Анализ микросреды рынка стоматологических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Рынок стоматологических услуг в России является на данный момент одним из самых перспективных и наиболее развитых рынков.
Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития, 14% жителей Российской Федерации (почти 20 млн человек) ежегодно проходят профилактический стоматологический осмотр в государственных медицинских учреждениях. Однако статистика не учитывает посещение частных стоматологических клиник, в которые на сегодняшний день обращаются большинство россиян. Плачевное состояние государственной медицины в сфере стоматологии способствовало созданию мощных сетей специализированных стоматологических клиник, которые привлекали клиентов высоким качеством обслуживания, несмотря на платность оказываемых услуг. Платные стоматологические клиники захватили практически весь рынок стоматологических услуг в России: согласно экспертным оценкам, потенциальная мощность российского рынка стоматологических услуг оценивается в 300 млн. посещений в год, среди которых большую часть занимают платные посещения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Анализ макросреды рынка стоматологических услуг…………………..5
1.1 Анализ политико-правовой среды………………………………………...5
1.2 Анализ экономической среды…………………………………………….13
1.3 Анализ социально культурной среды…………………………………….21
1.4 Анализ технологической среды…………………………………………..24
1.5 PEST-анализ………………………………………………………………..27
2Анализ микросреды рынка стоматологических услуг………………….28
2.1 Анализ потребителей……………………………………………………...28
2.1 Анализ конкурентов……………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………….....41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 382.63 Кб (Скачать файл)

Основы законодательства об охране здоровья граждан определяют компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливают источники ее финансирования (средства бюджетов всех уровней, единый социальный налог, средства целевых фондов, средства хозяйствующих субъектов, доходы от ценных бумаг и др.) и предусматривают разработку и реализацию федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний и по другим вопросам.

За последние годы было немало как положительного, так и отрицательного влияния законодательства и директивных документов на развитие здравоохранения и качество медицинской помощи. От законодательства и директивных документов зависят столь важные и значимые для формирования гражданского общества факты как принятие и понимание закона или его отторжение, участие в его реализации общества или негативизм и равнодушие и т.д. Возьмем несколько примеров из сферы законодательных решений по здравоохранению. Главным в них является то, что все принятые по здравоохранению государственные документы оставили равнодушными медицинское сообщество и лишь незначительная его часть осведомлена о них. Это происходит потому, что в документах не решены серьезнейшие проблемы здравоохранения:

    - не внедрены новые формы медицинских организаций;

- четко, на длительный  период не определена возможность  или невозможность приватизации  и акционирования в здравоохранении;

- не определена роль  профессиональных ассоциаций в  управлении здравоохранением и  самоуправления в целом;

- не решена проблема  профессиональной ответственности  и профессиональных рисков;

- не совершенствуется  система обязательного медицинского  страхования;

- не приняты антикоррупционные меры;

- не эффективна административная  реформа в здравоохранении, приведшая  к дальнейшему росту чиновничества  и снижению компетенции управления  и т.д.;

Непосредственно к стоматологии также имеет прямое отношение ряд государственных законов и приказов как положительного, так и отрицательного характера.

Так, приказ МЗ СССР № 50, приказ МЗ РФ №312, № 289 и некоторые другие позволили значительно повысить качество стоматологической помощи населению, ее объем, экономичность и рентабельность.

Вместе с тем, такие факты как наличие противоречий между Гражданским и Бюджетным кодексом РФ в вопросе об использовании средств, зарабатываемых за платные услуги государственными медицинскими учреждениями и отказ рассмотреть и уладить эти противоречия привели к тому, что все средства, зарабатываемые государственными стоматологическими учреждениями изымаются в бюджет и частично возвращаются этим учреждениям, но уже в виде конкретных статей бюджета, что не позволяет использовать их в интересах учреждения и его коллектива. Эта проблема не решена до сих пор.

Таким образом, можно констатировать, что без нового прогрессивного законодательства по здравоохранению и новых директивных документов, адаптирующих здравоохранение к условиям рынка, ставящих роль и оплату врача в зависимости от качества его работы нельзя серьезно улучшить качество медицинской помощи в целом и стоматологии в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Анализ экономической среды

Экономическая среда является наиболее значимым фактором, оказывающим влияние на положение любой компании, любого бизнеса в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Целью анализа экономической среды рынка стоматологических услуг является изучение факторов, влияющих на покупательную способность населения, а именно, общего состояние экономики страны, стадии экономического цикла, уровня безработицы и инфляции, уровня заработной платы населения, состояние валового внутреннего продукта.

Рынок стоматологических услуг относится к числу наиболее динамично развивающихся секторов рынка медицинских услуг и товаров. Характерным для него является рост числа стоматологических организаций и, прежде всего, негосударственных, появление элементов конкуренции, изменение самих медицинских организаций, их структуры и размеров.

По неофициальным оценкам, объем российского рынка стоматологии в 2012г. составил порядка 260 млрд. руб., а основная часть рынка приходилась на Москву, Санкт-Петербург и города-миллионеры.[1]

«Рисунок 1- Динамика объема стоматологического рынка платных медицинских услуг в России, 2005-2012гг., млрд. руб., %».

 

 

 

 

Потенциальная мощность платного стоматологического сегмента оценивается около 300 млн. посещений в год или примерно 960 955 клиентов. Потенциальная мощность бесплатного сегмента составляет 16 061 760 посещений или 2 007 720 клиентов. По оценкам экспертов данной отрасли, основная причина обращения к платной медицине – это высокое качество услуг. Высокий уровень сервиса главным критерием выбора клиники называют 65% мужчин и 75% женщин в возрасте 25-34 лет. 85% мужчин старше 55 лет обращаются в платные медицинские учреждения из-за невозможности получить необходимое лечение бесплатно.

Устойчивое развитие хозяйства создает прочную экономическую основу состояния бюджета семьи. Экономическая ситуация в РФ находится на стадии подъема. Растет спрос и выпуск продукции большинства отраслей, увеличивается прибыльность компаний, усиливается конкуренция. Следовательно, поддерживается платежеспособный спрос на стоматологические услуги.

Последние шесть лет ВВП страны неуклонно растет, пережив небольшой спад лишь во время кризиса в 2009 году. Данные о ВВП с 1 квартала 2006 года по 2 квартал 2011 года можно увидеть наглядно в соответствии с рисунком  2.[2]

 

«Рисунок 2 - Данные о ВВП с 1 квартала 2006 года по 2 квартал 2011 года».

 

   Инфляция в стране с каждым годом становится все меньше, что позитивно сказывается на росте экономики. За последние два года она снизилась более чем на два процента и в 2011 году составила 6.1% в соответствии

с таблицей 1. [3]

 

«Таблица 1- Инфляция в России в период с 2008 по 2011 год».

 

Год

Значение

2008

13,3%

2009

8,8%

2010

8,8% (прогноз 7,5%)

2011

6,1% (прогноз 7%)


 

 

По оценкам BusinesStat, объем рынка стоматологии в России в 2008-2012 гг. увеличился на 6% – до 243,2 млн. приемов. Факторами, поддерживающими стабильный спрос на стоматологические услуги, послужили: повышение среднего возраста пациентов в силу общего «старения» населения страны, распространение практики “профилактических” посещений  дантистов, а также устойчивая потребность в “перелечивании” зубов.

 В 2012 г в России насчитывалось 31,6 тыс. медицинских учреждений, оказывающих стоматологические услуги. Все они крайне неоднородны по профилю деятельности, численности персонала и количеству обслуживаемых клиентов: на рынке работают одиночные стоматологические кабинеты и клиники, сети стоматологических клиник, а также многопрофильные медицинские центры, оказывающие, в том числе, стоматологические услуги.

Пензенский рынок стоматологических услуг развивается стабильными темпами. Сегодня компании, предоставляющие стоматологические услуги, делают ставку не на развитие сети и расширение географии, а на укрепление бренда, расширение линейки услуг, закупку нового оборудования и инвестирования в новые методики. Привлекательность рынка растет, но одной из главных проблем остается дефицит квалифицированных специалистов. 
    Сегодня в Пензенской области работают специализированные и многопрофильные клиники. Специализированные клиники, как правило, сосредоточенные на какой-то одной области медицины. Многопрофильные клиники, напротив, объединяют несколько направлений. По оценкам консультантов, основная причина обращения к платной медицине – это высокое качество оказываемых услуг. Одним из наиболее востребованных и развивающихся сегментов рынка медицинских услуг по-прежнему остается стоматология. Рынок медицинских услуг, по оценкам экспертов, растет не менее чем на 20% в год. В настоящее время объем рынка стоматологических услуг Пензы можно оценить примерно в 0,5-0,7 миллиардов рублей. То есть один горожанин в среднем тратит на здоровье зубов одну тысячу рублей в год. Тогда как, по расчетам страховых компаний, на санацию, или полное лечение, одного пациента необходимо примерно 100 евро.[4] Значит, рынок еще только на стадии роста и насыщения. Для увеличения рынка потребуется изменение законодательной базы, в частности, в сфере медицинского страхование. Будут ли они реализованы, сегодня или в ближайшее время пока сказать достаточно сложно.

Также бурному росту рынка стоматологических услуг способствует мода на здоровье.

Сегодня, по последним данным, на пензенском рынке официально действует порядка 90 стоматологических компаний – клиник, поликлиник, кабинетов. Оценить точно, сколько из них какой формы собственности, довольно сложно. Безусловно, разделение на сегменты существует, но более не по ценовому, а по функциональному признаку. Сейчас клиенты отдают в основном предпочтение многопрофильным клиникам полного цикла. 
Максимальные уровни потребления стоматологических услуг приходятся на возрастные группы 30-39 лет и 40-49 лет как по данным обращаемости за стоматологической помощью, так и по данным углубленного обследования.[5] Средние уровни потребления стоматологических услуг населением по данным углубленного стоматологического обследования в 2-2,5 раза превосходят таковые по данным обращаемости за стоматологической помощью. Эта разница представляет собой нереализованный спрос, так как эти хронические заболевания рано или поздно вынудят их носителей обратиться за медицинской помощью. В возрастном диапазоне 15-30 лет отмечается рост потребления стоматологических услуг. Далее, начиная с возраста 40-49 лет, наблюдается снижение коэффициентов потребления услуг. Самые минимальные уровни потребления стоматологических (терапевтических и хирургических) услуг населением приходятся на возрастную группу 70 лет и старше. 

    Спрос на стоматологические услуги неэластичен по цене.  Это значит, что повышение либо снижение цен на 10–15 % останется совершенно незамеченным.  В современном мире прочно засел такой стереотип: чем дороже, тем лучше. Однако цены, существенно превышающие среднерыночный уровень, также могут превратиться в недостаток клиники, если у нее непонятного для пациента обоснования высоких цен.  Действительно, заранее узнать стоимость предстоящего лечения в стоматологии очень сложно. На вопрос: «Сколько стоит лечение кариеса?» клиенту могут назвать только стоимость лечения, не озвучивая стоимость индивидуального гигиенического набора: анестезии, рентгена и т.д. В итоге реальная стоимость лечения получается гораздо больше ожидаемой.  Наиболее устойчивой и доходной будет модель  «среднерыночный уровень цен», так как в данном случае пациент видит, что цены у всех одинаковые.

Для решения данных проблем потребуется изменение конституционных норм и нормативно-правовой базы в здравоохранении,  развитие способов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рациональное использование ресурсов и достижение оптимальных конечных результатов деятельности.  Немаловажное значение приобретает уровень жизни населения,  создающий основу для большего участия населения в оплате качественной стоматологической помощи.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в марте 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 2,8%, в I квартале 2012г. - на 2,6%. [6]

По данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июне 2011г. составила 76,0 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения на 2012 год 75,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы составил лишь 5.46%. Изменение уровня безработицы за последние несколько лет наглядно представлены в таблице 2 и рисунке 3.

 

«Рисунок 3- Уровень безработицы в России  с 2000-2012 гг.».

 

 

 

 

 

«Таблица 2- Статистических данных о безработице в России с 2000- 2012гг.».

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы, %

2012

75 676 000

71 545 000

4 131 000

5,46

2011

75 779 000

70 857 000

4 922 000

6,50

2010

75 478 000

69 934 000

5 544 000

7,35

2009

75 694 000

69 410 000

6 284 000

8,30

2008

75 700 000

71 003 000

4 697 000

6,20


 

 

По данным за 2012 год, Пензенская Область находится на 20 месте по уровню безработицы, который составил 4.91%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%.(таблица 3, рисунок 4) [7]

 

«Таблица 3 - Статистические данные о занятости и безработице в Пензенской области с 2000-2012гг.»  

 

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2012

703 000

668 000

35 000

4,91

2011

689 000

652 000

37 000

5,39

2010

685 000

641 000

44 000

6,44

2009

692 000

636 000

56 000

8,09

2008

712 000

658 000

54 000

7,56

Информация о работе Анализ микросреды рынка стоматологических услуг