Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:58, дипломная работа
Любая компания действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды. Если она хочет выжить, ей нужно производить и предлагать нечто имеющее ценную значимость для той или иной группы потребителей. Посредством обмена компания возобновляет свои доходы и ресурсы, необходимые для продолжения существования.
Компания должна быть уверена, что ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки.
Введение 3
1 Теоретическая глава. Маркетинговая среда фирмы 6
1.1 Маркетинговая среда организации: понятие и основные черты 6
1.2 Сущность микросреды организации 8
1.3 Сущность макросреды организации 13
1.4 Методы исследования маркетинговой среды организации 18
2 Практическая глава. Анализ маркетинговой среды ОАО «Связной » 24
2.1 Общая характеристика организации и основные показатели ее деятельности 24
2.2 Анализ внешней среды и конкурентной позиции организации 32
2.3 Анализ внутренней среды 42
2.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой среды организации 48
Заключение 53
Глоссарий 57
Список использованных источников 59
Приложения 62
Можно сказать, что фирме следует обращать особое внимание на следующие направления: качество обслуживания, дополнительные услуги (сервис-центр), наличие товара на прилавках, престижность и наличие гибкой ценовой политики.
Анализ маркетинговой среды основывается на всестороннем изучении рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться.
Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Итак, сильные и слабые стороны - это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные.
Общая цель предприятия: развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли. Цели и задачи отдела маркетинга направлены на достижения общих целей предприятия.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Главные задачи отдела маркетинга:
- оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
- совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
- разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
- оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
- выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;
- выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
- создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.
Таким образом, собранная в ходе настоящего маркетингового анализа информация должна послужить источником первичных данных для разработки последующих важнейших документов: стратегического плана развития предприятия, системы сбыта и продвижения продукции. Предлагается также силами консультантов провести ряд встреч с персоналом предприятия для освещения перспектив развития. Для этих же целей рекомендуется организовать сбор предложений от коллектива по улучшению ситуации на предприятии на систематической основе. Обобщение и обработку консультанты могут взять на себя.
Но меры по стимулированию сбыта должны быть обращены не только в сторону потребителей, но и в сторону продавцов.
Программный комплекс Marketing Analytic предназначен для информационно-аналитической поддержки управления маркетингом и коммерческой деятельностью компании на стратегическом, тактическом и оперативном уровне, имеющий следующие функции:
Маркетинговая информация вводится для обработки в диалоговом режиме, как сотрудниками организации, так и другими работниками. Комплекс задач «маркетинговая информация» обеспечивает получение сведений о сбыте, товарных запасах, производителях, поставщиках и потребителях данного товара. Таким образом, обеспечиваются возможности:
Автоматизация маркетинговой деятельности позволяет:
Стоимость самой программы для одного рабочего места составляет 22000 руб., а также технические работы по внедрению, обучение персона, а также работа консультанта обойдется в 3840 руб. Всего установка программного обеспечения для маркетингового отдела составит 25840 руб. Важным достоинством предлагаемой программы является то, что комплекс сертифицирован как совместимый с системой программ "1С: Предприятие 8.2" на уровне передачи данных.
Необходим регулярный анализ маркетинговой среды предприятия, который проводился бы не только силами работников самого предприятия, но с приглашением сторонних организаций, на профессиональном уровне занимающимися маркетинговыми исследованиями. Кроме того, можно заключать договора с ухтинскими вузами, имеющими квалифицированные кадры в области маркетинга, чьи услуги будут стоить гораздо дешевле. Достоинством приглашения данных специалистов заключается еще и в том, что они хорошо знают условия местного рынка.
Отделы маркетинга даже очень крупных предприятий не всегда могут влиять на факторы маркетинговой среды. Зачастую им приходится довольствоваться ролью пассивного наблюдателя, в лучшем случае приспосабливающегося к ней.
Все предприятия (организации, фирмы) функционируют в маркетинговой среде. Эта среда слагается из всех действующих лиц и сил, влияющих на эффективность взаимодействия предприятия с его конкретным рынком. Маркетинговая среда состоит из сфер, в которых фирма должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Она включает в себя все силы, сказывающиеся на способности фирмы устанавливать и поддерживать контакты с целевым рынком.
Маркетинговая среда включает в себя все силы, оказывающие влияние на способности фирмы устанавливать и поддерживать эффективные связи с целевым рынком. Анализ маркетинговой среды не должен быть абстрактным, он всегда служит обеспечением той или иной маркетинговой операции. Поэтому его выводы должны быть четкими и недвусмысленными. Обязательно сопровождаться практическими рекомендациями.
В целом перед маркетинговым анализом стоят следующие цели:
-дать оценку и прогноз состояния и развития рынка, определить позицию фирмы на данном рынке ( или его сегменте);
-выявить реакцию рынка на маркетинговые действия и смоделировать закономерности спроса;
-охарактеризовать экономический и финансово- кредитный потенциал фирмы, определить ее конкурентоспособность;
-обеспечить маркетинговое обоснование разработки товара, организовать его тестирование и оценку конкурентоспособности;
-оценить поведение и потенциальные возможности конкурентов, спрогнозировать их действия;
-выявить и спрогнозировать мнения, поведение и предпочтения потребителей;
-охарактеризовать потенциальных дистрибьюторов в соответствии с критериями выбора;
-оценить вероятность и силу коммерческого риска.
Анализ среды необходимо для разработки стратегических маркетинговых действий и для оперативного маркетинга. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю среду предприятия. Маркетинговая среда состоит из микро и макросреды.
В микросреде действуют: внутренние силы, представленные ее подразделениями, влияющими своей деятельностью на принятие решений руководством фирмы; внешние силы, представленные поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиторами. На железнодорожном транспорте к ним относятся клиентов транспорта, посредников- экспедиторов, конкурентов, поставщиков потребляемых транспортом ресурсов, правительственные органы.
Макросреда включает в себя основные факторы, влияющие на интересы фирмы: экономические, демографические, научно-технические, природные, политико-правовые, культурные.
В работе были исследованы общие характеристики магазина «Связной» (г.Ухта) и основные показатели ее деятельности. Проведен анализ внешней и внутренней среды. Проведенный анализ позволил сделать вывод: выявить целый ряд коммуникационных проблем, оказывающих существенное влияние на деятельность организации в целом. Причем проблемы эти связаны как с особенностями организационно-управленческой структуры компании, так и с материально-технической основой существующей системы коммуникации. Поскольку системный анализ этих проблем и поиск путей их решения в организации никогда не проводился, их значимость приобрела стратегическое значение, так как их наличие способствует распаду организации изнутри, существенно подрывает позиции компании на внешних рынках и способно поставить под вопрос возможность ее дальнейшего функционирования. Осуществляемое в комплексе планирование маркетинга предприятия будет способствовать укреплению конкурентоспособности предприятия и успешному решению стоящих перед ним проблем, прочно укрепиться на ухтинском рынке.
Предложенные в данной работе, рекомендации по совершенствованию маркетинговой среды предприятия призваны нейтрализовать экономические последствия несбалансированного информационного обмена и таким образом упрочить положение организации на рынке.
Несмотря на то, что точный расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий в масштабах данной работы существенно затруднен. Есть основания полагать, что внедрение приведенных здесь предложений позволит компании за счет повышения качества управления информационными потоками избежать неэффективного использования имеющихся ресурсов и улучшить качество информации, используемой для принятия управленческих решений в целях повышения конкурентоспособности фирмы.
В свою очередь основанные на точной и своевременной информации управленческие решения обеспечат предприятию возможность снизить производственные издержки, улучшить свой имидж среди потенциальных клиентов и посредников, усилить свои конкурентные преимущества и укрепить стратегические позиции на занимаемом рынке. Можно сделать выводы о том, что поставленная цель бакалаврской работы - достигнута.
В заключение работы следует отметить, что на практике в условиях быстро меняющихся рыночных отношений производителя и потребителя, а так же жесткой конкуренции производителей за сегменты рынка, невозможно найти предприятия, которые пользуются в чистом виде преимуществами только низкого или только высокого уровня. Более живучими являются компромиссные решения, которые гибко сочетают в себе наиболее оптимальные элементы обоих стратегий конкурентной борьбы. Необходимо и в дальнейшем проводить анализ маркетинговой среды предприятия и разрабатывать стратегии развития предприятия, которые будут обеспечивать эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение предприятия на рынке в конкурентной среде.
В результате анализа можно сделать предложение руководству предприятия, что необходимо сделать основной упор на:
- создание и подготовку стратегических резервов;
- учет экономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;
- определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;
- маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.
Важнейшим инструментом совершенствования маркетинговой среды предприятия необходимо считать организацию эффективной системы обратной связи, включающей маркетинговые исследования, рекламные акции и мероприятия по стимулированию сбыта, информационную открытость компании.
Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия ОАО «Связной »