Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
Синф - издержки по сбору и обработке информации о потребительском спросе, планированию, прогнозированию и формированию отчетов.
б) себестоимость хранения грузов:
Сед = Сскл / tхр,
где tхр - число тонно-дней хранения груза за этот период.
в) доля затрат на складирование на 1м2 площади склада или на 1м3.
г) число случаев несохранности грузов, возникающих по вине работников склада;
д) потери от
хранения груза в денежном
выражении, связанные с
Главная задача логистического менеджера заключается в оптимизации всех показателей работы склада, в частности, минимизации общих затрат на складирование без снижения уровня логистического сервиса.
6.3 Проблемы
организации и управления
В современных рыночных условиях функционирует сложная эшелонированная (многоступенчатая) система складирования, которая включает склады поставщиков готовой продукции, региональные, оптовые склады и склады розничной торговли. Производственное предприятие, торговая фирма или организация, оказывающая услуги хранения и грузопереработки, может рассматривать следующие варианты принятия решений:
1. Построить новый
склад - это решение связано
с большими капитальными вложен
2. Приобрести собственный склад (СС) или взять его в лизинг, используя собственные и заемные финансовые ресурсы.
3. Арендовать площади на крупном действующем складе общего пользования (СОП).
Логистическому менеджеру фирмы необходимо оценить общие затраты на складирование по каждому варианту и принять наиболее эффективное решение. Склады общего пользования играют важную роль - они позволяют сократить потребность организации в складских помещениях и способствуют сокращению потерь материальных ресурсов в результате лучших условий хранения и снижению затрат по переработке грузов.
Решение в пользу аренды площади на складе общего пользования принимается в случаях низкого объема грузооборота фирмы, сезонности хранимой продукции, а также, когда фирма осваивает новый рынок сбыта. Собственному складу следует отдать предпочтение, если организация имеет высокий грузооборот и потребительский спрос на обслуживаемой территории.
Существует графическое решение данной проблемы на основе показателя "грузооборот безразличия" (Qбезр), при котором затраты на хранение груза на собственном складе и на складе СОП равны. Если величина фактического грузооборота меньше, чем величины грузооборота безразличия, то целесообразно использовать СОП, в противном случае - собственный склад (рис. 13).
Рис. 13. Определение точки безубыточности склада
FC - постоянные затраты на содержание склада;
Сгр - затраты на грузопереработку на СС; Собщ - расходы на хранение груза на СС;
Схр - расходы на хранение груза на СОП: Схр = а S 365,
где: S - необходимая площадь на СОП; а - суточная стоимость 1 м2 СОП.
В процессе управления складированием и грузопереработкой на собственном складе логистический менеджер решает следующие основные проблемы:
1. Формирование оптимальной складской сети на обслуживаемой территории.
2. Оптимальная планировка складских помещений в соответствии с избранной системой складирования.
3. Повышение производительности и прибыли склада.
Решение первой проблемы заключается в определении оптимального количества складов в сети, размера складов и их места расположения. Оптимальное количество складов рассчитывается на основе модели минимизации общих логистических издержек по содержанию склада. Рассмотрим графическое решение данной проблемы (рис. 14).
Рис. 14. Определение оптимального количества складов
ТС - общие затраты; Сэксп - затраты на эксплуатацию склада;
Схр - расходы на хранение грузов; Стр - транспортные расходы;
Супр - затраты на управление складской системой;
Спот - потери от упущенных продаж в случае отсутствия запасов.
Увеличение числа складов приближает их к потребителям, способствует снижению транспортных расходов, упущенной выгоды от продаж и повышению качества обслуживания. При этом затраты на складирование и хранение грузов возрастают прямо пропорционально количеству складов. Оптимальное число складов на обслуживаемой территории соответствует точке минимума общих затрат (ТС). Современные тенденции в развитии логистики таковы: иметь меньшее число, но крупных складов.
При определении размера склада необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения грузов, а также данные прогноза спроса на продукцию склада и уровня ее запасов. Чем больше площадь, тем легче выбрать наиболее эффективную систему складирования.
При выборе места расположения склада оптимальным считается вариант, который обеспечивает минимум общих затрат на строительство и эксплуатацию склада, а также минимум транспортных расходов по доставке и отправке грузов. При увеличении размера и мощности склада общие затраты на 1 т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов и сокращению числа небольших складов на обслуживаемой территории. В арсенале логистики имеется несколько моделей оптимального размещения складских мощностей. На практике используется модель «центра тяжести», сущность которой заключается в расчете координат оптимальной точки расположения склада Мх/у.
Мх = (ТСпх + ТСкх) / (ТСп + ТСк)
Мy = (ТСпy + ТСкy) / (ТСп + ТСк),
Где: ТСпх и ТСпy - общие затраты на транспортировку грузов от поставщиков на склад фирмы с учетом расстояния по оси Х и Y, соответственно;
ТСкх и ТСкy - общие затраты на транспортировку грузов со склада фирмы клиентам с учетом расстояния по оси Х и Y, соответственно; ТСп и ТСк - общие затраты на транспортировку грузов от поставщика на склад и со склада фирмы клиентам без учета расстояния по оси Х и Y.
Решение второй проблемы заключается в принятии решений по оптимальной
планировке склада.Планировка склада зависит от типа продуктов, которые будут там храниться, доступности капитала и системы складирования и грузопереработки. К планировке складских помещений предъявляются следующие требования:
- возможность применения эффективных способов размещения и укладки продукции;
- обеспечение условий для полной сохранности единиц хранения и их качества;
- возможность эффективного применения подъемно-транспортного оборудования;
- удобный доступ к продукции и обеспечение непрерывности складского технологического процесса.
Хорошая планировка склада позволит:
Оптимальная планировка склада должна отвечать следующим критериям:
- показатели эффективности
использования складской
- показатель общих
затрат на 1 т груза, связанный
с приобретением и
Общие затраты на 1 тонну груза, связанные с оснащенностью склада, определяются по формуле:
ТС = 0,29 IC + VC
где: 0,29 - коэффициент
эффективности капитальных
IC - первоначальные инвестиции на строительство и оснащение склада, ден.ед./т:
IC = S / nо Qгод,
где S - стоимость складского оборудования; VC - текущие (переменные) годовые затраты,т:
VC = FC / nо Qгод,
где FC - постоянные затраты, связанные с амортизацией складского оборудования и эксплуатацией склада.
Третья проблема обусловлена требованиями роста производительности и прибыли склада. Производительность – число комплектов груза, обработанных за 1 чел-час или 1 маш-час времени работы оборудования. Повышение производительности может быть достигнуто за счет рационального размещения грузов на складе. Для решения этой задачи используется метод В. Парето 20/80, который позволяет минимизировать число перемещений груза на складе посредством его разделения на две группы:
1. Товары, требующие большого количества перемещений из-за частоты заказов и крупногабаритные товары.
2. Товары, к которым обращаются достаточно редко из-за низкого спроса.
Первая группа товаров составляет 20% всего ассортимента, поэтому их нужно располагать вдоль "горячих линий", максимально приближенным к отпускным площадкам. Вторая группа товаров составляет 80% ассортимента и может располагаться вдоль "холодных линий". Решение данной проблемы на компьютере показало, что при таком размещении продукции суммарный пробег техники сократился в 2 раза. Другими
факторами роста
производительности склада
Существует множество других проблем складирования, например, контроль за соблюдением правил хранения груза (температура, влажность) и техники безопасности, а также проблема хищения товаров собственным персоналом, невзирая на систему слежения и охраны.
Тема 7. Логистика запасов
Запасы – это инвестиции в активы производителей и торговых организаций. Именно уровни запасов МР и ГП определяют стратегии закупок, складирования и транспортировки. Затраты на их содержание являются одной из самых больших статей общих логистических издержек. Например, в автомобильной фирме США стоимость запаса деталей составляет 500 долларов в расчете на 1 выпускаемый автомобиль, а в Японии - 77 долларов за счет более прогрессивной системы управления запасами "Канбан". Запасы позволяют эффективно функционировать всей логистической системе. Величина запасов должна выбираться оптимальной, ибо большие запасы стоят больших денег, а малые запасы могут задерживать и мешать равномерности работы транспорта, склада или производства.
Материальный поток на пути движения от поставщика сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса в любом звене логистической системы. Выделяют два основных вида запасов на складах и производственных участках предприятия:
1. Производственные запасы
- сырье, материалы, покупные
2. Товарные запасы - полуфабрикаты собственного производства, готовая продукция, тара и возвратные отходы.
Основными причинами создания запасов являются:
- возможность колебания платежеспособного и сезонного спроса;
- экономия на закупках за счет получения скидок за опт;
- вероятность роста
цен на сырье, материалы,
- снижение затрат на
транспортировку крупных
- вероятность нарушения
установленного графика
- возможность немедленного реагирования на рост спроса на товар;
- сведение к минимуму
простоев производства из-за
- обеспечение функционирования микрологистических систем МRP и DRP;
- снижение предельных
затрат при производстве
- стремление менеджеров к повышению скорости оборота запасов, снижению затрат на их хранение, которое способствует повышению экономической безопасности и финансовой устойчивости организации.
Наличие запасов всегда сопряжено с затратами, например, ежегодные расходы на содержание запасов составляют 25- 50% общих расходов предприятия. Этот факт характеризует негативную сторону запасов. К затратам на обслуживание запасов относятся:
- замороженные финансовые ресурсы, которые можно было бы направить на инвестиции, инновации;
- оплата труда специального персонала;
- расходы на хранение и содержание складов;
- потери части запасов
из-за постоянного риска порчи,
- расходы на упаковку, страховку, налоги, непредвиденные расходы.
Отсутствие запасов, также, сопряжено с затратами. Это убытки от простоя производства, закупок мелкими партиями по более высоким ценам, отсутствия готовой продукции, на которую предъявляется повышенный спрос. Японцы - создатели JIT-технологии и КANBAN, не отказываются и от запасов, которые они образно сравнивают с поднявшимся уровнем воды в водоеме: плавание становится спокойным, снижается риск, не нужен опытный лоцман.
Запасы классифицируют по следующим признакам:
1. По отношению к
логистическим функциям различа
а) складские, или буферные
запасы МР, НП и ГП, находящиеся на
складах предприятия и логистич
б) транспортные, или
транзитные запасы, находящиеся в
процессе транспортировки и грузоперераб
2. По времени различают следующие количественные уровни запасов (от большего к меньшему):
а) максимальный желательный запас - целесообразный уровень запаса в данной логистической системе;