Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)

    Классификация.  Классификация  представляет  собой  распределение  предметов  по  группам  (классам),  где  каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.                   

    Целью    классификации   является    систематизация   наших знаний, поэтому от обычного деления она отличается относительно  устойчивым  характером  и  сохраняется  более   или  менее длительное время. Кроме  того, классификация  образует развернутую систему, где каждый член деления  вновь делится  на новые члены, разветвляясь на  множество классов,  закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.                      

    Такова,  например,   классификация  животных   в  биологии, охватывающая до 1,5 млн.  различных видов  животных, классификация растений в  ботанике, включающая  500 тыс,  видов растений.  Классификация  дает  возможность рассмотреть  это многообразие  в  определенной  системе,  выделить  интересующие нас виды растений или животных.                                  

    Широко   применяется   классификация   в  правовых   науках,  в том  числе  в  уголовном  праве.   Например,  в   особенной  части уголовного   кодекса   каждой   союзной  республики   все  составы преступлений  расположены  по  определенной  системе.   В  основу этой  классификации  кладется  деление  преступлений  по  различию в    объекте    посягательства:    государственные   преступления, преступления   против  социалистической   собственности,  преступления  против  жизни,  здоровья,  свободы и  достоинства личности, преступления   против   политических   и  трудовых   прав  граждан и т. д. Каждый из этих видов, в свою очередь, делится  на подвиды. Таким  образом,  все  виды  преступления распределяются  по группам,  причем  каждый  вид  занимает постоянное,  строго определенное   место,   закрепленное  соответствующей   статьей  уголовного кодекса.  Примером  классификации   может  служить   также  система   советского  социалистического   права,  которое   делится  на  отрасли права:  государственное право,   административное  право,  финансовое право  и т.  д. Каждая отрасль  права  включает  в  себя  так называемые  правовые институты.                                                           

    Значение   деления   понятий   и   классификации   в  познании. Знание   видов  и   правил  деления имеет  большое  значение  в работе  юриста, особенно  в следственной  практике;  планирование  расследования   преступлений,  составление  схем  в  процессе  планирования,  классификация  следственных  версий  и  ряд  других  следственных действий  имеют своей основой логическую операцию деления понятий.                    

    Важное   значение   в   познании   имеет   классификация.   Она позволяет  рассмотреть  огромное  разнообразие  предметов  в определенной  системе.  Но,  разделяя  все  предметы  на  строго отграниченные  друг  от  друга  группы,   классификация  делает   эти  грани неподвижными.   Между    тем   предметы    действительности   взаимосвязаны,  между  ними  нет   неподвижных  граней.   Абсолютно  резкие разграничительные    линии    несовместимы   с    теорией   развития,

    Из   этого   следует,   что  вcякая   классификация  относительна. Многие  явления  природы   и  общественной   жизни  не   могут  быть отнесены   безоговорочно  к   какой-либо  определенной   группе  явлений.   Например,   семью   как   общественно-историческое  явление нельзя  целиком  отнести  к  какой-либо  одной   области  социальной жизни,  семья  характеризуется  как  материальными,  так   и  духовными  процессами.  Кроме  того,   с  развитием   знаний  классификация,  как  правило,   изменяется,  дополняется,   иногда  заменяется новой,   более   точной   классификацией.   Поэтому   ни   к   одной классификации  нельзя  подходить   как  к   завершенной;  необходимо учитывать   диалектическую   природу  как   самой  действительности, так  и  отражающих  ее  знаний,  которые  находятся   в  непрерывном процессе изменения и развития.                                     

                                                                    

3. Операции с классами                                                                    

    При  помощи  логических  операций  из  двух  или  нескольких классов могут быть образованы новые классы.  К этим  операциям относятся; объединение  классов  (сложение),  пересечение классов  (умножение) и образование дополнения к классу (отрицание).                        

    В операциях с классами приняты  следующие обозначения:  А, В,  С и т.  д.- произвольные  классы, 1  - универсальный  класс, 0  - нулевой (пустой)  класс,  знак обозначает объединение  классов (сложение), знак - пересечение классов  (умножение), А'  (не-А) -  дополнение к классу  А  (отрицание).  В операциях  с классами  обычно используются круговые схемы, универсальный класс обозначается прямоугольником.

    Операция  объединения  классов  (сложение)  состоит   в  объединении двух или нескольких классов в один класс, состоящий из элементов, каждый  из  которых  является  элементом,  по  крайней  мере,  одного из слагаемых классов. Например,  объединяя класс  умышленных преступлений  (А)  с  преступлениями,  совершенными  по  неосторожности (В), получаем  универсальный  класс  преступлений  (1),  объединяющий  все преступления:  и   умышленные,  и   неосторожные .  Полученному множеству соответствует понятие “преступление”.             

 

 

Рис.9  А- юрист

            В - депутат  городской       Думы

    Операция   объединения   классов   записывается   с   помощью   знака сложения  АUВ.  Множество,  полученное  в  результате  сложения, называется суммой .              

Рис. 8    А-юрист ;

              В- следователь

    Складывать   можно   множества,   находящиеся  в   любых  отношениях, например  множества,  входящие  в  понятия,  находящиеся  в  отношении подчинения:  “юрист”  (А)  и  “следователь”  (В).  Множество, полученное в   результате  сложения,   включает  юристов-следователей   и  юристов- неследователей  .  Объединяя  классы, находящиеся  в отношении частичного  совпадения:  “юрист”  (А)  и  “депутат   городской  Думы” (В),-   получим  множество,   объединяющее  юристов-не   депутатов  (1), юристов-депутатов (2) и депутатов-не юристов (3) . (Cм. рис. 8,9).

Рис. 10  А- следователь

В- депутат городской Думы

    Операция  пересечения  классов  (умножение)  состоит   в  отыскании элементов, общих для  двух или  нескольких классов  (множеств). Так, в  результате  умножения  множеств,  входящих в  понятия “следователь” (А) и “депутат городской Думы” (В),  получаем новое  множество: следователей-депутатов городской Думы. ( См. рис. 10 ).

Рис. 11  А- следователь

В- депутат городской Думы

С- участник ВОВ

    Операция  пересечения  классов записывается  с помощшью  знака умножения А B.Множество, полученное  в результате  умножения, называется произведением  (заштрихованная  часть  схемы).  Умножать  можно  три и больше   множеств.   Так,  умножая   множества,  входящие   в  понятия “следователь” (А), “депутат городской Думы”  (В) и  “участник Великой  Отечественной  войны”   (С),  получаем   множество  следователей, являющихся   депутатами  городского   Совета  и   участниками  Великой Отечественной войны. ( См. рис. 11 ).

    При   умножении   множеств,   входящих  в   несовместимые  понятия, например “cледователь” и “адвокат”,  получаем нулевой  (пустой) класс, так как элементов, входящих одновременно в оба понятия, не существует.

    Образование  дополнения  (отрицание).  Дополнением  к классу  А называется класс не-А (А'), который  при сложении  с А  образует универсальную область.  Эта область  представляет собой  универсальный класс и  обозначается  знаком  1. А U А'=  1. Чтобы  образовать дополнение, нужно класс А исключить из универсального класса: 1 - А =  А'. Образование дополнения состоит, таким образом, в образовании нового множества  путем  исключения  данного множества  из универсального  класса, в который оно входит. Так, исключая  множество адвокатов  из универсального  класса  -  юрист,  образуем  дополнение:   множество  юристов-не адвокатов.  В  своей  сумме  оба  понятия образуют  весь универсальный класс, соответствующий понятию “юрист”.

                                                                    

Глава 4. СУЖДЕНИЕ

1. Общая характеристика суждения

 

     Суждение и предложение                           

     Познавая объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их  признаками, устанавливает  отношения между   предметами.  Эти  связи  и  отношения отражаются  в мышлении          в форме суждений, представляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение “Петров - народный  заседатель”, мы  связываем понятия “Петров” и “народный  заседатель”, отражая          реальную  связь  между  конкретным  лицом  и  его признаком. В суждении “Владимир - брат Алексея”  в связи  понятий “Владимир”  и  “Алексей”  отражены  родственные  отношения между двумя лицами.                                                      

     Связи  и  отношения  выражаются  в  суждении посредством  утверждения  или  отрицания.   В  суждении   “Граждане  РФ  имеют  право  на  охрану  здоровья”  связь  между гражданами  РФ и их правом на охрану здоровья утверждается; в суждении  “Некоторые  преступления  не  являются   умышленными”  связь  между  некоторой  частью преступных  деяний и  их умышленным  характером отрицается.                                              

     Всякое  суждение   может  быть   либо  истинным,   либо  ложным, т.  е.  соответствовать   действительности  либо   не  соответствовать ей.  Если  в  суждении  утверждается  связь,  существующая   в  действительности,   или  отрицается   связь,  которая   в  действительности отсутствует,   то   такое    суждение   будет    истинным.   Например, “Кража   -   преступление”,   “Астрология   -   не  наука”   -  истинные   суждения,   они   верно   отражают   реально   существующие  или отсутствующие   связи.   Если  же   в  суждении   утверждается  связь, которая в действительности не имеет места, или  отрицается действительно  существующая  связь,  то  такое  суждение  является ложным.   Например,   “Кража   не    является   преступлением”, “Астрология  -  наука”  -  ложные  суждения,  они  противоречат реальному положению вещей,  разъединяя то,  что связано  в действительности  (кражу  и  преступление),  и  связывая  то,  что в действительности не связано (астрологию и науку).           

    Нужно,  однако,  иметь  в  виду,  что  не  всегда истинность или ложность суждений  очевидна или  может быть  легко установлена  (например,  “Сегодня  солнечный  день”  или   “Федоров  - сотрудник  милиции”);  истинность  ряда  суждений  нуждается  в обосновании.  Нельзя,  например,  признать истинным  или ложным суждение  “Обвиняемый   занимался  спекуляцией”,   пока  виновность обвиняемого  в совершении  данного преступления  не доказана.  Хотя объективно,  независимо от  нашего знания  о данном факте,  это  суждение  либо  истинно (если  обвиняемый действительно занимался спекуляцией), либо  ложно (если  он спекуляцией не занимался), это требуется еще установить, что  и является задачей уголовного судопроизводства.                          

    Из этого следует, что  истинность некоторых  суждений нуждается  в  подтверждении  другими суждениями,  истинность которых установлена.                                                  

    Итак, суждение -  это форма  мышления, в  которой утверждается  или  отрицается  связь  между  предметом и  его признаком или  отношение  между предметами  и которая  обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.                              

    Языковой  формой   выражения  суждения   является  предложение. Подобно тому как понятия не  могут возникнуть  и существовать вне слов и словосочетаний, так и суждения не могут возникнуть  и  существовать  вне  предложений.  Однако  единство суждения и предложения  не означает  их полного  совпадения, абсолютного тождества. И  если всякое  суждение выражается  в предложении, то из этого вовсе не  следует, что  всякое предложение выражает   суждение.   Суждение   выражается  повествовательным предложением,  в  котором  содержится  сообщение   о  чем-либо. Например:  “Раскрытие   преступления    -   сложная    задача”,   “Состава преступления,  предусмотренного  статьей  108  УК  РСФСР (умышленное  тяжкое телесное  повреждение), в  действиях обвиняемого не  обнаружено”.   В  этих   суждениях  отражены   связи  между предметами  и  их  признаками,  эти  связи  выражены   в  форме утверждения  или  отрицания,  они  могут быть  либо истинными, либо ложными.                                                 

           Кроме повествовательных существуют вопросительные и побудительные  предложения,  которые  суждений   не  выражают. Например:  “Кто сегодня  дежурный?”, “Вызваны  ли свидетели?”, “Войдите!”, “Следуйте за мной” и т. д.                      

         Вопросительное  предложение не  выражает суждения,  так как его назначение состоит не в передаче информации, а  в побуждении  к  ее  получению.  Побудительное  предложение, выражающее волеизъявление,  направленное  на  осуществление  определенных действий,  также  не выражает  суждения; как  и вопросительное предложение, не утверждая и не  отрицая чего-либо  о чем-либо, оно не может характеризоваться как истинное или ложное.      

        Разумеется,  вопрос  и  побуждение опираются  на определенные знания, которые  могут быть  выражены в  суждениях. Напри мер, вопросы: “Кто   сегодня  дежурный?”,   “Вызваны  ли   свидетели?”   опираются на  суждения “Кого-то  должны были  назначить дежурным”, “:Свидетели должны быть вызваны” и т. п.  Чтобы сказать: “Войдите!”, “Следуйте  за мной!”,-  нужно опираться  на суждения “Кто-то стучит в дверь”, “Такое-то лицо  просит разрешения войти”,  “Этому  человеку  надлежит следовать  за мной”  и др. Однако   сами   вопросительные  и   побудительные  предложения суждений не выражают                                         

Информация о работе Лекции по "Логике"