Выполнение  требований закона исключенного третьего приучает оратора к последовательности и принципиальности мышления, т. е. умению четко формулировать тезис и подбирать аргументы, не вызывающие двойного истолкования.

Закон достаточного основания относится к обоснованности речи(выступления) и формулируется так: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль,высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности наших мыслей. Логика считает допустимыми в процессе рассуждений только обоснованные выводы, а выводы необоснованные относит к числу недопустимых, ошибочных. Смешение фактической достоверности выводов и их логической обоснованности нередко приводит выступающих к бездоказательным, нелогичным рассуждениям. Вторая причина подобных ошибок - это использование ложных, недоказанных, сомнительных предпосылок. Любой вывод (истинный или ложный), полученный из ложных предпосылок, является логически недопустимым. Обоснованность высказываний -важнейшее требование, предъявляемое к речи. Анализ публичных выступлений показывает, что существенным недостатком их является обилие недоказанных утверждений,декларативность, наличие общих фраз и положений.

Основываясь на логических законах тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной. Это означает, что:

- речь говорящего  должна быть определенной, т. е.  ясной, с четкими формулировками  и конкретными выводами. Оратор  не имеет права использовать  туманные намеки, расплывчатые рассуждения, двусмысленные замечания и необоснованно перескакивать с одной мысли на другую;

- речь оратора  должна быть последовательной, без  противоречивых высказываний.Вся логика речи используется для утверждения выдвинутой точки зрения.Логичность речи - одно из требований культуры общения;

- речь выступающего  должна быть обоснована доказательствами, опираться на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации.

 

#"#">#"#">#"#">http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/work_official.asp).К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств и т.д. Приемы проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей.

Приемы проводят военные  атташе, командиры кораблей, находящихся  с визитом дружбы в иностранных  базах, а также представители  местного военного командования и гражданских  властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям.

Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными.Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие  приемы представляют собой удобную  возможность для завязывания  контактов, укрепления и расширения связей,получения нужной информации, оказания влияния на местные круги  в нужном направлении, разъяснения  внешней политики своей страны.

Независимо от назначенния, объема и вида всякий дипломатический  прием носит политический характер, поскольку на нем происходит встреча  представителей иностранных государств.

Находясь за границей, надо уважать правила и обычаи, принятые в данной стране.Приглашая  иностранца на официальное мероприятие, следует позаботиться о том,чтобы  не поставить его в положение, унижающее или оскорбляющее его  национальное достоинство, в противном  случае он может расценить это  как неуважение к его государству  и нации.

Прежде всего, необходимо особенно строго и четко соблюдать  дипломатический этикет. Дипломаты  при выполнении своих функций, организации  официальных мероприятий, участии  в церемониях и процедурах действуют  в соответствии с дипломатическим  протоколом, под которым понимают совокупность общепринятых правил, традиций, условностей, соблюдаемых правительствами, государственными представительствами  за рубежом (посольствами, консульствами  и др.) и их сотрудниками при общении  друг с другом. Не следует при  этом забывать, что дипломатич. протокол и общегражданский этикет - разные вещи.

Есть несколько  общепринятых правил телефонных разговоров:

- если разговор  прервался, то перезвонить должен  тот, по чьей инициативе состоялся  разговор;

- следует говорить  максимально кратко и по существу;

- нельзя говорить  слишком громко в трубку, избегая  в то же время и слишком  тихой речи;

- если вы ошиблись  номером, нельзя спрашивать , или  - лучше переспросить ;

- если вы звоните  кому-то и на ваш звонок не  отвечают, не кладите трубку,пока  не услышите 4-6 длинных гудков - вашему  собеседнику может потребоваться  некоторое время для того, чтобы  подойти к телефону;

- как минимум несколько  раз подумайте перед тем, как  звонить в неурочное время-  слишком рано утром или поздно  вечером. Как правило, не следует  звонить до 8утра и после 11 вечера;

- нельзя звонить  по ставшему вам известным  номеру домашнего телефона вашего  партнера, если только он сам  не дал этот номер вам и  не сказал, что ему можно позвонить  домой. Следует избегать деловых  звонков по домашним номерам  в выходные и праздничные дни. 

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"