Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ и обоснование выбора логистических каналов распределения продукции производственного предприятия
Задачами курсовой работы являются:
1. Определить функции и структуру каналов распределения.
2. Рассмотреть характеристику каналов распределения
3.Рассмотреть проблему мотивирования участников каналов распределения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. Логистические каналы в распределительной логистике: теоретический аспект ………………………………………………………………………….....…
1.1. Понятие логистических каналов распределения, их функции, характеристика уровней………………………………………………….
1.2. Системы каналов распределения, сущность и роль посредников…...
1.3. Стратегия и порядок выбора логистических каналов распределения продукции………………………………………………………………..
2. Анализ логистических каналов распределения продукции РУП «БААЗ» (Барановичский автоагрегатный завод)……………………………………. ..
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия …………
2.2. Оценка распределительных каналов РУП «БААЗ» …………………….
3. Выводы и предложения по совершенствованию каналов распределения РУП «БААЗ» …………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………….………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…….…………………..
Анализ технико-экономических показателей предприятия за рассматриваемый период приведен в таблице 3. На основании данных, можно сделать вывод, что предприятие работает стабильно, имеется тенденция роста выручки от реализации продукции (+5,16%). Прирост среднесписочной численности работников(+6,56%), сказался на увеличении затрат на производство продукции (+1,38%). Но, в силу того, что предприятию удалось повысить объемы производства, увеличение затрат не сказалось на росте прибыли (+21,04%). Отсюда мы можем видеть стабильный рост показателя рентабельности производственной деятельности(+21,74%).
Таблица 2. Основные технико-экономические показатели предприятия в разрезе 2009-2010гг
Показатели | № стр. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение +/- | ТЕМП РОСТА % |
Выручка от реализации, тыс.руб. | 03 | 10384,4 | 10920,71 | 536,31 | 105,16% |
Затраты на производство реализованной продукции, тыс.руб. | 04 | 8603,478 | 8722,24 | 118,762 | 101,38% |
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. | 05 | 1780,92 | 2198,47 | 417,55 | 123,45% |
Балансовая прибыль, тыс. руб. | 06 | 1893,35 | 2291,73 | 398,38 | 121,04% |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции | 07 | 0,83 | 0,8 | -0,03 | 96,40% |
Среднесписочная численность работников, чел. | 08 | 61 | 65 | 4 | 106,56% |
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс.руб. | 09 | 13789,24 | 12289,83 | -1499,41 | 89,13% |
Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств, тыс.руб. | 10 | 980,46 | 1029,36 | 48,9 | 104,99% |
Фондоотдача на 1 руб. ОФ | 11 | 0,75 | 0,89 | 0,14 | 118,00% |
Фондовооруженность ,руб./чел | 12 | 226,05 | 189,07 | -36,98 | 83,64% |
Рентабельность производственной деятельности , % | 13 | 20,70% | 25,20% | 4,50% | 121,74% |
Рентабельность продаж ,% | 14 | 17,15% | 20,13% | 2,98% | 117,38% |
Рентабельность производственного капитала, % | 15 | 12,82% | 17,21% | 4,39% | 134,22% |
Исходя из показателей таблицы можно также сделать вывод что предприятие нуждается в модернизации основных прозводственных фондов. Их стоимость снизилась на 10,87%, что повлекло за собой снижение фондовооруженности (-16,36%).
Объем экспортных операций хозяйствующего субъекта в 2010 году составил 980 тыс долларов США. Предприятие поставляло спецтехнику в Украину, Казахстан, Россию. Наибольший объем продаж пришелся на экспорт в Россию домкратов гидравлических и автозапчастей к автомобилям КрАЗ, МАЗ-МАН, КамАЗ.
У рассматриваемого предприятия за годы его работы на внешнем рынке сложились определенные устойчивые связи с несколькими предприятиями, занимающимися закупками автозапчастей к автомобилям и подвижному составу. Эти предприятия зарегистрированы и работают в России, Брянская область: «Спецтехника», «Стройинвест», ОАО«Дорремстрой», ГАП-2, Транспортно-экспедиционноное общество «Зигзаг».(таблица 3)
Таблица 3. Удельный вес потребителей в общей сумме реализуемой продукции за 2009 и 2010 гг.
Покупатель | 2009 | 2010 | Изменение | |||
тыс. | % | тыс. | % | тыс. | % | |
1. «Спецтехника» | 150.0 | 18,35% | 230.0 | 24,19% | 80.0 | 5,83% |
2. «Стройинвест» | 160.0 | 24,81% | 205.0 | 15,20% | 45.0 | -9,61% |
3.ОАО «Дорремстрой» | 200.0 | 12,41% | 240.0 | 12,46% | 40.0 | 0,04% |
4. ГАП-2 | 140.0 | 9,31% | 300.0 | 46,10% | 160.0 | 6,79% |
5.Транспортно-экспедиционноное общество «Зигзаг» | 110.0 | 5,12% | 5.0 | 2,06% | -105.0 | -3,06% |
Итого: | 760.0 | 100,00% | 980.0 | 100,00% | 220.0 | - |
2.2. Оценка системы распределительной логистики РУП «БААЗ»
Как уже описывалось выше, используемая предприятием система сбыта имеет всего один распределительный центр – склад готовой продукции. Более подробное изображение, учитывающее реальное количество потребителей и их место нахождения на территории области, дано на рисунке 7 :
Как видно из рисунка 7, расположение единственного склада предприятия в Фокинском районе создаёт значительные неудобства для транспортировки продукции потребителям из Советского и Бежицкого района, что способствует повышению транспортных расходов, и, как следствие, увеличение розничной цены на спецтехнику. В то же время данный склад имеет удобное расположение в связи с тем, что находится в непосредственной близости от железнодорожной станции «Брянск-Льговской».
Рисунок 7. Схема направления распределения продукции РУП «БААЗ»
Следует отметить, что складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта. Поэтому для каждого предприятия очень важно грамотно построить свою складскую сеть.
Система с одним распределительным центром в случае нашего предприятия имеет как свои положительные, так и отрицательные свойства:
Плюсы:
Предприятию не нужно создавать обширную сеть складов, обсуживающих какую-либо территорию, у него нет потребности в создании разветвленной складской инфраструктуры, поэтому оно не несет дополнительных расходов на содержание дополнительных складов;
Предприятие не несет больших транспортных издержек, т.к. при существующей системе распределения предприятие не содержит значительного парка транспортных средств в связи с тем, что само не осуществляет самостоятельных перевозок своей продукции;
Предприятие имеет возможность продавать свою продукцию оптовым покупателям по более низкой цене, т.к. в эту цену не включаются транспортные расходы. Эта низкая цена привлекает оптовых покупателей, у которых создана широкая сеть распределительных центров, налажено транспортное хозяйство, и они, соответственно, имеют возможность доставлять товары до своих оптовых баз с минимальными издержками.
Минусы:
1. В условиях существующей распределительной системы предприятие достаточно сильно зависит от своих оптовых покупателей. Исходя из результатов анализа структуры сбыта, можно заметить, что подавляющее большинство своей продукции (98%) предприятие реализует всего четырем потребителям. Т.е. можно сделать вывод, что структура сбыта РУП «БААЗ» является недостаточно диверсифицированной, в результате чего данное предприятие сильно подвержено колебаниям спроса со стороны вышеперечисленных покупателей, а это, в свою очередь, может негативно сказаться в будущем на успешности реализации продукции предприятия. В данном случае эти оптовые покупатели могут в определенной ситуации диктовать предприятию свои условия, добиваясь для себя определенных выгод и пользуясь тем, что предприятие достаточно сильно от них зависит;
2. Данная распределительная система, когда оптовый покупатель вынужден самостоятельно вывозить продукцию предприятия с его склада, приводит к ограничению числа покупателей. Ведь далеко не у каждого потребителя есть желание (возможность) самостоятельно осуществлять доставку купленной им продукции данного предприятия, возлагая тем самым на себя все издержки, связанные с транспортировкой товара, его дальнейшим складированием и доставкой его в различные точки. Вот именно поэтому у РУП «БААЗ» такое незначительное число торговых посредников;
3. На рисунке 7 неслучайно большая часть материальных потоков направлена в одну сторону, т.к. нельзя сказать, что склад готовой продукции предприятия находится на равном удалении от центров ее распределения. Таким образом, при данном расположении склада транспортные расходы потребителя достигают достаточно высокого значения, что, естественно, увеличивает цену, по которой посредники будут реализовывать продукцию предприятия – это, в свою очередь, уменьшит спрос на эту продукцию. А т.к. на территории области аналогичный продукт реализуют и другие предприятия, то часть потребителей может переключиться на их продукцию, если она будет дешевле. Можно сделать вывод, что существующая система распределения не оптимизирована с точки зрения величины суммарных транспортных издержек, которые несут все участники процесса распределения, а это в конечном итоге приводит к неэффективному использованию ресурсов, и, как следствие, к завышенной конечной цене продукции предприятия;
Существующая система распределения приводит к тому, что предприятие в перспективе теряет часть своей прибыли
Для изучения распределительной логистики РУП «БААЗ» (Барановичский автоагрегатный завод) выделим комплекс распределительной логистики при проведении экспортных операций.
При проведении экспортных операций распределительная логистика РУП «БААЗ» включает в себя следующие этапы:
1. Планирование объемов экспорта продукции.
Предполагаемое количество экспортируемой продукции определяется в несколько этапов:
сравнение количества проданной техники за текущий и прошедший временной период;
анализ клиентов, приобретавших оборудование в прошедшем квартале, по следующим признакам: местоположение, частота закупок в рассматриваемый период;
изучение проданной спецтехники по ее видам;
анализ условий продаж спецтехники;
Бюджет логистической деятельности предприятия на следующий квартал устанавливается в размере 5% от объема продаж в предыдущем квартале.
На основании планируемых данных экспортных продаж осуществляется определение необходимого количества места на складе, планирование транспортных расходов и расходов по организации сервисного обслуживания продукции.
2. Выбор и организация каналов сбыта.
Несмотря на обширные рынки сбыта, предприятие осуществляет экспорт спецтехники напрямую без посредников, т.е. используются каналы нулевого уровня.
3. Организация складирования и хранения продукции.
РУП «БААЗ» (Барановичский автоагрегатный завод) имеет складские помещения общей площадью 1000 кв.м. Продукция складируется с соблюдением всех условий хранения.
При увеличении количества складов в системе распределеления стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количество ездок, а также совокупная величина пробега транспорта.
Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.
Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.
Другая часть транспортных расходов — стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.
Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму за влияет увеличение расходов на завоз товаров на склад (при увеличении количества складов).