Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:20, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является подробное изучение банковского маркетинга, его стратегий и тактики, чтобы выявить как принципы и методы маркетинга способствуют повышению эффективности работы банков и стабилизации в данном секторе экономики.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть сущность, содержание и особенности банковского маркетинга;
- изучить концепцию маркетинговой деятельности в банке;
- выявить характерные направления маркетинговых исследований банковских услуг;
- рассмотреть особенности организации маркетинговой службы и ее значение в эффективности маркетинговой деятельности ЗАО «Русский Стандарт»;
- рассмотреть основные проблемы организации маркетинга в ЗАО «Русский Стандарт» в условиях кризиса рекламного рынка банковских услуг;
- определить основные пути совершенствования банковского маркетинга как элемента управления банковской деятельностью ЗАО «Русский Стандарт», и разработать практические рекомендации по оптимизации маркетинговой деятельности.
Введение………………………………………………………………………...
1. Общая характеристика маркетинговой деятельности в коммерческом банке.
1.1 Сущность маркетинговой политики банка.
1.2. Маркетинговое исследование рынка.
2Анализ и пути повышения конкурентоспособности ЗАО Банк «Русский Стандарт».
2.1 Общая характеристика маркетинговой деятельности в ЗАО Банк «Русский Стандарт»
2.3 Проблемы и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «Русский Стандарт»
Заключение
Список использованной литературы
Несохраняемость услуг предполагает наличие действующего механизма выравнивания спроса и предложения. Услуги не хранятся как товары. Поэтому в периоды пикового спроса важно заранее планировать мероприятия банка по предотвращению очередей; привлекать дополнительных работников из других отделов; стимулировать обращение в банк в другое время; скрашивать ожидание дополнительными услугами и т.д.
Банковский продукт имеет ряд отличительных особенностей.
-Во-первых, оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты).
-Во-вторых, нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений.
-В-третьих, большинство банковских услуг имеет протяженность во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом, устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком. Отмеченные особенности банковского продукта оказывают влияние на маркетинг в банке.
Особенности банковского маркетинга определяют методы его практики. В сфере взаимоотношений коммерческих банков с хозяйственными организациями - вкладчиками временно свободных денежных средств - маркетинг ориентируется на изучение перспектив увеличения депозитов, обеспечение заинтересованности предприятий, организаций, кооперативов, населения в получении ими доходов в форме выплачиваемого процента.
Для привлечения вкладчиков в условиях конкуренции коммерческих банков используется процентная политика, направленная на привлечение в рамках более длительного срока средств предприятий, организаций, кооперативов и населения. Использование процентной политики в маркетинге коммерческих банков, в частности, установление и регулирование процентных ставок, осуществляется с одновременным регулированием процентных ставок за пользование предприятиями и организациями кредитом.
При организации маркетинговой деятельности в коммерческом банке необходимо учитывать, что деятельность банка активно регулируется со стороны государства. Помимо специальных знаков существует целый ряд обязательных нормативов, указаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений.
Таким образом, маркетинг - рыночная концепция управления деятельностью банка, направленная на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных запросов клиентуры и ориентации на них предлагаемых услуг.
Продвижения банковских услуг на рынок - это система мероприятий по взаимодействию банка с потенциальными потребителями и обществом в целом, направленная на формирование спроса и увеличение объема продаж банковского продукта.
Продвижение банковской услуги включает в себя прежде всего: рекламу; стимулирование сбыта; пропаганду; личную продажу, Public Relations (PR), осуществляемые через комплекс коммуникаций. То есть услуга в реальном исполнении, что определяется таким показателем и факторами, как реальный уровень качества и наличие (или отсутствие) маржи.
Реклама - это средство информации о банке или услугах, им оказываемых, коммерческая пропаганда потребительских свойств, представляемых услуг для клиентуры и достоинств деятельности банк готовящая активного и потенциального клиента к расширению деловых контактов с банком.
При продвижении конкретной услуги необходимо разработать рекламную кампанию, ключевой творческой идеей которой должно быть позиционирование услуги и ее имидж, в соответствии с чем будет определяться содержание рекламного сообщения и его передача субъектам коммуникативного процесса.
Цели подобной рекламной кампании будут заключаться в том, информировать или повысить уровень знания потребителя о банковском продукте, дать образ продукту, то есть сформировать психологическое или символическое представление о продукте, и повлиять на субъекты коммуникации, таким образом, чтобы заставить их действовать - потреблять рекламируемый продукт.
Рис. 2 - Виды рекламы
Стимулирования сбыта, как форма продвижения товара представляет собой маркетинговую деятельность по стимулированию роста продаж. Стимулирование сбыта является средством кратковременного воздействия на рынок. Оно используется главным образом, для оживления упавшего спроса, повышения осведомленности клиентов о предполагаемых продуктах, для создания им необходимого имиджа.
Средства стимулирования у клиентов включает проведение конкурсов, демонстраций, предоставление премий, скидок с цены, распространение образцов и т.д. Цели стимулирования сбыта должны быть согласованны с общей стратегией банка. Эти цели обычно направлены на стимулирование большого потребления услуг, поощрение лиц, не пользовавшихся ранее отдельными банковскими продуктами, к их опробованию, а также на привлечение новых клиентов. При разработке целей стимулирования должны быть приняты во внимание вероятные ответные действия конкурентов.
Личные продажи - устное предоставление услуги в ходе беседы с потенциальным покупателем. Личные продажи, предполагающие индивидуальное общение работников банка с клиентами, широко распространены в банковском деле. В контакт, с клиентами в роли продавцов, выступают практически все работники банка. Средствами такого общения являются беседы по телефону, послание по почте и личное общение с клиентами в банке. Главным ограничением личных продаж являются большие затраты времени персонала
Особое место в банковском маркетинге занимает "public relations" - система мероприятий, направленная на обеспечение взаимопонимания, взаимной доброжелательности банка и публики, которая уже реализуется в практике многих кредитных учреждений в России. В рамки "public relations" входит обеспечение общественности информацией о банке, изучение общественного мнения о нем, ориентация деятельности банка с учетом интересов публики, изучение складывающихся тенденций и заблаговременная разработка мер по укреплению авторитета банка, предотвращение возможных конфликтов и недопонимания. Суть мероприятий такого рода в обеспечении благоприятного мнения о банке, преодолении барьера недоверия к нему, его услугам.
1.2. Маркетинговое исследование рынка.
Коммерческий банк, выступая как юридическое
лицо, самостоятельный агент, производит
и реализует банковский продукт, оказывает
различные услуги, удовлетворяет общественные
потребности, на основе полученной прибыли
способствует реализации социальных и
экономических интересов акционеров и
служащих банка. Получив лицензию на ведение
банковской деятельности, он фактически
становится предприятием, имеющим собственную
организационную структуру, внутренние
и внешние связи.
Банк в результате своей деятельности
становится полновесным участником рыночных
отношений, следовательно, подчиняется
определённым объективным законам. Банк
занимается перераспределением денежных
средств общества путем их покупки и продажи,
предоставляет кредиты, оставаясь при
этом собственником той стоимости, которую
он ссужает, и получает вознаграждение
за данную работу в виде ссудного процента.
Осуществляя сделки между контрагентами
рынка ссудных капиталов – кредиторами
и заёмщиками, он выступает одновременно
кредитором, посредником и заёмщиком,
как в денежных расчетах, так и в сделках
по кредитованию.
Вместе с тем банк является активным участником
рынка ценных бумаг, действуя в качестве
эмитента, субъекта биржевых операций
по купле (продаже) акций и других финансовых
инструментов, а также посредника на фондовом
рынке. Следовательно, для банка характерны
черты и торгового, и посреднического
предприятия. Объективные законы функционирования
банка требуют в первую очередь установления
конечных целей, конкретизированных по
времени и величине, а также определения
возможностей, которые должны быть сбалансированы
с рыночными запросами, выработки обоснованных
программ развития и поведения банка на
рынке, создания адекватной основы для
принятия правильных управленческих решений.
Развитие сети коммерческих банков способствует
формированию динамичного финансового
рынка. Ликвидация монополизации и рост
конкуренции приводят к постепенному
расширению финансовых услуг. Меняется
характер кредитных отношений, эффективнее
протекает процесс консолидации денежных
средств населения и предприятий, возрастает
величина функционирующего капитала и
т.д. Происходит существенная организационная
перестройка в управлении коммерческими
банками с четкой ориентацией на требования
рынка.
В
переходный период, характерный для экономики
нашей страны, происходит естественная
коммерциализация специальных государственных
банков, которые превращаются в коммерческие,
а, следовательно, исчезает необходимость
жесткой регламентации их деятельности
и возрастает тенденция подчинения её
законам рынка.
Основным из этих законов является получение
прибыли, которую банки приобретают за
счет прибыли своих заёмщиков. Поэтому
они должны направлять свои ресурсы в
самые рентабельные отрасли экономики
и не будут кредитовать малоэффективные
предприятия, так как это не принесёт выгоды.
По своей природе банки как элементы рыночной
структуры являются конкурирующими предприятиями.
Главная цель их деятельности – обеспечить
финансовое посредничество и деловые
услуги. Они аккумулируют свободные денежные
средства у населения, различных предприятий,
государства, а затем направляют их на
финансирование накопления реального
капитала.
Посредничество представляет собой процесс
продажи финансовых ресурсов, а деловые
услуги способствуют организации платежей
и финансовых инвестиций. Продуктом деятельности
банка являются, прежде всего, формирование
платежных средств (денежной массы), а
также разнообразные услуги в виде предоставления
кредитов, гарантий, поручительства, консультаций,
управления имуществом и т.п.
Различают услуги пассивного и активного
характера. Первые осуществляются в целях
аккумуляции средств, прежде всего сбережений
и временно свободных средств населения
(вклады). Посредством оказания услуг по
активным операциям коммерческий банк
распределяет собранные средства так,
чтобы обеспечить себе необходимый уровень
прибыли и устойчивость в бизнесе, удовлетворяя
потребности клиентов в ресурсах (кредиты).
По своему характеру
банковские услуги делятся на кредитные,
операционные, инвестиционные и прочие. Лизинговые услуги
имеют место тогда, когда банк выступает
арендодателем либо посредником между
арендодателем и арендатором.
Доверительные
(трастовые) услуги банка могут быть связаны
с ценными бумагами, депозитными операциями
и управлением имуществом. Разновидностью
доверительных услуг является обслуживание
облигационного займа, размещение акций,
агентские функции по передаче собственности
на акцию и облигацию, оплату купонов,
хранение ценных бумаг.
В настоящее время
имеется и большая потребность в развитии
информационных услуг.
Основными приемами банковского маркетинга
выступают общение с клиентом, обеспечение
рентабельной деятельности и дивидендов
акционерам, создание преимуществ для
клиента при пользовании услугами данного
банка по сравнению с продуктами других
кредитных и небанковских учреждений,
материальная заинтересованность работников
банка в продаже услуг. В рамках общения
с клиентурой банковский маркетинг подразделяется
на активный и пассивный.
Активный включает в себя: прямой маркетинг,
т.е. активную рекламу, использующую почту,
телефон и телевидение; опрос широких
групп населения, в том числе опрос на
улице; личное общение с потенциальным
клиентом, изучение его потребностей,
в том числе в процессе банковской работы.
Пассивный маркетинг - опубликование в
прессе материалов о деятельности и положении
банка, выгодах клиентам от его конкретных
услуг. Банк, желающий прочно закрепиться
на рынке должен использовать оба эти
способа маркетинга.
Ключевой задачей маркетинга вообще, и в банковской сфере в особенности, является исследование рынка. В рамках этой проблемы осуществляется, в частности, сбор информации, необходимой для исследования рынка; изучение товара и определение его цены; организация сбыта услуг.
Существуют два типа маркетинговой стратегии, связанной с исследованием целевых рынков в рамках имеющихся банковских клиентов. В одних случаях банк идет "от продукта", т.е. выбирает конкретный вид услуг и на базе имеющейся у него информации о клиентах выявляет, кто нуждается в такого рода услуге. В других случаях используется метод перекрестной продажи, когда при совершении какой-либо операции работники банка предлагают клиенту новые или дополнительные услуги.
Исследование рынка ориентирует банк также на изучение условий сбыта услуг. К числу таких обстоятельств относится наиболее рациональное решение о территориальном размещении отделений и филиалов банка, выбор типа кредитного учреждения, устройство банка, четкое распределение обязанностей персонала. Для экономически развитых стран характерно использование систем автоматизированных банков, которые различаются по набору предоставляемых услуг.
Если коммерческие банки на Западе фундаментально изучают конъюнктуру рынка и свои действия соизмеряют с требованиями маркетинга, обеспечивая этим успешную работу, то в нашей стране ситуация пока несколько другая. Кредитная система еще недостаточно развита. Спрос на ресурсы превышает предложение. Поэтому российские банки не всегда нуждаются в тщательном изучении рынка и проталкивании своих услуг. Вместе с тем, уже нарастает конкуренция между банками за наиболее привлекательных клиентов, за их временно свободные денежные ресурсы, что ведет к необходимости разработки и внедрения новых продуктов, применения маркетингового подхода.
Особое значение при этом приобретает удовлетворение потребностей клиентов, что требует изучения составных элементов рынка банковских услуг.
К ним относятся:
Эти и некоторые другие элементы лежат в основе становления соответствующей инфраструктуры рынка сбыта банковских услуг. Она определяется как совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих формирования спроса и предложения и операций по купле продаже банковских услуг на рынке.
Основополагающими участниками инфраструктуры рынка банковских услуг являются:
Они формируют конъюнктуру рынка банковских услуг, которая в свою очередь зависит от большого количества факторов, определяющих структурные подразделения рынка, т.е. секторный характер его строения.
Успешная работа российского коммерческого банка сегодня немыслима без глубокого изучения рыночной конъюнктуры, гибкого реагирования на любые изменения, происходящие на рынке; без оценки возможностей своих конкурентов и без продуманной маркетинговой стратегии банковской деятельности. Наши отечественные банки все шире изучают зарубежный опыт маркетинга для того, чтобы сделать свою деятельность более эффективной и прибыльной.
Изучение спроса на рынке банковских услуг одна из самых важных функций маркетинга. Процесс изучения спроса включает в себя:
Анализ банковской практики показывает, что справедливо выделить следующие основные виды спроса на банковскую продукцию.. Положительный спрос. В данном случае спрос на те или иные банковские услуги превышает предложение, но не в чрезмерной, не в "ажиотажной" форме. Незначительное превышение предложения над спросом обеспечивает банку наиболее спокойный вариант работы: следить за динамикой спроса, безусловно, надо; возможно, необходимо будет проводить ряд мероприятий по поддержанию и даже некоторому расширению предложения.
Полный сбалансированный спрос - это состояние, когда между предложением и спросом существует примерный баланс. Состояние баланса, т.е. отсутствие положительного "зазора" спроса, обуславливает более напряженную работу банка по увеличению спроса и тем самым получения дополнительной прибыли.
Информация о работе Анализ и пути повышения конкурентоспособности ЗАО Банк «Русский Стандарт»