Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа
Краткое описание
Рынок стоматологических услуг в России является на данный момент одним из самых перспективных и наиболее развитых рынков. Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития, 14% жителей Российской Федерации (почти 20 млн человек) ежегодно проходят профилактический стоматологический осмотр в государственных медицинских учреждениях. Однако статистика не учитывает посещение частных стоматологических клиник, в которые на сегодняшний день обращаются большинство россиян. Плачевное состояние государственной медицины в сфере стоматологии способствовало созданию мощных сетей специализированных стоматологических клиник, которые привлекали клиентов высоким качеством обслуживания, несмотря на платность оказываемых услуг. Платные стоматологические клиники захватили практически весь рынок стоматологических услуг в России: согласно экспертным оценкам, потенциальная мощность российского рынка стоматологических услуг оценивается в 300 млн. посещений в год, среди которых большую часть занимают платные посещения.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3 1 Анализ макросреды рынка стоматологических услуг…………………..5 1.1 Анализ политико-правовой среды………………………………………...5 1.2 Анализ экономической среды…………………………………………….13 1.3 Анализ социально культурной среды…………………………………….21 1.4 Анализ технологической среды…………………………………………..24 1.5 PEST-анализ………………………………………………………………..27 2Анализ микросреды рынка стоматологических услуг………………….28 2.1 Анализ потребителей……………………………………………………...28 2.1 Анализ конкурентов……………………………………………………….33 Заключение…………………………………………………………………….39 Библиографический список……………………………………………….....41
Основы законодательства об
охране здоровья граждан определяют компетенцию
Российской Федерации и ее субъектов в
вопросах охраны здоровья граждан, устанавливают
источники ее финансирования (средства
бюджетов всех уровней, единый социальный
налог, средства целевых фондов, средства
хозяйствующих субъектов, доходы от ценных
бумаг и др.) и предусматривают разработку
и реализацию федеральных программ по
развитию здравоохранения, профилактики
заболеваний и по другим вопросам.
За последние годы было немало
как положительного, так и отрицательного
влияния законодательства и директивных
документов на развитие здравоохранения
и качество медицинской помощи. От законодательства
и директивных документов зависят столь
важные и значимые для формирования гражданского
общества факты как принятие и понимание
закона или его отторжение, участие в его
реализации общества или негативизм и
равнодушие и т.д. Возьмем несколько примеров
из сферы законодательных решений по здравоохранению.
Главным в них является то, что все принятые
по здравоохранению государственные документы
оставили равнодушными медицинское сообщество
и лишь незначительная его часть осведомлена
о них. Это происходит потому, что в документах
не решены серьезнейшие проблемы здравоохранения:
- не внедрены новые
формы медицинских организаций;
- четко, на длительный
период не определена возможность
или невозможность приватизации
и акционирования в здравоохранении;
- не определена роль
профессиональных ассоциаций в
управлении здравоохранением и
самоуправления в целом;
- не решена проблема
профессиональной ответственности
и профессиональных рисков;
- не совершенствуется
система обязательного медицинского
страхования;
- не приняты антикоррупционные
меры;
- не эффективна административная
реформа в здравоохранении, приведшая
к дальнейшему росту чиновничества
и снижению компетенции управления
и т.д.;
Непосредственно к стоматологии
также имеет прямое отношение ряд государственных
законов и приказов как положительного,
так и отрицательного характера.
Так, приказ МЗ СССР № 50, приказ
МЗ РФ №312, № 289 и некоторые другие позволили
значительно повысить качество стоматологической
помощи населению, ее объем, экономичность
и рентабельность.
Вместе с тем, такие факты как
наличие противоречий между Гражданским
и Бюджетным кодексом РФ в вопросе об использовании
средств, зарабатываемых за платные услуги
государственными медицинскими учреждениями
и отказ рассмотреть и уладить эти противоречия
привели к тому, что все средства, зарабатываемые
государственными стоматологическими
учреждениями изымаются в бюджет и частично
возвращаются этим учреждениям, но уже
в виде конкретных статей бюджета, что
не позволяет использовать их в интересах
учреждения и его коллектива. Эта проблема
не решена до сих пор.
Таким образом, можно констатировать,
что без нового прогрессивного законодательства
по здравоохранению и новых директивных
документов, адаптирующих здравоохранение
к условиям рынка, ставящих роль и оплату
врача в зависимости от качества его работы
нельзя серьезно улучшить качество медицинской
помощи в целом и стоматологии в частности.
1.2 Анализ экономической
среды
Экономическая среда является
наиболее значимым фактором, оказывающим
влияние на положение любой компании,
любого бизнеса в краткосрочной и среднесрочной
перспективе.
Целью анализа экономической
среды рынка стоматологических услуг
является изучение факторов, влияющих на покупательную
способность населения, а именно, общего
состояние экономики страны, стадии экономического
цикла, уровня безработицы и инфляции,
уровня заработной платы населения, состояние
валового внутреннего продукта.
Рынок стоматологических услуг
относится к числу наиболее динамично
развивающихся секторов рынка медицинских
услуг и товаров. Характерным для него
является рост числа стоматологических
организаций и, прежде всего, негосударственных,
появление элементов конкуренции, изменение
самих медицинских организаций, их структуры
и размеров.
По неофициальным оценкам, объем
российского рынка стоматологии в 2012г.
составил порядка 260 млрд. руб., а основная
часть рынка приходилась на Москву, Санкт-Петербург
и города-миллионеры.[1]
«Рисунок 1- Динамика
объема стоматологического рынка платных
медицинских услуг в России, 2005-2012гг., млрд.
руб., %».
Потенциальная мощность платного
стоматологического сегмента оценивается
около 300 млн. посещений в год или примерно
960 955 клиентов. Потенциальная мощность
бесплатного сегмента составляет 16 061
760 посещений или 2 007 720 клиентов. По оценкам
экспертов данной отрасли, основная причина
обращения к платной медицине – это высокое
качество услуг. Высокий уровень сервиса
главным критерием выбора клиники называют
65% мужчин и 75% женщин в возрасте 25-34 лет.
85% мужчин старше 55 лет обращаются в платные
медицинские учреждения из-за невозможности
получить необходимое лечение бесплатно.
Устойчивое развитие хозяйства
создает прочную экономическую основу
состояния бюджета семьи. Экономическая
ситуация в РФ находится на стадии подъема.
Растет спрос и выпуск продукции большинства
отраслей, увеличивается прибыльность
компаний, усиливается конкуренция. Следовательно,
поддерживается платежеспособный спрос
на стоматологические услуги.
Последние шесть лет ВВП страны
неуклонно растет, пережив небольшой спад
лишь во время кризиса в 2009 году. Данные
о ВВП с 1 квартала 2006 года по 2 квартал
2011 года можно увидеть наглядно в соответствии
с рисунком 2.[2]
«Рисунок 2 - Данные
о ВВП с 1 квартала 2006 года по 2 квартал
2011 года».
Инфляция в стране с
каждым годом становится все меньше, что
позитивно сказывается на росте экономики.
За последние два года она снизилась более
чем на два процента и в 2011 году составила
6.1% в соответствии
с таблицей 1. [3]
«Таблица 1- Инфляция
в России в период с 2008 по 2011 год».
Год
Значение
2008
13,3%
2009
8,8%
2010
8,8% (прогноз 7,5%)
2011
6,1% (прогноз 7%)
По оценкам BusinesStat, объем рынка
стоматологии в России в 2008-2012 гг. увеличился
на 6% – до 243,2 млн. приемов. Факторами, поддерживающими
стабильный спрос на стоматологические
услуги, послужили: повышение среднего
возраста пациентов в силу общего «старения»
населения страны, распространение практики
“профилактических” посещений дантистов,
а также устойчивая потребность в “перелечивании”
зубов.
В 2012 г в России насчитывалось
31,6 тыс. медицинских учреждений, оказывающих
стоматологические услуги. Все они крайне
неоднородны по профилю деятельности,
численности персонала и количеству обслуживаемых
клиентов: на рынке работают одиночные
стоматологические кабинеты и клиники,
сети стоматологических клиник, а также
многопрофильные медицинские центры,
оказывающие, в том числе, стоматологические
услуги.
Пензенский рынок стоматологических
услуг развивается стабильными темпами.
Сегодня компании, предоставляющие стоматологические
услуги, делают ставку не на развитие сети
и расширение географии, а на укрепление
бренда, расширение линейки услуг, закупку
нового оборудования и инвестирования
в новые методики. Привлекательность рынка
растет, но одной из главных проблем остается
дефицит квалифицированных специалистов.
Сегодня в Пензенской области
работают специализированные и многопрофильные
клиники. Специализированные клиники,
как правило, сосредоточенные на какой-то
одной области медицины. Многопрофильные
клиники, напротив, объединяют несколько
направлений. По оценкам консультантов,
основная причина обращения к платной
медицине – это высокое качество оказываемых
услуг. Одним из наиболее востребованных
и развивающихся сегментов рынка медицинских
услуг по-прежнему остается стоматология.
Рынок медицинских услуг, по оценкам экспертов,
растет не менее чем на 20% в год. В настоящее
время объем рынка стоматологических
услуг Пензы можно оценить примерно в
0,5-0,7 миллиардов рублей. То есть один горожанин
в среднем тратит на здоровье зубов одну
тысячу рублей в год. Тогда как, по расчетам
страховых компаний, на санацию, или полное
лечение, одного пациента необходимо примерно
100 евро.[4] Значит, рынок еще только на стадии
роста и насыщения. Для увеличения рынка
потребуется изменение законодательной
базы, в частности, в сфере медицинского
страхование. Будут ли они реализованы,
сегодня или в ближайшее время пока сказать
достаточно сложно.
Также бурному росту рынка стоматологических
услуг способствует мода на здоровье.
Сегодня, по последним данным,
на пензенском рынке официально действует
порядка 90 стоматологических компаний
– клиник, поликлиник, кабинетов. Оценить
точно, сколько из них какой формы собственности,
довольно сложно. Безусловно, разделение
на сегменты существует, но более не по
ценовому, а по функциональному признаку.
Сейчас клиенты отдают в основном предпочтение
многопрофильным клиникам полного цикла.
Максимальные уровни потребления стоматологических
услуг приходятся на возрастные группы
30-39 лет и 40-49 лет как по данным обращаемости
за стоматологической помощью, так и по
данным углубленного обследования.[5] Средние
уровни потребления стоматологических
услуг населением по данным углубленного
стоматологического обследования в 2-2,5
раза превосходят таковые по данным обращаемости
за стоматологической помощью. Эта разница
представляет собой нереализованный спрос,
так как эти хронические заболевания рано
или поздно вынудят их носителей обратиться
за медицинской помощью. В возрастном
диапазоне 15-30 лет отмечается рост потребления
стоматологических услуг. Далее, начиная
с возраста 40-49 лет, наблюдается снижение
коэффициентов потребления услуг. Самые
минимальные уровни потребления стоматологических
(терапевтических и хирургических) услуг
населением приходятся на возрастную
группу 70 лет и старше.
Спрос на стоматологические
услуги неэластичен по цене. Это значит,
что повышение либо снижение цен на 10–15
% останется совершенно незамеченным.
В современном мире прочно засел такой
стереотип: чем дороже, тем лучше. Однако
цены, существенно превышающие среднерыночный
уровень, также могут превратиться в недостаток
клиники, если у нее непонятного для пациента
обоснования высоких цен. Действительно,
заранее узнать стоимость предстоящего
лечения в стоматологии очень сложно.
На вопрос: «Сколько стоит лечение кариеса?»
клиенту могут назвать только стоимость
лечения, не озвучивая стоимость индивидуального
гигиенического набора: анестезии, рентгена
и т.д. В итоге реальная стоимость лечения
получается гораздо больше ожидаемой.
Наиболее устойчивой и доходной будет
модель «среднерыночный уровень цен»,
так как в данном случае пациент видит,
что цены у всех одинаковые.
Для решения данных проблем
потребуется изменение конституционных
норм и нормативно-правовой базы в здравоохранении,
развитие способов оплаты медицинской
помощи, стимулирующих рациональное использование
ресурсов и достижение оптимальных конечных
результатов деятельности. Немаловажное
значение приобретает уровень жизни населения,
создающий основу для большего участия
населения в оплате качественной стоматологической
помощи.
Реальные располагаемые денежные
доходы (доходы за вычетом обязательных
платежей, скорректированные на индекс
потребительских цен), по предварительным
данным, в марте 2012г. по сравнению с соответствующим
периодом предыдущего года увеличились
на 2,8%, в I квартале 2012г. - на 2,6%. [6]
По данным Росстата, численность
экономически активного населения в возрасте
15-72 лет (занятые + безработные) в июне 2011г.
составила 76,0 млн.человек, или более 53%
от общей численности населения страны.
В численности экономически
активного населения на 2012 год 75,7 млн.человек
классифицировались как занятые экономической
деятельностью и 4,1 млн.человек - как безработные
с применением критериев МОТ (т.е. не имели
работы или доходного занятия, искали
работу и были готовы приступить к ней
в обследуемую неделю). Уровень безработицы
составил лишь 5.46%. Изменение уровня безработицы
за последние несколько лет наглядно представлены
в таблице 2 и рисунке 3.
«Рисунок 3- Уровень
безработицы в России с 2000-2012 гг.».
«Таблица 2- Статистических
данных о безработице в России с 2000- 2012гг.».
Год
Экономически Активные
Занятые
Безработные
Уровень Безработицы, %
2012
75 676 000
71 545 000
4 131 000
5,46
2011
75 779 000
70 857 000
4 922 000
6,50
2010
75 478 000
69 934 000
5 544 000
7,35
2009
75 694 000
69 410 000
6 284 000
8,30
2008
75 700 000
71 003 000
4 697 000
6,20
По данным за 2012 год,
Пензенская Область находится на 20 месте
по уровню безработицы, который составил
4.91%, тогда как средний уровень по стране
составил 5.46%.(таблица 3, рисунок 4) [7]
«Таблица 3 - Статистические
данные о занятости и безработице в Пензенской
области с 2000-2012гг.»