Внутренняя планировка магазина и ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы выбрана мной не случайно. Актуальность данной темы в настоящее время очевидна так как розничная торговая сеть является завершающим и основным этапом процесса обращения товаров. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). Планировка помещений магазина играет ключевую роль в продвижении товара. Она должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников. Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ……………………………………………7
1.1 Требования, предъявленные к устройству и оформлению магазинов….7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь………….17
1.3 Эффективность расстановки оборудования в торговом зале…………25
2. ВНУТРЕННЯЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА НА ПРИМЕРЕ КОМИССИОННОГО ОТДЕЛА МАГАЗИНА ОДО «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»………………………………………………………35
2.1Организационно-экономическая характеристика магазина ОДО "Стройматериалы"……………………………………………………………..35
2.2 Анализ устройства и планировки комиссионного отдела №2………..39
2.3 Оценка эффективности планировки и расстановки оборудования в торговом зале, предложения по их рационализации………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кд испр2.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Кроме торгового  зала Комиссионный отдел № 2 располагает помещениями, необходимыми для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

Так планировка торговых помещений комиссионного отдела № 2, а также, вспомогательных и бытовых помещений отвечают основным требованиям:

- торговый зал и бытовые помещения расположены на одном уровне;

- складское помещение связано с торговым помещениям небольшим корридором.

Размещение  этих помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств  для покупателей при отборе и покупке ими товаров. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии. При этом рациональное осуществление всех торгово-технологических операций возможно только на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.

Площадь магазина составляет 65 м2: из них 42 м2 занимают торговые помещения, 12 м2 – коридор, 7 м2 - подсобные и складские помещения, сан. узел – 4 м2 (таблица 3.1).

Таблица 2.1

Структура площадей магазина

Название

Размер, кв.метров

Удел. вес, %

Торговая площадь

42

64,62

Коридор

12

18,46

Подсобные и складские помещения

7

10,76

Сан. узел

4

6,16

Общая площадь

65

100,00


Источник: разработка на основе данных предприятия

На основании  данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что торговые площади занимают около 2/3 от общей площади магазина, это свидельствует о рациональном распределении площадей торгового объекта.

Определим степень  эффективности использования площади  путем расчета технико-экономических показателей.

1. Коэффициента  установочной площади:

 

 

 

S у - установочная  площадь равна 16 м2;

S т. з - площадь  торгового зала равна 42 м2,

Ку - коэффициент установочной площади равен 0,38 при максимальной норме 0,35.

С учетом того, что это небольшой магазин  коэффициент установочной площади  немного выше допустимого. Это свидетельствует  о небольшой перегруженности  торгового зала установочным оборудованием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования.

2. Коэффициент  экспозиционной площади:

            

 

S эксп - площадь  выкладки товаров равна 23 м2;

S т.з. - площадь  торгового зала равна 42 м2;

К эксп - коэффициент  использования площади торгового зала под выкладку товаров составляет 0,547 при норме 0,7.

Коэффициент экспозиционной площади говорит о том, что торговый зал нуждается в увеличении площади выкладки товара. Для того чтобы этот показатель соответствовал норме необходимо, для увеличеня количества экспонируемых товаров применить другое оборудования.

Структуры площадей магазина: показывает, какую долю занимает конкретная площадь в общей S магазина:

 

 

S т.з. - площадь  торгового зала (42 м2) равна 0,64 или 64 %;

S дем - экспазиционная  площадь ( 23 м2) равна 0,35или 32 %;

S уст - установочная  площадь ( 16 м2) равна 0,24 или 24 %.

То есть, данные показатели характеризуют эффективное использование площади магазина.[20, c. 12]

На основании  проведенных расчетов можно сделать вывод, что площадь  Комиссионного отдела № 2 используется достаточно эффективно, так как значительная его часть используется для обслуживания покупателей, а не для выполнения функций складского звена. Например, в зарубежной практике приемлемым является соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, в  исследуемом магазине 2:1.

 

2.3 Пути совершенствования устройства и планировки помещений магазина

 

Проведенное исследование планировки оборудования помещений  Комиссионного отдела №2 позволило сделать следующие выводы.

- торговый зал  и бытовые помещения расположены  на одном уровне;

- складское  помещение связано с торговым  помещениям небольшим коридором;

- устройство  и планировка торгового зала  магазина отвечает требованиям  рациональной организации торговли;

-искусственное  освещение торгового зала равномерное,  яркое и имеет благоприятный спектральный состав;

-планировка  узла расчета обеспечивает беспрепятственное  направление движения покупательских  потоков, исключать встречные  потоки.

Однако, кроме  достоинств в ходе проведенного исследования были выявлены и недостатки:

-главный недостаток-отсутствие  на предприятии помещения для  приемки, хранения и подготовки  товаров к продаже. В связи  с этим прием товара производится  непосредственно в торговом зале, что неблагоприятно сказывается на процессе работы с покупателями;

- большую плошадь  занимает не используемый непосредственно в торговом процессе коридор;

-коэффициент установочной площади немного выше допустимого. Это свидетельствует о небольшой перегруженности торгового зала установочным оборудованием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования;

- коэффициент экспозиционной площади говорит о том, что торговый зал нуждается в увеличении площади выкладки товара. Для того чтобы этот показатель соответствовал норме необходимо, применить другое оборудование;

-необходимо  также улучшить организацию и  обслуживание рабочих мест, что  должно обеспечивать персоналу  магазина благоприятные условия  для эффективного использования  рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда.

По итогам проведенного изучения устройства, планировки и  оборудования магазина вносятся следующие  предложения по их совершенствованию:

-целесообразно  произвести перепланировку здания, т.е переоборудовать коридор в помещение для приемки и хранения товара, это позволит не нарушая торговый процесс принимать товар, а также увеличить поставки нового товара;

-оборудовать  дополнительный вход для персонала,  это позволит беспрепятственно  принимать товар и при этом не доставлять неудобства покупателям;

-произвести  более рациональное размещение  оборудования;

-оптимизировать  выкладку товаров в торговом  зале;

-усовершенствовать  расчетные операции с покупателями  путем использования более совершенного  кассового оборудования.

-предлогается  внесение более оптимального  режима работы предприятия и  организации труда.

-также рекомендуется рассмотреть вопрос о смене устаревшего оборудования на боллее новое, усовершенствованое для увеличения количества экспанируемого товара в торговом зале.

Исследования  показывают, что при повышении  доли торговой площади в общей площади магазина на 1% товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,3-0,4%, а эффективность использования трудовых и материальных ресурсов - на 0,07-0,08%.

При этом размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при  отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических  операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Для установления взаимосвязи между различными технологическими зонами рассматриваемого магазина важно  учитывать емкость торгового  оборудования и количество разновидностей представляемых товаров. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров.

Товары следует  доставлять в торговый зал в то время, когда в нем находится  минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

Таким образом, имеющиеся у предприятия возможности  по реконструкции торгового объекта  и сменна торгового оборудования, позволит получить дополнительный объём  товарооборота, а также расширить  ассортимент реализуемых товаров, увеличить выкладку товаров и  улучшить их показ, что приведёт к повышению качества торгового обслуживания потребителей и сокращению издержек потребления.

Необходимо  отметить, что внедрение новых  видов оборудования, размещаемого на площади торгового зала магазина предполагает в свою очередь увеличение расходов по содержанию оборудования, амортизации основных средств. Но ещё раз необходимо подчеркнуть, что в условиях рыночной экономики, к чему мы и стремимся, одной из главных задач, стоящих перед розничным торговым предприятием является выявление путей и возможностей сокращения затрат времени покупателей на приобретение товаров, более полное удовлетворение спроса, повышение качества торгового обслуживания. А это невозможно без совершенствования материально-технической базы. Кроме того, установка дополнительных единиц торгового оборудования и выкладки на нём товаров, имеющих высокую оборачиваемость, позволит получить значительный объём товарооборота, темп роста которого может превысить темп роста затрат на содержание и амортизацию оборудования. В результате уровень издержек обращения (несмотря на рост суммы условно-постоянных затрат) всё равно снизится.

Данные мероприятия  будут способствовать росту товарооборота  и валового дохода при неизменных издержках обращения, а соответственно и росту прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы и предложения:

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального  функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические. При этом торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

К помещениям для  приемки, хранения и подготовки товаров  к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов. Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные. К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п. Технические помещения - вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения  магазина должны быть расположены с  учетом обеспечения рациональной взаимосвязи  между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

Информация о работе Внутренняя планировка магазина и ее эффективность