Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:12, курсовая работа
Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще.
Цель данной курсовой работы – Изучить влияние маркетинга, на рынок медицинских услуг.
Задачи работы - Изучить теоретические и практические аспекты, влияния маркетинга рынка медицинских услуг.
Введение……………………………………..…………….……………………..3
ГЛАВА I . Что такое маркетинг
1.1. Ознакомление с маркетингом.........................................................................4
1.2. Функции, понятия и цели маркетинга...........................................................4
ГЛАВА II. Маркетинг в здравоохранении..
2.1. Маркетинг медицинских услуг, его сущность и особенности.................5
2.2 Роль медицинских услуг и его стадии…………………………………....6
2.3 Потребность в медицине…………………………………………………...9
2.4 Спрос и цена на медицинские услуги…………………………………...10
Глава 3 Рынок медицинских услуг
3.1 Условия формирования и особенности
рынка в здравоохранении…………………………………………………..16
3.2 Условия необходимые для развития и
функционирования рынка………………………………………………......16
3.3 Рыночные отношения…………………………………………………....20
3.4 Ценообразование на рынке медицинских услуг……………………..26
ГЛАВА IV Применения маркетинга в здравоохранении
4.1 Особенности применения маркетинга
в учреждениях здравоохранения…………………………………………..30
4.2 Необходимость применения маркетинговой
деятельности в здравоохранении………………………………………….34
4.3 Уровни возможного применения маркетинга в здравоохранении….37
ГЛАВА V Практическое исследование
5.1 Практическое исследование на базе крупной многопрофильной больницы Санкт-Петербурга - больницы №26…………………………………………38
5.2Характеристика удовлетворённости пациентов стационара………...40
Заключение ………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………
Любое маркетинговое исследование невозможно без анализа внутренней среды организации. Из всех ее составляющих как одна из наиболее приоритетных была изучена кадровая, а именно: степень овладения в теории и применение на практике идеологии маркетинга. Опрос проводился не только среди врачей хозрасчетного отделения, но и среди врачей практически всех отделений больницы. Для проведения этого этапа исследования разработана "Карта опроса врачей". Всего было опрошено 98 врачей, что составило 35% от общего числа работающих в стационаре врачей. В ходе обработки материала использовались традиционные статистические методики (расчет статистических показателей, средних величин, их ошибок). Оценка достоверности разности сравниваемых величин (средних статистических и показателей) проводилась с помощью критерия достоверности (t). [13]
5.2Характеристика удовлетворённости пациентов стационара
Изучение состава больных, лечившихся в хозрасчетном отделении, показало, что чуть более половины (56 %) из них пришлось на долю мужчин и 44% - на долю женщин. В возрастной структуре наибольшую часть (32,6%) составили лица старше 60 лет. Следующее ранговое место приходится на лиц 50-59 лет (21,5%). Ниже удельный вес пациентов 30-39 лет (18,2%) и 40-49 лет (16,6%), и минимальной (11,1%) оказалась доля лиц моложе 30 лет.
Изучение каналов
Проанализированная
Не менее активно оказывалась
и консультативная помощь больным.
Консультация терапевта была проведена
31,1% пациентов. Четверти больных (25,1%) была
проведена консультация хирурга. Каждый
шестой (16,9%) пациент был проконсультирован
неврологом. Консультация кардиолога
была проведена 30,3% больных. Отоларингологом
были проконсультированы 14,3% больных.
Каждый пятый (21,2%) пациент был проконсультирован
окулистом; 19,5% - эндокринологом; 7,5% - нейрохирургом.
Среднее число проведенных
Больные получали активную медикаментозную терапию. Среднее число назначенных препаратов составило 10,9±0,4. В то же время немедикаментозные методы лечения использовались сравнительно редко. Лечебная физкультура назначалась пациентам с хронической ИБС, цереброваскулярной болезнью (острой и хронической), прочей патологией системы кровообращения, пневмонией, язвенной болезнью. Среднее число проведенных занятий составило 2,3±0,3. Физиотерапевтические процедуры назначались пациентам с заболеваниями органов дыхания, хроническим гастритом, болезнями почек и мочевыводящих путей. Среднее число процедур составило 1,9±0,2.
Операция была проведена 22,8% больных.
По длительности госпитализации пациенты распределились следующим образом: 19,7% лечились от 1 до 3 дней, 30,1% - 4-7 дней, 34,3% - 8-14 дней, 15,9% - более двух недель. В среднем больные лечились 9,5±0,5 дней.
Общая средняя стоимость лечения больных в отделении составила 36219 руб. Как известно, общая стоимость лечения складывается из ряда составляющих. Первой из них является стоимость пребывания в стационаре (т.е., по сути, стоимость гостиничных услуг), которая определяется, главным образом, длительностью пребывания дольного в стационаре. По нашим данным она составила в среднем 16361 руб. Следующей статьей калькуляции является стоимость питания, которая также преимущественно определяется длительностью лечения больных. Средние расходы на питание были сравнительно невысокими и составили 2871 руб. (302,2 руб. в день).
Средняя стоимость проведенных консультаций составила 3173 руб. Наибольшей (3750 - 4100 руб.) она была при хронической ИБС, ЦВБ, прочих заболеваниях системы кровообращения. Ниже (в среднем 2304 руб.) была стоимость лабораторных исследований. Среди больных с разными заболеваниями наиболее высокой (2481 руб.) она оказалась при хронической обтурационной болезни легких.
Стоимость медикаментозной терапии составила в среднем 4691 руб. (т.е. в среднем на один койко-день приходится 493,8 руб.). Стоимость немедикаментозной терапии составила в среднем 6033 руб.
Таким образом, наибольший "вклад"
в общую стоимость лечения
вносят гостиничные услуги (т.е. стоимость
пребывания в стационаре). Далее
по мере убывания следуют: стоимость
немедикаментозного и медикаментозного
лечения, инструментального
Проведенный анализ показал,
что данную госпитализацию каждому
девятому пациенту (11%) никто не рекомендовал.
Каждому пятому стационарное лечение
рекомендовали знакомые (21,9%) и врачи
скорой помощи (20,6%), каждому третьему
(35,6%) - другие врачи, 11% - страховая компания.
В 71% случаев госпитализацию оплачивали сами пациенты; в 29% - оплата осуществлялась по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС). Среди служащих доля случаев оплаты ДМС была максимальной (60%), мало отличалась она (25% - 29,2%) среди лиц других социальных категорий и была минимальной (12,5%) среди пенсионеров.
Среди причин, обусловивших
лечение именно в хозрасчетном отделении,
41,4% респондентов называли высокое
качество лечения, 15,7% - уровень сервиса,
15,7% - оба из указанных аспектов, 4,3%
- оперативность оказания помощи, 5,7%
выбирали данное лечение принципиально
(как альтернативу бесплатной помощи),
в 17,2% случаев назывались другие причины.
Качество помощи являлось основным побудительным
мотивом для лиц старше 50 лет,
для пациентов моложе 30 лет не
меньшее значение имел уровень сервиса,
оперативность указывалась
Довольно значительно отличалась мотивация причин при разных системах оплаты. В частности, при самостоятельной оплате, в большем проценте случаев, чем при оплате по договорам ДМС, указывались такие причины, как сервис, его сочетание с качеством, оперативность.
Дополнительно респондентам
был задан вопрос о том, каковы
причины выбора в качестве места
лечения больницы, послужившей базовой
для проведения исследования. 10,2% опрошенных
указали на советы врачей; 16,3% - на советы
знакомых; 28,6% - на территориальную близость;
2% - на рекомендации страховой компании;
18,2% - на свой собственный предыдущий
опыт. В 8,2% выбор больницы был случайным,
в 22,5% указывались прочие причины. Рекомендации
врачей и страховщиков были наиболее
значимы для больных с
Следующий блок вопросов анкеты
касался взаимоотношений
В пятибалльной системе респондентам
предлагалось оценить отношение
к себе врачей и среднего медперсонала.
В подавляющем большинстве
Респондентам предлагалось оценить также санитарно - гигиенические условия проживания и уровень сервиса. Большинство (92,3%) опрошенных считали санитарно - гигиенические условия отличными, а 5,8% - хорошими. Те или иные предложения или пожелания (весьма распространенные и трудно структурируемые), связанные преимущественно с различными компонентами сервиса, высказали 21,3% пациентов.
Последний блок вопросов был посвящен изучению отношения пациентов к стоимости медицинских услуг, оказываемых в стационаре. 68% из них отметили, что вполне удовлетворены стоимостью услуг; 18,6% - что удовлетворены частично; а 11,6% были данной стоимостью не удовлетворены. Не удовлетворяла стоимость лечения 4,2% представителей коммерческих структур; 55,6% пенсионеров; 16,7% представителей прочих социальных категорий. Высокой считали стоимость лечения 40% пациентов, самостоятельно оплативших лечение, и только 14,3% - в случае оплаты по ДМС. Среди женщин выше (17,7%), чем среди мужчин (10,1%), был удельный вес не удовлетворенных стоимостью лечения. [17]
Заключение
Маркетинговая деятельность
предприятий здравоохранения
Маркетинг в большинстве организаций является социальным, то есть использующим инструменты маркетинга для улучшения жизни как отдельных людей, так и всего общества в целом. Но не зависимо от того, платный он или бесплатный, все они должны выполнять свою работу качественно, ведь от их работы зависят жизни людей.
Современный рынок медицинских
услуг далёк от идеала, и нужно
многое менять в системе. Нет ни современного
оборудования, ни хорошего обслуживания,
и для достижения результата нужна
усиленная маркетинговая
Список литературы:
Книжный мир, 1998. 171, 256.
Информация о работе Влияние маркетинговой среды на деятельность медицинского учреждения