Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:22, курсовая работа
Тема работы выбрана мной не случайно. Актуальность данной темы в настоящее время очевидна так как розничная торговая сеть является завершающим и основным этапом процесса обращения товаров. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). Планировка помещений магазина играет ключевую роль в продвижении товара. Она должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников. Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ……………………………………………7
1.1 Требования, предъявленные к устройству и оформлению магазинов….7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь………….17
1.3 Эффективность расстановки оборудования в торговом зале…………25
2. ВНУТРЕННЯЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА НА ПРИМЕРЕ КОМИССИОННОГО ОТДЕЛА МАГАЗИНА ОДО «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»………………………………………………………35
2.1Организационно-экономическая характеристика магазина ОДО "Стройматериалы"……………………………………………………………..35
2.2 Анализ устройства и планировки комиссионного отдела №2………..39
2.3 Оценка эффективности планировки и расстановки оборудования в торговом зале, предложения по их рационализации………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………55
Кроме торгового зала Комиссионный отдел № 2 располагает помещениями, необходимыми для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.
Так планировка торговых помещений комиссионного отдела № 2, а также, вспомогательных и бытовых помещений отвечают основным требованиям:
- торговый зал и бытовые помещения расположены на одном уровне;
- складское помещение связано с торговым помещениям небольшим корридором.
Размещение этих помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии. При этом рациональное осуществление всех торгово-технологических операций возможно только на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.
Площадь магазина составляет 65 м2: из них 42 м2 занимают торговые помещения, 12 м2 – коридор, 7 м2 - подсобные и складские помещения, сан. узел – 4 м2 (таблица 3.1).
Таблица 2.1
Структура площадей магазина
Название |
Размер, кв.метров |
Удел. вес, % |
Торговая площадь |
42 |
64,62 |
Коридор |
12 |
18,46 |
Подсобные и складские помещения |
7 |
10,76 |
Сан. узел |
4 |
6,16 |
Общая площадь |
65 |
100,00 |
Источник: разработка на основе данных предприятия
На основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что торговые площади занимают около 2/3 от общей площади магазина, это свидельствует о рациональном распределении площадей торгового объекта.
Определим степень
эффективности использования
1. Коэффициента установочной площади:
S у - установочная площадь равна 16 м2;
S т. з - площадь торгового зала равна 42 м2,
Ку - коэффициент установочной площади равен 0,38 при максимальной норме 0,35.
С учетом того, что это небольшой магазин коэффициент установочной площади немного выше допустимого. Это свидетельствует о небольшой перегруженности торгового зала установочным оборудованием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования.
2. Коэффициент экспозиционной площади:
S эксп - площадь выкладки товаров равна 23 м2;
S т.з. - площадь торгового зала равна 42 м2;
К эксп - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров составляет 0,547 при норме 0,7.
Коэффициент экспозиционной площади говорит о том, что торговый зал нуждается в увеличении площади выкладки товара. Для того чтобы этот показатель соответствовал норме необходимо, для увеличеня количества экспонируемых товаров применить другое оборудования.
Структуры площадей магазина: показывает, какую долю занимает конкретная площадь в общей S магазина:
S т.з. - площадь торгового зала (42 м2) равна 0,64 или 64 %;
S дем - экспазиционная площадь ( 23 м2) равна 0,35или 32 %;
S уст - установочная площадь ( 16 м2) равна 0,24 или 24 %.
То есть, данные показатели характеризуют эффективное использование площади магазина.[20, c. 12]
На основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что площадь Комиссионного отдела № 2 используется достаточно эффективно, так как значительная его часть используется для обслуживания покупателей, а не для выполнения функций складского звена. Например, в зарубежной практике приемлемым является соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, в исследуемом магазине 2:1.
2.3 Пути совершенствования устройства и планировки помещений магазина
Проведенное исследование планировки оборудования помещений Комиссионного отдела №2 позволило сделать следующие выводы.
- торговый зал
и бытовые помещения
- складское помещение связано с торговым помещениям небольшим коридором;
- устройство и планировка торгового зала магазина отвечает требованиям рациональной организации торговли;
-искусственное
освещение торгового зала
-планировка
узла расчета обеспечивает
Однако, кроме достоинств в ходе проведенного исследования были выявлены и недостатки:
-главный недостаток-
- большую плошадь занимает не используемый непосредственно в торговом процессе коридор;
-коэффициент установочной площади немного выше допустимого. Это свидетельствует о небольшой перегруженности торгового зала установочным оборудованием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования;
- коэффициент экспозиционной площади говорит о том, что торговый зал нуждается в увеличении площади выкладки товара. Для того чтобы этот показатель соответствовал норме необходимо, применить другое оборудование;
-необходимо
также улучшить организацию и
обслуживание рабочих мест, что
должно обеспечивать персоналу
магазина благоприятные
По итогам проведенного изучения устройства, планировки и оборудования магазина вносятся следующие предложения по их совершенствованию:
-целесообразно произвести перепланировку здания, т.е переоборудовать коридор в помещение для приемки и хранения товара, это позволит не нарушая торговый процесс принимать товар, а также увеличить поставки нового товара;
-оборудовать
дополнительный вход для
-произвести более рациональное размещение оборудования;
-оптимизировать выкладку товаров в торговом зале;
-усовершенствовать
расчетные операции с
-предлогается внесение более оптимального режима работы предприятия и организации труда.
-также рекомендуется рассмотреть вопрос о смене устаревшего оборудования на боллее новое, усовершенствованое для увеличения количества экспанируемого товара в торговом зале.
Исследования показывают, что при повышении доли торговой площади в общей площади магазина на 1% товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,3-0,4%, а эффективность использования трудовых и материальных ресурсов - на 0,07-0,08%.
При этом размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Для установления взаимосвязи между различными технологическими зонами рассматриваемого магазина важно учитывать емкость торгового оборудования и количество разновидностей представляемых товаров. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров.
Товары следует доставлять в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.
Таким образом,
имеющиеся у предприятия
Необходимо отметить, что внедрение новых видов оборудования, размещаемого на площади торгового зала магазина предполагает в свою очередь увеличение расходов по содержанию оборудования, амортизации основных средств. Но ещё раз необходимо подчеркнуть, что в условиях рыночной экономики, к чему мы и стремимся, одной из главных задач, стоящих перед розничным торговым предприятием является выявление путей и возможностей сокращения затрат времени покупателей на приобретение товаров, более полное удовлетворение спроса, повышение качества торгового обслуживания. А это невозможно без совершенствования материально-технической базы. Кроме того, установка дополнительных единиц торгового оборудования и выкладки на нём товаров, имеющих высокую оборачиваемость, позволит получить значительный объём товарооборота, темп роста которого может превысить темп роста затрат на содержание и амортизацию оборудования. В результате уровень издержек обращения (несмотря на рост суммы условно-постоянных затрат) всё равно снизится.
Данные мероприятия будут способствовать росту товарооборота и валового дохода при неизменных издержках обращения, а соответственно и росту прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические. При этом торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов. Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные. К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п. Технические помещения - вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:
Информация о работе Внутренняя планировка магазина и ее эффективность