Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:22, реферат
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
- овладеть достаточными теоретическими знаниями в области ассортиментной и маркетинговой политики;
- определить особенности формирования товарного ассортимента на промышленном предприятии;
- проанализировать ассортиментную и маркетинговую политику ОАО «Щучинский маслосырзавод»;
- внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной и маркетинговой политики предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сущность ассортиментной политики промышленного предприятия
1.2 Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия
1.3 Функции управления ассортиментом товара
2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЩУЧИНСКИЙ МАСЛОСЫРЗАВОД»
2.1 Краткая история и анализ организационной структуры управления ОАО «Щучинский маслосырзавод»
2.2 Ассортиментная политика предприятия
2.3 Маркетинговая политика предприятия
2.4 Сбытовая политика предприятия
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ЩУЧИНСКИЙ МАСЛОСЫРЗАВОД»
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЩУЧИНСКИЙ МАСЛОСЫРЗАВОД»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Функция контроля дает возможность
проверки в конце отчетного периода
правильности выбранной предприятием
стратегии в области
Процесс управления ассортиментом
товаров, как видно из вышесказанного,
довольно трудоемкий и сложный. В
нем находят применение многие элементы
коммерческой деятельности. Управление
ассортиментом товаров в
2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЩУЧИНСКИЙ
МАСЛОСЫРЗАВОД»
2.1 Краткая история
и анализ организационной
На основании Постановления Совета Министров СССР от 19 сентября 1949 года в городе Щучин, Гродненской области начато строительство маслосырзавода, а 30 июня 1952 года завод был сдан в эксплуатацию. Основная специализация предприятия на тот момент времени – выработка сычужных сыров и масла сливочного.
В 1953 году поступило от хозяйств Щучинского района и переработано 4 150 тонн молока, и выработано 336 тонн сыра и прочей молочной продукции.
В 1955 году расширена сырьевая зона за счет хозяйств Василишковского и Желудокского районов, что позволило предприятию выйти на полную проектную мощность.
В период 1961-1963 годы была произведена первая реконструкция завода, перевод котельной на сжигание жидкого топлива, построено здание с монтажом холодильного оборудования, расширены складские помещения.
В 1976 году введен в эксплуатацию цельномолочный цех и увеличился выпуск продукции до 18 000 тонн в год.
В 1986 году смонтирована дополнительная маслолиния производительностью 15 тонн в смену.
В 2002 году введен в эксплуатацию автомат по розливу молочной продукции в картонные упаковки «Tetrа-Рack» (ТР/7).
В настоящее время предприятие способно принять в переработку до 600 тонн молока в сутки.
ОАО «Щучинский МСЗ» расположен на площади 9,77 га в южной части города Щучин, 15 км до автодороги Минск – Гродно, до г. Гродно – 50 км, до г. Минска – 221 км.
По состоянию на 01.01.2006 г. профилирующее производство – переработка молока. Производство состоит из двух основных цехов:
§ цельномолочный цех производственной площадью 34 566 м2;
§ консервный цех производственной площадью 3 716 м2.
На территории завода расположен межхозяйственный цех заменителя цельного молока, мощностью 15 тонн СОМа в сутки, занимаемая производственная площадь – 4 370 м2. Все три цеха увязаны одним технологическим процессом.
Из вспомогательных и
В состав сырьевой зоны завода входят 14 сельхозпредприятий Щучинского района, 9 сельхозпредприятий и 2 фермерских хозяйства Остринского района, 10 сельхозпредприятий Рожанского района.
На территории завода имеется здравпункт (работает зубной врач, терапевт), столовая с буфетом, фирменный магазин.
Режим работы предприятия:
§ 1 и 4 кварталы – двухсменный;
§ 2 и 3 кварталы – трехсменный.
Юридический адрес: ОАО «Щучинский МСЗ»: 231513, Республика Беларусь, Гродненская область, г. Щучин, ул. 17 Сентября, 45.
На сегодняшний день завод выпускает продукцию согласно действующих технологических инструкций в соответствии с требованиями стандартов. По состоянию на 01.01.2006 г. ассортимент предприятия сформирован из следующих наименований товарных групп производимой молочной продукции:
§ масло животное;
§ сыры жирные крупные;
§ сыры плавленые;
§ цельномолочная продукция;
§ молочная сыворотка;
§ молочный сахар;
§ альбумин.
Основным видом деятельности комбината является заготовка и переработка молока, при котором производство цельномолочной продукции и сливок занимает 47,6 % от общего объема, масла животного – 16,9 %, иных видов молочной продукции – 0,6 %.
За прошедший год качество продукции
проверялось Гродненским
Для контроля за качеством сырья, готовой продукции на заводе имеется химическая, бактериологическая и радиологическая лаборатория, которая соответствует требованиям Системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь и аккредитирована на техническую компетентность, на что выдан Аттестат аккредитации от 30 декабря 2002 года органом по аккредитации лабораторий.
Для улучшения качества выпускаемой
продукции на предприятии непрерывно
разрабатываются
В 4 квартале 2005 года предприятие приступило к работам по внедрению системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек.
ОАО «Щущинский МСЗ» присвоена премия Гродненского облисполкома в области качества по итогам работы в 2004 году.
Качество готовой продукции зависит от качества поступающего сырья. За 2005 год на комбинат поступило:
§ молоко высшим сортом – 41,1 %;
§ молоко первым сортом – 53,2 %;
§ молоко вторым сортом – 5,4 %;
§ молоко несортовое – 0,3 %;
§ охлажденное – 51,3 %.
На сегодняшний день ОАО «Щущинский МСЗ» оказывает помощь хозяйствам в обеспечении моющими средствами, фильтрующими материалами, химическими реактивами. Решается вопрос о покупке хозяйствам холодильного оборудования.
2.2 Ассортиментная политика предприятия
На сегодняшний день переработку молока в Республике Беларусь осуществляют около 90 молокоперерабатывающих предприятий, на которые приходится 90 % всего перерабатываемого молока. Два года назад их было 114. Уменьшение произошло за счет присоединения небольших и отстающих заводов к более сильным предприятиям.
Как итог в Беларуси в 2005 году достигнут самый высокий рост валового производства молока за последние 9 лет. По сравнению с 2004 годом его объемы увеличились на 18 % и составили 3,6 млн. тонн молока.
По оценкам экспертов, Беларусь
стала производить в два раза
больше молока, чем может потребить
внутренний рынок. Поэтому перед
всеми предприятиями-
Основной экспортный рынок для отечественных предприятий – российский. На этот рынок свою продукцию поставляют 67 предприятий молочной отрасли. Из рис. 2.1 видно, что экспорт молочных продуктов в 2005 году составил 246 млн. USD. Рост по сравнению с 2004 годом составил 118 %.
Рис. 2.1. Динамика экспорта молочных продуктов из Республики Беларусь в 2000-2005 гг.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2005 году в Россию было экспортировано 46,8 тыс. тонн сливочного масла (в 2004 году – 30 тыс. тонн), 53,4 тыс. тонн сыра (в 2004 году – 37,5 тыс. тонн), 117 тыс. тонн сырого молока (в 2004 году – 74 тыс. тонн), а также 93,1 тыс. тонн молока и сливок сгущенных (2004 году – 76,5 тыс. тонн). Следует отметить, что поставки молока и сливок сгущенных из Беларуси в Россию превысили общий объем импорта аналогичной продукции из других стран в 2,1 раза.
Что касается стран дальнего зарубежья,
то на эти рынки белорусские молочные
предприятия поставляют лишь сухое
молоко и казеин. Дело в том, что
в странах ЕС действуют определенные
требования к импортируемой
Рассматривая будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что одним из перспективных направлений ее развития может быть экспортная ориентация, и для этого есть объективные предпосылки, связанные с развитой производственной базой и товарно-сырьевой конъюнктурой.
В целом, если говорить о производстве молочной продукции в Гродненской области, следует отметить, что в области функционируют 7 молочных предприятий, крупнейшими из которых являются ОАО «Гродненский молочный комбинат» и ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», перерабатывающие в совокупности половину сырья Гродненской области (202,2 из 439,4 тыс. тонн). Для сравнения: ОАО «Щучинский МСЗ» перерабатывает шестую часть сырья области.
Основными рынками сбыта продукции ОАО «Щучинский МСЗ» в Республике Беларусь являются Гродненская и Минская области. Наибольший удельный вес реализации приходится на Гродненскую область – 58,9 %, в Минской области реализуется 39,2 % продукции. Незначительная доля продукции реализуется в Витебской области (1,8 %), а также в Брестской (0,1 %).
За январь-декабрь 2005 года 64 % сыра российского, 15,4 % масла, 77,4 % молочной сыворотки, а также 54,7 % молочного сахара производства ОАО «Щучинский МСЗ» было отгружено в Российскую Федерацию (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Динамика экспорта продукции ОАО «Щучинский МСЗ» в 2004-2005 гг., тонн
Наименование продукции |
Период |
Изменение (гр.3-гр.2) | |
2004 год |
2005 год | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Сыр российский |
4110,9 |
4370 |
259,1 |
2. Масло животное |
15 |
40 |
25 |
3. Сухая молочная сыворотка |
611,4 |
790 |
178,6 |
4. Молочный сахар |
26 |
0 |
-26 |
В общем объеме продаж за январь-декабрь 2005 года 54 % произведенной продукции реализовалось на российском рынке.
По состоянию на 01.01.2006 года ассортиментный перечень молочной продукции, производимой ОАО «Щучинский МСЗ», составляет около 40 наименований. Всю продукцию завода можно разделить на следующие основные ассортиментные группы:
§ цельномолочная продукция;
§ масло животное;
§ твердые сыры;
§ мягкие сыры;
§ сыр диетический;
§ сухое обезжиренное молоко;
§ молочный сахар;
§ молочная сыворотка;
§ альбумин и др.
Из цельномолочной продукции на предприятии производятся молоко 2,5 % и 3,5 %-ой жирности, кефир 2, 5% и 3,5 %-ой жирности, сметана 20 % и 25 %-ой жирности, творог нежирный 5 %, 9 и 18%-ой жирности.
Стандартно по ассортименту масло животное выпускается следующих наименований: бутербродное, любительское и крестьянское.
Ассортимент выпускаемых сыров включает в себя сыр российский 50 %-ой жирности (твердый) и клинковый 30 %-ой жирности (мягкий).
В виду того, что для работы с
ассортиментом наиболее существенными
с точки зрения маркетинга являются
следующие цели: объем сбыта, прибыль
и доля рынка, следует проанализировать
структуру произведенной
В табл. 2.2 приведен анализ структуры производства по укрупненным группам молочных изделий ОАО «Щучинский МСЗ»:
Таблица 2.5
Анализ структуры производства по укрупненным группам молочных изделий ОАО «Щучинский МСЗ» за 2004-2005 гг., тонн.
Товарная группа |
2004 год |
2005 год |
Отклонения | |||
факт |
удельный вес, % |
факт |
удельный вес, % |
по факту |
по удельному весу | |
1. Сыр жирный |
5204 |
12,59 |
7076 |
16,96 |
1872 |
4,38 |
2. Масло животное |
222 |
0,54 |
375 |
0,90 |
153 |
0,36 |
3. Цельномолочная продукция |
9248 |
22,37 |
6949 |
16,66 |
-2299 |
-5,71 |
4. Творог нежирный |
0 |
0,00 |
17,5 |
0,04 |
17,5 |
0,04 |
5. Молочный сахар |
67 |
0,16 |
91 |
0,22 |
24 |
0,06 |
6. Сыр диетический |
8 |
0,02 |
14 |
0,03 |
6 |
0,01 |
7. Сыворотка |
25854 |
62,53 |
26038 |
62,42 |
184 |
-0,11 |
8. Альбумин |
744 |
1,80 |
1153 |
2,76 |
409 |
0,96 |
Итого |
41347 |
100,00 |
41713,5 |
100,00 |
366,5 |
0,00 |
Для наглядности представления информации анализ структуры производства по товарным группам изображен на рис 2.1:
Рис. 2.1. Структура производства по различным группам товаров ОАО «Щучинский МСЗ» за 2004-2005 гг.
По данным табл. 2.2 видно, что на конец 2005 года производство молочных изделий увеличилось на 366,5 тонн или приблизительно на 0,89 %. Это преимущественно произошло за счет увеличения выпуска сыров жирных на 1872 тонны, альбумина на 409 тонн, сыворотки на 184 тонны, однако ее удельный вес в структуре производства снизился на 0,11 % и по сравнению с 2004 г. и составил 62,42 % по абсолютному удельному весу.