Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике"
1. Предмет логики как науки.
2. Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.
3. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.
4. Язык как знаковая система. Требования к языку права.
5. Семантические категории языковых выражений. Язык логики.
6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.
7. Объем и содержание понятий, их соотношение.
8. Операции ограничения и обобщения понятий.
9. Виды понятий.
10. Отношения между понятиями.
11. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.
12. Правила определения. Ошибки в определениях.
13. Деление понятий и его виды.
14. Правила деления и ошибки, возможные при делении.
15. Классификация, виды классификации.
16. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
17. Простые суждения и их виды.
18. Категорические суждения, их виды.
19. Распределенность терминов в категорических суждениях.
20. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».
21. Модальность суждений. Виды модальностей.
22. Основные эквивалентности для алетических и эпистемических модальностей.
23. Логические отношения между деонтическими модальностями и
их значение для построения нормативных рассуждений.
24. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суждений.
25. Семантические таблицы истинности.
26. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.
27. Законы логики и логические противоречия.
28. Основные законы логики.
29. Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.
30. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.
31. Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.
32. Простой категорический силлогизм. Структура и термины силлогизма.
33. Правила силлогизма: правила терминов и посылок.
34. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур. Понятие модуса силлогизма.
35. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.
36. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты).
37. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
38. Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.
39. Разделительно-категорические умозаключения, условия правильности вывода.
40. Дилеммы, их виды и правильные формы.
41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.
42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.
44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.
46. Методы сопутствующих изменений и остатков.
47. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.
48. Роль аналогии в науке и правовом процессе.
49. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.
50. Способы доказательства.
51. Виды опровержения.
52. Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.
53. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.
54. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.
55. Основные требования к аргументации.
56. Виды аргументации.
40. Дилеммы, их виды и правильные формы.
Дилемма - это умозаключение из трех посылок, две из которых - условные суждения и одна – разделительное суждение.
Виды:
1. Простая конструктивная дилемма.
А→С, В→С, АⱱВ
2. Сложная конструктивная дилемма.
А→С, В→D, AⱱB
3. Простая деструктивная дилемма.
С→А, С→В, ¬Аⱱ¬В
4. Сложная деструктивная дилемма.
С→А, D→B, ¬Aⱱ¬B
41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.
Недедуктивное умозаключение ( Индукция) – это переход знаний от «частного к общему». Виды: а) обобщающая индукция, может применяться при соцопросах, даче прогнозов и т.д.; б) метод установления причинных связей (исключающая индукция) может применяться при исследовании науки, для выдвижения новых научных теорий и т.д.
42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления. Позволят познавать мир методом сравнения и наблюдения.
Полная обобщающая индукция.
Вывод всегда достоверен. Множество А состоит из элементов:
А1, А2, А3, …, Аn. А1 имеет признак В, А2 имеет
признак В. Все элементы от А3 до Аn также
имеют признак В. Следовательно, все элементы
множества А имеют признак В. Область применения
ограничена числом предметов класса исследования,
можно делать прогнозы.
43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.
Неполная обобщающая индукция. Вывод носит вероятностный характер. Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3, …, Аn. А1 имеет признак В, А2 имеет признак В. Все элементы от А3 до Аn также имеют признак B. Следовательно, вероятно, Аn+1 и остальные элементы множества А имеют признак В. Способы повышения надежности: 1) увеличение числа изучаемых случаев. 2) увеличения разнообразия изучаемых случаев. 3)учет характера связи между рассматриваемыми предметами и их признаки.
44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
Научная индукция отличается от неполной индукции через простое перечисление при отсутствии противоречащего случая (такую индукцию называют популярной, так как посылки в ней нередко берутся случайно) тем, что она нацелена на отыскание причинных связей, открытие законов. Поэтому научная индукция основывается на таких методах познания, как наблюдение и эксперимент. Типичная ошибка - поспешное обобщение – логическая ошибка, состоящая в том, что вывод делается на основе немногих случайно встретившихся примеров.
45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.
Метод сходства – если два и более случаев сходны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина данного явления. Схема: При АВС возникает а, при ADE возникает а, при AFG возникает а. Следовательно, обстоятельство А, вероятно, есть причина а.
Метод различия – если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай в котором исследуемое явление не наступает, отличаются только одним обстоятельством, то, вероятно, это и есть причина исследуемого явления. Схема: При ABCD возникает а, при BCD не возникает а. Следовательно А, вероятно есть причина а.
Для повышения надежности вывода используют объединенный метод сходства и различия. Для этого необходимы три случая. Схема: При АС возникает а, при АВ возникает а, при С не возникает а. Следовательно А, вероятно, и есть причина а.
46. Методы сопутствующих изменений и остатков.
Метод сопутствующих изменений – если что-то изменяется определенным образом, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, вероятно, находятся в связи друг с другом. Схема: При А1ВС возникает а, при А2ВС возникает а. Следовательно А, вероятно, есть причина а.
Метод остатков - если из сложного явления, вызываемого комплексом обстоятельств, вычесть уже изученную часть, то остаток, вероятно, будет следствием оставшихся обстоятельств. Схема: явление абс вызывается обстоятельствами АВС. Часть б вызывается В. Часть с вызывается С. Вероятно, часть а вызывается А.
47. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.
Аналогия – это недедуктивное умозаключение,
в котором суждение о признаке объекта
выводится на основании сходства этого
объекта с другим объектом. Различают
два вида аналогии – аналогию свойств
и аналогию отношений. Схема аналогии
свойств: А обладает признаками a, b,
c, d. B обладает признаками a, b, c. Вероятно,
B обладает признаками d.
Схема аналогии
отношений: Пусть а
подобно с,
а b
подобно d.
Между a
и b
имеется R. Вероятно, между c и d
также имеется R.