Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по языкознанию.docx

— 148.63 Кб (Скачать файл)

Социолингвистика включает:

 

Этнолингвистику

Изучает язык как средство выражения культуры  и отношений, сложившихся в определенном этническом коллективе (нация, народ, племя)

Лингвистику социальных диалектов

Изучает языковые особенности различных социальных групп внутри этнического коллектива

Геолингвистику

Занимается картографированием явлений, представленных в диалектах, а также их толкованием через язык: история края, направление и пределы влияния экономических, политических и культурных центров, пути расселения, торговые пути и др.

Диалектологию

а) Изучение диалекта того или иного языка

б) Сравнительное изучение диалектов


 

Социолингвистика изучает языковое поведение говорящего и слушающего, учитывая экстралингвистические факторы: социальный статус, происхождение, условия в которых происходит общение и др. Социолингвистика развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии. Свои методы она заимствует у всех перечисленных наук. Предметом изучения социолингвистики является язык как социальное, общественное явление. В центре внимания находится проблема социальной дифференциации языка, а также проблемы образования национальных языков, взаимодействия языка и культуры.

В зависимости от направления и подхода в исследовании проблемы «язык и общество» различают диахроническую и синхроническую социолингвистику. Диахроническая (историческая) социолингвистика изучает социально обусловленные закономерности функционального развития языка в разных исторических и социально-экономических условиях. Синхроническая социолингвистика изучает формы существования и функционирования языка в определенный период истории общества. Чаще ее интересуют современные проблемы языкового развития и функционирования языка определенного народа.

Основу социолингвистики составляют понятия языковая ситуация и языковая политика.

Под языковой ситуацией понимается: 1) совокупность всех форм существования одного или нескольких языков, обслуживающих данное общество; 2) их функциональное распределение по социальным слоям (группам) и социальным ролям.

Под языковой политикой понимают всю практику сознательного регулирования стихийных языковых процессов. Это совокупность мер по сохранению или изменению функционального распределения языков, по введению новых или сохранению старых языковых норм.

Языковая личность - Любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования ср-в данного языка для отражения окружающей действительности {картинымира). Структура Я. л. складывается из трех уровней: 1) вербально-семантического, дающего представление о владении Я. л. системой языка; 2) когнитивного (понятия, идеи, представления, складывающиеся в картину мира; 3) прагматического (включает цели, мотивы, интересы, оценки, проявляющиеся в речевой деятельности. Языковая  способность состоит из следующих  компонентов: фонетического, морфологического, синтаксического и лексического. Языковая способность и коммуникативная потребность являются предпосылками для осуществления общения. Успешность речевого общения зависит от способности общающихся организовывать свое речевое и неречевое поведение согласно задачам общения, т.е. речь идет о коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция выступает проявлением языкового сознания в выборе средств общения в конкретной коммуникативной ситуации. Языковая личность является носителем языкового сознания. Языковое сознание - это опосредованный языком образ мира той или иной культуры. Языковое сознание личности реализуется в речевом поведении, которое определяется коммуникативной ситуацией, языковым и культурным статусом, социальной принадлежностью, мировоззрением и т.д. 

 

 

12. Генеалогическая классификация  языков

Основы генеалогической классификации были разработаны на материале индоевропейских языков в связи с утверждением в языкознании XIX века сравнительно-исторического метода. Генеалогическая классификация связана с поиском родственных языков. Родственные языки называются так потому, что имеют общего предка, т.е. являются продолжением некоего праязыка, который когда-то разделился на несколько самостоятельных ветвей. Родственные языки, имея отличия, характеризуются общими чертами. С помощью сравнительно-исторического метода между собой сравниваются слова разных языков, выявляется их родство и восстанавливается их первоначальный вид, который называют праформами. Родственные языки, имеющие общие черты, которые можно объяснить тем, что они восходят к общему языку – основе (праязыку), называют языковой семьей. Иначе говоря, семьей называется вся совокупность родственных языков Языки, принадлежащие к разным семьям, не обнаруживают исторического родства. Общими в них могут являться  заимствования, проникающие  в разные языки из одного источника. Внутри семьи языки связаны между собой по-разному: одни более, другие  менее тесно. Ряд близких языков внутри семьи называют ветвями, или группами. Языки одной ветви ближе друг к другу, чем языки разных ветвей. Внутри ветви степень близости языков может быть тоже различна, поэтому в некоторых ветвях есть членение на подгруппы родственных языков. Языки могут оказаться и вне семей, если у них не обнаруживается родственных связей. Таковы, например, баскский и корейский языки. Основные языковые семьи: индоевропейская, китайско-тибетская, нигеро-кордафанская, австронезийская, семито-хамитская, дравидская, алтайская, австроазиатская, тайская, индейская, нило-сахарская, уральская, кавказская и некоторые другие. Самая крупная из языковых семей – индоевропейская (» 44,3% от всех говорящих). Она распадается на 12 ветвей: иранскую (фарси, пушту и др.), германскую (датский, шведский – северная подгруппа; немецкий, английский – западногерманская подгруппа), индоарийскую (хинди, урду, цыганский и др.), романскую (итальянский, французский, испанский, португальский, румынский, молдавский и др.), балтийскую (латышский, литовский), кельтскую (ирландский, шотландский, бретонский и валлийский), славянскую (русский, польский, болгарский и др.) Мертвые ветви индоевропейской семьи -  анатолийская и тохарская. Не образуют ветвей греческий, албанский и армянский языки. Славянская ветвь, или группа делится на 3 подгруппы: восточно-славянскую (русский, украинский и белорусский), западную (чешский, словацкий, кашубский, польский, лужицкий) и южную (болгарский, сербо-хорватский, македонский, словенский, а также мертвый старославянский язык). Китайско-тибетская семья языков (23,4 % говорящих) занимает второе место по числу говорящих на языках этой семьи людей. По количеству же входящих в эту семью языков она немногочисленна. Сюда входят китайский, бирманский, тибетский и некоторые другие языки. Третьей по численности носителей является нигеро-кордофанская семья (5,9 % говорящих). Ее языки иногда называют языками центральной Африки. Наиболее известные языки этой семьи - банту, гвинейские языки,  кордофанские языки. Австронезийская семья (4,9 % говорящих) представлена более чем 150 языками. На языках этой семьи говорят народы, населяющие многочисленные острова и полуострова Юго-Восточной Азии. Семито-хамитская, или афразийская семья языков (4,8 % говорящих) включает арабский, иврит; берберский и некоторые другие языки. Многие языки этой семьи мертвые: ассиро-вавилонский, арамейский, финикийский, коптский, древнеегипетский и др. Дравидская семья (3,9 % говорящих) – это языки народов, населявших Индию до прихода  туда индоевропейцев. Алтайская, или тюркская семья (2,6 % говорящих) объединяет в своем составе более 30 языков: турецкий, казахский, узбекский, азербайджанский, татарский, киргизский, якутский и др. Австроазиатская (1,8 % говорящих) семья включает языки народностей, проживающих в Юго-Восточной Азии, например, вьетнамский и кхмерский языки. В тайскую семью языков (1,5 % говорящих) входят тайский, лаосский и некоторые другие языки. Индейская семья (0,9 % говорящих) – это языки коренных индейских племен, проживающих в Северной и Южной Америке (язык кечуа, майя, ирокезские, ацтекские и некоторые другие). Нило-сахарская семья (0,7 % говорящих) включает в себя некоторые группы африканских языков (например, центрально-суданская, северная и юго-восточная группы). Уральскую семью (0,6 % говорящих) иногда делят на две группы: финно-угорскую и самодийскую. К финно-угорским языкам относят венгерский, финский, эстонский, марийский и др. языки. В самодийские входят ненецкий, селькупский и др. языки. Кавказская семья (0,3 % говорящих) включает абхазский, аварский, лакский, адыгейский и др. языки. Хотя генеалогическая классификация – одна из наиболее разработанных, построение общей картины родства языков еще далеко не завершено. 
 

13. Фонетика

Фонетика (от др.-греч. phone 'звук, голос') — наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования. Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления, как ударение и интонация, изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения: 1) с точки зрения их физических (акустических) признаков; 2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте; 3) и самое главное — с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения. Последний аспект исследования звуковой материи языка выделился в современном языковедении в особую область — фонологию.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление — колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном. Если же колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом. В языковых звуках используются и в той или иной пропорции сочетаются элементы тона и шума. Гласные — это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) — это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([r], [l], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты и силой, зависящей от амплитуды (размаха) колебания, а также большей или меньшей длительностью (долготой). Но наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра, т. е. их специфической окраски. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о], [1] от [n] и от [d] и т. д. Специфический тембр каждого звука создается дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон, а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т. д. (ср. явление эха, наблюдаемое в горах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле).

БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но также и результат определенной работы человеческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Подробнее остановимся на произносительном аспекте.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее: а) определенный импульс, посылаемый из головного мозга, точнее, из так называемого моторного центра речи — из зоны Брока, находящейся в 3-й лобной извилине левого полушария; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим данную «команду»; в) в громадном большинстве случаев — сложная работа дыхательного аппарата; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Рассмотрим вкратце функции произносительных органов. Эти органы делят на активные и пассивные: активные выполняют те или иные движения, необходимые для произнесения звука; пассивные служат лишь «точкой опоры» для активного органа. Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык, губы и нёбная занавеска.

1.Голосовые связки, натягиваясь благодаря движению мускулов и хрящей гортани наподобие струн музыкального инструмента, приходят при прохождении воздуха через голосовую щель в колебательное движение, создающее музыкальный тон. Этот тон и называется голосом. Голос используется, как правило, при образовании гласных, сонантов ([I], [r], [m], [n] и др.) и звонких шумных согласных ([g], Id], 1b] и т. д.). Звуки, произносимые без участия голоса, называются глухими (например, глухие согласные |k], [t], [s]). 2. Надгортанные полости, т. е. полость глотки, полость рта и полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора, создающего резонаторные тоны. Кроме того, при образовании всех согласных (кроме гортанных) в разных точках полости рта (или глотки) или на выходе из полости рта возникает то или иное препятствие на пути воздушной струи. 

3. Наиболее  активную роль при артикуляции  большинства звуков играет язык — очень подвижный орган, способный принимать различные положения.

4. Важным  активным органом являются губы, особенно нижняя губа. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы удлиняют общий объем резонаторной полости, меняют ее форму. 5. Нёбная занавеска может принимать поднятое положение, закрывая проход в полость носа (так обстоит дело при артикуляции всех неносовых звуков, приводившихся в качестве примеров в пп. 3 и 4), либо, напротив, опускаться, открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор. В этом последнем случае образуются носовые согласные, например [m] (как бы [b] + носовой резонанс), [n] (как бы [d] + носовой резонанс) и др..

6. Активными  органами в полости рта являются  при произнесении некоторых звуков  также язычок, например при произнесении язычкового (увулярного), или «картавого», дрожащего согласного (в транскрипции [R]), а в некоторых языках задняя стенка глотки—при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ. house 'дом' или нем. Haus 'дом' и звонкого щелевого в укр. гора, 'гора'.

 

 

14. Понятие лексемы. Противопоставление имен и глаголов. Границы м/у лексикой и грамматикой. Понятие грамматической категории.

Аналогично фонеме, лексема - абстрактная единица системы языка, в отличие от слова - конкретной единицы системы речи.

Лексема (от греч. lexis - слово, выражение), слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности всех его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий, а также всех возможных значений (смысловых вариантов); абстрактная двусторонняя единица словаря. Лексема – это знаменательное слово; оно указывает на предметы и обозначает понятия о них; оно способно выступать членом предложения и образовывать предложения.

Основн. Ч.Р.явл. имена и глаголы .Они образуют два основн. разряда лексики,имеют свои словообразов. ср-ва и модели,морфол.особенности.Имена обознач. предметы и их постоянные признаки,делятся на сущ. и прил.Сущ. обознач. предметность и выступают в предложении в позиции подлеж. и дополнением,поэт.сущ.измен. по падежам. Прил.обознач. признаки предметности,выступают определениями имени сущ-ого,имеют особые аффиксы словообразования и степеней сравнения.Особую,лексически замкнутую группу образ. числительные,выделяясь В некоторых языках в отдельную часть речи.Глаголы обознач. действие и состояние,делятся на спрягаемые и неспрягаемые.Собственно глаголы обознач. действие ,изменяющ. во времени,в предложении-сказуемые,Поэт. глаголы измен. по временам и лицам,образуя личные и временные формы глагола-простые и составные.Глаголы имеют словообразоват. модели,уточняющ. действие как активное и пассивное,соверш. и несоверш.,в некотор. языках имеют формы залога,аспекта и вида.Среди неспрягаемых форм глаг. нужно назвать причастия , совмещающие свойства глаг. и прилаг., а также инфинитивы , герундии, и деепричастия.Бывают также безличные глаг.Лексико-грам. разряд слов , возникший на базе предложных и безпредложных форм имени сущ. и прилаг., получил название наречия--неспрягаемой и несклоняемой ч.р.,обладающ.особ.словообразованием и синтаксич. ф-цией обстоятельства, обознач.признак действия или состояния.

Словарь и грамматика  - два тесно связанных и согласованных  компонента структуры языка. Их согласованность  определяется общностью их основных функций. Грамматическое и лексическое  значения представляют собой два основных вида языковых значений. Различие лексического и грамматического значений связано  с различием хранения этих смысловых  компонентов в языковой памяти: словарные  единицы хранятся как готовые к употреблению, автоматически воспроизводимые двусторонние сущности.  Грамматические формы в готовом виде в памяти отсутствуют. Они специально строятся в соответствии с некоторым коммуникативным заданием.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"