Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.

При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:

- выявить сущность глобализации

- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке

- проанализировать систему мер белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.1 Понятие глобализации. Факторы развития глобализации

1.1.1 Позитивные последствия глобализационных процессов

1.1.2 Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации

1.2 Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики

1.3 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.3.1 Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности

1.4 Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов

2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики

2.1 Экономическая безопасность белорусского государства

2.2 Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности

3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.91 Кб (Скачать файл)

 

В стратегическом плане поддержание  высокой конкурентоспособности  на мировых рынках продукции отраслей машиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяйстве  возрастает, может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический  потенциал.

 

Большую опасность для  экономики Беларуси представляет ситуация, когда более половины объема ее экспорта приходится на ограниченный перечень товаров. Из опыта многих развивающихся  стран известно, что при высокой  степени зависимости национальной экономики от внешнего рынка такая  структура экспорта в случае ухудшения  мировой конъюнктуры по этим товарам  ставит экономику на грань катастрофы.

 

Дальнейшее развитие внешнеэкономических  связей Республики Беларусь с учетом стратегических задач по расширению интеграции ее экономики в мировой  рынок должно сопровождаться, наряду с вывозом традиционных товаров, созданием более прогрессивной  структуры экспорта путем его  радикальной диверсификации, что  также служило бы укреплению внешнеэкономической  безопасности страны. При этом необходима государственная поддержка экспортоориентированных  отраслей, способных обеспечивать поставки на мировой рынок конкурентоспособной  продукции с более глубокой степенью переработки, в частности, продукции наиболее передовых, наукоемких отраслей. Такого рода деятельность государства осуществляется во всех развитых странах. Это один из важных элементов, обеспечивающих конкурентоспособность национальных товаров на внешних рынках.

 

При обеспечении экономической  безопасности во внешнеэкономической  сфере важно достичь оптимального состояния и перспектив развития импорта. Конечно, при открытой экономике  импорт возрастет, способствуя наполнению рынка разнообразными товарами, но это не должно приводить к ухудшению  положения отраслей отечественного производства.

 

Утрата части внутреннего  рынка белорусскими производителями  связана не только с более высокими качественными характеристиками иностранных  товаров, но и с тем сложным  положением, в какое попали наши предприятия в результате разрыва  традиционных производственных связей с предприятиями других бывших республик  СССР, резкого удорожания сырья и  сокращения покупательной способности  основной массы населения.

 

При нормализации экономического положения в стране, модернизации оборудования, развитии кооперации с  зарубежными фирмами многие отечественные  производители товаров народного  потребления, располагая высококвалифицированной  рабочей силой, в состоянии не только поставлять свои изделия на внутренний рынок, но и выйти с  ними на внешние рынки.

 

С точки зрения экономической  безопасности необходимо рассматривать  и вопрос о привлечении иностранных  инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического  падения капиталовложений иностранные  инвестиции могли бы послужить катализатором  подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.

 

Но, принимая меры к существенному  увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты  экономической безопасности:

 

Во-первых, с учетом наших  экономических и оборонных интересов  следует определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или  сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.

 

Во-вторых, механизм привлечения  иностранных инвестиций должен содействовать  реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для  скупки ими за бесценок тех или  иных объектов, составляющих наше национальное богатство.

 

В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных  финансовых ресурсов.

 

Одной из наиболее сложных  внешнеэкономических проблем, порождающих  серьезные угрозы для экономического положения страны, является проблема внешнего долга.

 

Высокий уровень внешней  задолженности ставит под сомнение наличие у республики возможности  проводить вполне самостоятельную  внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

 

Для облегчения проблемы задолженности  нужно предпринять шаги, которые  позволили бы не только уменьшить  сумму самой задолженности, но также  реально ограничить получение новых  займов и кредитов. На получение  новых кредитов и займов можно  идти только для финансирования тех  производственных проектов, которые  гарантировали бы оплату кредитов в  валюте в обусловленные сроки  путем расширения экспорта продукции  создаваемых объектов. Привлечение  же внешних займов для покрытия государственных  расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.

 

Для защиты коренных интересов  республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия  на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.

 

Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через  реализацию бюджетно-налоговой и  денежно-кредитной политики, а также  через политику в области валютного  регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики.

 

Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной  деятельности, контроля со стороны  государственных, в том числе  и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость  четкого определения функций  и компетенции каждого из субъектов  обеспечения финансовой безопасности.

 

Важнейшей составляющей экономической  безопасности является социальная безопасность, так как она оказывает непосредственное влияние на "главную производительную силу" общества, каковой является человек

 

Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких  угроз зависит от проводимой в  государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.

 

Социальная сфера является одним из ключевых элементов не только экономической безопасности, но и  всей системы национальной безопасности. В ней реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность  и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность  и бесконфликтность отношений между  личностью и государством, личностью  и предприятием.

 

Таким образом, структура  национальных внешнеэкономических  интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют  все отечественные субъекты внешнеэкономических  связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей  обеспечения внешнеэкономической  безопасности Беларуси является поиск  оптимального соотношения между  открытостью экономики и защитой  национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда, защите населения страны в социально-экономической сфере.[25]

 

2. Система мер Республики  Беларусь по обеспечению национальной  безопасности и конкурентоспособности  национальной экономики

 

2.1 Экономическая безопасность  белорусского государства

 

Реальная независимость  страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях экономической  безопасности государства.

 

На пути к ее достижению в Республике Беларусь сделано немало: сохранен и развивается промышленный и научно-технический потенциал  страны, растет сельскохозяйственное производство, расширяется география  и номенклатура белорусского экспорта.

 

Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются высокие темпы роста  экономики.

 

За последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского  хозяйства, инвестициям в основной капитал страна стабильно занимала лидирующие позиции не только среди  стран СНГ, но и Европы в целом.

 

Так, в настоящее время  доля Беларуси в мировом производстве составляет: тракторов - 8-10%, большегрузных  автомобилей - около 30, калийных удобрений - около 10, картофеля - более 3, животного  масла - более 2, молока - более 1% и т. д. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь не только превосходит все страны СНГ, но и  находится на уровне таких развитых стран как ФРГ, Великобритания, Франция.

 

Эти цифры свидетельствуют  не только об укреплении экономической  безопасности страны за последние годы, но и о том, что роль и значение Беларуси в мировом производстве многих важнейших видов продукции  значительно превосходят ее удельный вес в численности населения  мира (0,18%).

 

Значительные показатели достигнуты и в текущем году. За январь-апрель 2011 г. ВВП вырос на 12,3%, промышленное производство - на 12,9, продукция сельского хозяйства - на 4,2, инвестиции в основной капитал - на 23,4%.

 

Вместе с тем традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним относятся: высокая степень  зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая энерго- и материалоемкость продукции, низкая наукоемкость ВВП  и доля инновационной продукции, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др.

 

В результате жесточайшей  конкуренции на мировых рынках, негативного  влияния мирового финансово-экономического кризиса, изменений в геополитической  ситуации возникают новые реальные или потенциальные экономические  угрозы.

 

В Концепции национальной безопасности, в связи с этим, выделены блоки угроз, связанные  с устойчивостью национальной финансовой и денежно-кредитной системы, ростом внешнего долга, относительно низкой диверсификацией  белорусского экспорта и импорта, необходимостью ускоренного привлечения прямых иностранных инвестиций для структурной  перестройки экономики и ее модернизации.

 

В роли внешних источников угроз экономической безопасности потенциально могут выступать: ухудшение  условий внешней торговли, привлечения  кредитных и инвестиционных ресурсов; принятие зарубежными государствами  протекционистских мер; развитие транзитных коридоров, систем транспортировки  энергоресурсов, альтернативных имеющимся в нашей стране; дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.

 

В научно-технологической  сфере основными внешними источниками  угроз национальной безопасности могут  выступать ограничение доступа  белорусских исследователей и субъектов  хозяйствования к новейшим технологиям  и целенаправленная политика иностранных  государств и компаний, стимулирующая  эмиграцию высококвалифицированных  ученых и специалистов из Республики Беларусь.

 

Концепцией разработаны  основные направления нейтрализации  внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз экономической  безопасности.

 

Главная роль в решении  этих задач отводится структурной  перестройке экономики. В связи  с этим предполагается ускоренно  развивать высокотехнологичные  конкурентоспособные сектора экономики, производства на местных ресурсах, сферу услуг. Предприятия с традиционными  и низкими технологиями, высокой  импортоемкостью и материалоемкостью  подлежат реструктуризации, в том  числе, путем продажи активов  частным инвесторам.

 

Основными факторами роста  производительности труда станет повышение  его капиталовооруженности и  качества рабочей силы, наращивание  инновационной активности субъектов  хозяйствования.

 

Большое значение отводится  последовательному стимулированию деловой активности, нацеленному  на преодоление монополизма и  развитие конкуренции.

 

С целью привлечения прямых иностранных инвестиций значительное внимание будет уделено формированию благоприятного инвестиционного климата. Это позволит стране уже в текущей  пятилетке войти в число 30 стран  с лучшими условиями ведения  бизнеса.

 

Особую роль в решении  этих задач призвана сыграть Директива  № 4 «О развитии предпринимательской  инициативы и стимулировании деловой  активности в Республике Беларусь».

 

Защита от реальных и потенциальных  внешних экономических угроз  будет осуществляться путем выгодной интеграции экономики страны в глобальное экономическое пространство, осуществления  многовекторной экономической политики, диверсификации импорта сырьевых и  энергетических ресурсов, расширения товарной номенклатуры и географии  экспорта.

 

Важное направление минимизации  внешних угроз - включение белорусских  предприятий в цепочки транснациональных  корпораций, создание отечественных  ТНК с размещением сервисных  центров и сборочных производств  за рубежом (по этому пути уже пошли  такие крупнейшие белорусские предприятия  как МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» и др.).

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов