Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 09:34, курсовая работа
Руководители функциональных подразделений оказывают сопротивление, когда изменения ставят под угрозу их позиции и власть, т.е. в тех случаях, когда: уменьшается их доля в доходах предприятия; уменьшается их влияние на принятие решений; сокращаются возможности их контроля над ресурсами предприятия; наносится ущерб их репутации
Рис. 9.1. Традиционная система управления МП на предприятии
В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку ЛФ тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения – логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи.
Основные задачи
логистической службы:
1. Развитие, формирование, реорганизация
ЛС.
2. Разработка и реализация логистической
стратегии предприятия.
3. Внутренняя и внешняя логистическая
интеграция:
1) формирование взаимодействий, гармоничных
и продуктивных рабочих отношений между
сотрудниками различных функциональных
подразделений, которые обеспечивали
бы достижение цели ЛС, организация их
совместной работы;
2) координация деятельности в функциональных
областях логистики на предприятии и в
ЛЦ.
4. Управление МП и сопутствующими потоками,
начиная от формирования договорных отношений
с поставщиком и заканчивая доставкой
покупателю ГП.
5. Логистический реинжиниринг.
На рис. 9.2 представлен один из возможных вариантов реализации логистического подхода к организации системы управления МП.
Рис. 9.2. Возможный вариант реализации логистического подхода к организации системы управления МП на предприятии
В принципе, для построения
организационной структуры
Стадии эволюции логистических структур
По аналогии с историческими этапами развития логистики по уровню охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий, эволюция логистических структур на предприятиях проходит также следующие три стадии.
На первой стадии основная функции логистики – доставка продукции предприятия в розничную сеть. На этой стадии логистические функции распылены между различными подразделениями, но появляются тенденции к объединению ЛФ в организационные подсистемы.
На второй стадии к доставке продукции в розничную сеть добавляются и другие: организация хранения на складах, оптимизация запасов, обслуживание клиентуры и т.д. ЛФ не только расширяются, но и объединяются большинство ЛО, и создаются системы доставки товаров по заказам клиента.
На третьей стадии происходит полное объединение всех ЛО на предприятии. В набор логистических задач включаются построение ЛС, участие в планировании производства и прогнозировании продаж; организация закупок МР для предприятия, организация поставок товаров за рубеж и др.
Возможные организационные структуры логистической службы
1. Матричная структура характерна для крупных компаний в англосаксонских странах. Это – классический ответ на потребность в интеграции всех операций, связанных с МП. Центральной логистической службе подчинены несколько служб, ответственных за определенный этап процесса физического перемещения продукции. Поскольку сама служба логистики не располагает собственными операционными средствами, то ее функция становится исключительно координационной. Происходит уточнение конечных целей и согласование деятельности структур, выстроенных «по горизонтали» (торговля, производство, закупки, исследования) и «по вертикали» (финансы, информация, контроль за качеством, логистика). Руководство каждой логистической операционной единицы отчитывается перед этими структурами в той части своей деятельности, которая касается их.
2. Второй вариант более свойственен компаниям в латинских странах и основан на взаимодействии «отдающих приказания» и «предоставляющих услуги» единиц. Он также приводит к интеграции операций, но при этом не создается двусмысленного положения, когда одно и то же подразделение несет двойную ответственность. Центральная логистическая служба получает «приказания» от торгового отдела в виде прогнозов продаж, четких указаний и показателей стоимости, рентабельности. Все это служба логистики сводит в специальный перечень заданий, особый для каждого этапа логистического процесса. После этого перечень заданий передается «внутренним предоставителям услуг», т. е. магазинам, транспортным подразделениям, производственным единицам и т.д.
3. Третий вариант, менее жесткий, чем предыдущий, заключается в установлении внутри компании четкой системы приоритетов и свода процедур, хорошо усвоенных работниками. Функция логистической службы тогда ограничивается внутренним логистическим контролем: она следит за соблюдением правил перемещения материалов и товаров. Роль логистики на этой стадии уменьшается, но зато прекрасно понимается всеми работниками. Работа руководства на каждом уровне оценивается, в том числе и с позиций логистической эффективности, уровень которой предварительно обсуждается и устанавливается по инициативе службы логистического аудита. Выбор этого варианта сопряжен с необходимостью специального логистического обучения всего персонала фирмы. Периодически в связи с изменением задач должны проводиться занятия по повышению квалификации при сохранении преемственности в обучении и формировании новых навыков на базе предыдущих.
Все эти три варианта могут
налагаться друг на друга или порождать
множество промежуточных
Организация межфункциональной командной работы
Одним из подходов к организации
работы службы логистики является межфункциональная
командная работа, в процессе которой
специалисты различных
·объединение знаний, навыков, умений
сотрудников различных подразделений
предприятия;
·перекрестное (по вертикали и горизонтали)
владение задачами и проблемами;
· повышение качества принимаемых решений;
· повышение уровня взаимодействия между
специалистами различных подразделений
и развитие сплоченности команды;
·ускорение определения и решения логистических
задач и др.
Существуют следующие
условия эффективной работы межфункциональных
команд:
· менее 10 членов;
· добровольное членство;
· группу возглавляет специалист по логистике;
· объем документации минимален;
· руководитель и члены команды разделяют
идеи, составляющие суть логистической
деятельности;
· команда имеет ясные цели в области логистики;
· перед командой ставятся конкретные
задачи в области логистики;
· этих целей можно достичь только командной
работой;
· существует потребность в каждом члене
команды;
· деятельность каждого члена команды
подчинена целям команды;
· команда получает адекватную отдачу
от своей деятельности;
· предусмотрены конкретные виды поощрений
за деятельность всей команды, а не отдельных
членов.4
Требования к специалистам по логистике
Специалисты по логистике
должны обладать системным мышлением
и иметь представление о
Для эффективного решения
логистических задач стратег должен:
· иметь доступ ко всем видам и уровням
информации;
· располагать официальными полномочиями
своей должности в иерархии управления
предприятием, что позволит ему принимать
решения, в том числе кадровые;
· подчиняться напрямую одному из заместителей
генерального директора или непосредственно
генеральному директору, чтобы иметь относительную
независимость от руководителей других
функциональных подразделений предприятия;
· обладать высоким личностным и профессиональным
авторитетом;
· быть хорошим менеджером.
2.2. Стратегия и планирование в логистике
С ростом нестабильности внешней
среды возрастает потребность предприятий
в стратегическом управлении. Стратегическое
управление можно рассматривать
как управление по результатам. Аксиома
стратегического управления: чтобы
выжить и преуспеть, руководство
предприятия должно придерживаться
агрессивного, оперативного и конкурентного
поведения. Только в этом случае предприятию
удастся соответствовать
Стратегическое управление логистикой - это деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.
Виды стратегии:
Цель такой стратегии - удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести к малой доле на рынке в целом;
Cтратегия диверсификации - используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения. 5
Виды диверсификации:
горизонтальная
- предполагает расширение деятельности
предприятия в отношении традиционных
для него групп потребителей с использованием
имеющихся каналов расширения и методов
продажи (например, техника сбыта фирменной
продукции);
расширение номенклатуры продукции путем
добавления к ней родственных и новых
видов продукции, которые можно изготавливать
и сбывать с использованием ноу-хау предприятия,
а также деятельности предприятия на новые
для него сегменты рынка;
вертикальная
- предприятие расширяет свою деятельность
на предыдущие или последующие стадии
процесса производства и распределения.
Вертикальная диверсификация является
формой реализации стратегии интегрированного
роста, когда положение предприятия на
рынке изменяется за счет расширения путем
добавления новых структур;
латеральная - включение в производственную программу предприятия продукции, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия; отсутствие какой-либо связи между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.
Разработке
логистической стратегии
Прогноз логистической деятельности - это вероятностное представление о появлении событий в будущем, основанное на наблюдениях и теоретических положениях; обоснованное суждение о вероятности наступления одного или нескольких событий или возможных состояниях процесса (явления); суждение о будущем периоде времени.
Прогнозирование - процесс получения прогностической информации. 6
Информация о работе Организация логистического управления на предприятии