Анализ деятельности предприятия на примере ОАО "Савушкин продукт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

ОАО "Савушкин продукт" - один из крупнейших и наиболее известных на территории Республики Беларусь производителей натуральной молочной продукции. Первую продукцию Брестский молочный комбинат выпустил в декабре 1976 года. В 1994 году предприятие было преобразовано в Открытое Акционерное Общество "Брестский молочный комбинат". 25 марта 2005 года на основании решения общего собрания акционеров ОАО "Брестский молочный комбинат" переименовано в ОАО "Савушкин продукт". 8 апреля 2005 года Брестский областной исполнительный комитет зарегистрировал ОАО "Савушкин продукт" в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 13 апреля 2005 года ОАО "Савушкин продукт" было выдано свидетельство о государственной регистрации. 20 декабря 2005 года предприятие реорганизовано путем присоединения сельскохозяйственного производственного кооператива "Олтуш" Малоритского района.

Содержание

1 Общая характеристика предприятия. Система целей ……………………...
2 Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия
2.1 Анализ и оценка внешней среды ………………………………………...
2.2 Товарная политика предприятия ……………………………………….
2.3 Ценовая политика ……………………………………………...................
2.4 Политика товародвижения ……………………………………………..
2.5 Коммуникационная политика…………………………………………...
2.6 Организация службы маркетинга на предприятии…………………....
2.7 Построение SWOT-матрицы………………………………………….…
3 Маркетинговые стратегии развития предприятия………………………

Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!!!.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.6 Организация службы  маркетинга на предприятии

Для максимально эффективной организации маркетинговой деятельности и повышения эффективности работы предприятия в целом на ОАО "Брестский молочный комбинат" в 2001 году был организован отдел маркетинга. В начале 2004 года руководством предприятия было принято решении о разделении отдела маркетинга на три: отдел маркетинга и рекламы, отдел продаж и отдел внешнеэкономической деятельности. Решение о необходимости разделения работы, связанной с маркетингом и рекламой, сбытовой деятельностью на рынке Республики Беларусь и внешнеэкономической деятельностью, было принято в связи с постоянным увеличением объемов производства и продаж, расширением рынков сбыта предприятия. В структуре отдела маркетинга и рекламы выделяют 3 сектора (см. рис. 2.6).

Заместитель директора по коммерческим вопросам


Бюро аналитики


 
Отдел ВЭД


 
Отдел продаж


Отдел маркетинга и рекламы


Сектор МИ и разработки новых видов продукции


Рис. 2.6 Структура отдела маркетинга и рекламы


 

 

Сектор рекламы

 
Сектор дизайна


 

 

Очевидно, что на ОАО "Савушкин продукт" используется смешанная функционально-региональная структура управления маркетингом: сотрудники сгруппированы в зависимости от их функциональной специализации, при этом одни занимаются анализом рынка, другие - управлением ассортиментом, третьи -разработкой рекламной кампании, в то же время сбытовая политика в зависимости от региона реализуется различными службами (отделом продаж на внутреннем рынке Республики Беларусь и отделом ВЭД на зарубежных рынках).

Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия. 

Основными задачами отдела маркетинга  являются:

  1. оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
  2. совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия -  выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции в частности, разработка и планирование  продуктовой и ценовой политики, выбор рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
  3. разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
  4. оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;

Основные функции отдела маркетинга:

  1. разработка маркетинговой политики  предприятия на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры;
  2. проведение исследований основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, определение и анализ конкурентоспособности выпускаемого товара;
  3. сбор и анализ коммерческо-экономической информации, создание банка данных по маркетингу продукции предприятия;
  4. изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества;
  5. анализ объемов производства и реализации продукции, организации сбыта, рекламы;
  6. анализ уровня конкуренции на рынках, потенциальные изменения в ценах и каналах сбыта, оценка сильных и слабых сторон конкурентов, анализ долгосрочных тенденций в развитии предприятия;
  7. анализ и прогнозирование развития рынка каждого вида продукции, изменение характеристик рынков, представляющих интерес для предприятия;
  8. составление перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определение новых рынков сбыта и новых потребителей продукции;
  9. своевременное устранение недостатков, указанных в поступающих от потребителей рекламациях и претензиях; мотивация определенного отношения потребителей к продукции предприятия;
  10. разработка и реализация договоров и контрактов на поставку готовой продукции, согласование условий поставки;
  11. рациональная организация сбыта продукции предприятия, ее поставки потребителям в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами;
  12. составление планов поставок, их увязка с планами производства с целью обеспечения сдачи готовой продукции производственными подразделениями  в сроки, по номенклатуре, комплектности, качеству в соответствии с заказами и заключенными договорами;
  13. контроль состояния запасов готовой продукции на складах;
  14. контроль за рациональным хранением готовой продукции и  подготовкой ее к отправке  потребителям, определение потребности в транспортных средствах;
  15. разработка и внедрение стандартов предприятия по организации хранения, сбыта и транспортировки готовой продукции, а также мероприятий по совершенствованию сбытовой сети, форм доставки продукции потребителям, поиску новых каналов товародвижения, сокращению транспортных затрат, снижению сверхнормативных остатков готовой продукции и ускорению сбытовых операций;
  16. выработка и реализация стратегии продвижения товаров;
  17. участие в разработке плана рекламных мероприятий по одному виду или группе товаров, исходя из сметы затрат на их проведение;
  18. участие в формировании рекламной стратегии, основанной на перспективных направлениях дальнейшего развития инновационной и инвестиционной деятельности;
  19. изучение передового опыта на аналогичных предприятиях в стране и за рубежом, разработка предложений по его использованию;
  20. участие в процессе вывода новых видов продукции;
  21. участие в специализированных выставках-ярмарках, выставках-продажах; 
  22. определение и анализ сильных и слабых сторон деятельности отдела и ее влияние на конечный результат;
  23. организация работ по созданию фирменного стиля предприятия;
  24. предоставление всех видов статистической отчетности по работе отдела;
  25. участие в создании стандартов предприятия (описаний процессов) по СМК в соответствии с МС ИСО 9000:2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Построение SWOT-матрицы

Для анализа внутренней и внешней среды предприятия проведем SWOT-анализ. SWOT - анализ является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее  - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

SWOT-матрица ОАО «Савушкин продукт» представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 SWOT-матрица ОАО «Савушкин продукт»

 

 

 

 

SWOT

Возможности

1) Достаточная емкость  рынка

2) Способность обслужить дополнительные  группы клиентов и увеличить  долю рынка;

3) Возможность быстрого  развития в связи с постоянным спросом на рынке;

4) Появление новых технологий

Угрозы

1)Рост цен на сырье

2)Выход на рынок более  сильных конкурентов.

3) Изменение вкусов и  предпочтений потребителей;

4) Неблагоприят. экономическая политика государства

Сильные стороны

1)Высокие производственные возможности

2) Устойчиво и рентабельно  работающее производство;

3)Хорошее впечатление, сложившееся  у покупателей о фирме;

4)Использование новейшего  оборудования

1)Увеличение доли рынка;

2)Увеличение  производственных  мощностей;

3)Расширение ассортимента;

4) Внедрение результатов НИОКР и новейших технологий в пр-ве, модернизация оборудования

1)Расширение производства;

2)Постоянное исследование  рынка;

3)Изучение спроса потребителей

4) Снижение себестоимости пр-ции; ориентир на сбыт в пределах республики

Слабые стороны

1)Сложная система управления  предприятием

2)Слабая гибкость предпр-ия  на рынке из-за большого размера 

1)Компьютеризация всех отделов  предприятия(связь др.с др.);проведение  тренингов, семинаров.

2)Организация спец. отдела (по поиску путей и методов выхода на новые рынки)и управляющего;

Участие в выставках, реклама

1)Реструктуризация предпр-ия; участие в конференциях; повы-шение квалификации пер-сонала; получение льгот

2) Стимулирование сбыта;реклама; снижение обьемов производства; снятие с пр-ва неприбыльных товаров,ресурсосбережение


Анализируя матрицу-SWOT, следует отметить, что среди  слабых сторон существенно влияет на деятельность предприятия слабая гибкость предприятия на рынке из-за большого размера. Это не позволяет предприятию использовать все возможности внешней среды и во много сдерживает развитие самого производства.

Среди сильных сторон следует отметить хорошее впечатление, сложившееся у потребителей о предприятии. За долгие годы работы предприятие уже завоевало определенный круг потребителей и, таким образом, сформировало себе определенный имидж. Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности предприятия. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

ОАО «Савушкин продукт» преследует следующие долгосрочные цели:

  1. Захватить большую часть рынка;
  2. Создать дополнительные торговые точки (открыть фирменные магазины в областных городах);
  3. Совершенствование технологии производства с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции, востребованной на рынке РБ.
  4. Снижения себестоимости продукции.

Краткосрочные цели предприятия:

I. По планово-экономическому отделу:

  • Разработать план реализации на будущий год;
  • Составить бизнес-план по созданию дополнительных торговых точек и магазинов.

II. По коммерческому отделу:

  • Сделать конкретные предложения о населенных пунктах, где в первую очередь необходимо создать дополнительные торговые точки и магазины, а в которых ограничиться завозом в существующие магазины;
  • Подготовить информацию для передачи образующемуся подотделу по маркетингу по поставкам, клиентуре, проводившимся исследованиям.

IV. По производственному отделу:

  • Составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет.

VI. По продажам:

  • Провести дополнительные маркетинговые исследования рынка для более глубокого изучения предпочтений и потребностей покупателей;
  • Разработать дополнительные программы и акции по увеличению объема продаж;

Таким образом, любое предприятие должно постоянно изучать ситуацию, в которой оно работает (анализируя факторы внешней и внутренней среды предприятия), и оценивать возможности и угрозы, с которыми оно может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Для достижения этого менеджеры ОАО «Савушкин продукт» должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

Маркетинговые стратегий развития предприятия

 

Маркетинговая стратегия предполагает выполнение соответствующей совокупности мероприятий, обеспечивающей достижение целей предприятия.

Задача конкурентной маркетинговой стратегии состоит в перемещении предприятия с нынешней позиции на более сильную, в создании будущего конкурентного преимущества. Это осуществляется путем адаптации к внешним силам: конкуренции, рыночным переменам, развитию технологий; а также с помощью определения и приведения ресурсов компании в соответствие открывающимся перед ней возможностям. Существует три подхода к созданию конкурентного преимущества: низкие издержки, дифференциация, фокусирование.

Стратегия дифференциации базируется на маркетинговом ноу-хау. Данная стратегия становиться привлекательной, по мере того как потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворятся стандартными товарами. Предприятие старается придать товару что-то отличительное, необычное, уникальное, что может нравиться покупателю и за что покупатель готов платить.

С точки зрения конкурентных преимуществ ОАО «Савушкин продукт» преследует сфокусированную стратегию дифференциации. Это связано с тем, что предприятие в основном специализируется на выпуске нескольких групп продукции (молоко, сметана, йогурты и соки). То есть предприятие ориентируется на узкий сегмент рынка. И в тоже время предприятие дифференцирует свою продукцию путем придания особых свойств своему товару.

Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение всех издержек производства товара или услуги, что привлекает большое количество покупателей. Такое преимущество позволяет предприятию поделиться экономией с потребителем посредством установления низких цен или использовать возросший доход для расширения маркетинга.

Данная стратегия развития присуща для ОАО «Савушкин продукт». Анализируя показатели, характеризующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, видим, что в 2007 году по сравнению с прогнозными значениями наблюдается снижение издержек на 2 рубля товарной продукции. Также предприятие планирует в 2008 году дальнейшее уменьшение затрат.

Также для данного предприятия характерна стратегия расширения товарной гаммы, т.е. разработка новых продуктов с различным уровнем качества, выпуск товаров в новых расфасовках, предложение того же товара в различных формах и составах, постоянное увеличение силы своей марки, дополнение основного ассортимента новыми видами продукции, стремление не только удовлетворить, но и превзойти ожидание потребителей.

Информация о работе Анализ деятельности предприятия на примере ОАО "Савушкин продукт"