Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по языкознанию.docx

— 148.63 Кб (Скачать файл)

Термин словосочетание не имеет однозначной трактовки. В узком смысле словосочетание – это минимум два знаменательных слова, свободно связанных подчинительной связью. Критерием разграничения словосочетания и сложного слова служит ударение: англ. black-cock ‘тетерев’ (одно ударение), black cock ‘черный петух’ (два ударения). Словосочетание имеет двойственную, морфолого-синтаксическую природу. Грамматическое значение словосочетания – отношение между компонентами, а средство выражения – частеречная принадлежность компонентов. Лексики и морфологии недостаточно для создания нормального словосочетания. В словосочетании слова связываются не только как лексические и морфологические единицы. В словосочетании появляется и синтаксическая особенность. Между словами устанавливаются синтаксические смысловые отношения, определяемые по вопросу и выражаемые определенными синтаксическими конструкциями. Словосочетание выполняет номинативную функцию. Предложение – коммуникативная единица, грамматически оформленная по законам данного языка и выражающая законченную мысль. Предложение – главная единица языка, т.к. выполняет его основную  функцию – коммуникативную. Сложная структура предложения позволяет ему номинировать не частный фрагмент действительности, а целую ситуацию, событие. Под  предикативностью понимают отнесенность информации предложения к действительности через специальные языковые средства. Более узкая трактовка предикативности видит в ней свойство сказуемого связываться с подлежащим. Соотнесенность предложения с действительностью называется модальностью. следует различать объективную и субъективную модальность.

Объективной модальности не может не быть, т.к. говорящий обязан выразить отношение высказывания к действительности. Субъективная – выражается далеко не всегда. Субъективная модальность выражает отношение говорящего к действительности и реализуется посредством модальных слов: наверное (неуверенность), конечно (уверенность), к сожалению, к счастью и т.п.

Помимо предикативности и модальности, грамматической категорией предложения является коммуникативность, под которой понимают информацию о завершении одного речевого акта. Выражается коммуникативность особой интонацией – интонацией конца предложения. Предложение (языка) – модель построения конкретных речевых актов. Реализованное в речи предложение называется высказыванием (фразой).

 

25. Синтаксические отношения. Понятие  согласования. Актуальное (тема-рематическое) членение предложения.

Синтаксические отношения – это важнейшая категория конструктивного аспекта синтаксиса, неразрывно связанная с другой категорией – синтаксические связи. Синтаксические отношения составляют план содержания, синтаксические связи – план выражения. Синтаксические отношения – это обобщенные смысловые отношения: отношения зависимости – независимости, среди вторых - отношения определительные, объектные и др. Все они оформляются синтаксическими связями. Например: северный ветер. Отношение признака к предмету (определительное) оформляется уподоблением формы прилагательного форме существительного, т.е. согласованием (ср.: северного ветра, северному ветру и т.д.). Одно и то же отношение может оформляться разными связями: ветер с севера – отношение такое же (признак к предмету), но оформлено оно другой связью, другим способом – предложно-падежной формой (управлением). Таким образом, всегда существует соотношение между синтаксическим отношением и синтаксической связью, но эти понятия надо строго различать как содержание и форму.  
Синтаксической связью мы называем всякую формально выраженную смысловую связь между лексическими единицами (словами, устойчивыми словосочетаниями), соединившимися друг с другом в речи, в акте коммуникации. Обычно выделяют два главных типа синтаксической связи — сочинение и подчинение.

Синтаксической функцией данной единицы (слова, устойчивого словосочетания) называется отношение этой единицы к тому целому, в состав которого она входит, ее синтаксическая роль в предложении или в переменном словосочетании. Способы формального выражения синтаксических связей и синтаксических функций:

А. Выражение синтаксических связей и функций с помощью форм слова, т. е. морфологическим путем. Сюда входят: 1) согласование, 2) управление.

1. Согласование состоит в повторении одной, нескольких или всех граммем одного слова в другом, связанном с ним слове. Сюда относится согласование сказуемого с подлежащим в русском и многих других языках, например: Я читаю. Ты читаешь. Она поет, Мы работаем и т. д. (в глаголе повторены граммемы лица и числа, содержащиеся в подлежащем); Он читал. Она писала. Они работали, Книга оказалась интересной, Книги оказались интересными (в сказуемом повторены граммемы рода и числа) и т. д. Согласование широко используется как средство выражения определительных связей, причем граммемы определяемого (господствующего) слова повторяются в определяющем. В русском языке в этом случае повторяются граммемы рода, числа и падежа: новая книга, новую книгу, о новой книге, новые книги и т. д. Особое использование согласования наблюдается при замене слова-названия словом-заместителем, например «Брат купил книгу. Она оказалась интересной» (повторение в слове-заместителе граммем рода и числа). 2. Управление состоит в том, что одно слово вызывает в связанном с ним другом слове появление определенных граммем, не повторяющих, однако, граммем первого слова. Управление широко используется как средство выражения подчинительных связей.

Б. Выражение синтаксических связей и функций с помощью аранжировки (порядка слов). 1. Соположение 2. Тенденция к закреплению определенных мест в предложении за определенными членами предложения 3. Порядок слов характеризует типы предложений.

Актуальным членением предложений называется смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения и установление между частями новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой (новое) высказывания, остальная часть – темой (данное) высказывания. 
Средствами актуального членения являются порядок слов, синтагматическое членение и постановка фразового ударения. Любой член (или члены) предложения в соответствии с контекстом или ситуацией может выступать как тема или рема: «Книга (тема) на столе(рема)» (ответ на вопрос: «Где книга?»); «На столе (тема) книга (рема)» (ответ на вопрос: «Что на столе?»). Прямой порядок следования тема — рема преобладает и именуется прогрессивным, объективным, неэмфатическим. Обратный порядок рема — тема называется регрессивным, субъективным, эмфатическим хотя последний не всегда обусловлен целями эмфазы(ср. начальное положение подлежащего-ремы в языках с фиксированным словопорядком (например, англ. Suddenly, the telephone rang at the end of the corridor). Положение ремы в начале (или середине) предложения может быть обусловлено также: необходимостью её позиционной контактности с соотносимым членом предшествующего предложения; расчленением распространённой ремы; ритмом; желанием говорящего скорее высказать главное. В этом случае рема распознаётся по контексту — путём вычитания из состава предложения избыточной самоочевидной темы, обычно опускаемой или отодвигаемой в конец (например, «Вопрос хочу вам задать. Как он вам показался? — Старик он уже»). Обычно в речи происходит неравномерное распределение актуализации, смысловое выделение одного из компонентов высказывания. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.

 

26. Синтаксические  процессы. Синтаксическая синонимия  и омонимия.

В основе синтаксической омонимии лежит так называемая двусторонняя связь, то есть связь, при которой слово или словосочетание может быть подчинено одновременно нескольким доминантам. структурные омонимы. Сущность этой разновидности синтаксическойнеоднозначности заключается в том, что некоторое слово какой-либо речевой це-пи может быть подчинено любой из нескольких возможных доминант, но смыслвысказывания при этом не меняется. (Солдатанаградили медалью за храбрость компонент «за храбрость» подчиняется двум компонентам: 1) наградили за храбрость и 2) медаль за храбрость.) синтаксические омонимы: 1) омонимы-номинативы и 2) омонимы-предикативы (синтаксически неоднозначные предложения, содержащие компонент, соотносящийся с несколькими доминантами). В зависимости от принципа разграничения синтаксических омонимов, взятого за основу, можно выделить следующие типы классификаций неоднозначных предложений:1) видовая; 2) семантическая; 3) грамматическая; 4) позиционная.

І. Видовая классификация – 1. Чисто синтаксические омонимы; 2. Морфолого-синтаксические омонимы, существование которых определяется наличием в предложении морфологических омонимов (языковых единиц, совпадающих в звучании и написании при образовании грамматических форм слов, принадлежащих к одной или разным частям речи) и возможностью двоякого членения фразы на синтагмы:

Уста прекрасной ищут речи (А. С. Пушкин «Кавказский пленник»). 3. Парадигматико-синтаксические омонимы, существование которых обусловлено наличием в высказывании парадигматических омонимов.

ІІ. Семантическая классификация - 1. Конструкции, при восприятии которых возникает ошибочная смысловая связь, нарушающая логичность высказывания, корректируемая семантикой его компонентов (… фигуру и голову Анны в черном бар-

хатном платье). 2. Конструкции, в которых обе связи, возникающие между двумя доминантами и омонимизирующим элементом, воспринимаются как нечто правдоподобное, вполне допустимое (…Высокого гостя из Киева приехали встречать).

ІІІ. Грамматическая классификация Достоинством является то, что она позволяет определить частотность возникновения ошибочной смысловой связи в конструкциях различных типов. (простые и сложные предложения)

ІV. Позиционная классификация  Если обозначить компонент, обладающий способностью объединяться с несколькими словами или словосочетаниями, символом Х, а элементы, претендующие на синтаксическую связь с ним, А и В, мы получим три модели омонимичных предложений: 1) Х А В, где двуплановый компонент Х находится в препозиции; 2) А Х В, где Х стоит в интерпозиции;  3) А В Х, где омонимизирующий элемент находится в постпозиции. Многие современные лингвисты [4; 10], рассматривая случаи синтаксической омонимии, опираются на классификацию типов синтаксических омонимов, предложенную А. В. Гладким, который выделял разметочную, стрелочную и конституентную омонимию. Разметочной омонимией называют такой вид синтаксической омонимии, которая возникает за счёт различной интерпретации (разметки) формы или синтаксической связи. Данный тип омонимии может появляться при: 1) различной разметке связи, где пара «доминанта – зависимый компонент» выделяется единственным способом, но интерпретировать связь между этими словами можно по-разному. Так, в предложении Преследование тигра закончилось неудачей возможна а) субъектная связь: тигр преследует кого-то; б) объектная связь: кто-то преследует тигра; 2) различной разметке формы, когда можно по-разному понять (и разметить) форму слова: Он не выучил правила – или родительный падеж единственного числа, или винительный падеж множественного числа; 3) одновременной омонимии форм и типов связей: звонок Марии – адресатная связь (кому?) и субъектная связь (чей? кого?). Стрелочной омонимией принято называть омонимию, возникающую при переходе некоторой синтаксической группы (СГ) от одной структуры к другой, в ходе которого происходит смена «хозяина», при этом разные смыслы конструкции можно отобразить с помощью разных стрелок: Сергей вернулся из командировки в Москву (вернулся в Москву или командировка была в Москву). Под конституентной омонимией А. В. Гладкий понимает такой вид синтаксической омонимии, которая возникает из-за того, что рядом расположенныеслова могут по-разному объединяться в группы: В концерте приняли участие известные ансамбли и самодеятельные коллективы – непонятно, известными являются только ансамбли или ансамбли и самодеятельные коллективы.

«Синтаксическими синонимами как словосочетаний, так и предложений  мы считаем такие конструкции, в которых содержится тождественное  общесмысловое значение,   создаваемое   словами,   лексически   близкими   по    значению, выполняющими одинаковую  функцию,  но  структурно  различно  организованных, однако  способных  замещать  одна  другую,  например,   в   словосочетаниях: отцовский дом, дом отца; человек с  кривым  носом,  кривоносый  человек…» или  «синтаксические  синонимы   –   это   любые   синтаксические   единицы, построенные по различным моделям,  но  обозначающие  сходные  синтаксические отношения».

И.М. Жилин:

          «Синтаксические  синонимы   –   это   модели   таких   синтаксических

конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных  предложенно- именных  сочетаний),  которые  имеют  тождественные  или  близкие  смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают  сходные синтаксические отношения и способны  в  определенных  условиях  контекста  к взаимозамене». Можно назвать это определение наиболее точно отображающим исследуемое понятие.

 Всего же  выделяется  5  критериев  для  установления  синонимичности синтаксических моделей:

   1. Возможность взаимозаменяемости  синтаксических  моделей  в  одинаковом синтаксическом окружении.

   2. Тождественность (схожесть) смыслового значения различных по строению моделей. И действительно, изучая все точки зрения о значении понятия синтаксической синонимии, можно заметить, что каждый из ученых указывал на то, что синонимичные конструкции тождественны, имеют один и тот же смысл и значение.

   3. Соответствие, совпадение грамматического значения  и  на  этой  основе выполнение моделями  в  структуре  предложения  одних  и  тех  же  синтаксических функций.

   4. Общность структурного построения моделей.

   5. Охват достаточно большой группы слов, которые могли  бы  служить

 для образования синонимических  моделей.

  Наиболее важным считается  первый критерий. Он является  наиболее общим для многих  языков, а другие  критерии  могут  видоизменяться.  Поэтому  этот критерий можно считать основным.

Также проводится следующая, более подробная и более узкая классификация  синтаксических синонимов:

  • синонимичные модели на морфологическом уровне (лингвистика – языкознание, бегемот – гиппопотам);
  • синонимичные модели словосочетаний в строе элементарного предложения (ехать полем – ехать по полю);
  • синонимичные модели элементарных предложений (Студент сдает экзамен профессору - У студента принимает экзамен профессор; Кто хозяин этого дома? Кому принадлежит этот дом? Чей это дом? );
  • синонимичные  модели  синтаксических  единиц  в  составе  сложного  и осложненного предложения (Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом  -  Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент. Анна ушла домой, потому что она плохо себя чувствует – Анна ушла домой, так как ей нездоровится. );    
  • синонимия придаточных   предложений (Редактор несколько раз перечитал абзац, стараясь разобраться в терминологии - Редактор несколько раз перечитал абзац, так как хотел разобраться в терминологии.);
  • синонимичные модели цельных сложных предложений или более  усложненных синтаксических образований (Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый на своих пяти главах золотом, храм невесомо парил над всей Москвой с ее густыми улицами и холмами, блистая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. –  Храм, который облицован бело-розовым мрамором и гранитом и покрыт на своих пяти главах золотом, невесомо парил над густыми улицами и холмами Москвы, сверкая в ясную погоду своим центральным громадным куполом.).

Непосредственными источниками синтаксической синонимии являются:  
1) многозначность синтаксических единиц, т.е. сложность смысловой структуры, состоящей из компонентов этих значений (называемых семами); 
2) новообразования (появление новых форм или элементов) в синтаксисе особых конструкций, выполняющих функции, сходные с имеющимися единицами и подстраивающихся к ним в качестве их синтаксических эквивалентов; 
3) наличие разных способов распространения синтаксических единиц и возможности преобразования одного способа в другой; 
4) лексическая синонимия строевых элементов словосочетания и предложения, т.е. синонимия предлогов и союзов и новообразование предложных речений. Сам процесс развития синтаксиса представляет собой один из важнейших источников синтаксической синонимии.

 

27. Коммуникативная организация  высказывания. Теория актуального  членения.

Термин «коммуникативный» имеет значения, конкретизируемые как коммуникативно-прагматический и коммуникативно-синтаксический.  Единицей коммуникативно-прагматического аспекта является речевой акт, речевое действие. Коммуникативно-синтаксический аспект относится и к речи, и к языку. Единица коммуникативного синтаксиса – высказывание, т.е. отрезок речи, выполняющий коммуникативную функцию, соответствующий целям общения. В речевом аспекте высказывание индивидуально и ситуативно, высказывания в речевом аспекте бесконечно разнообразны. Но есть в высказывании и такие особенности, которые делают его фактом не только речи, но и языка. Языковая сущность высказываний проявляется в их типологии.С уществует несколько классификаций высказываний. Первая, наиболее известная – это классификация по коммуникативной цели. Согласно этой классификации все высказывания делятся прежде всего на два основных типа: невопросительные (цель – передача информации) и вопросительные (цель – поиск информации). Невопросительные высказывания в свою очередь разделяются на повествовательные (информирующие), побудительные (побуждающие к действию), выражающие желание (эмоционально-волевое устремление к тому, чтобы желание осуществилось). Эти типы высказываний оформляются грамматическими средствами: формами глагольного наклонения, некоторыми частицами, интонацией. Повествовательные высказывания содержат глагольные формы изъявительного или сослагательного наклонения. Например: Он уже пришел. Если бы он пришел вовремя, мы бы встретились. Побудительные высказывания содержат формы повелительного наклонения или инфинитив в императивном значении. Например: Приходи поскорее! Молчать! Не двигаться! Возможны и безглагольные побудительные высказывания: Воды! Вон!Высказывания, выражающие желание, содержат глагол в форме сослагательного наклонения или инфинитив с частицей «бы». Например: Поехал бы ты в санаторий. Отдохнуть бы! Вопросительные высказывания оформляются интонацией (ИК-3) и специальными показателями: вопросительными местоименными словами (что, кто, где, куда, зачем, почему и др.), вопросительными частицами (разве, неужели, ли, не – ли, а что, а что если, что и др.). Вопросительные высказывания разделяются по основной функции на высказывания с первичной функцией и высказывания со вторичной функцией. Первичная функция: вопрос направлен на поиск информации – общей или частной. Вопросительные высказывания со вторичной функцией направлены на сообщение информации. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"