МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
_________________________________________________________
Факультет экономики и управления
Кафедра «Маркетинг, коммерция
и сфера обслуживания»
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1 Анализ макросреды
рынка стоматологических услуг…………………..5
1.1 Анализ политико-правовой
среды………………………………………...5
1.2 Анализ экономической
среды…………………………………………….13
1.3 Анализ социально культурной
среды…………………………………….21
1.4 Анализ технологической
среды…………………………………………..24
1.5 PEST-анализ………………………………………………………………..27
2Анализ микросреды
рынка стоматологических услуг………………….28
2.1 Анализ потребителей……………………………………………………...28
2.1 Анализ конкурентов……………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………….39
Библиографический
список……………………………………………….....41
Введение
«
Голливудская улыбка, обнажающая белоснежные
и ровные зубы, уже стала в России одним
из эталонов красоты и здоровья. Так теперь
принято в приличном обществе. Бизнес
предпринимателей, сделавших ставку на
стоматологические услуги, на подъеме.
Но есть ли еще шанс влиться в их сплоченные
ряды?»
Рынок стоматологических
услуг в России является на данный момент
одним из самых перспективных и наиболее
развитых рынков.
Согласно
данным Министерства здравоохранения
и социального развития, 14% жителей Российской
Федерации (почти 20 млн человек) ежегодно
проходят профилактический стоматологический
осмотр в государственных медицинских
учреждениях. Однако статистика не учитывает
посещение частных стоматологических
клиник, в которые на сегодняшний день
обращаются большинство россиян. Плачевное
состояние государственной медицины в
сфере стоматологии способствовало созданию
мощных сетей специализированных стоматологических
клиник, которые привлекали клиентов высоким
качеством обслуживания, несмотря на платность
оказываемых услуг. Платные стоматологические
клиники захватили практически весь рынок
стоматологических услуг в России: согласно
экспертным оценкам, потенциальная мощность
российского рынка стоматологических
услуг оценивается в 300 млн. посещений
в год, среди которых большую часть занимают
платные посещения.
Ежегодно
открываются десятки новых стоматологических
клиник. Казалось бы, свободных ниш для
предпринимательства в этой области становится
все меньше и меньше, однако инвестиции
в этот бизнес по-прежнему считаются одним
из наиболее перспективных видов вложения
денег.
Рынок платных
стоматологических услуг активно начал
развиваться в начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня
он полностью победил бесплатный государственный
сектор, в связи, с чем рынок стоматологических
услуг стабилизировался как в количественном,
так и в качественном отношении, достигнув
стадии насыщения и определенных пределов
роста.
Цель курсовой работы: изучение и анализ рынка стоматологических
услуг г. Пензы: текущей ситуации, тенденций
и перспектив его развития.
Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
• определить количественные
показатели рынка;
• провести сегментацию
и описать структуру рынка;
• дать характеристику
выделенным сегментам рынка и выявить
наиболее перспективные из них;
• провести конкурентный
анализ рынка;
• провести анализ потребителей
рынка;
• описать риски, связанные
с рынком;
• описать тенденции
рынка, а также факторы, влияющие на развитие
рынка;
• Выявить перспективы
развития данного рынка.
1 Анализ макросреды
рынка стоматологических услуг
- Анализ политико-правовой
среды
Целью изучения политико-правовой
среды рынка стоматологических услуг
является исследование законов и других
нормативных актов, устанавливающих правовые
нормы и рамки отношений в данной области.
Это необходимо для того, чтобы определить
возможные допустимые границы действий
и приемлемые методы отстаивания своих
интересов. Исследование политико-правовых
факторов важно для того, чтобы определить,
какую политику по отношению к рынку стоматологических
услуг проводит государство. При этом
необходимо изучение законодательно-правовых
актов, регулирующих хозяйственную деятельность
в целом и непосредственно на рынке
стоматологических услуг. Государственный
уровень формирования качества стоматологической
помощи создается путем издания ряда законов
о здравоохранении, принятии концепций
развития здравоохранения, механизма
реализации этих законов, принятия на
их основе подзаконных актов и директивных
документов. Роль государственного уровня
в формировании качества медицинской
помощи является решающей и главной. В
зависимости от продуманности, качества,
соответствия этих документов тенденциям
развития государства и общества зависит
их принятие или отторжение гражданским
обществом, их жизненность или невосприятие,
возможность развития медицинской сферы
или ее стагнация.
На современном этапе развития
российского общества особую актуальность
приобретают вопросы правовой охраны
главных ценностей человека его жизни
и здоровья. Законы и иные нормативные
акты представляют весьма важными инструментами,
посредством которых может быть реализовано
право гражданина на охрану здоровья
и медицинскую помощь закрепленные в ст.
41Конституции РФ. Конечно, не все
проблемы могут быть решены законами.
Однако улучшение в деле охраны
здоровья людей невозможно без соответствующей
правовой базы.
Это всецело касается и такого
массового вида медицинского обслуживания,
каковым является стоматологическая помощь.
Правовой основой оказания
стоматологических услуг являются:
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской
Федерации;
• Федеральный закон "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской
Федерации";
• Закон Российской Федерации
"О защите прав потребителей";
• Постановление Правительства
РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении
Правил предоставления медицинскими организациями
платных медицинских услуг";
• Приказ Министерства здравоохранения
и социального развития РФ от 7 декабря
2011 г. N 1496н "Об утверждении Порядка оказания
медицинской помощи взрослому населению
при стоматологических заболеваниях";
• Приказ Министерства здравоохранения
и социального развития РФ от 3 декабря
2009 г. N 946н "Об утверждении Порядка оказания
медицинской помощи детям, страдающим
стоматологическими заболеваниями";
• Закон РФ от 28 июня 1991 г. (в
ред. от 2 апреля 1993 г.) "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации;
Здоровье является высшим неотчуждаемым
благом человека, без которого утрачивают
значение многие другие блага и ценности.
В то же время оно не является только личным
благом гражданина, а имеет еще и социальный
характер. Иначе говоря, не только каждый
должен заботиться о своем здоровье, но
и общество обязано принимать все необходимые
меры, содействующие сохранению и улучшению
здоровья его членов, препятствовать посягательству
кого бы, то, ни было на здоровье граждан.
Закрепляя это право в Конституции,
государство принимает на себя обязанность
осуществлять целый комплекс мер, направленных
на устранение в максимально возможной
степени причин ухудшения здоровья населения,
предотвращение заболеваний, а также на
создание условий, при которых каждый
человек может воспользоваться любыми
незапрещенными методами лечения и оздоровительными
мерами для обеспечения наивысшего достижимого
на современном этапе уровня охраны здоровья.
Всестороннее развитие человеческой
личности недостижимо, если в обществе
не функционирует эффективная система,
гарантирующая охрану здоровья. Об этом,
в частности, говорится в Декларации социального
прогресса и развития, одобренной Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН N 2542 (XXIV) от
11 декабря 1969 г., и в Европейской социальной
хартии, принятой Советом Европы 18 октября
1961 г.
Приобретение медицинских услуг
гражданами для личных, семейных, домашних
и иных нужд регулируется Законом РФ от
07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей”.
Закон устанавливает права
потребителей на приобретение товаров
(работ, услуг) надлежащего качества и
безопасных для жизни, здоровья, имущества
потребителей и окружающей среды, получение
информации о товарах (работах, услугах)
и об их изготовителях (исполнителях, продавцах),
просвещение, государственную и общественную
защиту их интересов, а также определяет
механизм реализации этих прав.
Как следует из названного Закона,
потребитель имеет право на приобретение
медицинской услуги надлежащего качества,
что обязывает исполнителя медицинской
услуги обеспечить это надлежащее качество.
В октябре 2012 года Премьер-министр
РФ Дмитрий Медведев утвердил условия
предоставления платных медицинских услуг,
от 23 июля 2012 г. «Об утверждении порядка
и условий предоставления медицинскими
организациями платных медицинских услуг
пациентам».
В соответствии с этим Законом
частная медицинская организация, предоставляющая
услуги, независимо от её организационно-правовой
формы, обязана сообщить потребителю в
простой и доступной форме о возможности
получения бесплатной медицинской помощи
в рамках оказания гражданам медицинской
помощи за счёт госбюджета, если эта организация
предоставляет платную услугу (пункт 8
раздела I "Общие положения"). Далее
выбор места получения услуги остаётся
за пациентом.
В соответствии с этим документом
потребитель имеет право поинтересоваться
и получить информацию (копию подтверждающих
документов) у организации, оказывающей
медицинские услуги: о её Уставе, наименовании,
лицензии, перечне платных услуг с ценами
в рублях, порядке и форме оказания платных
услуг, сведения об образовании и квалификации
оказывающих медицинские услуги работников,
о применяемых стандартах при оказании
медицинских услуг и возможном риске на
русском языке или родных языках народов
России по усмотрению исполнителя, а также
заключить с пациентом письменный договор
на оказание услуг, в котором должны быть
указаны все оплаченные услуги.
Учреждение обязано при оказании
платных медицинских услуг соблюдать
установленные законодательством Российской
Федерации требования к оформлению и ведению
медицинской документации и учетных и
отчетных статистических форм, порядку
и срокам их представления.
Порядок обеспечения граждан
медицинской помощью на основе обязательного
и добровольного медицинского страхования
подробно регламентирован в Законе РФ
от 28 июня 1991 г. (в ред. от 2 апреля 1993 г.)
"О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации" (ВВС РСФСР,
1991, N 27, ст. 920). Принципиальное значение
в этом законе имеет закрепление положения
о том, что обязательное медицинское страхование
является составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам России равные возможности
получения медицинской помощи. Нужно также
отметить, что право на медицинскую помощь
включает в себя такие элементарные права,
как: право на профилактическую помощь,
право на лечебно-диагностическую помощь,
право на реабилитационную помощь, право
на информацию о состоянии здоровья, право
дать согласие на медицинское вмешательство
или отказаться от него, право на зубопротезную
помощь.
Граждане реализуют свое право
на бесплатную медицинскую помощь на основе
страхового медицинского полиса обязательного
страхования. Однако экстренная медицинская
помощь в соответствии с Законом от 2 апреля
1993г. оказывается вне зависимости от наличия
у пациента страхового полиса, поскольку
она финансируется за счет государственного
бюджета. Поэтому отказ от оказания такой
помощи является явным нарушением Закона.
При отказе поликлиники в оказании
медицинской помощи гражданин вправе
обратиться в страховую компанию, выдавшую
ему страховой полис, или территориальный
страховой фонд. Эти органы обязаны защищать
права пациента.
Приказ Министерства здравоохранения
и социального развития РФ от 3 декабря
2009 г. N 946н "Об утверждении Порядка оказания
медицинской помощи детям, страдающим
стоматологическими заболеваниями"
устанавливает правила оказания медицинской
помощи детям со стоматологическими заболеваниями
в организациях, оказывающих медицинскую
помощь.
Медицинская помощь детям может
оказываться: амбулаторно, в дневном стационаре,
стационарно.
Медицинская помощь детям с
острой болью оказывается в детской стоматологической
поликлинике, стоматологическом отделении
детской поликлиники (отделения), стоматологическом
кабинете в образовательной организации,
а также в медицинских организациях, оказывающих
медицинскую помощь детям со стоматологическими
заболеваниями.
Оказание медицинской помощи
детям, имеющим кариес зубов, пороки развития
твердых тканей зубов, заболевания тканей
пародонта, слизистой оболочки рта, осуществляется
в детской стоматологической поликлинике,
стоматологическом отделении детской
поликлиники (отделения), стоматологическом
кабинете образовательной организации,
а также в медицинских организациях, оказывающих
медицинскую помощь детям со стоматологическими
заболеваниями.
В соответствии с совместным
Приказом Минздрава РФ и Федерального
фонда ОМС от 19.01.1998 г. N212/2 основными требованиями
к условиям оказания медицинской помощи
являются строительные нормы и правила
(СНИПы), санитарные правила и гигиенические
нормативы, требования к оснащению медицинской
техникой и изделиями медицинского назначения,
необходимыми для осуществления специальных
манипуляций и процедур согласно технологическим
требованиям к их выполнению. Основные
санитарно-гигиенические требования к
условиям осуществления стоматологической
практики изложены в "Санитарных правилах
устройства, оборудования, эксплуатации
амбулаторно-поликлинических учреждений
стоматологического профиля, охраны труда
и личной гигиены персонала" от 28.12.1983
г. N22956a-83, а также в Методическом письме
Государственного Комитета санэпиднадзора
РФ от 21.03.1995 г. N212.20-208 "Организация санитарно-гигиенического
и дезинфекционно-стерилизационного режимов
в учреждениях стоматологического профиля".