Анализ ассортиментной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение основных теоретических и практических аспектов управления ассортиментом промышленного предприятия в условиях переходной экономики.
Задачами работы являются:
-- рассмотрение теоретических основ управления и планирования ассортимента;
-- анализ ассортиментной политики научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белгазтехника»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...4
1. Сущность и роль ассортиментной политики в деятельности
предприятия……………………………………………………………….5
1.1. Понятие ассортимента и номенклатуры, основные показатели...5
1.2. Ассортиментная политика предприятия, основные стратегии
изменения ассортимента …………………………………………13
1.3. Планирование ассортимента товарного выпуска……………….19
2. Анализ ассортиментной политики предприятия на примере
РУП «Белгазтехника»……………………………………………………25
2.1. Организационно-экономическая деятельность
РУП «Белгазтехника» на рынке обеспечения и
эксплуатации систем газоснабжения……………………………25
2.2. Анализ ассортимента выпускаемой продукции
РУП «Белгазтехника»……………………………………………..39
2.3. Сравнительный анализ ассортиментной политики
РУП «Белгазтехника» с основными конкурентами…………….48
3. Пути совершенствования ассортиментной политики
РУП «Белгазтехника»…………………………………………………...56
3.1 Планирование ассортиментных групп товаров и разработка
новых видов продукции………………………………………….56
3.2. Рекомендации по совершенствованию ассортиментной
политики РУП «Белгазтехника»…………………………………62
Заключение……………………………………………………………….70
Список использованных источников…………………………………...71

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ ассортиментной.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

разработка новых видов использования  ранее выпускаемой продукции  за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;

сокращение ассортимента выпускаемой  продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом.

Приступая к планированию ассортимента и разработке новой продукции, следует  всегда помнить, что никакие, самые  хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не могут компенсировать ошибки, допущенные ранее при планировании ассортимента продукции, т.е. при отборе и оценке продукции, его техническом испытании, изучении рынка и проведении пробной продажи. Потенциальные трения между производственными подразделениями и службой маркетинга могут свести на нет лучшие намерения и тех и других, и привести к принятию неудачного компромиссного решения.

Планирование ассортимента продукции  предполагает координацию целого ряда взаимосвязанных видов деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. Максимальная эффективность достигается не столько за счёт оптимизации каждого элемента в отдельности, сколько суммой составных частей.

Если ответственность за различные  элементы маркетинга будет возложена  на различные узкоспециализированные отделы, возникает опасность того, что каждый отдел будет рассматривать  свою собственную деятельность как  наиболее важную и требующую преимущественного права использования ресурсов предприятия.

Такое положение приводило, да порой  и сейчас нередко приводит к тому, что когда отдел сбыта, получал  продукцию, созданную с соблюдением  всех норм по защите коммерческой тайны, на основе спецификаций, которые  полностью удовлетворяли разработчиков и производственников, оказывалось, что она больше удовлетворяет амбициям последних, нежели потребности конечного потребителя. Это противоречит самой сути концепции маркетинга.

Любой замысел новой продукции, прежде всего, должен быть протестирован на её значимость группой потенциальных потребителей с точки зрения его полезности и наличия самой потребности, а так же уровня цены, по которой она может быть реализована.

Если замысел встречает благоприятный  отклик, он должен быть воплощен в “предложение”  потребителю. Задача планирования ассортимента заключается, прежде всего, в том, чтобы подготовить потребительскую спецификацию на изделие, передать её проектному отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведён до товарного состояния.

Основные этапы разработки нового вида продукции представлены на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Схема процесса разработки нового вида продукции

 

П р и м е ч а н и  е: Источник:[14, с. 336]

 

Практика показывает, что разработкой  и осуществлением ассортиментной политики фирмы занимаются постоянно. Концепция  жизненного цикла товара имеет довольно широкое распространение и  является одним из основных инструментов регулирования ассортиментной политики. Анализ состояния товара на определенных стадиях жизненного цикла ложится на подразделение текущей оперативно-хозяйственной деятельности. Служба маркетинга предприятия в данном случае должна своевременно корректировать производственную программу предприятия и вносить предложения по усовершенствованию выпускаемой номенклатуры товаров в соответствии с запросами потребителей.

 

 

 

 

1.3. Планирование ассортимента товарного  выпуска.

 

Под планированием ассортимента продукции промышленного предприятия следует понимать разработку комплекса мероприятий по созданию и постоянному совершенствованию продукции, а также своевременному снятию с производства устаревших изделий с целью формирования производственной программы. Это означает, что предприятие разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на решение следующих задач:

  1. обеспечение постоянного обновления продукции предприятия;
  2. обеспечение оптимального соотношения между новыми, модернизированными и устаревшими изделиями в производственной программе предприятия;
  3. определение рациональной структуры ассортимента в разрезе сегментов рынка, обеспечение рационального соотношения между товарами на новых и освоенных рынках;
  4. разработка, создание и своевременный выход на рынок с принципиально новыми изделиями;
  5. принятие обоснованного решения о своевременном изъятии из производственной программы изделий, теряющих рыночные позиции.

Не следует думать, что планирование ассортимента продукции  это нечто такое, что относится только к новым изделиям. Хотя внедрение новых изделий, несомненно, имеет первостепенное значение для дальнейшего развития и рентабельной деятельности любого предприятия, необходимо планировать мероприятия. В большинстве случаев освоение новых изделий финансируется за счёт отчисления с выручки от реализации текущей продукции, которую предприятие поставляло на рынок в течение ряда лет и, которую оно надеется продавать ещё на протяжении ряда лет.

Поиски нового применения и новых рынков для уже существующей продукции необходимы для того, чтобы обеспечить более надежную основу деятельности предприятия. Очевидно, что ассортимент уже выпускаемой продукции может быть расширен, сокращён или заменен. Ф. Котлер остроумно замечает по этому поводу: “Ассортимент слишком узок, если можно увеличить прибыль, дополнив его новыми изделиями, и слишком широк, если прибыль можно увеличить, исключив из него ряд изделий”. [10, с. 27]

Понятие “новая продукция” включает в себя серьёзные изменения в форме, содержании или упаковке продукции, которая имеет значение для потребителя.

Главный критерий новизны  заключается, однако, в том, что новая  продукция должна настолько отличаться от существующей, чтобы имеющиеся  различия могли служить основой  для формирования предпочтительного отношения к ней потребителей. 

Изменения в материалах или компонентах, применяемых производителем, сами по себе не дают оснований для  квалификации её как “новая продукция”, если только эти изменения не будут  доведены до сведения потенциального Потребителя и не будут использованы в качестве рекламного мотива для характеристики его достоинства.

Три основные фактора  обусловливают введение новой продукции  в ассортимент предприятия:

Необходимость оградить предприятие от последствий неизбежного  процесса устаревания существующей продукции, который вызывается конкуренцией или моральным износом. Снижение рентабельности выпускаемой продукции может быть компенсировано в долгосрочном плане только за счёт введения вместо него нового изделия, которое пользовалось бы спросом у Потребителя. Другими словами, введение новой продукции в ассортимент необходимо для защиты уже вложенных в предприятие средств.

Необходимость расширять  производство более быстрыми темпами, чем это возможно при узком  ассортименте выпускаемой продукции, распределять коммерческий риск на более  широкий спектр продукции, уменьшить  влияние конкуренции на отдельно взятую сферу производства. Вместе с тем, освоение новых видов продукции связано не только с выгодой, но и с определенными опасностями, особенно в тех случаях, когда оно потребует изменений установившейся на предприятии системы сбыта и имеющейся распределительной сети или  новых технических знаний, дополнительных специалистов и оборудования.

Необходимость обеспечить более быстрое и более постепенное  увеличение общей рентабельности предприятия, выражающейся отношением прибыли к  вложенному капиталу, путём сохранения и увеличения конкурентоспособности, более рационального использования отходов производства, более полного использования производственных мощностей и возможностей персонала. И, как следствие, более равномерное распределение некоторых накладных расходов, уменьшения сезонных и циклических колебаний в уровне производства и сбыта.

Таким образом, создать  новую продукцию – значит увидеть  нынешние и будущие потребности  потребителей, найти эффективный  способ их решения и предложить необходимые для этого средства. При чём существенно, чтобы это средство не обладало ни функциональной недостаточностью (в этом случае оно имеет сравнительно невысокую привлекательность для потребителя), ни функциональной избыточностью (в этом случае за него придется дороже платить).

Процесс планирования ассортимента предполагает участие практически всех подразделений  предприятия, поэтому важно разработать  на предприятии четкую процедуру  планирования. Так как в деле планирования ассортимента чрезвычайное значение имеют различного рода идеи и предложения по созданию и усовершенствованию продукции, важно создать постоянно действующую систему сбора соответствующей информации от всех специалистов и каждого работника предприятия.

 Четкому планированию  ассортимента способствует наличие хорошо продуманной схемы планирования:

Анализ фактически выпускаемого ассортимента.

Анализ изменений во внутренней и внешней среде предприятия, вызывающих необходимость пересмотра ассортимента продукции предприятия.

Анализ предложений  потребителей по совершенствованию продукции.

Анализ предложений  конструкторской службы предприятия  по изменению ассортимента.

Разработка предварительного плана ассортимента продукции на будущий период.

Анализ финансовых и  производственных возможностей пересмотра ассортимента выпускаемой продукции.

Принятие решений о  запуске в производство новой  продукции, о производстве модернизированных  изделий, об исключении из производственной программы устаревших изделий.

Определение плановых объемов  производства традиционной продукции, новой и модифицированной.

Разработка мероприятий  по продвижению на рынок новых  и модернизированных изделий.

В процессе первого этапа  рассчитать всевозможные показатели, характеризующие фактически выпускаемый  предприятием ассортимент продукции. Целесообразно начинать с ABC-анализа, так как он позволяет выделить основную группу товаров с позиции финансового результата.

Второй этап планирования предполагает анализ изменений во внутренней и внешней среде предприятия, которые могут оказать влияние на ассортимент выпускаемой продукции. Что касается внутренних факторов, то особое внимание необходимо обратить на использование имеющихся производственных мощностей. Если постоянно имеет место недозагрузка производственных мощностей, то следует подумать об изменении ассортимента производимой продукции. Хроническая недозагрузка производственных мощностей может быть результатом существенных перемен в экономике. Внутренним импульсом для изменения ассортимента может быть и проблема отходов производства. Всякое производство связано с определенными отходами и, если их не использовать, это приводит к удорожанию основной продукции. Внутренними причинами пересмотра ассортимента могут быть различного рода идеи и предложения работников предприятия.

Более существенными причинами пересмотра товарного ассортимента безусловно являются изменения во внешней среде предприятия. Для того, чтобы предприятие вовремя отреагировало на эти изменения, необходимо организовать постоянное изучение внешних факторов, влияющих на ассортимент выпускаемой продукции. Такими важнейшими факторами являются: достижения НТП в области производимой продукции; изменения в ассортименте продукции предприятий-конкурентов; изменение спроса на товары. Продукция предприятия может быть конкурентоспособной, особенно на внешнем рынке, только тогда, когда в процессе ее производства в максимальной степени будут использованы важнейшие достижения научно-технического прогресса в сфере, касающейся этого товара. Служба маркетинга предприятия должна осуществлять внедрение новинок в производство, осуществлять закупку лицензий, ноу-хау, организовывать создание совместных производств с ведущими предприятиями.

Весьма сложной является работа по изучению конкурентов, так  как основная информация, представляющая интерес для предприятия, безусловно предмет коммерческой тайны. Однако продукция конкурентов в конечном итоге появляется на рынке. И если постоянно изучать ее, можно иметь представление об уровне техники и технологии, применяемой конкурентами. Еще более внимательно можно изучать коммерческие характеристики продукции конкурентов. Важно создать на предприятии базу данных о конкурентах и постоянно ее пополнять. 

Третий этап планирования ассортимента продукции предполагает максимальный учет пожеланий покупателей. Отделу маркетинга необходимо разработать специальный бланк для замечаний и предложений по продукции предприятия, организовать его распространение через каналы сбыта и сбор информации от покупателей.

Четвертый этап планирования ассортимента предусматривает учет предложений конструкторской службы предприятия, заводских исследовательских и экспериментальных лабораторий, которые постоянно работают над созданием новых видов продукции и совершенствованием выпускаемой. Так как взаимоотношения службы маркетинга с конструкторскими и технологическими службами предприятия носят регулярный характер, целесообразно разрабатывать согласованные между этими подразделениями специальные планы подготовки и запуска в производство новых и усовершенствованных изделий.

Пятый этап предусматривает обобщение проделанной на предыдущих этапах работы и составление предварительного ассортиментного плана производства продукции на будущий период. Основное внимание уделяется ассортиментному составу производственной программы.

Информация о работе Анализ ассортиментной политики