Анализ сбытовой политики предприятия» (на примере магазина «Самара»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены и раскрыты теоретические вопросы по элементам, формам и этапам реализации сбытовой политики, по степени влияния внешних и внутренних факторов на организацию сбытовой деятельности фирмы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Сбытовая политика, её элементы и формы реализации……………………..5
1.1. Суть «политики» фирмы в области сбыта, элементы сбытовой политики...5
1.2. Виды сбыта, признаки их классификации………………………………..…6
2. Исследовательская часть. Разработка стратегии фирмы…………………...10
2.1 Краткая характеристика магазина запчастей «Самара» ………………....10
2.2 Анализ организации системы сбыта в магазине «Самара»……………....13
2.3 Рыночные возможности магазина «Самара» и его целевой рынок………..17
3. Проектная часть. Разработка плана маркетинга……………………….………21
3.1 Направления совершенствования планирования сбытовой деятельности ...21
3.1.1 Организация исследований рынка сбыта……………………….………..21
3.1.2 Планирование ассортимента……………………………………………….24
3.1.3 Планирование сбыта……………………………………………………..…27
3.2 Составление сметы затрат и планируемых финансовых результатов……33
3.3 Определение параметров контроля маркетинговой деятельности……….35
Заключение…………………………………………………………………..……38
Список литературных источников……………………….…………………….…41
Приложение …………………………………………………………………….…..42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

 

Кроме того, можно оценить возможности и  угрозы магазину, составив SWOT-анализ (таблица 3).

 

Таблица 3 Возможности и угрозы

Возможности

Угрозы

Общество

Расширение рынка автозапчастей

Изменение политической ситуации

Незастрахованность

Тенденция развития рынка

Модификация товарной политики

Принятие новых стандартов

Конкуренты

Демпинговые цены

Ухудшение позиции некоторых конкурентов

 Производство товаров нового  поколения

Снижение цены конкурентов

Распределение

Растущая потребность в товарах

Подъём экономики, увеличение спроса

 Риск при оценке платежеспособности  покупателей

Потребители

Выход на новые сегменты рынка

Принятие решения о покупке  у определённого продавца услуги

Технология

Производственные модификации

Наличие инвестиций

Преодоление морального устаревания  продукции

Снабжение

Создание запасов запчастей

Неритмичность поставок посредников


 

Анализ  среды магазина показал, что у  него имеется ряд сильных сторон. Работая на благо своего клиента  уже не первый год, магазином налажены доверительные связи с покупателями. Предприятие известно не только невысокими ценами на запасные части, но и гибкостью  подхода к клиенту.

 

 

 

 

 

3. Проектная  часть. Разработка плана маркетинга

 

3.1 Направления совершенствования планирования сбытовой         деятельности магазина "Самара"

 

3.1.1 Организация исследования рынка  сбыта

Коммерческая  деятельность по сбыту продукции  начинается с координации интересов  магазина с требованиями рынка. Для  этого предприятие должно прежде всего определить структуру спроса, исследовать товарный рынок по следующим направлениям:

  • изучение товара;
  • определение потенциала и емкости рынка;
  • анализ конъюнктуры рынка;
  • изучение потребителей и сегментация рынка;
  • анализ деятельности конкурентов;
  • изучение основных форм и методов сбыта товаров.

Главной целью изучения товара является реализация магазином тех автозапчастей, которые  максимально удовлетворяли бы запросы  потребителей и приносили высокие  прибыли.

В основе решения этой задачи лежат: определение  соответствия реализуемой продукции  к требованиям покупателей, выявление  недостатков и достоинств продукции, сравнение качеств и свойств товаров данного предприятия с соответствующими характеристиками товаров конкурентов, прогнозирование перспектив изменения требований рынка к характеристикам и качеству предлагаемых изделий.

При изучении свойств и качества продукции  необходимо уделять большое внимание возможностям применения достижений научно-технического прогресса в сфере производства. Очень важным является быстрое обновление номенклатуры продукции, обусловленное  развитием науки и техники.

Магазину "Самара" необходимо наблюдать  за потенциалом рынка. Он определяется емкостью и перспективами развития. Потенциал рынка для конкретного  товара (автозапчасти) включает существующий рынок (используемый) и возможный (не используемый).

На показатель емкости товарного рынка оказывают  влияние следующие факторы:

  • изменение товарных цен
  • модернизация продукции, выпуск новой продукции
  • организация послепродажного обслуживания, обеспечение клиента большим набором услуг и в более короткий срок, чем конкуренты
  • улучшение организации сбыта и качества сбытового аппарата
  • уровень подготовки сбытового персонала
  • правильный выбор каналов сбыта
  • грамотная реклама
  • стимулирование сбыта

Необходимо  определять емкость рынка, применяя формулу емкости:

Еp=П+Он-Э+И, (1)

где Еp - емкость товарного рынка;

Р - реализация товара за определенный период;

Он -остаток товарных запасов на начало периода;

Э, И - экспорт  и импорт за определенный период времени.

Определение емкости рынка позволит установить, какую долю рынка может завоевать  данное предприятие.

При исследовании емкости рынка большое значение имеет анализ тенденций развития рынка на отраслевом уровне и инвестиционной политики в данной отрасли.

Анализ  конъюнктуры рынка необходим  магазину "Самара" потому, что  его результаты дают возможность  ему продавать товары по более  выгодным ценам, а также увеличивать  или сокращать реализацию в соответствии с ожидаемыми рыночными условиями. Конъюнктура товарного рынка - сложившаяся  экономическая ситуация, характеризующая  соотношение между спросом и  предложением, а также уровень  цен и товарных запасов. Анализ конъюнктуры  рынка включает экономический анализ производства и сбыта продукции  на внутреннем и внешнем рынках, составной частью анализа конъюнктуры  рынка является анализ факторов, оказывающих  влияние на спрос, предложение и  уровень цен.

Большое значение имеет прогнозирование  рынка, т.е. выработка научно-обоснованного  суждения о перспективах его развития, поскольку конъюнктурное прогнозирование  имеет цель обеспечить наилучшую  тактику поведения предприятия  на рынке.

Исследование  рынка включает также всесторонний анализ потребителей, их потребностей и мотиваций. Товарный рынок состоит  из большого количества различных типов  потребителей, множества товаров. Анализ потребителей является основой для  сегментации рынка. Сегментация  рынка - это классификация потребителей производимой продукции на группы, одинаково реагирующие на одни и  тот же набор побудительных к  покупке признаков.

Особое  значение при изучении рынка имеет  анализ деятельности конкурентов, ставящее задачу сбора информации для ответов  на следующие вопросы:

  • Какая доля на рынке приходится на конкурентов по отдельным видам товаров?
  • Какой известностью пользуется продукция конкурентов?
  • Каков объем реализации продукции конкурентами?
  • Имеет ли продукция конкурентов марочные названия?
  • Каковы система и каналы сбыта у конкурентов?
  • Какие критерии положены в основу организации сбыта у конкурентов: региональный, вид продукции или вид клиентуры?
  • Какова численность сотрудников в сфере сбыта у конкурентов?
  • Основные цели конкурентов в политике цен?
  • Какие виды и средства рекламы используют конкуренты?
  • Представляют ли конкуренты свою продукцию на выставках и ярмарках?
  • Каков уровень обслуживания клиентов у конкурентов?

После изучения товарного рынка и получения  на этой основе информации о спросе и предпочтениях потребителей магазин "Самара" должен планировать ассортимент  продукции.

 

3.1.2 Планирование ассортимента  продукции

При планировании ассортимента продукции обоснованно  выбрать новые изделия можно  с помощью критериев, приведенных в табл.4.

 

Таблица 4 Критерии планирования ассортимента

Критерии

Содержание

1. Рыночные

Потребность в изделии

Перспективы развития рынка

Степень конкурентоспособности изделия

Степень стабильности рынка

2. Товарные

Технические характеристики

Упаковка

Цена

3.Сбытовые

Увязка с ассортиментом выпускаемой  продукции

Реалиация

Реклама

4. Производственные

Оборудование и персонал

Сырьевые ресурсы

Инженерно-технические знания и  опыт персонала


 

Несмотря  на то, что внедрение новой продукции  имеет очень большое значение для магазина, оно является весьма рискованным мероприятием. Например, удельный вес неудачных нововведений в различных товарных группах  колеблется между 50 и 90%

Причины неудач при внедрении новых видов  продукции могут заключаться  в следующем:

  • относительной бесполезности идеи нового товара
  • низком качестве изготовления товара
  • неправильной политике цен
  • недостаточном количестве средств на маркетинг
  • низком уровне рекламы и упаковки
  • недооценке реакции конкурентов
  • существующих оргструктурах, не способствующих инновациям
  • несвоевременном выпуске нового товара не рынок
  • низком уровне и слабом использовании рыночных исследований
  • необъективности принятия решения на уровне руководства предприятия

Относительный вес каждого из оценочных показателей  должен определяться в зависимости  от его предполагаемого значения для предприятия.

В процессе планирования ассортимента продукции  следует учитывать жизненный  цикл изделия. Любой товар имеет  жизненный цикл, который включает пять стадий пребывания его на рынке: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Каждый период (стадия) жизненного цикла изделия характеризуется  колебаниями объема реализации и  получаемой прибыли, в каждой из них  перед предприятием стоят определенные задачи.

На стадии внедрения товар впервые появляется на рынке, постепенно увеличивается  объем продаж.

Эта стадия характеризуется тем, что предприятие  практически не получает прибыли, поскольку  оно несет большие издержки, обусловленные  внедрением товара на рынок.

Стадии  внедрения изделия на рынке предшествует фаза его разработки. Это период инвестиций, которые в последующем  должны окупиться за счет выручки  от реализации товара.

Стадия  роста (или развития рынка) – это  период завоевания товаром рынка  и роста прибыли от реализации. На стадии зрелости объем продаж достигает  максимума. Стадия насыщения рынка  продолжается до фактического спада.

Стадия  спада - это по существу сокращение рынка. На данной стадии магазин должен решить проблему: либо снять изделие  с реализации, когда оно будет  неэкономично, либо отыскать новые  средства для продления периода  его рентабельности.

На каждой стадии жизненного цикла товара должна быть выбрана определенная стратегия. На стадии внедрения новый товар конкурирует со старыми, поэтому важным средством закрепления товара на рынке служит реклама, которая должна быть направлена на информацию покупателей о преимуществах данного товара.

Концепция жизненного цикла изделий имеет  большое значение при планировании ассортимента продукции. Она заставляет руководителя анализировать деятельность магазина с позиций и настоящего, и будущего, увязывать краткосрочные  задачи с долгосрочными целями предприятия. Учитывая длительность жизненного цикла, старые, убыточные изделия снимаются  с производства либо планируются  к внедрению эффективные мероприятия, способствующие повышению рентабельности старой продукции. Критерии изделия  представлены в Приложении 2 курсовой работы.

При планировании ассортимента старой продукции главной  задачей является выбор такой  рациональной структуры продукции, которая давала бы возможность получить наибольшую выручку от реализации.

 

3.1.3 Планирование сбыта продукции

Планирование  сбыта целесообразно осуществить  по направлениям: 1) на известном рынке  и 2) на свободном рынке. Основным содержанием  планирования сбыта на свободном  рынке являются прогнозирование сбыта продукции, разработка планов сбыта, выбор наиболее эффективных каналов сбыта, распределение объема сбыта товаров по регионам.

Разработка  портфеля заказов магазина.

Портфель  заказов - это количество продукции, которое должно быть реализовано  покупателям. При формировании портфеля заказов отдел сбыта координирует поступающие запросы покупателей с имеющимися производственными возможностями, обеспеченностью финансовыми, материальными ресурсами, научно-техническим потенциалом, опытом кадров. Эту работу отдел сбыта проводит совместно с производственным отделом, финансовым и другими подразделениями магазина.

Прогнозирование сбыта продукции.

Рыночное  прогнозирование объема сбыта продукции  возможно с помощью неколичественных и количественных методов.

Неколичественные  методы прогнозирования основаны на экспертных оценках руководителей  высшего звена, мнениях торговых агентов и покупателей (настоящих  и будущих). Эти методы прогнозирования  имеют свои преимущества и недостатки. Прогнозирование сбыта продукции  на основе экспертных оценок руководителей  высшего звена имеет следующие  преимущества: возможность оценки различных  точек зрения, что сравнительно недорого, а также оперативность получения  результатов. Недостатком этого  метода является распыление ответственности  между руководителями. Недостатком  указанного метода прогноза может быть вероятность неправильной оценки сбыта  из-за неполноты знания торговыми  агентами экономических факторов и  планов компании.

Информация о работе Анализ сбытовой политики предприятия» (на примере магазина «Самара»)