Внутренняя планировка магазина и ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы выбрана мной не случайно. Актуальность данной темы в настоящее время очевидна так как розничная торговая сеть является завершающим и основным этапом процесса обращения товаров. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). Планировка помещений магазина играет ключевую роль в продвижении товара. Она должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников. Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ……………………………………………7
1.1 Требования, предъявленные к устройству и оформлению магазинов….7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь………….17
1.3 Эффективность расстановки оборудования в торговом зале…………25
2. ВНУТРЕННЯЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА НА ПРИМЕРЕ КОМИССИОННОГО ОТДЕЛА МАГАЗИНА ОДО «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»………………………………………………………35
2.1Организационно-экономическая характеристика магазина ОДО "Стройматериалы"……………………………………………………………..35
2.2 Анализ устройства и планировки комиссионного отдела №2………..39
2.3 Оценка эффективности планировки и расстановки оборудования в торговом зале, предложения по их рационализации………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кд испр2.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Основные проектно-технологические  требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

-не допускать  пересечения покупательских и  товарных потоков;

-использовать  гибкую планировку, позволяющую  в случае необходимости быстро  и без существенных затрат  осуществлять внутреннюю перепланировку  магазина, не меняя параметров  здания;

-способствовать  перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых  для работы условий следует соблюдать  конкретные технологические требования к устройству магазина:

-обеспечение  беспрепятственного рационального  движения покупательских потоков;

-выделение зон  (помещений) в соответствии с  содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских  и грузовых потоков;

-организация  кратчайших путей движения и  исключение перекрестных потоков.[7, с. 117]

Устройство  магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия  для максимальной производительности труда, механизации технологических  операций, обеспечивать комфортные условия  труда, необходимые режимы хранения товаров.

Проекты магазинов должны соответствовать:

-прогрессивным  направлениям развития отрасли;

-функциональным  требованиям организации движения  товаров в магазине от разгрузки  до продажи потребителю;

-градостроительным  условиям размещения (объемно-архитектурное  решение);

-требованиям по внедрению прогрессивных конструкций и отделочных материалов;

-экономичности  проектного решения.

Одним из главных  требований к магазинам, обеспечивающим повышение их эффективности, является создание конкурентоспособных торговых предприятий, обладающих следующими признаками:

-широким ассортиментом  товаров;

-наличием прогрессивных  технологий при продаже товаров  и обслуживании покупателей;

-высоким уровнем  рекламно-информационного обеспечения  магазина;

-высокой культурой  обслуживания, обеспечивающей максимум удобств для покупателей;

-оптимальным  режимом работы;

-широким предложением  дополнительных услуг;

-грамотной ценовой  политикой;

-минимальными  издержками потребления.[12, с. 229]

Объемно-планировочные  и конструктивные решения магазинов  должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в процессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании принципа гибкой планировки.

Планировочная структура магазина должна определяться системой движения товаров и создавать условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем.

Для решения  этой задачи необходимо: помещения для хранения и продажи одноименных товаров размещать на одном уровне (этаже); предусматривать кратчайшие пути между разгрузочными площадками, помещениями для приемки, хранения и торговым залом в последовательности, определяемой технологией выполняемых операций; вспомогательные, подсобные и административно-бытовые помещения размещать в стороне от основных направлений движения товаров; не допускать пересечения направлений товародвижения с потоками покупателей; обеспечить гибкую планировку, позволяющую в процессе эксплуатации передвигать перегородки внутри здания с учетом изменений в технологическом процессе магазина, переспециализации отделов, внедрения средств механизации.

Более рациональной является планировочная структура  с укрепленной сеткой колонн, позволяющей более рационально размещать и использовать торгово-технологическое оборудование и выбирать направления движения грузовых и покупательских потоков.

Отсутствие  внутри здания большого количества капитальных  перегородок будет способствовать перепланировке магазина, увеличению торговой площади за счет неторговых помещений без больших затрат.

Увеличение  площади магазина может быть достигнуто за счет пристройки к нему необходимых  помещений вместо строительства  нового объекта, что будет, с экономической точки зрения, более целесообразным.

Планировочная структура магазина должна обеспечить последовательность технологического процесса, максимальные удобства для  покупателей и персонала, их функциональную взаимосвязь (см. рис. 1.1).

 

Рис.1.1 Функциональная взаимосвязь помещений магазина

 

В соответствии с технологическим процессом  рекомендуется:

-разгрузку товаров  осуществлять на разгрузочной  площадке или на площади для  приемки товаров, к которым  должны примыкать кладовые для  их хранения;

-кладовые для  хранения товаров связать с  помещениями для их подготовки  к продаже, фасовке, если того  требует технология;

-помещения для  хранения и подготовки соответствующего  товара максимально приблизить  к местам их продажи;

-помещения для  хранения порожней тары разместить рядом с погрузочной площадкой.

Все помещения, в которых размещаются товары, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим их сохранность.[4, с. 189]

Архитектурно-планировочные  условия требуют соблюдения некоторых  рекомендаций. В первую очередь важно обеспечить рациональное использование участка застройки, увязать с общей композицией застройки, придать ему выразительность и привлекательность, выделить как общественное здание. Учитывая, что это торговый объект, необходимо определить площадь световых проемов торговых залов и других помещений магазина на основе расчета необходимой естественной освещенности, создания условий сохранности товаров от воздействия солнечных лучей, оформить интерьер магазина, предусмотрев остекленные фасады, рекламные элементы (постоянные и периодически сменяемые), выносные витрины, а также "маркизы" и другие устройства, защищающие от прямых солнечных лучей.

Конструктивные  требования к магазинам должны основываться на применении наиболее эффективных  типов унифицированных конструкций с максимальной заводской готовностью. Это ускоряет процесс строительства, дает возможность механизировать его и снижает стоимость.

Сетку колонн в  торговых залах магазинов применяют 6x6, 9x6, 6x12, 12x12 м, безколонное решение. Более эффективно использование большепролетных конструкций, с тем чтобы колонны не мешали рациональной организации технологического процесса.[14, с. 75]

Особые требования предъявляются к материалам внутренней отделки магазинов. Они не должны быть источником пыли и местом ее скопления. Их качество должно обеспечить возможность влажной уборки помещений, ежедневного мытья панелей и полов горячей водой с применением моющих средств.

Отделочные  материалы, покрытия пола и панелей  стен в помещениях для приема и  хранения товаров, в разгрузочных, в душевых, в камерах для мусора должны допускать мытье с однопроцентным раствором хлорной извести.

Полы в торговых залах следует предусматривать  из твердых материалов (мозаичные, из керамических плит и др.) с учетом обеспечения использования напольного транспорта и нормальных условий труда продавцов.[19, c. 85]

При оформлении торгового зала следует соблюдать  следующие принципы: обеспечить оптимальные  условия для показа товаров. На первом плане должен быть товар, а все  рекламные элементы призваны способствовать его наилучшему показу, подчеркивать его потребительские качества. Эту роль могут выполнить так называемые рекламные ценники, которые отличаются от обычных большим форматом, яркостью оформления, наличием дополнительной информации о свойствах, качестве и назначении товара.

Качество интерьера  торгового зала определяется тем, насколько  полно соблюдены при проектировании следующие требования:

-создание оптимальных  пропорций помещений, расстановка  оборудования с учетом положения  колонн, лестниц, пандусов, основных проходов;

-расположение  витрин и других средств рекламы;

-отделка потолков, стен, колонн, полов;

-цветовое решение  внутренней отделки помещений;

-решение системы  освещения, размещение светильников, подсветов;

-устройство  подвесных потолков, оформительских декоративных элементов.

Проектируя  интерьер торгового зала, следует  иметь в виду главную задачу - создание оптимальных условий для  показа товаров, где ничто не должно отвлекать покупателя от них.

Характер отделки  интерьера магазина зависит от товарной специфики и размера торгового зала.[6, с. 62]

Отделку пола рекомендуется  выполнить в одном тоне, геометрически  нейтральным рисунком, позволяющим  передвигать торговое оборудование, не нарушая композиционного решения  отделки.

Подвесные потолки предусматриваются в крупных универсальных магазинах. Они выполняют декоративные, акустические и осветительные функции.

В интерьерах торговых залов следует широко использовать легко изменяемые средства рекламы  в соответствии с требованиями времени.

В интерьерах предусматривается  использование рекламы, информирующей  о наличии товаров, расположении отделов, дополнительных услугах, а  также различных торговых знаков, эмблем и т. д.

В витринах, размещаемых  внутри магазина, следует создавать  преимущественно постоянно сменяемые композиции. В отдельно стоящих витринах, расположенных перед фасадом торгового здания, экспозиция должна характеризовать назначение предприятия, его профиль. Она, как правило, меняется редко.

В целях создания оптимальных условий для обозрения экспозиции в витринах следует предусмотреть специальное освещение и свободные подходы.[4, с. 192]

 

 

 

 

 

1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь

 

Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологического процессов. Их подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные; служебные и бытовые; технические.

Торговые помещения  в магазине являются основными. Они включают торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.).

Торговые помещения  магазина играют основную роль в непосредственном доведении товаров до потребителей и обслуживании покупателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологический процессы магазина — покупатели выбирают товары, оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства, планировки и оборудования торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эффективность торгового процесса в магазине.[10, с. 212]

Технологическая линия движения товаров в магазине непосредственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. К последним относятся: разгрузочные площадки, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные и др., экспедиция отдела заказов.

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже должны иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трех сторон. Наиболее рациональным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Размещение их в подвальном (полуподвальном) помещении существенно (до 30-40%) увеличивает трудоемкость работ при перемещении товаров внутри магазина. Взаимосвязь между торговыми помещениями и помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже определяется технологической схемой каждого типа магазина.

Помещения для  приемки товаров должны обеспечивать возможность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств механизации. Для этого уровень разгрузочных площадок должен совпадать или быть близок к уровню кузова автомашины. Разгрузочные площадки оснащают и уравнительными платформами, и врезанными в пол товарными Бесами. Это дает возможность использовать при разгрузке, приемке и внутримагазинном перемещении товаров тарированные тележки и колесные контейнеры. Для разгрузки транспортных средств и приемки товаров крупные магазины должны иметь крытые рампы, дебаркадеры.

Информация о работе Внутренняя планировка магазина и ее эффективность