Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.

При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:

- выявить сущность глобализации

- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке

- проанализировать систему мер белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.1 Понятие глобализации. Факторы развития глобализации

1.1.1 Позитивные последствия глобализационных процессов

1.1.2 Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации

1.2 Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики

1.3 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.3.1 Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности

1.4 Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов

2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики

2.1 Экономическая безопасность белорусского государства

2.2 Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности

3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.91 Кб (Скачать файл)

 

Беларусь придает конкурентоспособности  своих товаров и услуг приоритетное значение[17,c.72-75]. Завоевание подобающего  места в мировой экономике  в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого  развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного  сотрудничества в мире.

 

Анализ результатов современных  исследований свидетельствует о  том, что сегодня на первый план выдвинулась  проблема конкурентоспособности отраслей и предприятий. Известный экономист  М. Портер показал, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике -- обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ -- минимизации затрат и дифференциации продукта.[15,c.67]

 

С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции на мировом  рынке успеха отдельного предприятия  недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией  трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом  рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных  отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность по сути зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.

 

Проблемы конкурентоспособности  рассматривались разными авторами в рамках различных теоретических  подходов. Несмотря на методологические различия, было признано, что национальная конкурентоспособность -- одна из важных экономических и социальных проблем, находящихся в поле зрения государства. Наиболее подходящими для понимания и объяснения сущности глобальных факторов конкурентоспособности стран можно считать теории международной торговли и инвестиций М. Портера[15] и В. Смита[18],а также теории Ч. Киндлебергера[19] и Дж. Тобина[20] , объясняющие движение капитала различиями в условиях предпринимательской деятельности в разных странах и не увязывающие напрямую движение инвестиций с движением товаров. Этот подход вполне адекватен современным тенденциям развития мировой экономики (опережение роста мировой торговли над ростом мирового производства, роста мировых инвестиций над ростом мировой торговли, роста мировых портфельных инвестиций над ростом прямых инвестиций).

 

Отмечая актуальность этих теорий, добавим, что из поля зрения их авторов  выпадает ключевой момент глобальной конкуренции, каковым является конкуренция  стран, выдвигающая на первое место  социальные факторы развития. Высшей формой конкурентных преимуществ у  М. Портера является «движение инноваций», позволяющее максимально эффективно использовать любые мировые ресурсы.[15,c.102] Однако за «движением инноваций» (научно-исследовательскими, маркетинговыми разработками, развитием  персонала и организации фирм) чаще всего стоит социальная сфера  страны, воспроизводящая основные ресурсы  фирм -- человеческие. Данные ресурсы воспроизводятся за пределами фирм, но определяют потенциал развития последних. Это специфические страновые ресурсы международной конкуренции, которые представляют собой ключевые ресурсы глобальной конкуренции, ибо за право обладать и пользоваться ими в хозяйственной деятельности фактически разворачивается конкурентная борьба фирм. Но воспроизводят этот ресурс, как правило, не фирмы, а страны. Именно поэтому способность воспроизводить его, а затем пользоваться результатами этого воспроизводства -- признак глобальной конкурентоспособности страны. Беларусь как страна с социально ориентированной экономикой может целенаправленно стремиться к достижению подобных целей и тем самым позитивно влиять на свою конкурентоспособность.

 

1.3.1 Теоретические подходы  к определению факторов конкурентоспособности

 

На счет того какие факторы  определяют конкурентоспособность  фирмы, отрасли или даже страны имеется  много теорий. Согласно модели стадий экономического развития, экономика  на первой стадии развития опирается  на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии -- на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей -- на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности. Скандинавские исследователи утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Я. Фагерберг изучал, как влияют на конкурентоспособность инвестиции в исследования и разработки[21], а Б. Верспаген дополнил его работу, рассмотрев результаты подобных инвестиций, выраженных в количестве патентов[22]. Общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию.

 

Э. Вольф, исследуя отношения  между показателем общей факторной  производительности (ОФП) и отраслевой специализацией, обнаружил существенную взаимосвязь. Он доказал, что рост ОФП  стимулирует развитие специфических  для данной отрасли факторов производства, которые обеспечивают увеличение сравнительного преимущества этой отрасли. В ходе исследования были обнаружены факторы, обеспечивающие высокие уровни общей факторной  производительности. Если фирма (или  несколько фирм) обладают активами, связанными с технологиями, инвестиции в исследования и развитие, а также  в обучение высококвалифицированного персонала являются важными составляющими  для обеспечения быстрого роста  ОФП и, следовательно, для повышения  конкурентоспособности отрасли [23,c.113].

 

Исследования Я. Фагерберга ставили целью определить, какие  факторы оказывают наибольшее влияние  на конкурентоспособность. Автор рассматривал следующие факторы: прямые инвестиции в исследования; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством  приобретения капитальных товаров  у местных и зарубежных поставщиков; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения товаров у зарубежных поставщиков; среднюю заработную плату; инвестиции в физический капитал и объем  спроса на внутреннем рынке. В результате исследования 22 отраслей в 10 странах  было обнаружено, что, вопреки предположениям, размеры внутреннего рынка не влияют на конкурентоспособность, как  и уровень заработной платы. Степень  влияния остальных факторов имела  различные значения в зависимости  от величины страны и от того, относятся  отрасли к высоко- или низкотехнологичным. Так, прямые инвестиции в исследования оказались в 2 раза более эффективными в высокотехнологичных отраслях, в то время как в низкотехнологичных большее значение имели непрямые инвестиции в исследования, а такие вложения в физический капитал. При этом конкурентоспособность отраслей больших стран зависит в основном от исследований внутри страны, а малых -- от инноваций, получаемых из-за рубежа. Однако инвестиции в исследования и развитие оказались более эффективными, чем инвестиции в физический капитал, независимо от величины страны и для всех отраслей, а не только для высокотехнологичных. Более того, специализация в технологически отсталых секторах может привести к снижению экономического роста в стране [21,c.49].

В свете этих выводов вызывают интерес результаты анализа, проведенного экспертами белорусского Института  приватизации и менеджмента. Они  показывают, что по группе из 203 средне- и высокотехнологичных товаров, традиционно экспортируемых из Республики Беларусь, снижение конкурентоспособности  за последнее время произошло  по 112 товарам. При этом 12 товаров  являются конкурентоспособными на мировом  рынке, а инвестиционный импорт сохраняет  перспективу роста, но, пока продолжает сокращаться [24, с. 21]. В нашей стране имеются все условия для реализации инвестирования в исследования и  развитие -- одного из факторов по-настоящему действенного механизма повышения конкурентоспособности отраслей белорусской экономики.

 

В современных условиях конкурентоспособность  учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования -- важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.

 

1.4 Обеспечение национальной  безопасности в условиях мировых  вызовов

 

Существует несколько  вариантов трактовки экономической  безопасности, вот наиболее популярные из них:

 

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики  и институтов власти, при котором  обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический  потенциал даже при наиболее неблагоприятных  вариантах развития внутренних и  внешних процессов, поддержание  социально-политической стабильности общества.

 

Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере  экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и  внешнюю защищенность от дестабилизирующих  воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

 

На Западе широко распространен  подход, в рамках которого экономическая  безопасность рассматривается как  живучесть национальной экономики  в условиях экономических кризисов, а также способность экономики  в целом и ведущих ее отраслей к обеспечению конкурентоспособности  на мировой экономической арене. Согласно такому подходу конкурентоспособность  страны является главным показателем  уровня ее комплексного развития.

 

Все эти формулировки, дополняя друг друга, четко определяют сущность экономической безопасности и ее место в системе национальной безопасности.

 

Наиболее важные сферы  экономической системы, в которых  реализуется процесс обеспечения  экономической безопасности: производственная, продовольственная, внешнеэкономическая, финансовая, социальная, инфраструктурная.

 

Производственная безопасность рассматривается как защищенность экономических интересов (субъекта хозяйствования, общества и государства) в производственной сфере, то есть в  процессе создания материальных благ и услуг от потенциальных угроз. Соответственно, целью обеспечения  производственной безопасности является создание условий для стабильности функционирования производственных структур (отраслей, предприятий, фирм) и выпуска  конкурентоспособной продукции  с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.

 

Для Республики Беларусь в  условиях становления и развития цивилизованных рыночных отношений, обеспечение  экономической безопасности в производственной сфере является стержневой основой  реформирования всего народнохозяйственного  комплекса и общества, приоритетной задачей национального развития.

 

Под продовольственной безопасностью  или экономической безопасностью  в продовольственной сфере, следует  понимать такое состояние агропромышленного  комплекса, при котором обеспечивается реализация жизненно важных интересов  по удовлетворению потребностей личности, общества в необходимых для жизнедеятельности  продуктах питания. Продовольственная  безопасность выступает важнейшей  качественной характеристикой экономической  системы, определяющей нормальные условия  жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие АПК и всего народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов  Республики Беларусь.

 

Внешнеэкономическая безопасность - это создание условий для оптимального врастания национальной экономики  в международное разделение труда  и достижения баланса экономических  интересов во внешнеэкономической  деятельности. Наиболее актуальным в  этом отношении является преодоление негативных факторов международного экономического развития, противоречий между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранными партнерами.

 

Внешнеэкономические связи  с позиции экономической безопасности Республики Беларусь, должны обеспечивать создание максимально благоприятных  условий для использования преимуществ  международных интеграционных процессов  для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики, повышение конкурентоспособности  отечественного производства, органичное и не дискриминационное встраивание  в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировых  рынках, эффективное снижение степени  уязвимости Беларуси от внешнеэкономических угроз.

 

Значимость для республики налаживания стабильных не дискриминационных  отношений с иностранными партнерами обусловлена значительной зависимостью экономики республики от внешних  поставок. Учитывая открытый характер экономики Беларуси, внешнеэкономические  связи привносят в народное хозяйство  мощные дестабилизирующие импульсы, и сами по себе несут угрозу некоторым  базовым национальным интересам.

 

Активизация внешнеэкономических  связей, обусловленная необходимостью интеграции в мировое хозяйство, сопровождается расширением зоны риска  для национальной экономики и  требует от государства достаточно жесткой политики разумного протекционизма Зарубежный опыт однозначно свидетельствует, что на практике, особенно в переходные периоды к созданию рыночной экономики, национальные интересы первичны по отношению  к любым глобальным схемам, региональным союзам и стратегиям их реализации.

 

На эффективность внешнеэкономической  деятельности непосредственное влияние  оказывают угрозы резкого падения  цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию. Такие  резкие скачки цен при высокой  степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния  национальной экономики. Неблагоприятное  влияние на нее может оказать  и введение эмбарго на торговлю с  каким-либо государством или группой  государств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для Беларуси. Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимости от поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих) из одной страны или группы стран. Такая объективная и особенно искусственно усиливаемая зависимость создает условия для политического давления на республику. Нельзя также допустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономической политики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республики от какой-либо страны.

 

Важным фактором экономической  безопасности при открытой экономике  выступает высокая конкурентоспособность  продукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в таких  количествах, которые обеспечивали бы получение иностранной валюты в объемах, достаточных для оплаты возрастающего импорта. Конкурентоспособность  производства должна содействовать  не только расширению экспорта, но и  более успешному соперничеству  с иностранными поставщиками на внутреннем рынке.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов