Звенья логистических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.
В экономике логистика - совокупность наук управления материалопотоком и потоком продукции от источника до потребителя, что включает в себя комбинирование видов деятельности различных учреждёний и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием производства и управлением им, т.е. логистика является системой, содержащей функциональные области.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1,003.50 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный Открытый Технический Университет Путей Сообщения

 

 

Экономический факультет

Кафедра “Экономика, финансы и управление на транспорте”

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: ЛОГИСТИКА

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студент V курса специальности

Экономика и управление на предприятии

Орлова Е.А шифр 0510-п/э-9196

Рецензент: проф. Романова А.Т.

 

 

 

 

 

Москва 2009

 

 

 

1.1 Звенья логистических систем.

 

Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.

В экономике логистика - совокупность наук управления материалопотоком и потоком продукции от источника до потребителя, что включает в себя комбинирование видов деятельности различных учреждёний и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием производства и управлением им, т.е. логистика является системой, содержащей функциональные области.

Логистическую структуру можно выразить такими функциональными областями: запасы, информация о продвижении материалопотока, складирование и складская обработка, транспортирование продукции и другие области. Один из вариантов логистической системы, разработанный американскими учеными, показывающий концепцию (принципы) логистической системы, приведен на рис. 1.1.

Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами и управлением распределения. Американские ученые считают логистику - структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. На пример, во многих компаниях, где отсутствует логистическая система, ответственность за запасы и транспортирование может являться соответственно функцией производства и распределения, и решения по первым могут приниматься без учета последних. В логистической системе все виды деятельности взаимосвязаны; и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей.

Д - Т - процесс снабжения (управление материальными ресурсами),

П - производство, где возникает внутренний материалопоток (внутрипроизводственные перевозки),

Г - Д - процесс сбыта (распределение продукции).

 

Логистическая система (см. рис. 1.2) может работать как внутри производства, осуществляя внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей.

Логистика рассматривается в двух  аспектах: управленческом и технологическом. При организации управления снабжением продвижение материального потока и обеспечение сбыта являются предметом организационного управления.

Итак, логистика — это система наук управления продвижением материалопотока, т.е. управление материалами и управление распределением. Функции логистики включают в себя управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.

Схема (см. рис. 1.1) напоминает кругооборот капитала:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графически этот процесс показан на рис. 1.2.

 

Выбор метода ценообразования тоже во многом определяет эффективность системы логистики. Точно определенные цены на услуги логистики являются орудием расширения рыночного влияния. Правильно определенные и заложенные в калькуляцию цен торговые скидки помогают упрочить на рынке положение компании производителя.

При исследовании необходимо учитывать, что системы логистики различны по структуре, принципу выбора размеров предприятия, функциям, складскому хозяйству, транспортной модели и так далее, а также и стратегии их функционирования. На систему логистики существенное влияние оказывают структурные изменения на транспорте, цены на топливо и другие материальные ресурсы, а также научно-технический прогресс. Последний приводит к изменению стоимости транспортных услуг. В результате этого переоценивается не только транспортная стратегия, но и вся система логистики. Изменяются физические, управленческие и информационные системы, необходимые для того, чтобы продукция могла преодолеть время и пространство.

Важным является разработка модели или системы логистической системы. Что необходимо учитывать при разработке модели логистики? Число и размещение производственных единиц (предприятий, фирм и т.п.), количество и размещение складов, транспортные модели, связь и информационную систему.

Элементы логистической системы, которые необходимо учитывать при разработке модели, приведены в табл. 1.

 

Элементы логистической системы и факторы,

которые необходимо учитывать при ее разработке

Таблица 1

 

При оценке созданной модели логистической системы необходимо пользоваться такими критериями, как минимизация затрат, максимизация прибыли или минимизация риска. Участники логистической системы по-разному решают свои задачи. Поставщик определяет: тип транспортного обслуживания, объемы поставок продукции, размещение потребителей и др. Например, создание дополнительных складских площадей поставщику требует увеличения капитальных инвестиций. Однако у потребителей при этом снижаются уровни запасов, но возрастают дополнительные транспортные расходы на доставку продукции.

Главные решения в логистике связаны со спросом на транспортные услуги. Они включают в себя: планирование и маршрутизацию транспорта, вид и размер транспорта, тарифы на услуги.

Модели логистики, по мнению американских специалистов, кроме размещения фирм, выбора транспортных средств для перевозки, управления запасами и маршрутизации, должны включать и такие задачи, как создание статистических моделей (и с неопределенностью), множественные цели фирмы, множественную продукцию, многоэшелонные запросы и т.д. Американские экономисты считают, что не существует универсальной модели, способной учитывать все переменные, все ситуации и все возможные сценарии. Такая универсальная модель никогда не будет разработана и стремиться к этому бесполезно. Необходимо отметить, что многие интересные исследования начинаются тогда, когда в логистической модели появляются практические данные. Исследование логистики следует оценивать не только по математическим формулировкам, но и по способности ее найти практическое применение. Для решения краткосрочных задач одним из наиболее важных решений логистики является маршрутизация транспортных средств. Несмотря на большой объем исследований, проведенных в этой области, все еще имеются важные сферы для исследования. Интересным является изучение компромиссов между наличием запасов продукции у поставщиков и потребителей, ее размещением и транспортированием.

Перспективной областью исследования является разработка эффективных методов оптимизации взаимодействия (человек - машина). Такие методы могут одновременно использовать интуицию человека, его понимание проблем и способность ЭВМ быстро обрабатывать информацию.

Важной областью исследования является разработка моделей запасов, моделей принятия решений, модели сетевого размещения предприятий и др.

До настоящего времени большее влияние уделялось отдельным функциям - размещению и выбору транспорта, оптимизации запасов, маршрутизации, чем попытке объединить эти модели и проанализировать компромиссы. Поэтому разработка объединенных моделей нескольких логистических функций представляет особый интерес для исследования.

В общем виде темы исследований в области логистики, проводимых в США, можно объединить в три независимые группы разработка моделей и алгоритмов решения задач,

включение более реалистичных допущений моделирования, объединение логистических моделей

В заключение отметим, что важность изучения дисциплины логистика» является следствием требуемого уровня подготовки экономистов в области маркетинга, коммерции и менеджмента. Цель этой дисциплины - формирование у этих специалистов теоретических знаний и практических навыков в управлении материальным потоком, т.е. навыков в организации и управлении материалами и распределением, в размещении и управлении запасами, в организации транспортирования продукции от изготовителя до потребителя.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи изучаемой дисциплины:

      определить теоретическую концепцию логистической системы;

      изучить организационную структуру и управление распре делением;

      изучить транспортные аспекты логистической системы, управление запасами, а также аспекты складской и информационной системы.

При изучении логистики используются экономические, экономико-математические, статистические методы, которые применяются в логистике для решения различных теоретических и практических задач.

 

 

 

1.2 Понятие «объект» логистического управления.

 

Функциональные области логистики:

1. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют данной системе быстро реагировать ни изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

2. Транспорт. Включает в себя при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.

3. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.

4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. Эти подсистемы передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.

5. Другие функциональные области. Например, производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.

5.1. Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

5.2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения.

 

Эти процессы определенным образом ассистируются материальным обеспечением, задачей которого является полное удовлетворение потребностей производства. Взаимосвязь этих двух процессов становится необходимой при выполнении срочного заказа или нового вида продукции. Тогда мобильность, гибкость системы обеспечения процесса производства определяют успех дела.

Производственный процесс не может успешно протекать в условиях рыночной изоляции, поэтому управляющий процессом производства должен воздействовать не только на организацию данного процесса, но и принимать решение по управлению производством с учетом состояния системы физического распределения, которая является связующим звеном между маркетингом и производством. От ее состояния зависит, насколько успешно фирма будет поддерживать баланс между производством и реализацией.

Нестабильное, нескоординированное размещение заказов, опосредованных системой распределения, вызывает нежелательные издержки в процессе производства. Некоторые компании поэтому берут за правило поддержание уронил складских запасов готовой продукции в соответствии с уровнем реализации, например, 30 - 45-дневный запас. Это дорого особенно для тех предприятий, продажа продукции которых имеет краткосрочные колебания.

Система логистики также может дать дополнительную нагрузку на производство, если фирма имеет нецентрализованное складское хозяйство. Это может привести к возрастанию общего объема заказа, аккумулируемого на каждом складе.

Особое влияние на систему логистики оказывают политика и тактика маркетинга. Требования маркетинга определяют сервисные границы, в рамках которых система логистики действует. Тактика маркетинга непосредственно влияет на затратные показатели логистики.

Маркетинг определяет предметно-ассортиментную специализацию производства, которая в свою очередь существенно влияет на систему логистики. Чем больше ассортимент выпускаемой продукции, тем сложнее проблемы логистики во всех сферах производства, обработки заказов, контроля запасов, транспорта. Ассортимент может разрабатываться с учетом проблем распределения продукции или без их учета. Например, модификация базовой модели продукции может происходить при сокращении общего технологического цикла за счет применения дополнительных аксессуаров. Такой подход снижает ассортимент сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства. Однако часто бывает, что продукция разрабатывается только с учетом требований маркетинга. Это в большинстве случаев приводит к модификации продукции на технологической стадии без учета эффекта от влияния данного шага на стоимость физического распределения.

Внедрение производства нового вида продукции обычно приводит к появлению непредсказуемых издержек физического распределения. Возникает потребность в совершенно новых ресурсах. для системы обеспечения предприятия один и тот же продукт, но в другой упаковке, является фактически новой ас сортиментной единицей. Правда, не всегда изменение ассортимента приводит к росту издержек. Иногда удается улучшить использование производственных мощностей и улучшить организацию труда и тем самым получить экономию ресурсов.

Расширение ассортимента усложняет задачи, поставленные перед производством, в областях планирования управления запасами, снижения издержек. В этой связи интересно сравнить ассортиментную политику американских и японских компаний. Японские производители выпускают ограниченное число моделей. Некоторые комплектующие изделия, например кондиционеры, стандартны и устанавливаются непосредственно перед реализацией самими дилерами, а не производителями. Американские производители обеспечивают потребителей широким выбором моделей, которые могут быть выполнены по спецификации заказчика. Такая ассортиментная политика приводит к росту издержек по поддержанию высокого уровня запасов, повышает сложность внутрифирменного планирования, организации и контроля за качеством.

Маркетинг определяет также четкие границы физического распределения со стороны требований сервисного обслуживания. Качество обслуживания системой физического распределения определяется следующим моментами: скорость доставки; надежность сроков поставки; способность системы к немедленному удовлетворению спроса.

Способность системы удовлетворять спрос и скорость удовлетворения спроса взаимосвязаны: немедленная реализация спроса означает быструю доставку. Качественное обслуживание достигается посредством уменьшения времени транспортирования и передачи заказа потребителю в нужном количестве и в нужное время. Эти моменты способствуют повышению издержек фирм и предприятий.

Система логистики влияет и на маркетинговую тактику продаж. Если, например, фирма выбирает тактику специального предложения, т.е. спонтанные разовые продажи, то система физического распределения (транспорт, склады, оформление заказа) должна быть подготовлена к подобного рода пикам реализации. Эти же проблемы учитываются при составлении рыночного прогноза, который в свою очередь является основой развития всей сети распределения и выбора канала распределения, в том числе финансирования и инвестиций в этой сфере.

Стоимостной анализ логистики часто предпринимается для поиска путей снижения издержек в более или менее определенном рыночном пространстве, но изменения, происходящие в системе под воздействием этого анализа, имеют важное значение для маркетинга. Например, стремление снизить издержки за счет сокращения числа складов, снижения уровня запасов, изменения вида транспорта (для доставки продукции) может повлиять на качество обслуживания потребителей и фирм.

Нельзя также упускать из внимания влияние логистики на вспомогательные функции, такие, как упаковка, дизайн и т.д. Если раньше дизайн продукции был ориентирован на существующую технологию производства, на следующем этапе - на потребности маркетинга (расширение продаж, удовлетворение эстетических и других требований клиента), то в настоящее время дизайн призван конструировать продукцию таким образом, чтобы ее было легко упаковывать, складировать и отгружать, или чтобы ее легко можно было модифицировать в соответствии с требованиями потребителей.

 

 

 

 

 

1.3.   Определение логистических операций

 

Логистическая операция – обособленная совокупность действий направленная на изменение материального или информационного потока.

Основными измерителями материального потока являются: транспортная масса, транспортный путь и транспортное время.

Транспортная масса М - это количество исследуемых транспортных или производственных единиц. В логистике рассматриваются скалярная и векторная транспортные массы.

Скалярная транспортная масса состоит из находящихся в покое или в движении единиц. Направление намечающегося или происходящего перемещения неизвестно.

Векторная транспортная масса - пространственно-временная информация об источнике и стоке (пункте назначения), а в некотором случае и об определенном моменте времени перевозки.

Транспортным источником являются пункты и районы, в которых зарождаются и возникают перевозки.

Транспортными стоками являются пункты или районы, в которых перевозки заканчиваются.

 

Единицы измерения транспортной массы:

      скалярная транспортная масса измеряется в тоннах и др. единицах;

      векторная транспортная масса - это количество продукции и транспортных средств в определенной момент времени на определенном участке. В зависимости от того, рассматриваются транспортные средства или нет, применяют уточнения «брутто» или «нетто», если транспортная масса выражается в единицах физических величин.

 

Транспортный путь L можно рассматривать не только как расстояние от пункта зарождения перевозки до пункта назначения доставки продукции, но и как расстояние между источником и стоком. Транспортный путь с точки зрения транспортников является вектором. Транспортный путь, как правило, изображают прямолинейными соединениями источника со стоком. В действительности надо учитывать фактический путь, который в зависимости от конкретной задачи обозначается как путь следования, маршрут следования, маршрут перевозки или же как кратчайший путь.

Единицами измерения транспортного пути являются единицы длины: метр, километр, морская миля и др.

Транспортное время Т - это время, необходимое для процесса перевозки. Следует различать время движения транспортной массы (и время нахождения транспортной массы в пути).

Для различных видов транспорта по-разному рассматривают транспортное время. В процессе продвижения транспортной массы оцениваются как отдельные транспортные перевозки, так и процессы перемещения между отдельными пунктами в их совокупности, т.е. оценивают так называемые материальные (транспортные) потоки.

Транспортная работа ML определяется как скалярное произведение транспортной массы М на векторный путь L. При определении транспортной работы МL первый из сомножителей может быть взят в измеряемых единицах массы, а второй - как действительно, пройденный путь или как тарифное расстояние.

Материалопоток может измеряться массой груза в тоннах, перевозимой в одном направлении в определенный период времени. Материалопоток может иметь структуру трех видов: отраслевую, групповую и родовую.

Логистика - область деятельности, имеющая большое практическое значение; применение логистики возможно как в рыночной системе, так и в иерархии (административно-хозяйственной системе). Однако при любой системе взаимоотношения субъектов хозяйствования проходят через рынок и его механизм.

Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти в лице руководителя организации или управляющего государственным органом. Она руководствуется не экономическими показателями и категориями, а волевыми решениями, определяя что, как, сколько и для кого производить. При этой системе предусматриваются жестокое фондирование материальных ресурсов, лимит на транспортные средства и другие ограничения, которые свидетельствуют о деформации рыночных связей в результате формальных актов купли-продажи.

Другим недостатком иерархии является то, что каждый участник сферы обращения имеет свои показатели оценки деятельности. В табл. 2.2. приведены участники сферы обращения и показатели оценки их деятельности.

Участники сферы обращения и основные показатели их деятельности

Таблица 2.2


 

 

По этим показателям невозможно выявить единую систему - отсутствует единый показатель. Указанные показатели только имитируют благополучие и эффективность участников сферы обращения.

Например, в Москве в 90-е гг. централизованная подготовка управления материально-технического снабжения достигла 95%. На эту доставку выделялось около 320 единиц автотранспортных средств, а на 5% (продукцию вывозили сами потребители) поступило более 1600 единиц автомобилей (это при дефиците автотранспортных средств). Целое автотранспортное объединение простаивало 5-б часов, а грузоподъемность использовалась на 2-5%. Такое положение было и в других регионах России.

В иерархии большое внимание уделялось показателю транспортной продукции, который имеет определенные особенности вследствие характера транспортного процесса. Транспортная продукция - это не вещественный продукт, а перемещение. В иерархии этот показатель учитывает как загрузку транспортного средства, так и перемещение этой продукции на определенное расстояние (выражался в т*км). Некоторые экономисты считали, что он не отвечает потребностям народного хозяйства, и предлагали в качестве транспортной продукции тонны, тран (ТКМ*v²) и другие показатели. Следует отметить, что в иерархии хотя и признавали двойственный характер продукта: стоимость и потребительскую стоимость, но использовали только первое свойство, которое отражает количественную сторону. Потребительная стоимость, которая отражает качественную сторону продукта, в иерархии не рассматривалась. Поэтому любой показатель транспортной продукции оценивал только количественный аспект.

Качество транспортной продукции - это своевременная доставка продукции потребителю в определенном количестве и в определенное время.

Инструментом качества транспортной продукции должен быть согласованный график, который увязывал бы всех участников организации логистической системы при продвижении продукции. Математически эту зависимость можно выразить так:

где у - транспортная продукция;

     О - масса (количество) материалопотока;

     К - качество материального содержания.

Параметры О и К транспортной системы должны быть согласованы с функциями управления, при этом параметр К может трансформироваться в совокупность разнокачественных компонентов , представляющих собой набор управленческих, технологических, экономических и других показателей работы транспорта. Уместным может быть и тот факт, что представитель транспортной продукции может сам определять транспортную продукцию в зависимости от условий и характера работы транспортной организации.

В рыночных отношениях материалопоток определяется спросом и предложением, а цена является ценовым сигналом и подсказывает транспортным организациям, в каком направлении необходимо действовать, т.е. что, как, для кого и сколько необходимо перевозить.

Материалопоток в условиях рынка формируется на базе экономической модели с двумя типами переменных: экзогенные и эндогенные: первые - это исходная информация; вторые - результат решений, они формируются внутри модели. Целью модели является выяснение влияния экзогенных переменных на эндогенные. Схема модели представлена на рис. 2.15.

 

Рис. 2.15. Экономическая модель с двумя типами переменных

 

Существуют и другие показатели, которые могут влиять на изменение величины материалопотока. Их называют ценовыми детерминантами, т.е. другие факторы помимо цены.

К ценовым детерминантам рыночного спроса относят:

      вклады или предпочтения потребителей;

      число потребителей на рынке;

      денежные доходы потребителей и др.

К основным детерминантам предложения относят:

      цены на ресурсы;

      технологию производства;

      налоги и дотации;

      число продавцов на рынке и др.

В конкретной экономике материалопоток рассматривают как скалярную величину, если единицы продукции находятся в покое, или в случае движения единиц продукции ничего не известно о направлении происходящего перемещения. Материалопоток может рассматриваться как векторная величина, если перевозка транспортной массы (материалопотока) осуществляется либо имеется соответствующее на то распоряжение.

Измерители транспорта оценивают как отдельные транспортные перевозки, так и процессы перемещения между отдельными пунктами в их совокупности, т.е. оценивают так называемые транспортные потоки.

Мощность потока - это количество транспортной массы, проходящее в единицу времени через определенный пункт в определенном направлении.

Материалопоток может характеризоваться структурой (отраслевой, групповой и родовой).

Отраслевая структура определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного хозяйства, например продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо, т.п.), а родовая - распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовая структура позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

Для изучения материалопотоков составляют «шахматные» (косые) таблицы, в которых указываются массы груза между источником (грузоотправителями) и стоком (грузополучателями).

Графически материалопотоки могут быть представлены в виде эпюр, схем или картограмм.

Грузопотоки могут также иметь вид картограммы. Картограмма - это графическое изображение грузопотоков на карте по действительным путям перемещения грузов.

При помощи схем и эпюр создают наглядную схему перевозок между пунктами отправления и назначения грузов, определяют транспортную работу, устанавливают наиболее выгодное расположение стоянки автотранспорта, чтобы непроизводительные пробеги из гаража к месту работы и обратно были минимальными.

 

Информационный поток – циркулирующая внутри логистической системы информация и информация логистической внешней среды необходимая для управления и контроля логистических операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

 


Задача 1

 

Исходные данные

      Определить экономическую целесообразность перевода четырех организаций с небольшим объемом потребления условного металла с транзитной на складскую форму поставок через организации по поставкам продукции, обслуживающие данный регион.

      Для упрощения расчетов в задаче приняты следующие условия. Величина переходящих запасов условного металла на предприятиях-потребителях равна величине ожидаемых остатков этой продукции на конец года. При осуществлении складских поставок металлопроката его доставка организациям может быть произведена в сборных железнодорожных вагонах вместе с другими видами продукции. Все четыре организации-потребители имеют подъездные железно дорожные пути.

Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 1 и 2.

Расчет представить в виде табл. 4.

Таблица 1

Показатель

Вариант 1

Удельные капитальные вложения на развитие склада металлопродукции К, руб./т.

Страховой запас предприятий-потребителей:

При снабжении

транзитном

  складском

Страховой запас базы

Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

 

100

 

 

40

5

 

10

 

0,12

 

Таблица 2

Показатель

Вариант 1

1. Среднесуточный расход условного металла у потребителей , т., у потребителя:                                  

 

 

0,33

0,32

0,30

0,38

2. Средняя частота транзитных поставок условного металла потребителям , дни:                      

                                                              

 

 

155

152

148

154

3. Средняя частота поставок условного металла потребителям со склада , дни:                             

                                                            

 

 

10

15

15

15

4. Оптовая цена 1т. Условного металла Ц, руб.

1700

5. Наценка за складское снабжение g, % к оптовой цене

6,0

6. Расходная ставка на текущее содержание 1т запасов металлопроката на складе предприятий-потребителей , руб./1т.:

                                                            

                                                            

 

 

150

180

160

170

7. Средняя частота поставок условного металла на базу снабженческой организации t, дни

 

21

 

      При небольших объемах потребления ресурсов применение транзитной формы снабжения приводит к высокому росту производственных запасов на предприятиях-потребителях. Организация складских поставок позволяет снизить величину производственных запасов за счет сокращения интервалов и уменьшения величины партий поставок. Вместе с тем увеличиваются размеры товарных запасов снабженческой организации, которая осуществляет складские поставки продукции. Результатом структурных сдвигов в запасах организаций является высвобождение определенной массы этих запасов и соответствующая экономия оборотных средств.

 

Условные обозначения, используемые в задаче:

- годовой экономический эффект от сокращения производственных запасов, получаемых i-м потребителем;

- показатель дополнительных транспортно-заготовительных расходов предприятия-потребителя при складском снабжении;

- экономия текущих расходов на складе предприятия-потребителя, связанная с сокращением производственных запасов, руб./т;

- нормативный коэффициент эффективности;

- экономия капитальных вложений на развитие материального склада предприятия-потребителя, связанная с сокращением производственных запасов, руб.;

- сокращение массы производственных запасов i-го предприятия-потребителя, т;

Ц - оптовая цена 1т условного металла, руб.;

- расходная ставка на текущее содержание 1т запасов металлопроката на складе предприятий-потребителей, руб./т;

К - удельные капитальные вложения на развитие склада металлопродукции, руб./т;

- производственные запасы при традиционной форме поставок, т;

- производственные запасы при складской форме по ставок, т;

- среднесуточный расход условного металла, т;

- норма текущего запаса i-го предприятия-потребителя при транзитном снабжении, дни;

- средняя частота транзитных поставок условного металла, дни;

- норма текущего запаса i-го предприятия-потребителя при складском снабжении, дни;

- средняя частота поставок металла потребителем со склада, дни;

- страховой запас предприятий-потребителей при транзитном снабжении, дни;

- страховой запас предприятий-потребителей при складском снабжении, дни;

- годовой объем заготовки условного металла i-м предприятием-потребителем, т;

- среднесуточный расход металла i-м потребителем, т;

g - наценка за складское снабжение к оптовой цене, %;

360 количество дней в году.

                    Для каждого конкретного потребителя экономически целесообразно складское снабжение, если выполняется условие

Экономия от сокращения производственных запасов:

,

где ;

Сокращение массы производственных товаров:

,

где ;

Дополнительные транспортно расходы:

,

              где .

      При определении величины транспортно-заготовительных расходов в складские наценки включается часть транспортных расходов. Способ доставки условного металла при переходе с транзитной на складскую форму снабжения в данном случае не меняется, на металлопродукцию установлены цены франко-вагон станция назначения.

      Экономический эффект, получаемый каждым потребителем при переходе на складскую форму снабжения:

 

      Порядок расчета показателей и контрольный пример расчета приведен в табл. 3.

Таблица 3

 

Расчет показателей при транзитной и складской форме поставок

 

Показатель

Потребитель

1

2

3

4

Среднесуточный расход условного металла у потребителей , т.

0,33

0,32

0,30

0,38

Средняя частота транзитных поставок условного металла потребителям , дни

155

152

148

154

Страховой запас , дни

40

40

40

40

Средняя частота поставок со склада , дни:                      

10

15

15

15

Страховой запас , дни

5

5

5

5

Сокращение массы запасов у предприятий-потребителей,

38,95

36,55

37,08

41,6

Экономия капитальных вложений

3895

3655

3708

4160

Расходная ставка на текущее содержание 1т запасов на складе потребителей , руб./1т.

200

160

180

150

Экономия эксплуатационных расходов склада потребителя, , руб./т.

7790

5848

6674,4

6240

Экономия потребителя от сокращения производственных запасов

15502,1

13084,9

14016,24

14476,8

Цена 1т металла Ц, руб.

1550

1550

1550

1550

Наценка за складское снабжение g, % к оптовой цене

4,5

4,5

4,5

4,5

Дополнительные транспортно-заготовительные расходы , руб.

9541,80

8537,40

9039,60

10044,00

Экономический эффект

5960,3

4547,5

4976,64

4432,8

Общий экономический эффект

-

-

-

19917,24

Общий среднесуточный расход металла,

-

-

-

1,48

 

Вывод: Для каждого конкретного потребителя экономически целесообразно складское снабжение, т. к. условие > для всех потребителей выполняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

 


Задача 2

 

Исходные данные

 

      Оценить экономическую целесообразность выбора рациональной формы снабжения с учетом дополнительных капитальных вложений в развитие складского хозяйства сферы обращения и необходимости увеличения товарных запасов и обеспечивающих их оборотных средств. Исходные данные приведены в табл. 2, 3, 4.

 

      Развитие складского снабжения требует расширения складской сети, повышения мощности и пропускной способности действующих складов. Выбор рациональных форм снабжения необходимо проводить с учетом дополнительных капитальных вложений в развитие складского хозяйства сферы обращения и необходимости увеличения товарных запасов и обеспечивающих их оборотных средств. Вывод об экономической целесообразности складского снабжения четырех рассматриваемых потребителей можно сделать на основе сопоставления суммарного эффекта, получаемого всеми потребителями, и дополнительных затрат на развитие предприятия по поставкам продукции за счет увеличения его товарных запасов.

Условные обозначения, используемые в задаче:

- прирост массы товарных запасов предприятия по поставкам продукции, т;

- текущий запас предприятия по поставкам продукции, дни;

- средняя частота поставок условного металла на базу снабженческой организации, день;

- дополнительные капитальные вложения в развитие складского хозяйства предприятия по поставкам продукции, руб.;

- другие обозначения приведены в задаче 1.

 

Складское снабжение эффективно, если выполняется условие:

где ;

              ;

              .

В данном случае народнохозяйственный эффект от расширения объемов складского снабжения:

 

 

Таблица 4

Показатель

Потребитель

1

2

3

4

Среднесуточный расход условного металла у потребителей , т.

0,33

0,32

0,30

0,38

Средняя частота транзитных поставок условного металла потребителям , дни

75

80

73

74

Страховой запас , дни

40

40

40

40

Прирост массы товарных запасов предприятия по поставкам продукции, т -

-

-

-

170,78

 

Вывод:

      <

      Общий экономический эффект, получаемый всеми потребителями, будет отрицательным при использовании дополнительных затрат на развитие предприятия по поставкам продукции за счет увеличения его товарных запасов. Складское снабжение не эффективно, т. к. условие не выполняется.

 

Задача №3

 

Исходные данные

 

      С помощью метода АВС и метода ХYZ дифференцировать ассортимент склада в соответствии с установленной целью, для укрепления позиций на рынке необходимо расширить ассортимент продукции. В условиях дефицита свободных финансовых средств, поставлена задача усиления контроля запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах.

      Исходные данные приведены в табл. 5, в которой студент выбирает вариант согласно последней цифре учебного шифра и первой букве фамилии, так как данные включают десять позиций.

      Расчеты провести по форме табл. 6.

 

Исходные данные для задачи 3 (в руб.)

Таблица 5

Номер позиции

Средний запас за квартал по позиции

Реализация за квартал

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

1

2

3

4

5

6

1/6

2/7

3/8

4/9

5/10

220/560

680/980

20/560

180/240

2390/670

50/210

200/380

0/180

40/80

710/310

40/320

190/480

5/190

50/90

670/280

40/280

190/280

5/200

40/70

800/280

70/150

180/360

30/210

70/60

580/300

 

      Метод АВС — способ нормирования и контроля состояния запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры всех потребляемых материальных ресурсов, реализуемых товарно-материальных ценностей и т.д. на три группы А, В, С на основании формального алгоритма.

      Порядок проведения анализа АВС следующий:

Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса. Результат вписать в графу 3 табл. 6.

Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместить в графах 8 и 9 табл. 6.

Предложить разделение анализируемого ассортимента на группы А, В и С, с учетом:

      в группу А включают 20% позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значительной;

      в группу В включают следующие 30% позиций;

      в группу С включают оставшиеся 50% позиций.

      В отличие от анализа АВС, позволяющего дифференцировать ассортимент склада по степени вклада в намеченный результат, принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа ХYZ такой, что весь ассортимент подразделяют на три группы в зависимости оn степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

      Признаком, на основе которого конкретную позицию относят к группе Х, У или Z является коэффициент вариации спроса (Y) по этой позиции.

    

      Порядок проведения анализа ХYZ следующий:

1.      Рассчитать коэффициент вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (V). Результат вставить в графу 7 табл. 6:

 

где - i-е значение спроса по оцениваемой ситуации;

- среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

- число кварталов, за которое произведена оценка.

 

2.        Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 12 и 13 табл. 6.

3.        Предложить разделение анализируемого ассортимента на группы Х, У и Z, с учетом:

              - в группу Х включают позиции, находящиеся в интервале ;

              - в группу У включают позиции, находящиеся в интервале ;

              - в группу включают позиции, находящиеся в интервале .

      После проведенных расчетов, оформленных в виде табл. 6, студенту необходимо построить матрицу АВС-ХУZ и выделить позиции в ассортименте склада, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами, заполнив табл. 7.

      Студент выполняет расчеты и на основе полученных результатов формулирует выводы и дает рекомендации по планированию запасов. Порядок расчета показателей и контрольный пример приведен в табл. 6, 7.

      Для товарных позиций, входящих в группы АХ, АY и АZ следует выработать индивидуальные технологии управления запасами. Например, для позиции 6 (АХ) следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии доставки «точно в срок». Позицию 3Z следует контролировать ежедневно и целесообразно в связи с большими колебаниями спроса предусмотреть страховой запас). Управление запасами по позициям, входящим в группах ВХ, ВY и ВZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки). Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы СХ, СY и CZ, может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с ежегодной проверкой наличия запаса на складе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

44

 


ABC-XYZ анализ

Таблица 7

Исходная информация для проведения анализа

ABC анализ

XYZ анализ

Номер позиции

 

Средний запас, руб.

 

Доля позиций в общем запасе, %

 

Средняя реализация за квартал, руб.

 

Числитель подкоренного выражения

 

Значение корня

 

Значение коэффициента вариации, %

 

Номер позиции в упорядоченном списке по признаку доли в общих запасах

Доля позиции в общей сумме запасов

 

Доля нарастающим итогом

 

Группа

 

Номер позиции в упорядоченном списке по коэффициенту вариации

Значение коэффициента вариации

 

Группа

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

9000

40,82%

2250

5200

36,05551

1,60%

1

40,82%

40,82%

А

1

1,60%

X

2

2250

10,20%

547,5

675

12,99038

2,37%

9

34,01%

74,83%

 

2

2,37%

 

3

960

4,35%

245

500

11,18034

4,56%

2

10,20%

85,03%

В

3

4,56%

 

4

340

1,54%

70

1400

18,70829

26,73%

7

4,54%

89,57%

 

7

14,29%

Y

5

310

1,41%

80

800

14,14214

17,68%

3

4,35%

93,92%

 

5

17,68%

 

6

280

1,27%

52,5

3875

31,12475

59,29%

4

1,54%

95,46%

С

8

25,51%

Z

7

1000

4,54%

350

10000

50

14,29%

5

1,41%

96,87%

 

4

26,73%

 

8

260

1,18%

65

1100

16,58312

25,51%

6

1,27%

98,14%

 

9

33,11%

 

9

7500

34,01%

1382,5

837975

457,7049

33,11%

8

1,18%

99,32%

 

10

45,18%

 

0

150

0,68%

42,5

1475

19,20286

45,18%

10

0,68%

100,00%

 

6

59,29%

 

Итого

22050

100,00%

x

x

x

x

x

x

100,00%

 

x

x

 

 

 

 

 

 

 

44

 


Матрица ABC-XYZ

Таблица 7

 

AX

1

 

BX

2

 

CX

4

 

AY

нет

 

BY

7

 

CY

5

 

AZ

9

 

BZ

3

 

CZ

6, 8, 10

 

 

 

 

 

 

 

Задача №4

 

Исходные данные

 

      Установить последовательность поступления комплектующих изделий на сборочную линию агрегатов различных моделей. Последовательность поступления комплектующих изделий для сборки агрегатов определить с условием поддержания постоянной скорости поступления комплектующих изделий на сборочный конвейер.

      Исходные данные для расчета приведены в табл. 8, 9, 10. Расчет представить в табл. 12.

Объем продукции Qi

 

Модель агрегатов

Вариант

А1

2

А2

3

А3

1

 

 

Соответствие видов агрегатов набором комплектующих изделий

 

Модель агрегатов

Вариант

Б

А3

В

А2

Г

А1

 

Количество комплектующих изделий

Вид агрегатов Аi

Вид комплектующих изделий аi

а1

а2

а3

а4

(строка Б) А1

 

 

 

 

(строка В) А2

 

 

 

 

(строка) А3

 

 

 

 

 

Объем продукции Qi

Агрегат

А1

А2

А3

Объем продукции Qi

2

3

5

 

      Организация сборки агрегатов различных видов на сборочном конвейере ставит перед собой цель минимизировать уровень комплектующих изделий, диапазон времени надо ставку деталей на конвейер и количество комплектующих деталей. Для этого скорость поглощения изделий по каждому из видов (количество расходуемых единиц в час) должна оставаться на линии сборки неизменной.

Условные обозначения, используемые в задаче:

- объем продукции вида (i =1,,n);

- объем производства всех видов продукции по соотношению , где i =1,…,n - количество комплектующих изделий вида (j=1,…,m), используемых для изготовления продукции вида ;

- общее количество комплектующих изделий вида , определяемых из соотношения

- общее количество комплектующих вида , используемых для изготовления продукции в установленной последовательности от первого до К-го по порядку очереди сборки агрегатов вида ;

- расстояние на графике подачи комплектующих деталей, характеризующее соотношение скорости потребления деталей с установленной по последовательности.

 

      Алгоритм определения оптимальной последовательности подачи комплектующих деталей основан на достижении минимального отклонения величины потребления  деталей вида для установленной последовательности сборки агрегатов от первого до К-го от среднего объема потребления, равного .

      На графике подачи комплектующих деталей постоянная скорость их потребления (рис. 1) сборочным конвейером (точка ) должна быть расположена максимально близко к точке для всех типов комплектующих деталей. Это решается при условии, когда

                                       

                                                         стремится к нулю при каждом значении К.

 

 

Рис. 1. График последовательности поставки комплектующих деталей

 

      Алгоритм представим в виде последовательности выполняемых этапов расчета.

 

Этап первый - определить условие, когда К=1, ,

 

k

 

Этап второй - установить k - м заказом в графике последовательности производства сборку продукции вида , соответствующую минимальному расстоянию

 

 

Этап третий - установить - при условии, что все единицы продукции , были заказаны и включены в график. Если некоторые единицы продукции продолжают оставаться не заказанными, то необходимо установить              .

Этап четвертый - если пустое множество, т.е. все заказы выполнены, то алгоритм завершен. Если не пусто, то необходимо определить , для всех j и вернуться ко второму этапу, устанавливая К =К+1.

 

Решение

1.                 

          

          

          

Суммарное количество агрегатов :

          

 

2.      Принимаем К=1, , параметр определяется для всех i (i = 1, 2, 3) по условию, которое было рассмотрено на втором этапе:

 

Таким образом, при i = 3.

Следовательно, по графику i выпуска первым на сборочную линию поступает агрегат и комплектующие детали для него.

 

3.      Установили, что не все агрегаты вида заказаны и включены в график последовательности сборки.

 

4.                  В соответствии определенным агрегатом на шаге 2 устанавливается очередное количество комплектующих изделий вида :

      Первая строка в табл. 12 получилась на основе приведенных расчетов. Для выполнения алгоритма необходимо вернуться к шагу 2. Принимаем k=2, выполняем следующие расчеты:

 

                 

Таким образом, при = 1.

Следовательно, по графику сборки агрегатов вторым будет заказан агрегат вида .

Выполняем шаг 3 и переходим к шагу 4 алгоритма:

На основе приведенных расчетов получена вторая строка в табл. 12.

Остальные строки получены после выполнения аналогичных расчетов. В данном примере полный график имеет следующую последовательность сборки агрегатов:

Расчет последовательности сборки и поступления комплектующих деталей на конвейере

Таблица 12

К

Dk1

Dk2

Dk3

Последовательность выпуска моделей А1, А2, А3.

X1k

X2k

X3k

X4k

1

1,404358

1,518406

1,907587

А3

0

1

1

0

2

1,598611

2,285218

1,699673

А3 А1

1

2

1

1

3

2,179449

2,397916

1,322876

А3 А1 А3

2

2

2

2

4

1,598611

1,972027

1,490712

А3 А1 А3 А3

2

3

3

2

5

2,229848

2,939199

1,818119

А3 А1 А3 А3 А3

3

4

3

3

6

1,732051

2,645751

2

А3 А1 А3 А3 А3 А1

3

5

4

3

7

1,518406

2,576604

2,443813

А3 А1 А3 А3 А3 А1 А1

3

6

5

3

8

1,598611

2,285218

1,699673

А3 А1 А3 А3 А3 А1 А1 А1

4

6

6

4

9

2,397916

3,278719

2,179449

А3 А1 А3 А3 А3 А1 А1 А1 А3

5

7

6

5

10

1,972027

3,036811

2,357023

А3 А1 А3 А3 А3 А1 А1 А1 А3 А1

5

8

7

5

 

 

 

Задача №5

 

Исходные данные

 

По данным задачи 4 построить по каждому виду комплектующих изделий :

      график А среднего объема их потребления, необходимого для сборки k-й единицы агрегатов ;

      график Б суммарного количества комплектующих деталей вида , которое требуется для сборки агрегатов в установленной последовательности от первого до k-го.

 

Методические указания

 

      Численные значения среднего объема потребления комплектующих деталей и суммарного количества комплектующих изделий принимаются по результатам расчета, выполненного студентом в задаче 4. Графики А и Б для комплектующих деталей вида построить на одной координатной плоскости.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Объемы затрат комплектующих деталей аj.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Логистика: Учеб. пос. / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: Инфра-М, 2000.

 

2.      Практикум по логистике: Учеб. пос. / Под ред. Б.А. Аникина . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2001.

 

 

44

 

Информация о работе Звенья логистических систем