Анализ микросреды рынка стоматологических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Рынок стоматологических услуг в России является на данный момент одним из самых перспективных и наиболее развитых рынков.
Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития, 14% жителей Российской Федерации (почти 20 млн человек) ежегодно проходят профилактический стоматологический осмотр в государственных медицинских учреждениях. Однако статистика не учитывает посещение частных стоматологических клиник, в которые на сегодняшний день обращаются большинство россиян. Плачевное состояние государственной медицины в сфере стоматологии способствовало созданию мощных сетей специализированных стоматологических клиник, которые привлекали клиентов высоким качеством обслуживания, несмотря на платность оказываемых услуг. Платные стоматологические клиники захватили практически весь рынок стоматологических услуг в России: согласно экспертным оценкам, потенциальная мощность российского рынка стоматологических услуг оценивается в 300 млн. посещений в год, среди которых большую часть занимают платные посещения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Анализ макросреды рынка стоматологических услуг…………………..5
1.1 Анализ политико-правовой среды………………………………………...5
1.2 Анализ экономической среды…………………………………………….13
1.3 Анализ социально культурной среды…………………………………….21
1.4 Анализ технологической среды…………………………………………..24
1.5 PEST-анализ………………………………………………………………..27
2Анализ микросреды рынка стоматологических услуг………………….28
2.1 Анализ потребителей……………………………………………………...28
2.1 Анализ конкурентов……………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………….....41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 382.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

На основе полученных  данных опроса можно сделать следующие выводы:

1) Выбирая между коммерческими стоматологическими организациями и государственными поликлиниками, 80% опрошенных респондентов отдают свое предпочтение платным клиникам, а 20% -лечат зубы в государственных стоматологических организациях.

2) Получая платные стоматологические услуги, пациенты считают, что платят за:

-высокое качество (62,5%)

-незатянутые сроки лечения (65%)

-наличие современного оборудования (52,5%)

-отсутствие очередей (40%)

-профессионализм врачей ( 30%)

     -внимательность персонала (17,5%)

   3) Наиболее значимым фактором, влияющим на выбор клиники, по данным опроса респондентов, является:

- отзывы друзей и знакомых (85%)

-цена (87,5%)

-квалификация персонала (80%)

-близость стоматологической  клиники к дому (27,5%)

  4) Более 70% респондентов  считают, что лечить зубы в  платных стоматологических клиниках  дорого.

 

 

 

5)Проведенный анализ представлений опрошенного населения свидетельствует о том, что стоматологическое здоровье входит в круг их социальных приоритетов, тем не менее 52,5% респондентов обращаются к врачу только при необходимости, 27,5% — регулярно 1 раз в год, и только  20% — регулярно 2 раза в год. В соответствии с этим 47,5% респондентов готовы потратить на стоматологическое лечение от 2000 до 5000 руб.; 22,5% — от 1000 до 2000 руб.; 20% —до 1000руб.; 10% — более 5000.

 Что касается выявления портрета типичного пациента частной стоматологической клиники, то он выглядит следующим образом:

  • Преимущественно мужчины и женщины от 25-55 лет

  • Лица, чей ежемесячный доход находится на уровне не ниже среднего;

  • Потребители, семьи которых уже являются клиентами платных стоматологических клиник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ конкурентов

При выходе на рынок стоматологических услуг любая организация обязательно столкнется  с соперничеством других фирм, выпускающих и продающих аналогичные услуги. Каждая из них, как правило, стремится занять лидирующее положение, продать как можно больше товаров и услуг, захватить максимально возможную долю рынка.

   Цель анализа конкурентов  – выделение потенциальных соперников в области стоматологии, выявление их сильных и слабых сторон, для того чтобы выработать собственное уникальное предложение, которое идеально подойдет потребителям.

Российский рынок стоматологических услуг находится на таком этапе своего развития, когда уровень конкуренции между игроками отрасли очень высок и носит насыщенный характер. При этом, конкуренция возможна как между клиниками одного ценового сегмента, так и между государственными и частными клиниками.

С точки зрения конкуренции пензенский рынок стоматологических услуг является  насыщенным, т.к. в городе расположено около 90 частных и государственных стоматологических клиник.

  По результатам опроса жителей Пензы, наиболее полный и качественный сервис в сфере стоматологических услуг представляют следующие клиники, которые и могут стать непосредственными конкурентами:

1.Стоматологическая клиника  «Профи Дент», расположенная по адресу г. Пенза, ул. Кураева,10.

Целевая аудитория: взрослые и дети.

2. Стоматологическая клиника  «Bellе, расположенная по адресу г. Пенза, ул. Ладожская,1.

Целевая аудитория: взрослые и дети.

3. Стоматологическая клиника  «VIP-стоматология», расположенная по  адресу г. Пенза, ул.Славы,7.

 Целевая аудитория: взрослые  и дети.

Сравнительную  характеристику основных конкурентов можно наглядно видеть в таблице 5.

 

«Таблица 5 - Сравнительная характеристика основных конкурентов».

Факторы

Описание конкурентных позиций

Стоматология

«Профи Дент»

Стоматология «Belle»

«VIP-стоматология»

Маркетинговые критерии

Позиция на рынке

-доля рынка

10%

15%

7%

Мощность марки

 -известность

 -  опыт работы компании на рынке

-сила позиционирования

сеть стоматологических клиник, работающих не только в России, но также в Белоруссии и на Украине;                           -работает на рынке с 2003 года;                         -бесплатное составление не только необходимого плана лечения, но и индивидуальной программы профилактики;                  -предлагает своим пациентам инновационные методики и передовые технологии в лечении и профилактике заболеваний зубов;

-предоставление гарантии  от 1 года на все услуги. А при  прохождении полного лечения  предоставление расширенных  гарантий  от 5 до 10 лет на отдельные виды  работ;                               - эстетическая стоматология и  реставрация зубов это ведущее  направление работы стоматологии  «Профи Дент».

сеть стоматологических клиник, известных в России;

-работает на        рынке с 2000 года;

-доктора регулярно проходят  курсы по повышению квалификации  и обучению новым технологиям;

-позиционирует себя, как  стоматология для всей семьи;

-Лозунг клиники: «Красивые  и здоровые зубы без боли  качественно и недорого».

стоматологическая клиника в Пензе;

-работает на рынке  с 2004 года;

-уделяется особое внимание  работе над анатомическими характеристиками  искусственных зубов;

-с 2013 года в результате  присоединения дополнительных площадей  получена лицензия на оказание  услуг по стоматологии детского  возраста и общесоматическим нозологиям: терапия, кардиология, УЗИ- диагностика, аллергология и иммунология,

организован операционный блок.

Мощность комплекса маркетинга

-товарно-ассортиментная  политика

-ценовая политика

-политика распределения

-политика продвижения

Оказываемые услуги: протезирование, отбеливание, челюстно-лицевая хирургия, ортодонтия, лечение десен, рентгенография, исправление прикуса, имплантология, эндодонтия, эстетическая стоматология, лечение кариеса, пломбирование, удаление зуба, анестезия, хирургия, выезд стоматолога на дом.

 

-действуют акции:

Консультация и бесплатное обучение гигиене полости рта; 
При повторном и последующих приёмах консультация врача бесплатна. 

 

Оказываемые услуги: лечение и пломбирование сложных корневых каналов, под контролем ренген-оборудования, лечение кариеса, пульпита пародонтита, протезирование, косметическая стоматология;

 

-действует обширная система  скидок, бонусная программа и акции; 

-для оказания стоматологических  услуг в рамках "Добровольного  медицинского страхования" клиника  сотрудничает более чем с 20 страховыми  компаниями;

 

Оказываемые услуги:

лечение и пломбирование зубов, протезирование, изготовление керамических виниров, изготовление нейлоновых протезов, установка сапфировых брекетов, установка дентальных имплантатов, отбеливание, фиксация золотых украшений

 

-предоставление кредита  и рассрочки на стоматологические

услуги;

 

 

Факторы, значимые для потребителей при выборе стоматологической клиники

Цена

-Средние цены

Демократичные цены, начиная от самых дешевых и заканчивая более дорогими.

-приемлемые цены

Современное оборудование

Появляются новые технологии, методики лечения, постоянно происходит модернизация уже существующих.

Новейшая диагностическая и лечебная аппаратура отличается высокой технологичностью, отсутствием нагревания окружающих тканей, неприятных звуков.

 

внедрение новейших технологий компаний — лидеров зуботехнической отрасли таких, как Vita, Duceram, BEGO (Германия);

 

Профессионализм

 врачей

высоко-квалифицированный персонал;

особое внимание уделяется психологии пациента, индивидуальный подход к каждому пациенту.

за значительный период деятельности  был накоплен богатейший клинический опыт, собрана дружная команда высоко-квалифицированных специалистов в области стоматологии.

Высоко-квалифицированный персонал.


 

 

Таким образом, все, представленные выше, клиники предоставляют достаточно широкий  спектр услуг,  работает высококвалифицированный персонал,  применяются  новые технологии, обеспечивающие высокое качество лечения. По результатам анализа конкурентных позиций наиболее сильным конкурентом оказалась сеть стоматологических клиник «Bell», которая пользуется популярностью и высокой узнаваемостью у жителей г. Пенза.

Конкуренция на рынке ужесточается, и его участники активно развивают технологии привлечения клиентов. Клиники предоставляют кредитные программы, накопительные системы, подарочные сертификаты, дают возможность оплатить услугу пластиковой картой. В перспективе конкуренция на пензенском рынке стоматологических услуг будет постепенно ужесточаться, мелкие игроки будут исчезать.

Конкурентное поле на пензенском рынке достаточно сформированное. Новых крупных игроков на рынке стоматологических услуг за последний год не появилось. Состав компаний, активно участвующих в продвижении, остался прежним. Это не связано со снижением привлекательности стоматологического бизнеса для новых компаний, причинами тому высокий «входной билет» (затраты на оборудования), сложная конъюнктура и расходы на персонал. Выйти на рынок не так просто, это достаточно дорогое удовольствие. По мнению участников рынка, сетей на рынке мало не в силу нерентабельности бизнеса, а из-за высоких стартовых инвестиций. Затраты на старт стоматологического кабинета с одной стоматологической установкой составит порядка 600–800 тыс. рублей, если говорить о старте стоматологической клиники с полным спектром услуг, то сумма проекта может начинаться с полумиллиона евро и больше. Чистую прибыль клиника начинает приносить через 3-5 лет, после того как наработает постоянный клиентский поток, закрепит на рынке свой бренд. Сегодня не многие игроки на рынке Пензы готовы к таким инвестициям.[11]

Также созданию сетей мешает демпинг со стороны государственных стоматологических поликлиник, которые за счет поддержки государства способны предложить услуги на 10–5% ниже рыночных. В то время как частные стоматологии вынуждены удерживать невысокие цены, при постоянно растущих издержках (повышении арендной платы, стоимости оборудования, зарплаты сотрудникам и другое).

Поэтому развивать сеть или открыть филиал способны лишь крупные стоматологические компании, имеющие достаточное количество собственных средств или инвесторов. Одной из основных тенденций рынка стоматологических услуг является укрупнение форматов. Перспективным направлением для стоматологических клиник станет не узкая специализация, а расширение линейки услуг и универсализация. Кроме того, существует тенденция создания конгломератов – объединение разнопрофильных участников между собой для создания единого предложения. Например, консолидация стоматологических и общемедицинских клиник, сотрудничество центров диагностики и клиник предоставляющих услуги, скажем в сфере репродуктивного здоровья. Многие участники рынка предполагают, что при развитии этого процесса возможно создание мультибрендовых площадок, где клиент может получить полный комплекс услуг в области здоровья. А клиент не хочет получать кое-какую услугу, ему необходимо, чтобы каждый продукт соответствовал определенному, достаточно высокому уровню. Клиники увеличивают количество рабочих мест стоматологов и стремятся к оказанию полного комплекса услуг: терапии, хирургии, ортопедии, пародонтологии, профилактики, ортодонтии. Многие стоматологические клиники уже сегодня активно сотрудничают с общемедицинскими центрами диагностики и центрами репродуктивного здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок стоматологических услуг относится к числу наиболее динамично развивающихся секторов рынка медицинских услуг и товаров. Характерным для него является рост числа стоматологических организаций и, прежде всего, негосударственных, появление элементов конкуренции, изменение самих медицинских организаций, их структуры и размеров. Объем российского рынка стоматологии в 2012г. составил порядка 260 млрд. рублей, что делает его очень привлекательным сегментом для инвестиций.

Мировой финансовый и экономический кризис не особенно повлиял на такую сферу, как стоматология, а спрос на данные услуги с каждым годом увеличивается. Сегодня конкуренция в сфере стоматологических услуг высока. Клиники, неспособные оказывать услуги высокого качества постепенно вытесняются с рынка, они уходят в прошлое. Постепенно количество государственных поликлиник сокращается. Качество услуг, оказываемых в таких поликлиниках, всегда оставляло желать лучшего, а сегодня, когда у пациентов есть выбор, они предпочитают с государственной медициной не связываться.

Преимуществами частной стоматологии в Пензе являются  нацеленность на запланированный стабильный результат, профессионализм дантистов, новейшее оборудование. В частном стоматологической кабинете или клинике специалисты стремятся, чтобы лечение не выглядело долгим и мучительным, создается приятная дружественная атмосфера, способствующая успешному лечению, исключая страхи и переживания пациентов

Маркетинговые исследования позволили выявить и составить социальный портрет типичных клиентов частной стоматологии. Это – люди до 55 лет, знакомые или родственники которых уже являются пациентами конкретной частной клиники или кабинета. В привлечении клиентов частной стоматологии большую роль играют положительные рекомендации людей. 

Сегодня люди стали больше внимания уделять собственному здоровью и не жалеют на это деньги. Очевидно, что вложения в стоматологический бизнес крайне привлекательны. Открытие стоматологической клиники или даже небольшого кабинета — весьма заманчивая перспектива.  Однако, несмотря на это, резкого увеличения числа игроков на пензенском рынке  эксперты не предвещают, т.к. область стоматологии капиталоемкая, войти и удержаться в этом сегменте достаточно тяжело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. http://www.rbc.ru
  2. Колташов В. –« Кризис глобальной экономики».
  3. http://www.gks.ru
  4. http://www.marketing.rbc.ru

5) Климашина Е. А., Мухаева Г. И. - «Рынок стоматологических услуг г. Пензы»

6) Кузьменко А.В. – «Социально-экономическое положение россиян»

  1. http://уровень-безработицы.рф
  2. Пензенское информационное агентство –« Экономика / Пензенская область заняла первое место в ПФО по темпу роста зарплат»
  3. Журнал «Стоматологический Форум» 2003

10)Научно-практический журнал  «Институт стоматологии»

11)http://www.businessman.su

 

 


Информация о работе Анализ микросреды рынка стоматологических услуг