Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по языкознанию.docx

— 148.63 Кб (Скачать файл)

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения:

древний и современный яванский).

Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

 Языковедение тесно связано  со многими другими науками. Прежде  всего, конечно, с философией, изучающей  наиболее общие законы природы, общества и мышления.

Так как язык — явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре, таких, как социология, история, этнография, археология.

Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.

Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину — филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.

Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой — разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.

Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая, логика, статистика, теория информации и кибернетика.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания — социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.

 

9. Язык как знаковая система. Отношения между языковыми знаками.

Будучи средством общения, язык с необходимостью представляет собой систему знаков и правил оперирования этими знаками. Выделение единиц языка связано с членением речевого высказывания, с членением текста и самого потока речи. Как же протекает такое членение?

Отдельное высказывание составляет основную единицу речевого общения. Как в любых случаях общения, в высказывании различают две стороны: 1) «план выражения» и 2) «план содержания». План выражения — это звуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом (а при письменной передаче высказывания  материальная последовательность начертаний, воспринимаемая зрением). План содержания — это выраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты. План выражения и план содержания изучаются в языковедении в тесной связи друг с другом.

Высказывание членится на предложения, следующие друг за другом, либо состоит из одного предложения.

Предложение, в свою очередь, членится дальше на какие-то значащие части. Наиболее привычными для нас значащими элементами в составе предложения являются слова. Но слово даже в пределах одного, а тем более при сравнении между собой разных языков оказывается единицей очень неопределенной как с точки зрения своей структуры и своих формальных признаков, так и с точки зрения своего смыслового содержания. В частности, есть слова «знаменательные» («полно-значные»), называющие те или иные явления реальной действительности (предметы, процессы, свойства предметов и т. д.) или их отражения в сознании людей, и слова служебные (как иногда говорят, «формальные») — предлоги, союзы, артикли, вспомогательные глаголы и т. д., выражающие смысловые и/или грамматические связи и отношения. Более элементарной единицей, минимальной значащей единицей, четко характеризуемой уже самим этим признаком минимальности, неразложимости на более мелкие значащие части является в речи, в тексте так называемый морф, а в системе языка — соответственно морфема (от др.-греч. morphe 'форма'). Морфы и морфемы — это, в частности, известные каждому из школы значащие части слова, такие, как корень, приставка, суффикс, окончание.

В русском и в большинстве других языков отрезок речевого потока, соответствующий одному морфу, может члениться дальше на отдельные звуки, или фоны. Фонам, выделяемым в потоке речи, в системе языка соответствуют фонемы. Фоны — конкретные экземпляры фонем. Так, в произнесенном кем-либо слове мама —• четыре фона, но только две фонемы (м и а), представленные каждая в двух экземплярах.

Языковыми знаками можно считать, конечно, только значащие, двусторонние единицы (обладают двумя планами – планом выражения и планом содержания), и прежде всего слово (лексему) и морфему. Значение, выражаемое словом или морфемой, есть содержание соответствующего знака. Материальным экспонентом знака является звучание (вообще, план выражения) слова или морфемы. Высшая языковая единица — предложение — чаще всего есть некая комбинация языковых знаков, создаваемая по определенной модели в процессе порождения высказывания.

Фонемы, будучи единицами односторонними, не являются знаками, но служат «строительным материалом» для знаков, точнее — для экспонентов знаков. Между языковыми единицами одного уровня (словом и словом, морфемой и морфемой, фонемой и фонемой) существуют отношения двух видов — парадигматические и синтагматические.

1. Парадигматические отношения — это  отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон—ворона—ворону и т.д. (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы — окончания разных падежей); кричу — кричишь — кричит (грамматическая личная парадигма, друг другу противопоставляются личные окончания); ворон — сокол — ястреб — коршун, и т. д. (лексическая парадигма, друг другу противопоставлены слова, обозначающие хищных птиц).

2. Синтагматические отношения — это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Имеется в виду, во-первых, самый факт сочетаемости (ворон соединяется с формой кричит, но не с формами кричу и кричишь, с прилагательным старый, но не с наречием старо; сочетаясь с летит, кричит и многими другими глаголами, нормально не сочетается с поет или кудахчет;

мягкие согласные в русском языке соединяются с последующим и, но не с последующим ы). Во-вторых, имеются в виду смысловые отношения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (например, в старый ворон слою старый служит определением к ворон)., воздействие единиц друг на друга (звук «ч» в кричу выступает в огубленном варианте перед последующим «у») и т. д.

Яз. как знак. сист.

Знак – мат. предмет, явлен. или событие, выступ. в качестве представителя др. предмета, свойства или отнош. и используемый для приобрет., хранения, переработки и передачи информации, знаний.

Понятие знаков- осн. понят. науки семиотики, т. е   науки о знак. сист., осн. постулаты кот. сформулированы амер. философом Пирсом. Применительно к ест. яз. понятие знака впервые сформулировал Соссюр. В люб. знаке включ. языковой выдел. 2 стороны :

  • план выраж., означ. сторону знака.
  • план содерж., означ. сторону знака

Сообщение строится из высказываний, обладающими планом содерж. и выраж.

Яз. знаки :

1 слово- типичн. язык. знак наз. разл. предметы., действия, признаки.Звук. сторона слова- план выраж., а смыслт – план сод.

2 морфема  – знач. часть слова, мельч. яз. ед., облад. своим знач. и наход. выраж. как часть слова.

3 фразема – соед. неск. слов, кот. воспроизв-ся, а не созд-ся заново в речи в силу устойч. или идеоматичности.Т. е невыводимости знач. целого из знач. составл=их его частей.

4 граммема  – элем. грам. ед. плана содерж., наход-яя выражение либо в рамках слова либо в его сочет. с др. словами.

Знаки одного типа включ-ся в знаки др. типа (слово сост. из морфем. Морфема – способ реализ. граммемы.

Кроме знак. ед. в яз. есть односторон. яз. явл. плана выраж. ( звук, фонема, слог ) и односторон. ед-ы плана содержан. ( семантическ. дифференц. признаки или семы ).

Эти яз. явл. назыв. сверхзнак. ед. яз.

Предл. явл. опред. сист. знаков и потому считаются супер знаков. яз. ед. Все это, а так же то, что в сист. любого совр. яз. есть явл., кот. можно объяснрить только обращаясь к истории яз., ведет не только к сложности знак. сист. , но и к сложн. отнош. плана содерж. и плана выраж. яз. ед. и яз. в целом.

План сод. яз. знаков склад-ся из ряда аспектов :

1 отнош. знаков к окруж. действит. ( сигшматика ).

2 отнош. знаков к носит. яз. ( прогматика ).

3 отнош. знак. к др. знакам в тексте ( синтактика ).

4 отнош. знак. к др. знакам в сист. ( семантика ).

Сигматика – отнош. между знач. и от раж. в сознании  каких-то явл. действит.

Прогматика – меняет содерж. сообщения.

Синтактика – правила, характериз. сочетаемость знаков между собой  при производстве текстов.

Семантика – под ней поним. место знаков в сист. знаков.

 

10.  Функции  языка (коммуникативная, мыслительная, познавательная, номинативная, регулятивная).

С точки зрения языкознания язык - это система знаков, которая является важнейшим средством человеческого общения. Термин "язык" в языкознании имеет несколько значений:

а) Можно говорить о языке как о способности всего человечества владеть тем или иным языком, т.е. язык - важнейшее средство общения вообще. Доказательством этого может служить возможность перевода с одного языка на другой.

б) Язык существует в конкретном социальном коллективе (в конкретной стране, внутри конкретной народности). Каждый человек владеет не языком вообще, а конкретным языком (русским, китайским, турецким и т.д.).

в) Существует язык отдельного человека, который он использует в повседневной жизни. Этот язык имеет свои особенности как в фонетике, так и в лексике и грамматике.

Таким образом, язык существует для общения, он существует в коллективе , можно также говорить о языке (речи) каждого конкретного человека.

Язык играет огромную роль в человеческом обществе:

Во-первых, наличие языка является необходимым условием существования общества во все времена. Не всегда существовали государство, семья, религия, наука и искусство. Язык же был всегда и будет существовать до тех пор, пока существует общество.

Во-вторых, язык - необходимое условие материального и духовного развития общества. Он нужен везде - на производстве, в быту, в науке, искусстве, политике и т.д.

В-третьих, с помощью языка осуществляется передача опыта из поколения в поколение (культурных норм и традиций, естественных и технических знаний).

В-четвертых, язык сохраняет национальное единство народа несмотря на классовое неравенство и социальные различия внутри него.

Таким образом, язык сохраняет единство народа в его историческом, материальном и духовном развитии.

Основными общественными функциями языка являются следующие.

Важнейшая функция языка - коммуникативная. Коммуникация - общение, обмен информацией. С помощью языка один человек может обратиться к другому, сообщить ему какую-либо информацию, передать свои мысли, чувства, настроения или желания. Конечно, люди пользуются и другими средствами общения, например жестами, различными искусственными сигналами и знаками (знаки дорожного движения, математические и химические знаки, азбука Морзе и т.д.). Однако все эти средства общения являются вспомогательными по отношению к единственному универсальному средству - языку слов.

У языка есть и другие функции, например мыслительная. Суть этой фуккции состоит в том, что человек не только говорит, но и думает при помощи языка.

Третья функция языка - познавательная. Большая часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему через язык. Возможно, он никогда не был в Африке, но знает, что там есть пустыни, пирамиды, верблюды, река Нил и многое другое.

Очень важная функция языка - номинативная (назывная). Почти у каждого предмета или явления существует свое название и это позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.

Регулятивная функция проявляется тогда, когда говорящий ставит своей целью воздействовать на собеседника (в форме просьбы, приказа, запрета, совета, убеждения и т.д.).

Фатическая функция включает в себя средства языка, которые используются для установления контакта с собеседником (приветствия, прощания, разговоры в семье, с коллегами по работе, с соседями, с попутчиками и т.д.). Очень важна для поддержания социальных отношений внутри самых разнообразных социумов (в семье, в трудовом коллективе, в учебной группе, в группе друзей).

Эстетическая (поэтическая) функция наиболее полно проявляется в языке художественной литературы, поэзии.

 

 

11. Социальные  аспекты языка

Как нет языка без общества, так и нет общества без языка, на котором оно говорит. Универсальность данного положения предполагает существование глубоких и тесных связей между этими двумя понятиями. Организация совместной трудовой деятельности, функционирование социальных институтов, развитие культуры невозможны без средства общения между членами коллектива, т. е. без языка. С другой стороны язык не существует вне коммуникации, вне общества, язык насквозь социален. Совокупность вопросов, связанных с воздействием общества на язык и языка на общество изучает социолингвистика. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Языкознание"