Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:02, курсовая работа
В данной работе рассмотрены и раскрыты теоретические вопросы по элементам, формам и этапам реализации сбытовой политики, по степени влияния внешних и внутренних факторов на организацию сбытовой деятельности фирмы.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Сбытовая политика, её элементы и формы реализации……………………..5
1.1. Суть «политики» фирмы в области сбыта, элементы сбытовой политики...5
1.2. Виды сбыта, признаки их классификации………………………………..…6
2. Исследовательская часть. Разработка стратегии фирмы…………………...10
2.1 Краткая характеристика магазина запчастей «Самара» ………………....10
2.2 Анализ организации системы сбыта в магазине «Самара»……………....13
2.3 Рыночные возможности магазина «Самара» и его целевой рынок………..17
3. Проектная часть. Разработка плана маркетинга……………………….………21
3.1 Направления совершенствования планирования сбытовой деятельности ...21
3.1.1 Организация исследований рынка сбыта……………………….………..21
3.1.2 Планирование ассортимента……………………………………………….24
3.1.3 Планирование сбыта……………………………………………………..…27
3.2 Составление сметы затрат и планируемых финансовых результатов……33
3.3 Определение параметров контроля маркетинговой деятельности……….35
Заключение…………………………………………………………………..……38
Список литературных источников……………………….…………………….…41
Приложение …………………………………………………………………….…..42
Прогнозирование сбыта продукции на основе мнений покупателей имеет недостаток - субъективный подход. Например, покупатель не может ответить с достаточной степенью точностью, какое количество этого товара он собирается приобрести в обозримом будущем.
Среди неколичественных методов прогнозирования сбыта особое место занимает метод экспертных оценок Дельфи. Этот метод заключается в том, что сбор мнений экспертов о возможных объемах сбыта определенного товара осуществляется путем письменного анкетного опроса в несколько туров. При этом каждый эксперт свой прогноз дает независимо от других. В процессе обработки результатов компетентность каждого специалиста можно оценить с помощью специального коэффициента.
Количественным
методом прогнозирования сбыта
продукции являются: методы экстраполяции,
корреляционного и
Метод экстраполяции
основан на изучении сложившихся
в прошлом и настоящем
С помощью корреляционного анализа можно отобрать факторы, влияющие на сбыт продукции, измерить степень связи между выбранными факторами и объемом сбыта и составить прогноз сбыта определенного товара в будущем периоде.
Регрессионный анализ позволяет выразить факторы, влияющие на объем сбыта, в виде регрессионной модели и воспользоваться полученной моделью для прогнозирования сбыта продукции.
Анализ временных рядов относится к статистическим методам прогнозирования, сущность которых состоит в том, чтобы на основе математических моделей сформировать прогнозы объемов сбыта продукции.
Метод Бокса-Дженкинса
получил широкое
Выбор конкретного
метода прогнозирования зависит
от тех конкретных задач, которые
ставит предприятие. В практике прогнозирования
сбыта для получения
Прогноз сбыта продукции может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный прогноз охватывает от 5 до 25 лет, среднесрочный - от 1 до 5 лет, а краткосрочный - от 3 до 12 месяцев. Долгосрочное прогнозирование сбыта необходимо при разработке стратегического плана, а среднесрочное - для того чтобы проверить, правильно ли осуществляется развитие торгового предприятия, предусмотренное долгосрочным прогнозом. Краткосрочный прогноз объема сбыта продукции приносит большую пользу при составлении планов сбыта, графиков реализации продукции и управлении запасами имеющейся продукции.
В условиях
неопределенности внешней среды
торговое предприятие может применять
уровневое прогнозирование
Любые прогнозы являются лишь рабочими гипотезами о тех или иных показателях развития в будущем, поэтому их достоверность полностью зависит от той информации, на которой они базируются. Обычно прогнозирование объема сбыта продукции возлагается на отдел сбыта или маркетинга, а ответственность за подготовку прогноза – на руководителей предприятия.
Прогноз объема сбыта служит составной частью плана сбыта.
Составление плана сбыта.
Важной составной частью планирования сбыта является система планов, включающая стратегический (долгосрочный) и среднесрочный планы предприятия, а также годовой и краткосрочные планы сбыта предприятия.
Стратегический
план предприятия должен определять
на перспективу важнейшие рынки
сбыта, разработку перспективных технологий,
выпуск важнейших видов продукции,
основные принципы взаимодействия с
внешней средой деятельности на рынках.
Ответственность за разработку стратегического
плана несет руководство
Среднесрочный план конкретизирует стратегический план предприятия.
Годовой
план сбыта целесообразно
Квартальные планы базируются на годовом плане сбыта и анализе фактических данных по сбыту продукции за предшествующий период, данных прогноза объемов сбыта, ограничениях ресурсов.
Выполнение плана сбыта должно постоянно контролироваться, квартальные планы необходимо корректировать в соответствии с результатами, достигнутыми в предшествующих периодах. Например, если к концу первого квартала стало известно, что план второго квартала будет невозможно выполнить, то он корректируется в сторону снижения с учетом сложившейся ситуации. Таким образом, необходимо, чтобы план сбыта являлся гибким. В конце года выполнение плана анализируется и устанавливаются конкретные причины его недовыполнения или перевыполнения.
Большое
значение при планировании сбыта
имеет установление предельного
ценового показателя, ниже которого цена
не должна опускаться. Определяется он
издержками производства и той минимальной
ценой, неполучение которой делает
продажу продукции
Наиболее
сложным является установление объективной
цены продажи определенного изделия.
Объективная цена базируется на установившейся
средней цене данного или аналогичного
изделия со средними качественными
характеристиками. Часто магазин
недополучает доход именно из-за того,
что не имеет сведений о средней
цене нового товара (или аналогичного
ему), которая служила бы ему ориентиром.
Чтобы определить объективную цену
продажи товара, целесообразно составить
конкурентный лист. Конкурентный лист
представляет собой анализ имеющихся
на рынке аналогичных изделий, сравнение
с этими изделиями товара своего
магазина и определение на этой основе
этого сравнения возможной
3.2 Составление сметы затрат
и планируемых финансовых
Данный раздел маркетингового плана является одним из основных, так как позволяет спрогнозировать финансовые последствия от внесения изменений в процесс реализации продукции. Он также позволяет определить финансовые ресурсы, необходимые для исполнения плана маркетинга и оценить эффективность их использования.
Проанализируем планируемые финансовые результаты для магазина "Самара" при продаже такого вида запчастей, как аккумулятор (таблица 6).
Таблица 6 Смета затрат и планируемые финансовые результаты деятельности магазина "Самара" по реализации аккумуляторов на 2011год
Статья прибыли / затрат |
Ед. измерения |
2011г. | |||
кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. | ||
Объем реализации |
шт. |
26 |
117 |
117 |
91 |
Цена реализации |
тыс. руб. |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
Выручка от реализации |
тыс. руб. |
273,0 |
409,5 |
409,5 |
318,5 |
Прям. затраты на сырье, материалы и труд |
тыс. руб. |
122,8 |
184,3 |
184,3 |
143,4 |
Валовая прибыль |
тыс. руб. |
150,2 |
225,2 |
225,2 |
175,1 |
Затраты на НИОКР |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
Затраты на организацию сбыта |
тыс. руб. |
22,5 |
27,1 |
27,1 |
24,5 |
Затраты на организацию продвижения |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
Прибыль до налогов |
тыс. руб. |
127,7 |
198,1 |
198,1 |
150,6 |
Ставка налога |
% |
18 |
18 |
18 |
18 |
Чистая прибыль / убытки (результат деятельности ПРК) |
тыс. руб. |
104,7 |
162,4 |
162,4 |
123,5 |
В таблице 6 планируемые финансовые результаты деятельности рассчитывались исходя из следующих данных:
Цена реализации рассчитывалась как средняя цена на наиболее популярные (по результатам проведенного маркетингового исследования) аккумуляторы. Она составила 3,5 тыс. руб.
Таким образом,
выручка от реализации аккумуляторов
в планируемом периоде
Валовая
прибыль от реализации товара составляет
около 55% от выручки реализации. Из этой
суммы от 12 до 15% составляют затраты
на организацию сбыта и
Таким образом,
чистая прибыль (результат деятельности
ПРК) магазина "Самара" в планируемом
периоде составит от 104,7 до 162,4 тыс. руб.,
что выше показателей текущего периода
на 27%. Это говорит об оправданности
мер и финансовых затрат и экономической
эффективности принимаемых
Заключительным этапом маркетингового планирования является разработка системы контроля - сюда включается контроль продаж и прибыльности магазина, а также анализ эффективности маркетинговых мероприятий по основным направлениям.
Система маркетингового контроля магазина "Самара" содержит информацию о том, насколько результаты его деятельности соответствуют намеченным целям и планам, и в этой связи оценивает ее положение на рынке сбыта автозапчастей в рассматриваемый момент времени.
Эффективное
исполнение маркетингового плана требует
организации системы
Процесс контроля предполагает:
Предназначение системы контроля - воздействие не на программы или затраты сами по себе, а на поведение людей, которые несут ответственность за исполнение плана. Параметры контроля (сроки, цены и т.д.) и фамилии сотрудников, ответственных за исполнение указываются в общем плане маркетинга для конкретного сегмента.
По мере
осуществления плана
В таблице 7 приведены наиболее существенные пункты плана, параметры контроля, причины возможных отклонений и мероприятия по корректировке отклонений.
Таблица 7 Мероприятия по корректировке плана маркетинга для магазина "Самара"
Мероприятие |
Параметры контроля |
Причины отклонений |
Мероприятия по корректировке |
Закупка товара |
Цена товара |
Объективные причины |
Увеличение продажной |
Субъективные причины |
Поиск более выгодных условий поставки запчастей | ||
Наличие марок и моделей определенных производителей |
Снижение ассортимента, предлагаемого производителями |
Заключение договоров на поставку определенных запчастей; Поиск других поставщиков. | |
Организация сбыта |
Количество специализированных торговых точек |
Нерациональная организация |
Выделение специалистов по рационализации торгового процесса |
Отс. финансовых ресур. для развития |
Поиск источников финан-я (кредиты, инвесторы) | ||
Организация послепродаж.обслуживания |
Гарантийный ремонт |
Отсутствие автомастерской |
Заключение договоров с |
Замена товара, имеющего заводские дефекты |
Сложности с отправкой некачественного товара |
Установление контактов с |
Информация о работе Анализ сбытовой политики предприятия» (на примере магазина «Самара»)