Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)

    Не  следует  смешивать конкретные  понятия с  единичными, а абстрактные с общими.  Общие понятия  могут быть  и конкретными,  и  абстрактными   (например,  понятие   “преступление”  - общее, конкретное; понятие “преступность” - общее, абстрактное). Как конкретным, так и абстрактным  может быть  и единичное  понятие  (например,   понятие  “Великая   Французская   революция”  -  единичное,  конкретное; понятие “смелость дружинника Смирнова” - единичное, абстрактное) .                                                              

    Понятия  делятся  на  положительные  и отрицательные  в  зависимости  от  того,  составляют  ли  их содержание  признаки, присущие предмету, или признаки, отсутствующие у него.                   

    Понятия,   содержание   которых   составляют   признаки,  присущие  предмету,  называются  положительными.  Понятия,  в  содержании  которых  указывается  на  отсутствие  у  предмета определенных  признаков,  называются  отрицательными. Так,  понятия “грамотный”,   “порядок”,   “логичный”,   “верующий”   являются   положительными;    понятия   “неграмотный”,    “беспорядок”,   “алогичный”, “неверующий” - отрицательными.                               

    В   русском  языке   отрицательные  понятия   выражаются  словами  с   отрицательными  приставками   “не”  и   “без”:  “независимость”,  “небрежность”,  “беззаконие”,   “бездействие”,  “неповиновение”,  “неисполнение  приказа”,  “недонесение”;  в  словах иностранного,   преимущественно   греческого,   происхождения   -   чаще всего  словами  с   отрицательной  приставкой   “а”:  “аморальный”, “аполитичный”, “асимметрия” и т. д.                                 

    Понятия делятся на безотносительные и  соотносительные в   зависимости   от   того,   мыслятся ли в них предметы,  существующие раздельно или в связи с другими предметами.                  

    Безотносительные    понятия   отражают    предметы,   существующие  раздельно  и  поэтому  мыслящиеся   вне  отношения   к  другим предметам.  Таковы  понятия  “студент”,   “государство”,  “народный суд”,  “потерпевший”,  “место  преступления”  и  др.   В  соотносительных   понятиях   отражаются  предметы,   существование  которых связано  с   существованием  других   предметов,  поэтому   они  не мыслятся  один  без  другого. Например:  “родители” и  “дети”, “начальник”  и  “подчиненный”,  “причина”  и  “следствие”,  “базис” и “надстройка”,  “получение  взятки”  и “дача  взятки”. В  этих понятиях   отражены   предметы,   существование   одного   из   которых предполагает существование другого.                                 

    Определить,  к.  какому  виду  относится  то  или  иное понятие, значит  дать  ему  логическую  характеристику, 

     При  характеристике   понятия  “невменяемость” должно  быть  указано,  что  оно  относится к  общим (нерегистрируюшим)  понятиям,  что  оно  абстрактное,   отрицательное,  безотносительное.                                                 

      Логическая характеристика понятий  помогает уточнить  их содержание  и  объем,  выработать  более точное  употребление выражающих их слов.

4. Отношения между понятиями

      Рассматривая  отношения  между  понятиями,   следует  прежде всего различать сравнимые и несравнимые понятия.               

      Сравнимыми   называются   понятия,  имеющие   некоторые  общие  признаки,  позволяющие  эти  понятия  сопоставлять   друг  с другом.  Например,   “Останкинский  телевизионный  передающий  центр”  и  “Берлинский  телевизионный  передающий   центр”  -  сравнимые  понятия, они   имеют   общие   признаки,   характеризующие   любой  телевизионный  передающий  центр, благодаря которым эти понятия можно сравнивать.    

      Несравнимыми   называются   понятия,   не    имеющие   общих признаков,    поэтому    сравнивать эти понятия    невозможно.    Например:  “квадрат”  и  “общественное  порицание”,  “преступление” и  “космическое  пространство”,  “государство”  и  “симфоническая музыка”.  Они  относятся  к  разным,  весьма  отдаленным  друг от друга  областям  действительности  и   не  имеют   признаков,  на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.

      В  логических  отношениях  могут  находиться  только сравнимые  понятия. Сравнимые  понятия   бывают  совместимыми   и  несовместимыми.                                                  

      Понятия,  объемы  которых  полностью или  частично совпадают,  называются  совместимыми.  В  содержании  этих  понятий  нет признаков,   исключающих   совпадение   их   объемов.  Существует

три  вида  отношений  совместимости:  равнозначность, пересечение (перекрещивание) и подчинение (субординация).                  

      В  отношении  равнозначности  находятся  понятия,  в которых мыслится  один  и  тот  же  предмет.  Объемы этих  понятий полностью   совпадают   (хотя   содержание   различно).  

    Понятия,   находящиеся   в  отношении   равнозначности,  называются равнозначными.                                            

    Отношения    между    понятиями    принято     изображать    с помощью  круговых  схем  (в  кругах  Эйлера),  где   каждый  круг обозначает  объем  понятия,  а каждая  точка -  предмет, входящий в  его  объем.  Круговые  схемы  позволяют  наглядно  представить отношения   между   различными   понятиями,   лучше    понять   и усвоить эти отношения.                                           

    В  отношении  пересечения  (перекрещивания)   находятся  понятия,  объем  одного из  которых частично  входит в  объем другого понятия. Содержание этих понятий различно.                       

В  отношении  пересечения  находятся  понятия  “юрист”  (А) и “депутат   Государственной  Думы   РФ”   (В):   некоторые  юристы  являются  депутатами  Государственной Думы РФ   (как  некоторые депутаты   Государственной Думы РФ  -  юристами).   С  помощью круговых  схем  это  отношение изображается  в виде  двух пересекающихся кругов (рис. 1).                                        

Рис. 1. А - юрист;                                                

  В - депутат Государственной Думы РФ

                                                                 

В   совместившейся   части  кругов   А  и   В  (заштрихованная часть  кругов)  мыслятся те  юристы, которые  являются депутатами Государственной Думы РФ,  в  несовместившейся  части  круга  А - юристы,  не  являющиеся  депутатами  Государственной Думы РФ,  в несовместившейся  части  круга  В  -  депутаты  Государственной Думы РФ - не юристы.                                                

    Понятия,  находящиеся  в  отношении   пересечения,  называются пересекающимися (перекрещивающимися) .                           

    В  отношении   подчинения  (субординации)   находятся  понятия, объем  одного  из  которых  полностью  входит  в  объем другого, составляя его часть.                                            

       В  таком  отношении  находятся,  например,  понятия  “наказание”  (А)   и  “общественное   порицание”  (В).   Объем  первого понятия  шире  объема   второго  понятия:   кроме  общественного порицания  существуют   и  другие   меры  наказания   -  лишение свободы,  ссылка,  высылка,  исправительные  работы  без лишения свободы и т. д.  В  то же  время понятие  “общественное порицание”  полностью  входит  в объем  понятия “наказание”  (рис. 2).

 

    Понятие,   имеющее   больший   объем   и   включающее   объем другого   понятия  (А),   называется  подчиняющим,   а  понятие, имеющее  меньший  объем  и  составляющее  часть  объема  другого понятия (В),- подчиненным.                                   

Рис 2.

А- наказание

В- общественное порицание

 

Рис.3

А-преступление

В-должностное преступление

С- должностой подлог

    Если  в  отношении  подчинения  находятся два  общих понятия, то  подчиняющее  понятие  называется  родом,  подчиненное  - видом. Так, понятие “должностной полог” будет видом  по отношению  к  понятию  “должностное  преступление”.   Однако  понятия рода  и  вида  в  логике  не  имеют такого  же безотносительного значения,  как,  например,  в  зоологии  или  ботанике.  Понятие “должностное  преступление”  -  это род  по отношению  к понятию “должностной  подлог”  и  в  то  же  время  вид  по  отношению к понятию  “преступление”.  Иначе  говоря,  всякое  понятие  может быть   одновременно   видом   (по   отношению  к   более  общему понятию)  и  родом  (по  отношению  к  понятию   менее  общему). Отношение   между  тремя   подчиненными  друг   другу  понятиями изображено на рис. 3.                                         

    Если в отношении подчинения находятся общее и единичное   (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие  является  видом,  а  единичное  (подчиненное)  -  индивидом.  В таком  отношении  будут  находиться,  например,  понятия “адвокат” и “Ф.Н.Плевако”.   Отношения  “род”  -  “вид”  -  “индивид”   широко  используются в логических операциях  с понятиями  - в  обобщении, ограничении, определении и делении.                               

    Понятия,  объемы  которых  не  совпадают  ни  полностью,  ни частично,  называются  несовместимыми   (или  внеположными). Эти  понятия  содержат  признаки,  исключающие   совпадение  их объемов.                                                      

Рис.4

А- суд

В- областной суд

С- городской суд

    Существует  три  вида  отношений  несовместимости: соподчинение   (координация),   противоположность   (контрарность)   и противоречие (контрадикторность) .                            

    В  отношении соподчинения  (координации) находятся  два или больше   неперекрещивающихся   понятий,    подчиненных   общему для  них понятию.  Например: “юридический  институт”, “медицинский  институт”, “высшее  учебное заведение”;  “областной суд”, “городской  суд”,  “суд”.  Понятия,  находящиеся   в  отношении соподчинения  к  общему  для  них понятию,  называются соподчиненными.                                                      

    В  круговых  схемах  это  отношение  изображается  следующим образом (рис. 4) .                                            

    Каждое  из  соподчиненных понятий  (В и С)  находится в отношении  подчинения  к  родовому понятию  (А), т.  е. понятия А  и  В,  А  и С  находятся в  отношении совместимости.  Но по отношению друг  к другу  соподчиненные понятия  В и С являются несовместимыми;  они  не  имеют  общих элементов,  которые мыслятся в этих понятиях.

Рис.5

А- Обстоятельства дела, смягчающие ответственность виновного

В- обстоятельства дела, отягчающие ответственность виновного

    В   отношении  противоположности   (контрарности)  находятся понятия,  одно  из  которых  содержит  некоторые   признаки,  а другое   эти   признаки   отрицает,  замещая   их  исключающими признаками.  

Такие   понятия    называются   противоположными (контрарными).  Объемы  двух  противоположных  понятий составляют в своей сумме лишь  часть объема  общего для  них родового понятия, видами которого они являются  и которому  они соподчинены.  Таковы,  например,  отношения  между  понятиями “черный” и  “белый”,  “отличник”  и  “неуспевающий”,   “революционер”  и “контрреволюционер”,  “страна  с  холодным климатом”  и “страна с  жарким  климатом”,  “обстоятельства  дела,   смягчающие  ответственность   виновного”   и   “обстоятельства   дела,   отягчающие ответственность виновного” (рис. 5).                            

       Пунктиром изображено родовое понятие “обстоятельства     дела”.                                                       

Рис.6  А- обстоятельства дела, смягчающие  ответственность виновного; не-А- обстоятельства дела. не смягчающие ответственность виновного

    Понятие  В  содержит  в себе  признаки, не  только исключающие  признаки  понятия  А,  но  и  замещающие  их  другими, противоположными  признаками.  Объемы  понятий  А  и  В  не  исчерпывают в  своей  сумме  всего   объема  родового   понятия  “обстоятельства  дела”.  Кроме  обстоятельств,  смягчающих  или  отягчающих ответственность  виновного,  существуют  обстоятельства,  которые  суд  не относит ни к тем, ни к другим.                              

     В   отношении   противоречия   (контрадикторности)   находятся  понятия,  одно   из  которых   содержит  некоторые   признаки,  а  другое  эти  же  признаки  исключает,  не  замещая   их  никакими  другими  признаками.  Понятия,  находящиеся  в  отношении  противоречия, называются противоречащими (контрадикторными).        

     Объемы   двух    противоречащих   понятий    составляют   весь  объем  рода,  видами  которого  они   являются  и   которому  они  соподчинены.                                                   

     В  отношении  противоречия  находятся  положительное  и  отрицательное понятия:  “черный” и  “нечерный”, “успевающий”  и “неуспевающий”,  “революционер”   и  “нереволюционер”,   “страна  с  холодным   климатом”   и   “страна   с    нехолодным   климатом”,  “обстоятельства  дела,  смягчающие ответственность  виновного” и  “обстоятельства  дела,   не  смягчающие   ответственность  виновного”.                                                         

Информация о работе Лекции по "Логике"