Шпаргалка по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Логистика".

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_logistika.docx

— 924.40 Кб (Скачать файл)

1.История возникновения  и определение понятия логистики. Логистика произошла от греческого слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развит логистики уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появились в Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между  провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлось вооружение армии, снабжение ее военным имуществом.

Первые научные труды  по логистике появились во Франции  в начале XIX века, автор А. Жомини - военный специалист.

Особенно бурное развит логистика  получила в период 2-й мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. В 60-ые годы логистика   постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производство. В конце XX в логистическая наука включила в себя закупочную, транспортную, производственную, информационную, сбытовую логистику. Таким образом логистика   стремится максимально удовлетворить запросы потребителя с минимальными затратами для производителя.

логистика (logistics) — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации

ЛОГИСТИКА — это  планирование, организация и контролирование  всех видов деятельности по перемещению  и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и  связанного с ним информационного  потоков от пункта закупки сырья  до пункта конечного потребления.

2.Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками

Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком, проходящим несколько предприятий

 

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком, проходящим несколько предприятий

 

 

Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия

 

Рис. 5. Логистический подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

3.Предпосылки и этапы развития  логистики

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин:

♦ превращение рынка продавца в рынок покупателя;

♦ обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;

♦ энергетический кризис;

♦ научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Выделяют три этапа совершенствования логистики. Первый этап — 60-е годы XX века, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1. Существующие  как бы отдельно потоки материалов  в производстве, хранении и транспортировании  могут быть охвачены единой  системой управления.

2. Интеграция отдельных  функций физического распределения  материалов может дать существенный  экономический эффект.

Рис. 7. Первый этап развития логистики — интеграция транспортно-складского процесса.

Второй  этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

 

Рис. 8. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм

Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования  начинает подключаться планирование производства.

Третий  этап относится к настоящему времени.

 

Рис. 9. Третий этап развития логистики: совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер

4.Экономический  эффект от использования логистики. Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин. Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический  эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму  эффектов от улучшения перечисленных  показателей. Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название "шесть правил логистики":

♦ ГРУЗ — нужный товар;

♦ КАЧЕСТВО — необходимого качества;

♦ КОЛИЧЕСТВО— в необходимом количестве;

♦ ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;

♦ МЕСТО — в нужное место;

♦ ЗАТРАТЫ — с минимальными затратами.

 

5.Примеры логистической оптимизации материального потока в сфере обращения.

1.Пример применения  логистики в товародвижении транспортного  потока

 

Рис. 12. Принципиальная схема движения сахара от завода-изготовителя до магазинов

Участникам товародвижения предстоит в этом случае сообща решить следующие задачи:

1. Определить размер дополнительной  прибыли в целом по цепи, получаемой  от снижения затрат за счет  организации фасовочных работ  на заводе-изготовителе, а также  договориться о порядке ее  справедливого распределения между  участниками товародвижения, т. е.  решить экономическую задачу.

2. Выбрать технические  средства для обеспечения процесса  доведения фасованного сахара  до торговых залов магазинов. 

3. Договориться о едином, взаимоувязанном технологическом  процессе обработки материального  потока, начиная от цехов завода  и кончая торговым залом магазина. Это комплекс технологических  задач.

4. Разработать графики  завоза, определить правильные размеры  запасов на всех участках движения  сахарного песка, а также размеров  поставляемых партий и др. В  целом — это комплекс задач  планирования.

В результате решения задач  по перечисленным четырем направлениям создается интегрированная товаропроводящая (логистическая) система, обеспечивающая экономический выигрыш только лишь за счет качественного изменения управления материальным потоком.

2. Пример применения логистики в процессе доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.

Рис. 14. Принципиальная схема обеспечения строительных объектов железобетонными изделиями по принципу "точно в срок"

Обязательные условия  функционирования системы:

— взаимоувязаны экономические  интересы участников (экономика);

— определены типы транспортных средств, а также технических  средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряженных  друг с другом, а также с параметрами  железобетонных изделий (техника);

— четко определено: кто  и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);

— составлены графики доставки грузов определены маршруты движения автомобильного транспорта (планирование).

6. Концепции,  принципы и функции логистики

Основные положения  концепции логистики: 1. Реализация принципа системного подхода. 2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. 3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. 4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи.5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. 6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Принципы:1.Системности(организация и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта, транспортировки как единого целого)2.комплексности3.научности4.конкретности5.конструктивности6.надежности7.вариантности. Функции: 1.Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация2.Определение объемов и направлений материальных потоков 3.Прогнозные оценки потребности в перевозках 4.Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения 5.Развитие, размещение и организация складского хозяйства6. Управление запасами в сфере обращения 7.Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения 8.Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров 9.Управление складскими операциями

 


 

7.Логистика и стратегическое планирование. Вопросы логистики должны включаться  в общий бизнес-план предприятия.  Так в процессе  анализа рынка необходимо выявить потребности покупателей и выбрать каналы распределения. В процессе оценки различных альтернатив политики и последующего определения наиболее конкурентных стратегий важно учесть все факторы, связанные с поставкой, хранением и продвижением товара.

Рис. 17. Принципиальная схема процедуры бизнес планирования

Компании зачастую не включают логистику в корпоративное планирование и, соответственно, недополучают прибыль. Причина заключается в динамичной сущности процесса управления материальными  потоками. Логистику в этих предприятиях часто отождествляют с оперативным  управлением процессами доставки и  хранения, трактуют как краткосрочный  фактор и мало соотносят с долгосрочным планированием.

Логистика является как краткосрочным, так и долгосрочным фактором, различия между которыми сложно установить в связи с ее высокой динамичностью.

8. Понятие и  виды материальных потоков, логистические операции. Материальным потоком называется имеющая вещественную форму продукция (грузы, детали, товарно-материальные ценности и т. п.), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном временном интервале.

Рис. 19. Классификация материальных потоков

Рис. 20. Классификация логистических операций

 9. Понятия и виды логистических систем.  Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации

различных ведомств, расположенных  в разных регионах страны или в  разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

 Мезологистические системы — это материалопроводящие системы, создаваемые объединенными усилиями контрагентов, связанных хозяйственными договорами. Элементами мезологистических систем, как и макрологистических, являются отдельные организации. Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макро- и мезологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.

Рис. 24. Принципиальные схемы логистических систем различных видов

 

 

18. Суть транспортно-распорядительных  расходов. К транспортно-распорядительным расходам относят:

1. затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией;2. расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей;3. издержки пополнения запаса.

Все затраты на перевозку  могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.

К переменным затратам относят:1. затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции;2. затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);3. заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку);4. амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса) и др.К постоянным затратам обычно относят:1. затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);2.расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;3. накладные и прочие расходы.

19.Методический  аппарат логистики включает 1. Общую характеристику методов решения логистических задач 2. Анализ полной стоимости в логистике (Анализ полной стоимости, означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе Анализ полной стоимости, означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе) 3. Моделирование (Основная цель моделирования — прогноз поведения процесса или системы)4. Экспертные системы (специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками) 5. Системный подход и его основные принципы (Системный подход — это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем) 6. Сравнительную характеристику системного и классического подходов к формированию систем 7. Анализ АВС (В логистике ABC-анализ применяют, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, сокращения хищений материальных ценностей, а также преследуя иные цели) 8.графические методы определения границ групп АВС 9.Влияние вероятного характера спроса на решения по управлению запасами 10. Показатели логистики (средний запас на складе, товарооборачиваемость, готовность к поставке, доля запасов в обороте, затраты на связанный капитал, характеристика дисциплины поставок, затраты на логистику приходящиеся на единицу товарооборота, характеристика работы склада).

20. Функциональные  области логистики. Выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. 1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются Договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки.

2. В процессе управления  материальным потоком внутри  предприятия, создающего материальные  блага или оказывающего материальные  услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. 3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределителъной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач имеют отношение властные структуры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. 4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы можно подразделить на две большие группы:

♦ работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным ♦ работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.5. Информационная логистика. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков.

21. Определение  закупочной логистики и уровни  деятельности службы снабжения  предприятия. Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

♦ элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей логистической системы, в которую входит предприятие, рассматриваемое как звено цепи поставок;

♦ элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

♦ самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

 

 

 

 

 

 

 

31. Понятие и  задачи распределительной логистики. распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров. логистика ставит и решает следующие задачи:

♦ планирование процесса реализации;♦ организация получения и обработки заказа;♦ выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;♦ организация отгрузки продукции;

♦ организация доставки и контроль за транспортированием;

♦ организация послереализационного обслуживания. На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

♦ выбор схемы распределения материального потока;

♦ определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

♦ определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

32. Логистические каналы и цепи, определение оптимального количества складов в системе распределения. Логистический капал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистический системы другой. При изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов. При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, т.к. увеличивается количество ездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Другая часть транспортных расходов – стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают

при увеличении количества складов  совокупный размер запаса в системе  распределения увеличивается. При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают.

33. Принятие решения  по построению системы распределения. при формировании системы распределения применяется следующая последовательность действий.1.Изучается конъюнктура рынка и определяются стратегические цели системы распределения.2.  Разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через систему распределения.3.Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе, а также на отдельных участках материалопроводящей цепи.4. Изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема материальных потоков в пределах системы распределения.5.Разрабатываются различные варианты построения систем распределения: с одним или несколькими распределительными центрами, расположенными на тех или иных участках обслуживаемой территории и т. д. Оцениваются транспортные и иные расходы для каждого из вариантов.6.  Выбор для реализации одного из разработанных вариантов   наиболее сложный этап построения системы распределения. Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

34. Распределительная  логистика и маркетинг

Маркетинг — научное направление, способствующее достижению целей компании через наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, таким образом, маркетинг и распределительная  логистика тесно взаимосвязаны. Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров в более ранний период, чем логистика, которая дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в единую систему Маркетинг отслеживает и 
определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. 
Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованного товара к потребителю. Сравнительная хар-ка. Маркетинг: объект исследования-рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг, предмет-оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и услуг, методы-исследования конъюнктуры рынка, итог.результаты -рекомендации что производить, в каком объеме, на какие рынки, в какие сроки. Логистика: объект – материальные потоки циркулирующие на этих рынках, предмет – оптимизация процесса управления мат. потоками, методы – системный подход к созданию материалопроводящих цепей и общеизвестные методы оптимизации экономических систем, итоговые результаты – проекты систем, отвечающие целям: нужный товар в необходимом кол-ве необходимого качества в нужном месте в нужное время с минимальными затратами.

48. Виды информационных  систем в логистике

Рис. 63. Виды информационных систем, применяемых в логистике

Плановые информационные системы. Эти системы создаются  на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются  на уровне управления складом или  цехом и служат для обеспечения  отлаженной работы логистических систем

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного  или оперативного управления.

49. Принципы построения  информационных систем в логистике 1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении.

2. Принцип возможности  поэтапного создания системы. 

3. Принцип гибкости  системы с точки зрения специфических  требований конкретного применения. 4. Принцип приемлемости системы  для пользователя диалога "человек  — машина".5. Принцип четкого  установления мест стыка

6. Принцип недопустимости  несовместимых локальных решений. 7. Принцип согласованного построения  интерфейсов для различных подсистем. 8. Принцип учета взаимовлияния  материальных и информационных  процессов.

9. Принцип достижения  синергетических эффектов за  счет интеграции систем.

50. Использование  в логистике технологии автоматической  идентификации штриховых кодов В основе технологии лежит следующая цепь операций:♦ товару присваивается уникальный номер (товарный номер);♦ товарный номер зашифровывается в виде специального символа — штрихового кода;♦ штриховой код (зашифрованный товарный номер) наносится на товар;

♦ штриховой код автоматически считывается с товара (при выполнении логистической операции с товаром);♦ штриховой код расшифровывается специальным устройством (декодер) и предстает в цифровом виде, т.е. в виде первоначального товарного номера;♦ товарный номер передается в компьютер, на котором выполняется та или иная функция управления товародвижением.Сам по себе цифровой номер товара информации о его свойствах, как правило, не несет. Уникальное тринадцатизначное число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые для управления материальным потоком и формирования соответствующих документов

Существует множество  символик — способов изображения  товарного номера в виде штрихового кода. Наиболее известными являются:♦ EAN-13;♦ код 2 из 5 с чередованием (код ITF-14);♦ код 128

51. Технология применения штрихового кода EAN-13

Рис. 66. Код EAN-13. Внешний вид и структура. В основном применяется для кодирования товаров народного потребления

Товары массового потребления  чаще всего несут на себе именно этот код. На этапе запуска товара в производство ему присваивается  тринадцатизначный цифровой номер. С помощью алфавита кода EAN-13, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов, формируют штриховой код товара. Штриховой код различными способами наносится на готовое изделие.

52. В чем суть  маркировки грузового пакета  машиночитаемым кодом? Этикетка EAN для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение — нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу. Этот штриховой код располагают в части А(внизу). Этот тип кода позволяет объединить в одном штриховом коде информацию о товаре (т. е. код EAN-13 содержащегося в грузовом пакете товара), информацию о сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно идентифицировать данную грузовую единицу.В зоне В(середина) этикетки размещают данные о грузе в форме цифр и букв.Информация, располагаемая в зоне С(вверху) - полное или сокращенное название фирмы или другие данные в виде цифр, рисунка или текста.

 

63. Система контроля за состоянием запасов

Контроль за состоянием запасов — это техническое средство реализации политики управления запасами. Непрерывный контроль. Процесс непрерывного контроля означает ежедневное определение потребности в пополнении запасов. Применение системы контроля такого типа предполагает точный учет движения всех выделенных единиц хранения. Периодический контроль. Процесс периодического контроля означает регулярный (раз в неделю или в месяц) пересмотр состояния запасов. В системе периодического контроля точку заказа следует корректировать с учетом промежутков времени между процедурами контроля. Смешанные системы контроля. Для приспособления к особым ситуациям разработаны смешанные системы контроля, совмещающие особенности непрерывного и периодического подходов. Наибольшее распространение получили нормативная система и вариантная (двухуровневая) система пополнения запасов. Нормативная система пополнения запасов — это система с фиксированным интервалом между смежными заказами и довольно короткой периодичностью контроля. В вариантной системе вместо переменного размера заказа используют определенный (заданный) размер заказа/поставки. При этом вариантная система ограничивает нижний предел переменного размера заказа.

64. Определение оптимального  размера заказываемой партии Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов: объем спроса (оборота); транспортно-заготовительные расходы; расходы на хранение запаса. В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы расходов транспортно-заготовительных и на хранение. Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются, так как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. Найдем значение S, обращающее производную целевой функции в нуль:

( К – транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа; М - размер тарифа за хранение товара, Q – количество заказов). Полученная формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известна как формула Уилсона.

65. Склады: их определение  и виды Склад — элемент товаропроводящей цепи, предназначенный для приемки, размещения, хранения, комплектации и выдачи продукции и имеющий необходимую для выполнения этих функций материально-техническую базу (здания, сооружения, устройства и т. п.)1. Различаются склады и по высоте укладки грузовСклады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.2.Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель). 3.Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.4.В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или универсальным ассортиментом.

По признаку места в общем движении материального потока можно выделить две основные группы складов:1)склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;2)склады на участке движения товаров народного потребления.

66. Функции складов Склады выполняют следующие функции:

♦ временное размещение и хранение материальных запасов;

♦ преобразования материальных потоков;♦ обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Общая характеристика методов  решения логистических задач. К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести:

♦ методы системного анализа;

♦ методы теории исследования операций;

♦ кибернетический подход;

♦ прогностику.

Применение этих методов  позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные  системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы  логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.

Широкое применение в логистике  имеют различные методы моделирования, т. е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве их заместителя.

11. Анализ полной  стоимости в логистике. Анализ полной стоимости, означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе. Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т. е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.

Перечислим характерные  примеры применения метода.1. Выбор  между приобретением собственного склада или использованием склада общего пользования.2. Выбор между созданием  одного централизованного склада или  нескольких децентрализованных распределительных  центров.3. Альтернатива между редкими  закупками сырья в больших  объемах или частыми закупами, но в меньших объемах.4. Изменение  маршрута доставки груза с целью  экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса.5.Использование системы так  называемого постоянного пополнения запасов (при котором поставщик  несет прямую ответственность за полное обеспечение фирмы сырьем и комплектующими, необходимыми для  завершения производства определенного  продукта или выполнения определенного  заказа).

6.Внесение изменений в цикл заказа (время от момента, когда заказчик решил приобрести определенный продукт, до момента завершения поставки этого продукта конечному потребителю, включает в себя время на передачу заказа продавцу выполнение заказа и его отправку).7.Изменение графика производства (увеличение или уменьшение продолжительности производственного цикла или регулирование текущих объемов производства до того, как возникнут отклонения из-за изменившихся размеров спроса).

12. Моделирование  и экспертные системы в логистике. Моделирование основывается на подобии систем или процессов, которое может быть полным или частичным. Основная цель моделирования — прогноз поведения процесса или системы.

 

Рис 26. Классификация моделей логистических систем

Под экспертными системами  в логистике понимают специальные  компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с  управлением материальными потоками. Экспертная система может аккумулировать знания и опыт нескольких специалистов-экспертов, работающих в разных областях.

Применение экспертных систем позволяет:

♦ принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными потоками;

♦ готовить опытных специалистов за относительно более короткий промежуток времени;

♦ сохранять "ноу-хау" компании, так как персонал, пользующийся системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в экспертной системе;

♦ использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, скучных и т. п. рабочих местах.

Экспертные системы применяются  на различных стадиях логистического процесса, облегчая решение проблем, требующих значительного опыта и затрат времени.

 

 

 

 

22. Цели функционирования  службы снабжения предприятия

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения 

1.Идея логистики  — получение дополнительной прибыли  от согласованности действий  всех участников — требует,  чтобы персонал службы снабжения  добивался реализации целей собственного  предприятия не как изолированного  объекта, а как звена всей  логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всего, работающего на единый результат, участка цепи поставок.

2. Служба снабжения, являясь  элементом организовавшего ее  предприятия, должна органически  вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производство—сбыт.

3. Эффективность функционирования  службы снабжения, возможность  реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне цепи поставок в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

23. Задачи службы  закупок на предприятии. 1. Определение потребности в материальных ресурсах В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. 2. Исследование рынка закупок

Исследование рынка закупок  начинают с анализа поведения  рынка поставщиков. Далее следует  предварительная оценка всех возможных  источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных  с выходом на конкретный рынок

3. Выбор поставщиков 4. Осуществление закупок Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий

поставки и оплаты, а  также организацию транспортировки  материальных ресурсов 5. Контроль поставок

6. Подготовка бюджета закупок 7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

24. Этапы решения задачи «выбора поставщика». 1. Поиск потенциальных поставщиков. 2. Анализ потенциальных поставщиков Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:♦ удаленность поставщика от потребителя;♦ сроки выполнения текущих и экстренных заказов;♦ наличие резервных мощностей;♦ организация управления качеством у поставщика;

♦ психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);♦ способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

♦ финансовое положение поставщика, его кредитоспособность

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для  этого разрабатывается специальная  шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.

25. Понятие производственной  логистики и структура общественного  производства. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.

Рис. 45. Структура общественного производства

Целью производственной логистики  является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих  материальные блага или оказывающих  такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка

26. Что включают  в себя традиционная и логистическая концепции организации производства? Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:♦ отказ от избыточных запасов;♦ отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;♦ отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;♦ устранение простоев оборудования;

♦ обязательное устранение брака;♦ устранение нерациональных внутризаводских перевозок;♦ превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:♦ никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;♦ изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;♦ иметь максимально большой запас материальных ресурсов "на всякий случай".

Содержание концептуальных положений свидетельствует о  том, что традиционная концепция  организации производства наиболее приемлема для условий "рынка  продавца", в то время как логистическая концепция — для условий "рынка покупателя".

 

 

 

 

 

 

35. Дайте характеристику  основных групп транспорта

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Понятие транспорта общего пользования  охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт  и транспорт трубопроводный Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

36.Автомобильный транспорт: преимущества и недостатки

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния1. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара. Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

37. Железнодорожный  транспорт: преимущества и недостатки

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом  железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость  перевозки грузов, а также наличие  скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также  низкую возможность доставки к пунктам  потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт  должен дополняться автомобильным.

38. Водный транспорт:  преимущества и недостатки

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие  требования к упаковке и креплению  грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно  зависит от погодных и навигационных  условий и требует создания сложной  портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

К недостаткам внутреннего  водного транспорта, кроме малой  скорости доставки, относят также  низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

39. Воздушный транспорт:  преимущества и недостатки

Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят  высокие грузовые тарифы и зависимость  от метеоусловий, которая снижает  надежность соблюдения графика поставки.

40. Что включают  в себя транспортные тарифы. Тарифная система представляет собой систему транспортных ставок (тарифов) на грузовые и пассажирские перевозки. Расчеты за услуги, оказываемые транспортной организацией, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя: 1) платы, взыскиваемые за перевозку грузов;2)   сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;3)   правила исчисления плат и сборов. 
41. Какие тарифы используют на железнодорожном транспорте. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие тарифы: 1) общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов;2)исключительные тарифы — тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности;3)   льготные тарифы, — они применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;4)   местные тарифы, — их устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги. Кроме провозной платы, железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.  

 

 

 

 

53. Время логистического процесса

Длительность логистического процесса может рассматриваться как с позиции потребителя, так и с позиции поставщика. С точки зрения потребителя интерес представляет время исполнения заказа, т.е. время, прошедшее от момента размещения заказа до момента доставки товара (цикл: размещение заказа — получение товара). С позиции поставщика не менее важным является время от момента получения заказа покупателя до момента поступления оплаты за поставленный товар, в том числе и общее время оборота рабочего капитала, начиная с момента закупки сырья и также кончая получением оплаты от покупателя (цикл: получение заказа — поступление оплаты). Логистический подход к управлению временем процессов в рамках каждого из циклов заключается в проектировании и контроле полной временной цепи логистического процесса продвижения материальных, информационных и финансовых потоков. Необходимость "сжатия времени" процессов, на первый взгляд, является очевидной, однако внедрение идеи в практику происходит, как правило, медленно.Следует отметить, что чувствительность процесса к изменениям спроса уменьшается с увеличением длительности пути от источника материалов до потребителя. Продолжительные временные цепи не позволяют вовремя зафиксировать окончание спроса, осложняют связь производства с требованиями рынка.

54. Логистическая конкурентоспособность предприятия Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю. Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику достигается в основном за счет:резкого снижения себестоимости товара;повышения надежности и качества поставок.

Эффективность функционирования логистики на малом предприятии  определяется оптимальным соотношением баланса между затратами, повышением прибыли и уровнем качества обслуживания потребителей.

55. Виды временных  циклов в логистике 1. Цикл «размещение  заказа – получение товара». А) прием заказа(1-3 дня),б) обработка заказа(2-4 дня), проверка кредита(1-6 дней), в)оформление документов(1-3 дня),г)комплектация заказа(4-10 дней), д)доставка(3-8дней) 2. Цикл «поступление заказа – получение оплаты» Данный цикл заключается не только в обработке заказа, выписки счета и получения оплаты, но сюда также относится время на снабжение и производство, т.е. весь путь финансирования оборотного капитала.

56. Традиционный  подход к управлению материалопотоками в товародвижении

Объекты управления — отдельные участники товародвижения

Рис. 81. Традиционный подход к управлению материальными потоками в товародвижении. На рис. 81 показана цепь, состоящая из производственного предприятия, склада оптовой торговли, магазинов и соединяющих их транспортных звеньев. Совместными действиями эти участники продвигают товары от производства к конечному потребителю. Показатели материального потока на выходе из системы товародвижения (точка А) складываются случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

57. Логистический подход к управлению материалопотоками в товародвижении. Модель логистической организации товародвижения представлена на рис. 82. Производство, опт, розница и транспорт начинают координировать и совместно планировать свои действия. Выделяется единая функция управления сквозными материальными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми потоками. В результате отдельные звенья товаропроводящей цепи объединяются в конкурентоспособную систему, обеспечивающую эффективное управление сквозным материальным потоком.

Объекты управления — отдельные участники товародвижения

Новый объект управления — сквозной материальный поток

 

На выходе из системы товародвижения (точка А) сквозной материальный поток приобретает заранее спроектированные контролируемые показатели. Рис. 82. Логистический подход к управлению материальными потоками в товародвижении

 

 

 

 

 

67. Характеристика  складских операций с  грузовыми  единицами материалопотока В целом комплекс складских операций представляет собой такую последовательность:♦ разгрузка транспорта;♦ приемка товаров;♦ размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);♦ отборка товаров из мест хранения;

♦ комплектование и упаковка товаров;♦ погрузка;

♦ внутрискладское перемещение грузов.Эти операции определяются следующим образом:♦ разгрузка — логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза;♦ погрузка — логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации. Операция выполнения погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами:механизированным способом; с помощью средств малой механизации. Следующей операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.

Следующая операция — отборка  товаров из мест хранения, может  производиться двумя основными способами:♦ отборка целого грузового пакета;♦ отборка части пакета без снятия поддона.

Завершает технологический  процесс на складе операция погрузки, которая в нашем случае выполняется на автомобильной рампе.

68. Понятие и  формирование системы логистического сервиса

 Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Последовательность действий по формированию системы логистического сервиса на фирме

69. Уровень и  критерии качества логистического обслуживания

Важным критерием, позволяющим  оценить систему обслуживания как  с позиции поставщика, так и  с позиции получателя услуг является уровень логистического сервиса.Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:

η =

,

где η — уровень логистического сервиса; М — количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;

т — количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.Для оценки уровня логистического сервиса выбираются наиболее значимые виды услуг, т. е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание — с существенными потерями на рынке. Для оценки качества логистического сервиса применяют следующие критерии:

♦ надежность поставки;♦ полное время от получения заказа до поставки партии товаров;♦ гибкость поставки;♦ наличие запасов на складе поставщика;♦ возможность предоставления кредитов, а также ряд других.Надежность поставки — это способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах. Полное время от получения заказа до поставки партии товаров, которое включает в себя:♦ время оформления заказа;♦ время изготовления (это время добавляется к сроку поставки, если заказанные товары сначала должны быть еще и изготовлены);♦ время упаковки;♦ время отгрузки,♦ время доставки.Гибкость поставки — означает способность поставляющей системы учитывать особые положения (или пожелания) клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Определение и основные принципы  системного подхода. Системный подход — это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем

Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью: раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

♦ принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т. е. внутри своей структуры;

♦ принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

♦ принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

14. Проблема учета  издержек в логистике. Логистические издержки (logistical cost) — затраты на выполнение логистических операций.Основными составляющими логистических издержек являются:1.транспортно-заготовительные расходы 2.затраты на содержание запасов.

В пределах предприятия логистические издержки рассчитывают:1.в процентах от суммы продаж;2.в процентах от стоимости чистой продукции;3.в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции. Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса. Сформулируем основные проблемы, связанные с учетом издержек в логистике. 1.Высокая доля затрат на операции, связанные с продвижением товарных и материальных ресурсов в сферах производства и обращения, в общем объеме издержек. Постоянный, опережающий общий уровень инфляции, рост стоимости работ на большинстве из этих операций 2.Отсутствие, в общем случае, при традиционно организованном учете критерия принятия решений по рациональной организации логистического процесса 3.Резкий рост чувствительности логистических затрат к изменению качественных показателей работы логистических систем в области высокого качества их функционирования, характерной для конкурентных рынков.

15. Требования к  системам учета издержек.

Управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно  точно измерять. Поэтому системы  учета издержек производства и обращения  участников логистических процессов должны:

♦ выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики;

♦ формировать информацию о наиболее значимых затратах;

♦ формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом

Для эффективной калькуляции  издержек нужно:

а) точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа;

б) установить временные рамки  затрат;

в) отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к  оценке альтернативных действий;

г) установить критерий принятия решений.

16. Классификация  издержек в логистике. 

17. Роль издержек  на создание и поддержание  запасов. Общие затраты на создание и поддержание запасов складываются из перечисленных ниже основных групп:

Затраты па текущее  обслуживание запасов, которые в основном включают в себя налоги на запасы.

Затраты на инвестированный  в запасы капитал. Здесь возможны два варианта.

♦ Запасы созданы с использованием заемных средств.

♦ Запасы созданы с использованием собственных средств.

Затраты на хранение запасов. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения, амортизационные отчисления, оплату электроэнергии, заработную плату складского персонала и специалистов.

Риски, связанные  с содержанием запасов. В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят следующие виды потерь:

♦ потери, связанные с физическим и моральным устареванием продукции при хранении (особенно это относится к скоропортящейся сельскохозяйственной продукции);

♦ риск превышения норм естественной убыли. Риски могут быть сокращены при сокращении временных циклов.

Риски содержания запасов  проявляются в таких свойствах  продукта, как:

♦ способность к порче (для продовольственных товаров);

♦ повреждение в процессе транспортировки;

♦ повреждение в процессе грузопереработки;

♦ пожароопасность.

 

 

 

27. Охарактеризуйте  качественную и количественную  гибкость производственных систем.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами.

Рис. Гибкость производственной мощности

28. Дайте краткую  характеристику толкающей системы  управления материальными потоками  в производственной логистике. "толкающая система" представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток "выталкивается" получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 47).

Рис. 47. Принципиальная схема толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы. Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства.

29. Дайте краткую характеристику тянущей системы управления материальными потоками в производственной логистике.

"тянущая система" представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

Здесь центральная система  управления не вмешивается в обмен  материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает  для них текущих производственных заданий. Производственная программа  отдельного технологического звена  определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической  цепи.

Рис. 48. Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы

30. В чем суть  эффективности применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве.

Перечислим слагаемые  совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии.1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство. 2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками. 3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.4. Улучшается качество выпускаемой продукции.5. Сокращается производственный цикл и минимизируются затраты.Остановимся подробнее на причинах, позволяющих снизить затраты, связанные с производственным процессом:♦ Оптимизация запасов — одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части Материально-технической базы, трудовых ресурсов. ♦ Сокращение численности вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.♦ Снижение потерь материалов. Любая логистическая операция — это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций — это сокращение потерь.♦ Улучшение использования производственных и складских площадей.

 

 

 

 

 

42.Перечислите  основные факторы, от которых  зависит размер платы по перевозке  грузов по железной дороге. Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной и мелкой отправкой Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за. расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние — при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за, действительно пройденное расстояние.Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя. Количество перевозимого груза

43. Какие виды  тарифов используют на автомобильном  транспорте. На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:1.  сдельные тарифы на перевозку грузов;2. тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;3. тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;4. тарифы из покилометрового расчета;5. тарифы за перегон подвижного состава;6.договорные тарифы.На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:1.  расстояние перевозки;2.масса груза;3. объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля.

44. Какие факторы  влияют на размер тарифной  платы при перевозке грузов  автомобильным транспортом. 
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:расстояние перевозки; масса груза; объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса; грузоподъемность автомобиля; общий пробег; время использования автомобиля; тип автомобиля; район, в котором осуществляется перевозка и др. факторы.

45. Понятие информационного  потока и его виды

Информационный поток  — это совокупность циркулирующих  в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Рис. 61. Виды информационных потоков в логистике

46. Какими показателями  характеризуется информационный  поток

Информационный поток  характеризуется следующими показателями:

♦ источник возникновения;

♦ направление движения потока;

♦ скорость передачи и приема;

♦ интенсивность потока и др.

47. Определение  информационной системы. На какие  подсистемы она подразделяется? Информационная система в логистике — это определенным образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников, необходимых средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. в информационной системе можно выделить две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

 

 

58. Логистика в  звеньях товародвижения: оптовой  и розничной торговли Логистика в оптовой торговле. Совершенствование логистики в оптовой торговле может осуществляться по двум направлениям, первое из которых предусматривает развитие опта во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутрискладских грузоперерабатывающих систем. Наличие второго направления обусловлено тем, что предприятия оптовой торговли сами представляют собой сложные складские грузоперерабатывающие системы. Применение логистического подхода к управлению товарными потоками в пределах этих систем является важным слагаемым повышения эффективности функционирования оптового звена. Логистика в розничной торговле. Совершенствование розничной торговли, так же как и оптовой, с точки зрения логистики следует в первую очередь рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Объектом рационализации в этом случае выступает вся совокупность участников товародвижения. Розничное звено совершенствуется в той степени, в которой это необходимо с точки зрения общей стратегии, избранной для совершенствования всей системы.

59. Управление временем  процессов в логистике

Потребители как на рынке продукции производственно-технического назначения, так и на рынке изделий народного потребления становятся все более чувствительными ко времени, в течение которого исполняется их заказ. Сокращение времени позволяет сократить дополнительные затраты, которые несет клиент, пока ожидает поставку или пытается реализовать альтернативные варианты. Потребители сегодня оценивают время исполнения заказа, и это влияет на их покупательское поведение.

Перечислим основные причины  роста времячувствительности рынков:сокращение полных жизненных циклов товаров; ориентация потребителей на работу в условиях низких запасов; усиление фактора рыночного спроса, и, как результат, увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогнозов.

60.Совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепции логистики Торговые системы можно представить в виде совокупности различных предприятий, связанных между собой упорядоченными вертикальными и горизонтальными связями. Торговые системы обладают известными интегративными качествами и, в связи с наличием материальных потоков, могут быть отнесены к классу логистических систем. При логистическом подходе происходит смена приоритетов. Объектом совершенствования начинает выступать логистическая система, т. е. совокупность участников, обеспечивающих продвижение материального потока от изготовителя к потребителю. Отдельное предприятие совершенствуется в той степени, в которой это необходимо с точки зрения общей стратегии совершенствования всей системы. Цель рационализации торговли на базе концепции логистики - создание высокоэффективных товаропроводящих систем, способных обеспечить наличие нужного товара, в нужном ме-сте, в нужное время, в нужном количестве, с минимальными затратами и по приемлемой пене. Эти системы должны иметь высокую способность адаптироваться к изменениям окружающей среды. Решая задачу совершенствования торговой системы на базе концепции логистики, необходимо учитывать ассортиментную структуру товарного потока.

61. Понятие материального  запаса и причины их создания

Материальные  запасы — это материальная продукция, ожидающая вступления:• в процесс  производственного потребления;•  в процесс продажи;• в процесс  личного потребления.Запасы на предприятии образуются по двум основным причинам: 1) несоответствие объемов поставки объемам разового потребления; 2) разрыв во времени между моментом поступления материала и его потребления. Поставка сырья материалов осуществляется в большинстве случаев периодически, и их потребление происходит, как правило, непрерывно и не совпадает во времени с поступлением.  Поэтому для обеспечения бесперебойной работы каждое предприятие создает определенные запасы нужных ему видов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов. Существуют и некоторые другие причины, приводящие к созданию запасов. Это - сезонные колебания цен; нарушение установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока); возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока) и др.

62. Виды материальных  запасов и их нормирование

Производственные запасы — запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального  производства, предназначенные для  производственного потребления.

Товарные запасы — это  предназначенные для продажи  запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, запасы в пути и запасы торговых предприятий. "Товарный запас" объединяет три вида запасов:• сбытовые запасы;•  запасы в пути;• запасы в торговле. Запасы текущие — основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Запасы страховые — предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств.

 



Информация о работе Шпаргалка по "Логистике"