Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 12:57, курсовая работа
Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров.
Введение 2
1.Теоретические основы управления логистическим процессом закупок в цепях поставок 2
1.1.Сущность концепции управления цепями поставок 2
1.2.Логистический процесс управления закупками в цепях поставок 2
2.Анализ логистического процесса закупок в фокусном звене цепи поставок медикаментов и стоматологических материалов УЗ «ВОСП» 2
2.1.Организационно-экономическая характеристика УЗ «ВОСП» 2
2.2.Оценка организации как фокусного звена в цепи поставок медикаментов и стоматологических материалов 2
2.3. Анализ логистического процесса управления закупками 2
2.4.Функциональное (экономико-математическое) моделирование процесса управления закупками в организации 2
3. Направления совершенствования управления закупками в фокусном звене цепи поставок медикаментов и стоматологических материалов УЗ «ВОСП» 2
Заключение 2
Список использованных источников 2
УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»
ВИТЕБСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики, менеджмента и логистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Логистика
На тему: Логистический процесс закупок в фокусном звене цепи поставок медикаментов и стоматологических материалов в УЗ «Витебская областная стоматологическая поликлиника»
Студент факультета экономики и права,
3 курс, группа 1167З
Руководитель
(ученая степень, звание)
ВИТЕБСК, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров.
Возникает необходимость
регулирования всей системы
Вопросы, связанные с логистикой и управлением цепочками поставок перманентно актуальны, хотя внимание к ним со стороны научной общественности и специалистов практиков не постоянно. Очередная «волна» совпала по времени с усилением конкурентной борьбы в мире и стремлением новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР, занять достойное место на мировых рынках. Это особенно важно для таких государств, как Республика Беларусь, где ограниченность природных ресурсов обуславливает необходимость использования инновационной модели развития и повышения конкурентоспособности отечественной экономики.
В настоящее время на рынке транспортно-логистических услуг Беларуси функционирует около 1300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, комплекс траспортно-логистических услуг, предлагаемых ими по доставке грузов в международном и внутреннем сообщении, не достаточно широк, поэтому транзитные логистические услуги пока не стали эффективной сферой экономического развития и укрепления имиджа страны. В связи с этим формирование транспортно-логистической системы на базе современных достижений науки и информационных технологий представляется одним из перспективных направлений развития транспортной инфраструктуры и залогом успешного функционирования экономики Республики Беларусь в целом.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования логистики закупок в фокусном звене цепи поставок.
Объект исследования: УЗ «Витебская областная стомотологическая поликлинника», далее – УЗ «ВОСП».
Предмет исследования: процесс закупок и запасов в фокусном звене цепи поставок.
В работе поставлены следующие задачи:
В данной курсовой работы изучены теоретические аспекты управления закупкой в цепи поставок, дана организационно-экономическая характеристика организации, дана оценка организации как фокусного звена цепи поставок. Также приведен анализ логистического процесса закупки в фокусном звене цепи поставок на основе методов моделирования.
Разработаны основные направления совершенствования логистической деятельности в фокусном звене цепи поставок. Применены следующие методы исследования: экономического и статистического анализа, АБС-анализ, экономико-математического моделирования, методы экспертных и рейтинговых оценок.
Источники информации: научная, специальная, учебная литература по проблеме, данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия, данные управленческого учета. Период исследования: 2011 – 2013 гг.
Современная наука предлагает множество различных определений понятия Supply Chain Management (далее – SCM) – «Управление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя» [18, c. 14].
В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике «Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».
Управление цепями поставок – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика – это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей [18, c. 12].
В целом концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий. Термин управления цепями поставок (SCM) был впервые предложен в 1980 году американскими компаниями «12 Technologies» и «Arthur Andersen». Определение данной концепции еще не устоялось и имеет множество вариаций. Однако во многом понятие SCM дополняет и расширяет понятие логистики, являющейся прикладным комплексом организационных, технических и информационных процессов, направленных на снижение издержек материально-технического снабжения и повышение конечной ценности реализуемых предприятием продукта или услуги. Западные учебники по менеджменту определяют SCM как комплекс подходов эффективной интеграции поставщиков, производителей, складов и магазинов для производства и распределения продуктов нужного количества, в нужном месте и времени, при заданных условиях минимизации общих системных издержек и удовлетворения требований по уровню обслуживания потребителей [13, c. 47].
Американские ученые Роберт Хэндфилд и Эрнест Николе считают основополагающей целью SCM «создание ценности для организаций, участвующих в цепи поставок, с особым акцентом на конечном потребителе в этой цепи». Теория управления цепочками поставок предлагает рассматривать предприятие не как изолированную и самостоятельную единицу, а как элемент некой «глобальной цепи добавленной стоимости». Противоборство отдельных компаний уже в прошлом, сейчас гораздо актуальней говорить о борьбе организованных групп компаний в виде вертикально и горизонтально интегрированных цепочек по созданию наилучшей ценности для конечного потребителя. Управление цепями поставок – это анализ и оптимизация вклада каждого участника цепи в общую копилку. Эффективное взаимодействие всех участников цепи поставок становится основополагающим, а в некоторых отраслях и единственным источником конкурентного преимущества, и именно здесь особенно критично проявляется роль логистики как «связующего элемента всех бизнес процессов предприятий, участвующих в цепочке поставок» [21, c. 47].
Можно привести множество примеров различного толкования термина «управление цепями поставок» и «логистика». Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок. Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:
Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.
Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебер и др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторны признанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии [12, c. 128].
Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженерно-технических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.
Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей.
Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин «физическое распределение» использовался в США во второй половине XX столетия как синоним современного понятия логистики, а в стоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».
Внедрение концепции SCM было таким же революционным шагом, как и переход к концепции MRPU в производственном менеджменте (что, по сути, равноценно, если рассматривать процесс закупки-продажи как своего рода «производство»).
Типичными задачами, которые решает модуль SCM в КИС, являются:
К сожалению, термин Supply Chain Management не может считаться окончательно прижившимся. В частности, следует отличать управление цепями поставок от управления дистрибьюцией. Данная концепция воплотилась в различных программных продуктах, так что при выборе решения необходимо тщательно знакомиться с конкретной функциональной реализацией. На наш взгляд, существует и некоторая ограниченность в трактовке системными интеграторами модуля SCM как части систем ERP/CSRP в плане перечисленных выше задач. Между тем необходимо понимать, что SCM — это прежде всего новая концепция бизнеса, направленная на оптимизацию ресурсов при интегрированном взаимодействии всех участников ЛС. Новые подходы в автоматизации управления бизнесом характеризуются взаимным проникновением идеологий SCM, ERP/CSRP и APS [11, c. 87]. .
В частности, С.Н. Колесников
отмечает, что концепция Supply Chain Management
и CSRP взаимно дополняют друг друга. Первая
фокусируется на «глобальной» логистике
и связанных с ней «внешних» по отношению
к производству процессах, вторая — на
«внутренних», в частности на тонком управлении
заказами и расширенном управлении издержками,
благодаря трактовке бизнес-цикла товара
как «расширенного» производственного
цикла, и — что важно — не «товара вообще»,
как MRP, а «товара в конкретном заказе»,
что точно соответствует идеологии Supply
Chain Management
[9, c. 44]. Учитывая, что «ядром»
цепи поставок является производитель
(в глобальном толковании — производитель
добавленной стоимости), можно сказать,
что концепция CSRP — это концепция производственного
ядра Supply Chain Management. Объединение этих двух
концепций в единую систему позволит выйти
на новый качественный уровень систем
управления ресурсами бизнеса. Автоматизированные
системы, поддерживающие «тонкое» управление
заказами и логистическими цепочками,
могут дать значительные конкурентные
преимущества.