Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике"
1. Предмет логики как науки.
2. Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.
3. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.
4. Язык как знаковая система. Требования к языку права.
5. Семантические категории языковых выражений. Язык логики.
6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.
7. Объем и содержание понятий, их соотношение.
8. Операции ограничения и обобщения понятий.
9. Виды понятий.
10. Отношения между понятиями.
11. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.
12. Правила определения. Ошибки в определениях.
13. Деление понятий и его виды.
14. Правила деления и ошибки, возможные при делении.
15. Классификация, виды классификации.
16. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
17. Простые суждения и их виды.
18. Категорические суждения, их виды.
19. Распределенность терминов в категорических суждениях.
20. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».
21. Модальность суждений. Виды модальностей.
22. Основные эквивалентности для алетических и эпистемических модальностей.
23. Логические отношения между деонтическими модальностями и
их значение для построения нормативных рассуждений.
24. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суждений.
25. Семантические таблицы истинности.
26. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.
27. Законы логики и логические противоречия.
28. Основные законы логики.
29. Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.
30. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.
31. Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.
32. Простой категорический силлогизм. Структура и термины силлогизма.
33. Правила силлогизма: правила терминов и посылок.
34. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур. Понятие модуса силлогизма.
35. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.
36. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты).
37. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
38. Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.
39. Разделительно-категорические умозаключения, условия правильности вывода.
40. Дилеммы, их виды и правильные формы.
41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.
42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.
44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.
46. Методы сопутствующих изменений и остатков.
47. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.
48. Роль аналогии в науке и правовом процессе.
49. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.
50. Способы доказательства.
51. Виды опровержения.
52. Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.
53. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.
54. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.
55. Основные требования к аргументации.
56. Виды аргументации.
56. Виды аргументации.
Цель аргументации – принятие выдвигаемых положений аудиторией. Предметом теории аргументации является изучение тех многообразных дискурсивных (рассудочных) приемов, которые позволяют усиливать или изменять убеждения аудитории.
Виды аргументации выделяются по различным критериям. Наиболее важными
являются
следующие разновидности
1. Доказательство – разновидность аргументации, при которой тезис логически выводится из аргументов, истинность которых уже установлена; тем самым доказательство вынуждает признать истинность тезиса
По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные. В прямом
доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. При косвенном доказательстве идут окольным путем, а именно – устанавливают ложность высказывания, находящегося в некотором логическом отношении к тезису, что позволяет затем говорить об истинности тезиса. Разновидностями косвенного доказательства являются:
а) апагогическое доказательство (лат. apagoge – уводящий, отводящий), при котором
устанавливается ложность антитезиса, т. е. высказывания, противоречащего тезису.
б) разделительное доказательство истинность тезиса устанавливает путем
исключения всех противостоящих ему альтернатив.
2. Опровержение устанавливает ложность тезиса. Опровержение может протекать
двояко:
· опровержение путем доказательства антитезиса (самостоятельно доказывается
высказывание, противоречащее опровергаемому тезису);
· опровержение тезиса путем установления ложности вытекающих из него
следствий (≪сведение к абсурду≫).
3. Подтверждение состоит в выведении истинных следствий из наличного
гипотетического положения.
4. Возражение (оспаривание) направлено на ослабление тезиса
5. Объяснение некоторого явления – это
указание, следствием какой причины оно
является, или раскрытие его сущностных
характеристик.
6. Интерпретация в логике – это приписывание некоторого содержательного смысла
или значения символам и формулам формальной системы; формальная система не
обоснована, пока не имеет интерпретации, то есть не превращена в язык, описывающий ту или иную предметную область.
7. Оправдание применяется по отношению к некоторому действию, практическому
или умственному. Оправдать действие – значит привести в качестве довода некоторое
ценностное соображение, т. е. утверждение о том, к чему мы должны стремиться, что
является для нас долгом, предпочтением, идеалом.
57. Структура
вопроса, виды вопросов и
Вопрос – это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся. Естественным средством выражения и синтаксического оформления вопроса выступает вопросительное предложение.
Логическая структура вопроса в общем виде такова:
1) в нем обозначено, хотя и весьма неопределенно, искомое; вопросительные
местоимения и наречия ≪кто≫, ≪когда≫, ≪где≫, ≪сколько≫, ≪зачем≫, ≪почему≫ употребляются для обозначения соответственно класса или имени предмета, свойства или состояния, времени, места, количества, цели, причины;
2) в нем содержится некоторое знание в виде предпосылок; в них явно или скрыто
заключена исходная информация, недостаточная для разрешения вопроса; предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание;
3) в нем содержится требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от данного к искомому. Требуя найти, сообщить, уточнить некоторые сведения, вопрос выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям:
· по степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными (выражаются в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное) или скрытыми (выражаются лишь своими предпосылками);
· в структурном плане вопросы подразделяются на простые и сложные (в
противоположность сложному вопросу простой не может быть расчленен на элементарные
вопросы);
· по способу запроса неизвестного знания различают уточняющие и восполняющие вопросы; первые (или ≪ли≫-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений, а вторые (или ≪к≫-вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации.
· среди простых вопросов правомерно различать открытые (не связывают
отвечающего строгими рамками, позволяют дать ответ в свободной, непринужденной форме) и закрытые (лимитируют отвечающего, требуя точного и определенного ответа в виде одного-единственного повествовательного предложения);
· по количеству возможных на них ответов выделяют общие и частные вопросы;
· по отношению к познавательной цели диалога вопросы бывают узловыми (если верный ответ на них служит непосредственно раскрытию темы диалога) и наводящими (подготавливающими к пониманию узлового вопроса);
· по правильности постановки вопросы делятся на корректные, предпосылкой которых служит истинное и непротиворечивое знание, и некорректные, основанные на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен
критерии правильности вопросов
1. Вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.
2. Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.
3. В вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значениями.
4. Контрольные
вопросы не должны сразу
5. Вопрос
должен указывать на все
выходите?≫, которая может ≪подсказать≫ неправильный ответ.
6. При необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое
предисловие.
7. Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт
опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.
8. Нельзя вначале ставить
58. Ответ, виды
ответов, критерии
Ответ – это суждение или совокупность суждений, вызванных вопросом. Основное предназначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. В ряде случаев функция ответа заключается в указании на неправильную постановку вопроса. Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, неравнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Поэтому различают
следующие виды ответов:
· по области поиска ответы делятся на прямые и косвенные;
· по объему информации различают полные и частичные ответы;
· по отношению к вопросу различают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением,
логически с вопросом не связанным;
· по степени точности ответы могут быть определенными или неопределенными;
· по грамматической структуре – краткими и развернутыми;
· по семантической характеристике – истинными или ложными.
Требования к ответу.
1. Ответ должен
быть ясным, однозначным,
2. Ответ должен
уменьшать неопределенность
Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. ≪Толкут воду в ступе≫, - говорят в таких случаях.
3. При некорректной
постановке вопроса ответ
4. Запрещается
отвечать вопросом на вопрос.
Ответ не должен
59. Проблема и гипотеза как
способы представления и
Проблемами
называют важные в практическом или
теоретическом отношении
Проблемой называется также процесс познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы, превращении последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени в развитую проблему второй степени и т.д. вплоть до решения проблемы.
Проблема как процесс развития знания состоит из ступеней:
формирования неразвитой проблемы (предпроблемы);
развития проблемы - формирования развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей ее разрешения;
разрешения (или установления неразрешимости) проблемы.
Гипотеза - это предположение особого рода. Гипотезой называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Сделаем вывод, что гипотезой называют особого рода знание, а также особый процесс развития знания.
это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении.
В этом процесс выделяют: развитие предположения; доказательство или опровержение предположения
1)выдвижение предположения.
После выдвижения предположения (первый этап), объяснения на его основе всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (второй этап), предположение обычно считают обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой. Гипотеза - это не достоверное, а лишь вероятное знание.
60. Гипотеза и судебно-
опровержение.
Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений и предметов или установлением их отсутствия.
Наиболее распространенный способ опровержения сложных гипотез, объясняющих ненаблюдаемые связи между явлениями, - это опровержение посредством приведения к абсурду, дополненной проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается гипотеза или ее часть, если гипотеза - сложное утверждение.
Гипотезы
могут опровергаться путем
Гипотеза может доказываться путем ее выведения логическим путем из более общих положений.
Сложные гипотезы о социальных явлениях, в частности такие, которые после доказательства получают статус теорий, нельзя доказывать полностью. После доказательства они представляют собой относительную истину, но содержат и истину абсолютную, поскольку их основные положения с течением времени не отбрасываются, а иногда уточняются.
Доказательством таких гипотез является практическая деятельность людей. На практике подтверждаются следствия, вытекающие из гипотез. Факты, описываемые следствиями, могут быть неизвестными в то время, когда следствия выводятся. Затем факты могут быть обнаружены. Из этого следует, что вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза позволяет объяснять природу явлений, которые она описывает. Поэтому, зная природу явлений, можно воспроизвести их на практике, то гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий гипотезы и выявление отдельных случаев ее практического использования еще не делают гипотезу достоверным знанием. При большом числе подтверждений следствий и многократном практическом использовании гипотезы, а также при установлении определенных связей между следствиями происходит переход количественных изменений в качественные и гипотеза становится доказанной в диалектическом смысле, т.е. в том смысле, что она содержит моменты абсолютной и относительной истины. Такая гипотеза может с течением времени уточняться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.е. она становится теорией.
гипотезы, по-разному объясняющие факты, называют версиями (от латинского versio — «оборот», versare — «видоизменять»). Версия-это предварительное решение некоторого вопроса в оперативно-следственной, судебной практике.
Версии свойственны те же характеристики и те же требования, что и к гипотезе. Широко применяется метод конкурирующей версии. Основным методом подтверждения гипотезы(версии) является ее верификация, т.е. эмпирическое подтверждение имеющихся в гипотезе утверждений или выводимых из нее следствий.
Опровержение гипотезы(версии) осуществляется чаще всего путем фальсификации вытекающих из нее следствий, т.е. путем установления их несоответствия фактам. Окончательное опровержение гипотезы или версии происходит при обнаружении обстоятельств, противоречащих следствиям, вытекающим из нее.