Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:44, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение основных теоретических и практических аспектов управления ассортиментом промышленного предприятия в условиях переходной экономики.
Задачами работы являются:
-- рассмотрение теоретических основ управления и планирования ассортимента;
-- анализ ассортиментной политики научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белгазтехника»;
Введение…………………………………………………………………...4
1. Сущность и роль ассортиментной политики в деятельности
предприятия……………………………………………………………….5
1.1. Понятие ассортимента и номенклатуры, основные показатели...5
1.2. Ассортиментная политика предприятия, основные стратегии
изменения ассортимента …………………………………………13
1.3. Планирование ассортимента товарного выпуска……………….19
2. Анализ ассортиментной политики предприятия на примере
РУП «Белгазтехника»……………………………………………………25
2.1. Организационно-экономическая деятельность
РУП «Белгазтехника» на рынке обеспечения и
эксплуатации систем газоснабжения……………………………25
2.2. Анализ ассортимента выпускаемой продукции
РУП «Белгазтехника»……………………………………………..39
2.3. Сравнительный анализ ассортиментной политики
РУП «Белгазтехника» с основными конкурентами…………….48
3. Пути совершенствования ассортиментной политики
РУП «Белгазтехника»…………………………………………………...56
3.1 Планирование ассортиментных групп товаров и разработка
новых видов продукции………………………………………….56
3.2. Рекомендации по совершенствованию ассортиментной
политики РУП «Белгазтехника»…………………………………62
Заключение……………………………………………………………….70
Список использованных источников…………………………………...71
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
предприятия…………………………………………………
изменения ассортимента …………………………………………13
РУП «Белгазтехника»………………………………………
РУП «Белгазтехника» на рынке обеспечения и
эксплуатации систем
РУП «Белгазтехника»……………………………
РУП «Белгазтехника» с основными конкурентами…………….48
РУП
«Белгазтехника»………………………………………
3.1
Планирование ассортиментных
новых видов продукции………………………
политики
РУП «Белгазтехника»……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...71
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Промышленные предприятия
Все это результат того, что профиль белорусских предприятий, ассортимент их продукции формировались в условиях административной экономики. Предприятия республики получили в наследство от бывшего СССР не лучший ассортимент продукции. Многие из них специализируются на производстве материалоемких и энергоемких изделий. Поэтому проблема управления ассортиментом продукции особенно актуальна для наших предприятий.
Целью дипломной работы является рассмотрение основных теоретических и практических аспектов управления ассортиментом промышленного предприятия в условиях переходной экономики.
Задачами работы являются:
-- рассмотрение теоретических
-- анализ ассортиментной
-- рассмотрение новых видов
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В
Понятие ассортимента и номенклатуры, основные показатели
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом [11, с.5]. На практике понятие номенклатура чаще всего применяется для обозначения определенного перечня продукции. Под номенклатурой понимают перечень конкретных изделий или групп изделий. В хозяйственной практике широко применяются такие понятия, как “укрупненная номенклатура“ и “специфицированная (развернутая, детализированная) номенклатура“, которые также согласуются с данным определением.
Когда же речь идет о классификационных группировках продукции, то чаще всего употребляется термин ”ассортимент“. Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного того же диапазона цен [11, с.5]. Ассортиментные группы товаров могут создаваться по самым различным признакам. В отечественной практике чаще всего используется группировки продукции по признаку применяемой технологии их производства, общности исходных сырья и материалов, по выполняемым функциям у потребителя. В странах же с развитым рынком на первое место выдвигаются часто коммерческие характеристики.
Различают производственный, торговый и потребительский ассортимент товаров.
Под производственным ассортиментом понимают номенклатуру продукции, выпускаемую производителями. Это понятие согласуется с понятием производственная программа, применяемым в практике планирования выпуска продукции промышленными и другими производственными предприятиями.
Потребительский ассортимент включает все многообразие типосорторазмеров товаров, которые требуются потребителю. По товарам народного потребления потребительскому ассортименту может соответствовать торговый. По продукции же производственно-технического назначения ни производственный, ни торговый ассортимент обычно не совпадает с потребительским. У предприятий-потребителей из поступающих к нему материальных ресурсов стандартных размеров выкраивается или нарезается множество различных заготовок, необходимых для конкретного производства.
Соотношение производственного, товарного и потребительского ассортиментов продукции является одним из ключевых аспектов управления ассортиментом.
В условиях возрастающей
конкуренции производитель
Однако существуют объективные
причины невозможности или
расширение ассортимента продукции приводит к падению производительности труда. Всегда проще и эффективней специализировать производство на одном или небольшом количестве видов выпускаемой продукции;
появляется проблема организации транспортировки нестандартной, существенно различающейся по габаритам продукции;
усложняется процесс затаривания и хранения широкого ассортимента товаров;
появляются неудобства
при осуществлении погрузочно-
резко возрастает объем работ по изучению запросов различных сегментов рынка, также учетных, плановых и других управленческих работ.
В процессе планирования номенклатуры продукции предприятия широко используются ее различные группировки. Даже чаще применяется термин планирование ассортимента, а под ассортиментом понимают определенные номенклатурные группы товаров. Одной из важнейших задач планирования ассортимента и является обеспечение такого соотношения между ассортиментными группами, которое позволяет максимизировать объем сбыта и получить предприятию наибольшую прибыль. Таким образом, классификация номенклатуры – важный этап ее планирования.
Целесообразно применять
различные признаки классификации
номенклатуры продукции. Различные
аспекты классификации номенкла
Для предприятий, взявших
на вооружение концепцию маркетинга,
первостепенное значение имеют классификационные
группировки по признакам, которые
применяют маркетологи и
Исходя из известной матрицы “Бостон консалтинг групп“ товары можно классифицировать по доле, занимаемой ими на рынке, и темпам роста продаж на четыре группы:
Практическое осуществление
такой классификации
Все виды продукции, технологии и услуг имеют определенный жизненный цикл. Различают жизненный цикл продукции, отдельной компании и даже в целом целой отрасли, который, по сути, является суммарной величиной жизненных циклов соответствующей группы продукции-аналогов по физическим характеристикам или потребительскому назначению.
Успех маркетинговой
деятельности предприятия зависит
от степени согласованности
Характеристики стадий и соответствующие действия предприятия приведены под каждой из стадий.
Задачи службы маркетинга на каждой стадии жизненного цикла продукции должны быть направлены на максимальное приспособление своей деятельности к изменениям рыночной ситуации.
На начальной стадии жизненного цикла новой продукции потенциальным Потребителям “первопроходцам” необходимо объяснять, какую пользу им может принести новая идея, воплощенная в продукции и какую его потребность она может удовлетворить наилучшим способом.
На промежуточной и заключительных стадиях жизненного цикла вся деятельность службы должна быть направлена на “подавление” конкурирующих марок продукции. Главный упор должен делаться на преимуществах продукции предприятия относительно конкурирующей. Необходимо сделать всё, чтобы как можно дольше удерживать существующий объём продаж и завоеванную долю рынка.
На заключительных этапах жизненного цикла продукции внимание Потребителей “аутсайдеров” надо сконцентрировать на тех потерях, которые они смогут понести, если они не изменят свою точку зрения и не приобретут данную продукцию.
Гипотетический жизненный цикл продукции приведен на рисунке 1.
Классификация продукции используется не только для выявления влияния стадий ЖЦП на финансовые результаты предприятия, но, прежде всего, для определения своего комплекса маркетинговых мероприятий для каждой группы товаров. Организация постоянного наблюдения за продукцией на различных стадиях ЖЦП позволяет предприятию определить наиболее разумное соотношение между их количеством на каждой стадии, что может служить основой планирования обновления ассортимента.
Понятие “ новая продукция “
весьма емкое и может