Влияние маркетинговой среды на деятельность медицинского учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще.
Цель данной курсовой работы – Изучить влияние маркетинга, на рынок медицинских услуг.
Задачи работы - Изучить теоретические и практические аспекты, влияния маркетинга рынка медицинских услуг.

Содержание

Введение……………………………………..…………….……………………..3
ГЛАВА I . Что такое маркетинг
1.1. Ознакомление с маркетингом.........................................................................4
1.2. Функции, понятия и цели маркетинга...........................................................4
ГЛАВА II. Маркетинг в здравоохранении..
2.1. Маркетинг медицинских услуг, его сущность и особенности.................5
2.2 Роль медицинских услуг и его стадии…………………………………....6
2.3 Потребность в медицине…………………………………………………...9
2.4 Спрос и цена на медицинские услуги…………………………………...10
Глава 3 Рынок медицинских услуг
3.1 Условия формирования и особенности
рынка в здравоохранении…………………………………………………..16
3.2 Условия необходимые для развития и
функционирования рынка………………………………………………......16
3.3 Рыночные отношения…………………………………………………....20
3.4 Ценообразование на рынке медицинских услуг……………………..26
ГЛАВА IV Применения маркетинга в здравоохранении
4.1 Особенности применения маркетинга
в учреждениях здравоохранения…………………………………………..30
4.2 Необходимость применения маркетинговой
деятельности в здравоохранении………………………………………….34
4.3 Уровни возможного применения маркетинга в здравоохранении….37
ГЛАВА V Практическое исследование
5.1 Практическое исследование на базе крупной многопрофильной больницы Санкт-Петербурга - больницы №26…………………………………………38
5.2Характеристика удовлетворённости пациентов стационара………...40
Заключение ………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Vlianie_marketingovoy_sredy_na_deyatelnost_med.docx

— 93.59 Кб (Скачать файл)

1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть

всех занятых каким-то конкретным видом труда.

2. Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу

географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие

нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены

приобретать новую квалификацию.

3. Фирма   "диктует  заработную  плату"   в  том  смысле,   что   ставка

заработной платы, которую  фирма должна выплачивать, находится  в

прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.

Таким образом, можно убедиться, что особенностью белорусского рынка  медицинских услуг является то, что  он представляет собой прочный сплав  монополии и монопсонии, когда  практически все медицинские  работники и лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству здравоохранения. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще  и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая  даже покрытия их реальных издержек.

Монополизм приводит к  замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной  на мировом рынке, утрачиваются стимулы  нахождения более эффективных решений  функционирования в экономике и

др.

М. Маринов использовал  переменные отношения менеджеров предприятий  к функциям рыночных исследований для  анализа степени развития рыночной ориентации. Он выделил четыре рыночных подхода, демонстрирующие последовательные этапы внедрения предприятиями  рыночной ориентации, включая:

• агностицизм;

• производственную ориентацию;

• сбытовую ориентацию;

• рыночную ориентацию.

Первый этап внедрения  предприятиями рыночной ориентации -агностицизм — характеризуется отсутствием рыночных исследований в деятельности предприятия и непониманием содержания, функций и роли маркетинга.

Производственная ориентация характеризуется концентрацией  внимания на планировании и управлении производственными процессами и  принятии решений по поводу количества и качества выпускаемой продукции. Элементы маркетинговой ориентации представлены, на данном этапе, в попытках использовать маркетинговую информацию для поддержки сбытовой деятельности и адаптации к новым рыночным условиям, а также в стремлении устанавливать непосредственные контакты с потребителями. Маркетинг не рассматривается  как ведущая философия предприятия, и его элементы ограничены рамками  специализированных отделов предприятий (часто плановым отделом или отделом  сбыта).

Предприятия, демонстрирующие  сбытовую ориентацию рыночной деятельности, акцентируют важность стимулирования сбыта и рекламы, создание имиджа и позиционирования продуктов предприятия. Большое значение придается установлению непосредственных контактов с потребителями  и сбору конкурентной информации для изучения новых рыночных условий и адаптации к ним. Маркетинг не является ведущей философией предприятия и, в основном, представляет собой функцию специализированных отделов.

Предприятия рыночной ориентации делают акцент на определение и удовлетворение нужд потребителей, и на этой основе принимаются решения о количестве и качестве выпускаемой продукции. Предприятия собирают конкурентную информацию, устанавливают контакты с потребителями, анализируют рынок  и стремятся адаптироваться к  его изменениям с помощью маркетинга. Важным моментом является то, что предприятия  используют маркетинг как философию  всей организации.

Для большинства государственных  учреждений здравоохранения свойственен  именно агностицизм. Деятельность руководителей  этих учреждений направлена, в первую очередь, на "затыкание дыр", а  мотивом этой деятельности является, скорее, собственное спокойствие  руководителей, нежели желание максимально  удовлетворить потребности граждан.[10]

3.4 Ценообразование на рынке медицинских услуг

      Переход  к  рыночной  экономике  вызвал  коренную  перестройку  системы  ценообразования во всех отраслях  народного хозяйства. Потребности  практического здравоохранения  явились мощным стимулом  для  активизации  по  проблемам   стоимостных  оценок  в  медицине.  К  настоящему времени опробованы  и внедрены в практику многие  методики определения цен   на медицинские услуги, изданы  соответствующие указания и рекомендации.

      Основная  схема ценообразования включает  следующие этапы:

     1.  Подготовительный  этап  –  конкретизация   задач  и  выбор   метода  ценообразования, инструктивно-методическая  работа.

     2. Этап  сбора   первичной  информации  и   оперативного  экономического

        анализа  – определение количественных  и  качественных  характеристик  обслуживания  больных,  показателей   состояния   и   использования  основных фондов.

     3. Этап определения  себестоимости – расчет затрат  на заработную плату,

        прямых, косвенных и накладных расходов.

     4. Этап формирования  цены – включение в  структуру   цены  коэффициента рентабельности,  поправочных  коэффициентов  (надбавка  –  скидка), заключительная экспертная  оценка,  калькуляция  цены  и  оформление прейскуранта.

     5. Этап коррекционной  работы – ввод инфляционных  коэффициентов, расчет цен   на  вновь  вводимые  услуги,   использование   новых   методик  ценообразования.

      На подготовительном  этапе формируется цели и   задачи  ценообразования.

Цели  ценообразования   могут   быть   различными.   Например,   обеспечение выживаемости организации, завоевание лидерства  по показателям доли  рынка  и  качества.

      Основными  задачами являются:

      назначение цены (на основе «бюджетных оценок,  договорная,  свободная, цена для расчета со страховыми организациями и т.д.); условия оказания и оплаты медицинских услуг (кому,  где,  когда  будет оказываться данная услуга, кто и каким образом будет ее оплачивать); вид калькуляционного объекта (детальная услуга,  простая,  комплексная медицинская услуга и т.д.); метод расчета цены (затратный, нормативный, гонорарный и т.д.).

      От качества  выполнения этапа сбора первичной  информации и оперативного экономического  анализа  зависит  достоверность   конечных  результатов.   Из  общепринятых  форм  отчетности  специалистами  собирается  необходимая   для анализа информация, рассчитываются  все экономические показатели  учреждения, которые в дальнейшем  используются для расчета цены  на медицинские услуги.

      Этап определения   себестоимости  включает  в   себя  расчет  затрат  на заработную  плату,  прямых,  косвенных   и  накладных  расходов  на  оказание медицинской услуги.

      Расчет  заработной платы  традиционно   складывается  из  двух  основных

моментов: определение трудозатрат  на оказание услуги и вычисление  стоимости единицы трудоемкости.

      Прямые  затраты – это затраты которые  остаются неизменными, каким бы  не было количество произведенных  услуг (плата за аренду помещения,  затраты  на оборудования, на  выплату заработной платы).

      Косвенные  затраты – непостоянные затраты,  обеспечивающие  условия  для  проведения диагностических исследований  и лечебных  процедур.  К   ним  также относятся   затраты   на   функционирование   административно-хозяйственного  персонала.

      В  накладных   расходах  учитываются  затраты,   связанные   с   данной

медицинской услугой (хозяйственные, командировочные и прочие расходы).

      После   определения   основных   элементов   затрат   начинается   этап

формирования  цены.

      Цен включает  в себя все затраты на производство  медицинской  услуги  –

себестоимость и прибыль.

      Прибыль  (доход)  и  рентабельность  являются   одним   из   важнейших

показателей,   характеризующих   эффективность   здравоохранения.    Прибыль рассчитывается  путем  умножения  себестоимости   на   нормативный   процент рентабельности.

      Рентабельность   оказываемых   учреждением    здравоохранения    услуг

определяется по следующей  формуле:

      [pic]

      R=(Ц-С)/Ц,

      где R –  рентабельность оказываемых услуг;

      Ц – цена оказываемых услуг;

      С – себестоимость  оказываемых услуг.

      Размер  рентабельности определяется в  размере до 25%.  Но  в  настоящее

время это ограничение  не действует. Минздрав РФ указал 25%  прибыли  в  цене

медицинской услуги как рекомендательную цифру. Предела  рентабельности  нет.

      Текущая  коррекция цен – необходимое  условие соответствия  прейскуранта  меняющимся экономическим условиям. Эта работа должна проводиться   регулярно, не реже одного раза  в квартал, а при необходимости   и  чаще.  Для  коррекции  цен  необходимо  учитывать   как  минимум  три  основных   фактора:   уровень инфляции, изменение  масштаба цен  и  покупательскую  способность  населения.

Рост  цен  не  всегда  напрямую  коррелирует  с  уровнем  инфляции,  поэтому необходим  учет масштаба цен и степени чувствительности  спроса  к  изменению цен. Текущую коррекцию удобнее всего проводить  с  использованием  ЭВМ,  что позволит  избежать  ошибок  и  сделать   прейскурант   динамичным,   гибким, соответствующим реальной экономической ситуации.[23][24]

 

 

ГЛАВА IV Применения маркетинга в здравоохранении

4.1 Особенности применения маркетинга в учреждениях здравоохранения

 

Участники маркетинга

Как уже говорилось выше, участниками маркетинговой деятельности являются, в сущности, все граждане страны независимо от рода деятельности.

Система маркетинга состоит  из следующих понятий, выделяемые Ф. Котлером:

  • нужда,
  • потребность,
  • запрос,
  • товар,
  • обмен,
  • сделка,
  • рынок.

Данные понятия, применительно  к рынку медицинских услуг, выглядят примерно так:

  1. Нужда – чувство нездоровья и желание больного стать здоровым.
  2. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем, личностью больного и предложениями рынка медицинских услуг. Она выражается в объектах, устройствах, приспособлениях, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ состоянию здравоохранению, клинической медицины конкретного общества.
  3. Запрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью.
  4. Товар – все, что может удовлетворить потребность и нужду, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
  5. Обмен – акт получения потребителем медицинской услуги под гарантию.
  6. Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
  7. Рынок – может быть определен, с одной стороны, как совокупность всех медицинских услуг, а с другой стороны, как совокупность существующих и потенциальных потребителей этих услуг.

Применительно к медицинскому рынку можно сказать, что врач с его квалификацией и знаниями продает услуги своего труда, как  товар, в приобретении которого заинтересована то или иное ЛПУ, а также и пациент.

Таким образом, анализируя мотивы поведения пациентов, можно не только изучить их привычки, вкусы, но и  выяснить причины такого поведения, что облегчает сегментирования  рынка как в данный момент, так и в будущем.

В ходе анализа применяют  такие известные приемы, как система  специальных тестов, анкет, опросников, позволяющих учреждениям фиксировать  мнение пациентов в отношении  тех или иных медицинских услуг.

Существует ряд методик  группировки пациентов по различным  признакам (величине дохода, уровню образования, привычкам и пр.) с последующей  оценкой изменений, происходящих в  системе потребительских предпочтений, причем отличия от традиционного  маркетинга незначительны.

С помощью анализа рынка  определяется местоположение ЛПУ на нем. Целесообразно проводить анализ по какой-либо одной услуге или группе услуг. Прежде всего, следует выделить факторы, которые могут активно  влиять на спрос, и получить информацию о том, кто нуждается в услугах, каков спрос на них, а самое главное – какова платежеспособность населения.

Информация о работе Влияние маркетинговой среды на деятельность медицинского учреждения