Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 00:57, контрольная работа
Поскольку в настоящее время отменена система государственных заказов и плановое распределение продукции машиностроительной отрасли, предприятия осуществляют сбыт продукции посредством собственных возможностей. Именно поэтому так важно использовать все возможные средства для продвижения продукции, в том числе и ярмарочно-выставочную деятельность, чем и обусловливается актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты ярмарочной и выставочной деятельности, проанализировать ее деятельность на Минском автомобильном заводе и разработать предложения по ее совершенствованию.
Объект исследования - предприятие машиностроительной отрасли- Минский автомобильный завод.
Предмет исследования - выставочно-ярмарочные мероприятия в системе маркетинговых коммуникаций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСТАВОЧНО-ЯРСМОРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ …………………………………………………………...4
Маркетинговые функции ярмарки-выставки………………….4
1.2 Место ярмарки-выставки среди инструментов товарной политики, ценообразования и сбыта …………………………………6
1.3 Планирование участия предприятия в работе выставок – ярмарок……………………………………………………………………………... 8
1.4 ЯРМАРКИ-ВЫСТАВКИ КАК СРЕДСТВО В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ ……………..… ……………………………………………………………………....12
2 АНАЛИЗ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМОРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ( МАЗ)
2.1 кРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ..…………….17
2.2 Анализ выставочно - ярмарочной деятельности Минского автомобильного завода…………………………………………………….20
2.3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКИ СБЫТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЯРМАРОК И ВЫСТАВОК МИНСКИМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ЗАВОДОМ ……………………………………25
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯРМОРОЧНОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ПРОДВИЖЕНИИ ПРОДУКЦИИ МАЗ ………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… ..36
– увеличение сбыта;
– задачи в сфере коммуникации (например, налаживание новых деловых контактов и поддержание уже существующих, изучение потребностей покупателей, налаживание работы с прессой).
Ежегодно ОАО «МАЗ» проводит у себя выставку-семинар на тему «МАЗ – для стран СНГ», где демонстрирует весь спектр выпускаемой продукции, а также специализированной на базе шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов МАЗ [4].
В апреле 2010 г. ОАО «МАЗ» участвовал в Международной специализированной выставки Коммерческий Автотранспорт «КОМТРАНС – 2010». В рамках этой выставки проходил конкурсе «Лучший грузовик года России», победителем которого стал МАЗ-5440А9. В борьбе за это звание МАЗ обошел грузовики всемирноизвестных производителей: Mercedes, Volvo, Scania, КамАЗ, Урал.
В октябре 2010 г. ОАО «МАЗ» рамках международного автотранспортного форума «МАФ-2010» представил новинку: автобус МАЗ 231 экологического стандарта Евро 5. Автобус имеет 51 место для сидения, общая пассажировместимость – 71 человек. В зависимости от комплектации данная модель может использоваться на пригородных и междугородных маршрутах. Новый МАЗ 231 был признан лучшим в номинации «Лучший туристический автобус 2010 г. в России».
В октябре 2011 г. на 11-й международной выставке «Коммерческий автотранспорт-2011», проходившей в Москве с 13 по 17 сентября, в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Перспектива года» 2-е место занял МАЗ-6903. Проанализированы затраты автозавода на участие в этой выставке (Таблица 1).
Таблица 1. Структура затрат на участие в выставке «Коммерческий автотранспорт-2011»
Статьи затрат |
Затраты на выставку выставки | |
млн. руб. |
% | |
Арендная плата и монтаж экспозиции Изготовление, демонтаж, оборудование стендов, ввоз - вывоз экспонатов Аккредитация стендистов Расходы на рекламные и информационные материалы Прочие расходы: сувениры-ручки с эмблемой завода- 100 штук, кепи с фирменным логотипом- 50 шт. и др. Итого |
6573 11268 5634 3130 4695
31300 |
21 36 18 10 15
100 |
Значительная часть затрат (36%) расходуется на изготовление стенда. Созданию и оформлению стенда на автозаводе уделяется должное внимание, так как выставочный стенд - это визитная карточка предприятия на выставке. Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова пользуется на выставке стендом на открытой площадке (товары имеют большие размеры - это самосвалы, скрепера и др.). В структуре затрат предусмотрены средства, на организацию работы персонала выставки (18% общей суммы затрат)( рис. 3).
Рис.3 Соотношение затрат автозавода в работе выставки.
В процессе подготовки к выставке с персоналом выставки проводится специальный инструктаж, во время которого оговариваются вопросы, касающиеся данной выставки и в особенности работа на стенде предприятия, где первоочередными задачами персонала является привлечение как можно большего числа посетителей, выявление среди них существующих и потенциальных клиентов.
Затраты на их проведение составили 10% затрат на проведение выставки. Прочие расходы включают сувениры-ручки с эмблемой завода, кепи с фирменным логотипом и включают другие мероприятия. Прочие расходы включают сувениры-ручки с эмблемой завода, кепи с фирменным логотипом и включают другие мероприятия.
Пользуясь информацией ознакомления работников автозавода с результатами выставки, проанализированы итоги участия автозавода в выставке: организационные итоги выставки (удачный выбор места, планировка стенда привлекала большое количество посетителей, соответствие площади стенда количеству экспонатов, заказано необходимое количество дополнительных услуг и оборудования, из заполненных анкет посетителей наблюдаются их серьезные отношения к продукции автозавода с возможным дальнейшим заключением соглашений о покупке товара); коммерческие итоги (согласно журнала регистрации, 1527 посетителей осмотрели экспозицию автозавода; роздано 1012 рекламных и информационных материалов с реквизитами предприятия; заключено контрактов на 280200 млн. руб., в том числе заключено 8 договоров на поставку автотехники). Первоначальный анализ подтверждает эффективность проведенного выставочного мероприятия. Однако из-за специфики продукции автозавода (высокая стоимость машин) для МАЗа существует возможность заключения послевыставочных соглашений и еще много месяцев после ее закрытия, в течение которых какой либо изначально кажущийся незначительным контакт может развиться в коммерческие отношения и наоборот. Чтобы сделать верные выводы, необходимо время и правильный контроль результатов участия в ней.
Так же МАЗ в ноябре 2012 г. Был представлен на 8-м Международном автотранспортном форуме-2012 техника «МАЗ» стала лучшей в двух номинациях. Лучшим грузовиком года большого класса в России был назван самосвал МАЗ-651705-210Р. Автомобиль МАЗ-6430 с рестайлинговой кабиной признан лучшим в России седельным тягачом среднего класса [4].
С 6 по 9 декабря 2012 г. в соответствии с Планом национальных выставок Республики Беларусь за рубежом на 2012 год, утвержденным постановлением Совета Министров, в г. Рига прошла IX Национальная выставка Республики Беларусь в Латвийской Республике «БеларусьЭКСПО-2012».
На выставке была представлена промышленность Беларуси, научный и технический потенциал и широкой спектр товаров повседневного спроса. Всего более 250 предприятий и организаций нашей страны приняли участие в этом важном мероприятии а общая площадь экспозиции составила более 2500 кв.м.
На стенде Минского автомобильного завода были представлены самосвал МАЗ-6516V8-520-000 и автобус МАЗ 203069. За активное участие в работе выставки ОАО «МАЗ» было удостоено двух дипломов [4].
2.3 Анализ деятельности по
Автозавод управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций, устанавливая и поддерживая отношения со своими посредниками и потребителями. Технический прогресс способствует появлению новых средств распространения информации: электронные газеты, способные выдать на дисплей компьютера рекламные объявления; диски, позволяющие наглядно продемонстрировать товар и другие.
Для достижения наибольшего коммуникационного эффекта предприятие использует средства воздействия в различных комбинациях, дополняя друг друга. Например, установив скидки к цене на продукцию, отправляется об этом информация потребителям, применяют стимулирование потребителей, которое включает в себя выставки, распространение рекламных сувениров. Рекламные сувениры делаются на заказ, специально для поощрения постоянных клиентов или завоевания новых. В качестве рекламных сувениров используют: зажигалки, фирменные пакеты, ежедневники, часы и др. Кроме того, предприятие применяет меры по стимулированию организованных потребителей и посредников. Это представляет комплекс мер по продвижению и делается, для того чтобы поддерживать деловые контакты, привлекать и приобретать постоянных клиентов, как конечных потребителей, так и посредников. Для оценки эффективности участия МАЗ в выставочной деятельности определены сводные затраты на эти мероприятия и эффект полученный от них в денежной сумме заключенных договоров.(Таблица 4)
Таблица 4. Затраты на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и заключенные договора МАЗ за 2010 -2013 г.г.
Год |
Затраты на участие (млн. руб.) |
Суммы заключенных договоров (млн. руб.) |
Кол-во заключенных договоров (единиц) |
2010 |
20100 |
145200 |
20 |
2011 |
33200 |
148100 |
90 |
2012 |
32100 |
130300 |
4 |
2013 |
31300 |
160200 |
8 |
ИТОГО |
116700 |
583800 |
122 |
Рис.4 Затраты на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и заключенные договора за 2010-2013 гг.
Как видно из таблицы 4 и рисунка 4 за период 2010-2013 годы, затраты на организацию выставок составили 20%, а суммы заключенных договоров 80%. На 2013 год приходится наибольшая сумма заключенных договоров, затраты на участие в выставках составили 19.5%. В 2010 году затраты на организацию выставок составили только13.8 (суммы заключенных договоров -86.2%). В 2011 году затраты на организацию выставок составили 25%, а суммы заключенных договоров - 80%.
Исходя из данных таблицы 4, рассчитает эффективность выставочно-ярмарочной деятельности автозавода за 2010-2013 годы:
эффективность от выставочно-ярмарочной деятельности за 2010 год равна:
Эф. = Д / З = 145200 / 20100 = 7.2
за 2011 год Эф =148100 / 33200= 4.5
за 2012 год Эф = 130300 / 32100 = 4.0
за 2013 год Эф =160200/ 31300 =5.1
В результате проведенных расчетов видно, что наибольший коэффициент эффективности от выставочно-ярмарочной деятельности составил 7.2 (2010г.) Это значит, что на один затраченный рубль получено 7.2 рубля стоимости заключенных договоров при наименьших затратах выставочных мероприятий (13.8%) и выставочно-ярмарочные мероприятия 2010 года на автозаводе можно считать наиболее эффективными. Значительная разница в эффективности в сравнении с последующими годами объясняется тем, что в 2010 году были налажены связи со многими регионами впервые, т.е. были найдены новые рынки для реализации продукции. В 2011 -2013 г.г. коэффициент эффективности немного выше 4 (4.5, 4.0 и 5.1). В эти годы связи с потребителями были сохранены и контракты на поставку производимой продукции заключались ежегодно. Основная же роль выставок 2011г.-2013г. носит более "демонстрационный" характер, т.е. представлялась продукция завода новым рынкам, осуществлялись деловые переговоры о возможных поставках продукции, но в итоге сами договора поставок будут заключаться позже и поэтому в качестве эффекта от выставок они не учитываются, т.к. по истечении определенного временного периода трудно отнести заключенные контракты к результатам той или иной экспозиции. Меньший эффект от выставочных мероприятий 2012 года(4.0%) объясняется тем, что не всегда возможно определить является ли данный договор на поставку следствием участия в выставках или каких - либо других маркетинговых мероприятий, проводимых предприятием. Например, старых связей, рекламной деятельности.
Проанализировать договора в натуральном выражении возможно только при индивидуальном их рассмотрении. В целом выставочно-ярмарочную деятельность МАЗ за период 2010-2013г.г. можно считать эффективной.
3.РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
На автозаводе на 2013-2015 г.г. планируются мероприятия по развитию и совершенствованию выставочно - ярмарочной деятельности предприятия: выпуск и распространение потенциальным потребителям и заказчикам специализированных буклетов с изображением и характеристиками продукции; рекламирование продукции завода в периодических изданиях, ориентированных на целевые группы посетителей; прямая почтовая рассылка печатных материалов руководителям предприятий - покупателей; информационные рассылки в адреса компаний, в контактах с которыми заинтересовано предприятие, с приглашением посетить стенд; размещение заказов на приобретение и нанесение на ежедневниках, календарях, ручках фирменной эмблемы автозавода, их распространение на выставках, личном контакте на заводе для формирования положительного общественного мнения и узнаваемости завода и другие мероприятия.
Проанализировав выставочно - ярмарочную деятельность МАЗ, предлагаются рекомендации по повышению эффективности ярмарочной и выставочной деятельности как инструмента маркетинга в системе продвижения продукции автозавода:
1. Необходимо, чтобы
во время функционирования
2. Кроме ведения журнала посетителей выставки (ярмарки), желательно проводить анкетирование ее посетителей. Основными критериями оценки посетителей в анкете включить:
Информация о работе Выставочно-ярмарочные мероприятия в системе маркетинговых коммуникаций