Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике"
1. Предмет логики как науки.
2. Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.
3. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.
4. Язык как знаковая система. Требования к языку права.
5. Семантические категории языковых выражений. Язык логики.
6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.
7. Объем и содержание понятий, их соотношение.
8. Операции ограничения и обобщения понятий.
9. Виды понятий.
10. Отношения между понятиями.
11. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.
12. Правила определения. Ошибки в определениях.
13. Деление понятий и его виды.
14. Правила деления и ошибки, возможные при делении.
15. Классификация, виды классификации.
16. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
17. Простые суждения и их виды.
18. Категорические суждения, их виды.
19. Распределенность терминов в категорических суждениях.
20. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».
21. Модальность суждений. Виды модальностей.
22. Основные эквивалентности для алетических и эпистемических модальностей.
23. Логические отношения между деонтическими модальностями и
их значение для построения нормативных рассуждений.
24. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суждений.
25. Семантические таблицы истинности.
26. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.
27. Законы логики и логические противоречия.
28. Основные законы логики.
29. Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.
30. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.
31. Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.
32. Простой категорический силлогизм. Структура и термины силлогизма.
33. Правила силлогизма: правила терминов и посылок.
34. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур. Понятие модуса силлогизма.
35. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.
36. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты).
37. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
38. Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.
39. Разделительно-категорические умозаключения, условия правильности вывода.
40. Дилеммы, их виды и правильные формы.
41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.
42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.
44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.
46. Методы сопутствующих изменений и остатков.
47. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.
48. Роль аналогии в науке и правовом процессе.
49. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.
50. Способы доказательства.
51. Виды опровержения.
52. Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.
53. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.
54. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.
55. Основные требования к аргументации.
56. Виды аргументации.
7. Объем и
содержание понятий, их
Содержание понятия - совокупность признаков предмета, на основе которых в нем обобщаются и выделяются предметы определенного класса. Основное содержание понятия составляет совокупность признаков, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от других. Объем понятия - это множество объектов, выделяемых и обобщаемых в данном понятии. Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание и наоборот.
8. Операции ограничения и обобщения понятий.
1) Обобщение- логическая операция , в результате которой совершается переход от данного понятия к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием.
Другими словами, логическая операция перехода от видового понятия к родовому посредством усечения содержания исходного понятия.
Пример: Если из содержания понятия "Аграрный университет" исключить видовой признак "аграрный", то получим родовое понятие "университет", дальнейшим обобщением будет "высшее учебное заведение".
Аграрный университет (А)
Университет (В
Высшее учебное заведение (С)
Пределом обобщения являются категории той области науки или деятельности , к которой относится рассматриваемые понятия.
Пример: опера П.И Чайковского "Евгений Онегин"- опера- музыкальное произведение.
2) Ограничение - логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.
Пределом ограничения
понятий является отдельный
ВНИМАНИЕ! Нельзя путать вид понятия с частью предмета!!! Часть предмета является физической частью целого предмета, а вид - логической частью более общего понятия.
9. Виды понятий
Объём понятия - это множество объектов , выделяемых и обобщаемых в данном понятии.
Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский",)
Общим - множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед)
Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы
которых представляют собой классы реально
не существующих предметов и существование
которых в принципе невозможно (вечный
двигатель", "русалка", "леший").
По содержанию
Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс". |
Абстрактные - мыслится не сам предмет,
а какой-либо из признаков |
Относительные в которых
мыслятся предметы, существование
одного из которых |
Безотносительные в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др. |
Положительные ,содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др. |
Отрицательными в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). |
Собирательными в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща |
Несобирательные , содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др. |
10. Отношения между понятиями
Совместимые:
1. Тождество. т.е объёмы сравнимых понятий совпадают
2. Пересечение ... Объёмы частично совпадают
3. Подчинение ... объем одного из которых
полностью входит в объем другого
Несовместимые
1. Соподчинение- В отношении соподчинения
находятся два или более неперекрещивающихся понятий,
принадлежащих общему родовому понятию
2. Противоположность-
3. Противоречие-
одно понятие указывает на признаки,
а другое эти признаки отрицает.
11.Определение понятий и виды определений . Приёмы , сходные с определением.
Определение- логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия путём перечисления входящих в него признаков.
Цель определения: Отличить предмет , отражаемый понятием, от сходных с ним предметов , установить точное значение слова или выражения.
номинальные
Вводятся новые символы, термины или уточняется смысл раннее введённых объектов. |
Фиксируются свойства новых определяемых объектов. |
Также делятся на явные и неявные.
1. Явными -определения , в которых указываются признаки, присущие определённому предмету. Имеющие равенство А=dfB
2. Неявные - это определения , не имеющие вид равенства А=dfB.
К числу неявных определений относятся:
1. Аксиоматические опр-я, используемые в математике
2. Индуктивные опр-я
3. Конструктивные - опр-я , в которых некоторый контекст использования определяемого понятия приравнивается к другому контексту , не включающему определяемое понятие.. Такие определения используются при переводах с иностранного языка.
Правила определения:
1. Правило соразмерности т.е Объём определяемого понятия должен быть равен объёму определяющего т.е. они должны обозначать один и тот же предмет.
Ошибки: Слишком широкое определение
2. Правило запрета круга: в опр-ии не должно содержаться круга.
Ошибка: круг в определении. ( порочный круг, тавтология)
3. Правило неотрицательности. Определение по возможности не должно быть отрицательным.
4. Правило ясности. Определение должно быть чётким и ясным.
Приёмы , сходные с определением: