Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций
Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.
Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85
При построении искусственных языков их стремятся сделать семантически незамкнутыми. Это означает, что они конструируются не собственными средствами, а с помощью другого, как правило, естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называется метаязыком, а второй - языком- объектом. Метаязык при этом должен обладать более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями и включать его как свою часть.
Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике и т. д. Искусственный формализованный язык используется и логической наукой для теоретического анализа мыслительных структур. Не случайно современную логику называют символической логикой, поскольку она широко применяет символический аппарат при построении формализованного языка.
Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого языка.
Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет семантическая характеристика языковых выражений. Основными его семантическими категориями являются: имена предметов; выражения, обозначающие свойства и отношения; предложения.
Имена предметов - это отдельные слова или сдовосочетания, обозначающие предметы, среди которых могут быть материальные ( планета, стол, сосна) и идеальные (сознание, мораль, самолюбие). По составу различают имена простые, которые не включают других имен (государство), и сложные, включающие другие имена (“спутник Земли”). Имена бывают единичные и общие. Единичное имя обозначает один предмет и выражается в языке именем собственным (Аристотель) или дается описательно (“самая большая река в Европе”). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного предмета, и выражается в языке нарицательным словом (“закон”) либо дается описательно (“европейское государство”).
Имена, выступая условными представителями предметов в языке, имеют двоякое значение. Множество предметов, к которым относится данное имя, составляет его предметное значение и называется денотатом. Способ, с помощью которого выделяется такое множество предметов путем указания на присущие им свойства, составляет его смысловое значение и называется концептом, или смыслом.
Выражения языка, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложениях они обычно выполняют роль сказуемого (например, “быть синим”, “бегать”, “дарить”, “любить” и т. д.). Число имен, к которым относится данный предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (например, “небо синее”). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор “любить” относится к двухместным (“Мария любит Петра”), а предикатор “дарить” - к трехместным (“Отец дарит книгу сыну”).
Предложения - это выражения, обозначающие высказывания о предметах, в которых утверждается или отрицается наличие определенных признаков - свойств или отношений - у предметов. Содержащиеся в предложениях высказывания по своему логическому значению выражают истину либо лож ь.
При построении языка логики предикатов требуется четкое описание его синтаксических и семантических характеристик, которые задаются: исходными символами, составляющими алфавит
языка; определением допустимых в языке выражений; семантической интерпретацией. В дальнейшем изложении синтаксические построения будут одновременно дополняться семантическими пояснениями.
Алфавит языка логики предикатов, отражая и следуя за семантическими категориями естественного языка, включает следующие виды знаков (символов):
1) а, Ь, с,...- символы для единичных - собственных или описательных - имен предметов; их называют предметными постоянными или константами;
2) х, y, z,...- символы общих имен предметов, принимающие значения в той или другой области; их называют предметными переменными;
З) Р1, Q1,R1,..Р2,Q2,R2, ...- символы для предикаторов, индексы над которыми выражают их местность: 1 - одноместный; 2 - двухместный; n - местный. Их называют предикатными переменными;
4) р, q, r,...- символы для высказываний, которые называют высказывательными или пропозициональными переменными (от латинского ргороsitiо - высказывание);
5) , - символы для количественной характеристики высказываний; их называют кванторами. - квантор общности, он символизирует общие высказывания, в которых употребляются выражения: все, каждый, всякий, всегда и т. п. - квантор существования, он символизирует частные высказывания, в которых употребляются выражения: некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т. п.;
6) логические союзы:
- символ конъюнкции (соединительное “и”);
- символ дизъюнкции (разделительное “или”);
- символ импликации (союз “если ..., то ...”);
- символ эквивалентности (союз “если и только если ..., то ...”);
черточка над символом, например “” - символ отрицания (неверно, что ...).
Семантическая характеристика логических союзов будет дана в последующих главах.
Технические знаки языка: ( ; ) - левая и правая скобки.
Других знаков, кроме перечисленных, алфавит языка логики предикатов не включает.
Второй этап построения языка логики предикатов - это определение допустимых в нем выражений, которые называются правильно построенными формулами, сокращенно ППФ.
Понятие ППФ вводится следующими определениями:
1. Всякая пропозициональная переменная (р, q, r, ...) есть ППФ.
2. Всякая предикатная переменная, взятая с последовательностью предметных переменных или констант, число которых соответствует ее местности, является ППФ (А1 (х) ; А2 (х, у);
А3 (х, у, z); Аn (х, у, ..., n), где А1, А2, А3, Аn - знаки мета языка для предикаторов).
3. Для всякой формулы с предметными переменными, в которой любая из переменных связывается квантором, выражения АхА(х)1 и хА (х) 2 также будут ППФ.
4. Если А и В - формулы (А и В - знаки метаязыка для выражения схем формул), то выражения
, ;
А В;
А V В;
А В
также являются формулами.
5. Любые иные выражения помимо предусмотренных в п. 1 - 4, не являются ППФ данного языка.
С помощью приведенного искусственного логического языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементы языка логики предикатов будут использоваться в дальнейшем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад; в XIV в. до нашей эры. Ее основателем является величайший древнегреческий философ Аристотель, который пер вый обстоятельно исследовал понятие и суждение, подробно разработал теорию умозаключения и доказательства, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего.
Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в средние века и новое время. Существенным дополнением к этому учению явилась теория индукции, разработанная английским философом-материалистом Ф. Бэконом (1561 - 1626) и систематизированная английским философом и логиком Д. С. Миллем ( 1806 - 1873) .
Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона - Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования.
Значительный вклад в развитие логики внесли французский философ Р. Декарт (1596 - 1650), родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724 - 1804), русские материалисты М. В. Ломоносов (1711 - 1765) и Л. Н. Радищев (1749 - 1802), революционные демократы ХIХ в. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие, русские логики М. И. Каринский (1840 - 1917) и Л. В. Рутковский (1859 - 1920).
Логику, основанную Ариcтотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной или аристотелевской логикой.
Во второй половине ХIХ в. сложилась символическая, или математическая логика, ряд основополагающих идей которой был сформулирован еще в ХVIII в. немецким мыслителем Г. В. Лейбницем (1646 - 1716). Символическая логика возникла как результат применения математических методов к логике, точнее, к некоторым ее разделам, прежде всего к умозаключению и доказательству.
Используя искусственный, формализованный язык символов и формул, символическая логика изучает мышление в особых формально-логических системах, строя так называемые логические исчисления, в которых формализуются логические теории. Благодаря формализации процессы рассуждения и доказательства выражаются в операциях с символами в соответствии с точными логическими правилами .
Возникнув на основе традиционной формальной логики, символическая логика превратилась в настоящее время в относительно самостоятельное направление, имеющее важное теоретическое и практическое значение. Она нашла широкое применение в физиологии высшей нервной деятельности, в психологии, языкознании, технике, где благодаря информационно-логическим машинам, способным механизировать отдельные стороны мыслительной деятельности человека, осуществляются сложные вычисления, автоматические переводы с одного языка на другой, управление автоматическими приборами и т. и.
Являясь более высокой ступенью формализации мышления, символическая логика не охватывает, однако, всех проблем традиционной формальной логики и не может быть сведена к последней. Они представляют собой относительно самостоятельные направления в формальной логике, отличающиеся друг от друга своими методами. Вместе с тем успехи, достигнутые символической логикой в области формализации мышления, имеют важное значение и для традиционной формальной логики: они уточняют и дополняют многие ее разделы. Важная особенность формальной логики, включая оба ее направления, состоит в том, что формы мышления она рассматривает как уже сложившиеся, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития, т. е. от их диалектики. Диалектику мышления изучает диалектическая логика.
В систематизированном виде диалектическая логика была впервые представлена в объективно-идеалистической философии Гегеля (1770 - 1831) как учение о всеобщем развитии абсолютного духа. Мышление подчиняется и формалыно-логическим законам, и законам диалектики.
Диалектическая логика исследует также формы мышления. 0днако в отличие от логики формальной она исследует действие в них не формально-логических, а диалектических законов, раскрывает диалектику мышления. В отличие от формальной логики, которая ряссматривает формы мышления как уже сложившиеся, отвлекаясь от их развития, диалектическая логика исследует возникновение, изменение и развитие логических форм, соотношение между ними, она выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих.
Таким образом , современная логика включает две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Эти науки изучают один и тот же объект - человеческое мышление, однако с разных его сторон и разными методами; каждая из них имеет свой предмет исследования. А это значит, что диалектическая логика не заменяет и не упраздняет логики формальной. 0днако она позволяет определить место формальной логики в изучении законов и форм мышления и выступает против неверных взглядов, согласно которым формальная логика является единственной наукой о законах и формах мышления.