Зашита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
1. Проследить процесс становления понятия "потребитель" и с учетом этого определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей;
2. Осуществить анализ законодательства, на основании чего выявить проблемы в сфере защиты прав потребителей;

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
I. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей................................................................................................................5
1.1 Историко-правовые аспекты охраны прав потребителей..................................5
1.2 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании.....9
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг.........................................................................................................................13
II. Характеристика способов защиты прав потребителей и их особенностей..............................................................................................................17
2.1 Меры гражданско-правовой ответственности, применяемые для защиты прав потребителей.....................................................................................................17
2.2 Особенности отдельных способов защиты прав потребителей......................20
III. Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение)................................................................................................................26
Выводы и рекомендации...........................................................................................29
Список использованной литературы.......................................................................32
Приложения...............................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа защита прав потребителей.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)


                                             Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

I. Нормы и принципы правового  регулирования в сфере защиты  прав потребителей................................................................................................................5

1.1 Историко-правовые аспекты охраны  прав потребителей..................................5

1.2 Принципы в сфере защиты  прав потребителей в торговом обслуживании.....9

1.3 Гражданско-правовые способы  защиты прав потребителей в  сфере торговли и услуг.........................................................................................................................13

II. Характеристика способов защиты прав потребителей и их особенностей..............................................................................................................17

2.1 Меры гражданско-правовой ответственности,  применяемые для защиты прав  потребителей.....................................................................................................17

2.2 Особенности отдельных способов  защиты прав потребителей......................20

III. Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение)................................................................................................................26

Выводы и рекомендации...........................................................................................29

Список использованной литературы.......................................................................32

Приложения................................................................................................................35

 

 

                                                           Введение

 

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной из задач  современной России признана необходимость  применения эффективных методов  защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное.

Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

1. Проследить процесс становления понятия "потребитель" и с учетом этого определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей;

2. Осуществить анализ законодательства, на основании чего выявить проблемы в сфере защиты прав потребителей;

3. Исследовать механизмы защиты прав и интересов потребителей;

4. Выявить проблемы, существующие в российском законодательстве и предложить пути их решения.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами потребительского.

Предметом исследования является законодательство, защищающее права и интересы потребителей.

Методы исследования. Ведущее место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все государственно-правовые явления во взаимной связи между собой, в их обусловленности. Среди общенаучных методов исследования существенное место занимают конкретно-исторический, формально-логический, сравнительный методы. Автором также используются специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, историко-правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

 

I. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей

1.1 Историко-правовые аспекты охраны прав потребителей

 

История гражданской и уголовной  защиты прав и интересов потребителей в СССР имеет свои исторические особенности, которые связаны прежде всего с коренными изменениями в жизни российского общества.

После социалистической революции  взгляды ученых на гражданское право  как регулятор имущественных  отношений были подвергнуты пересмотру. В период от революции до перехода к новой экономической политике (нэп) в молодом Советском государстве считали несовместимыми товарно-денежные отношения с социализмом. В соответствии с подобными представлениями широкое распространение получило мнение "о необходимости развития прямого безэквивалентного распределения материальных благ, которое должно осуществляться вне какого-либо гражданского права". В силу этого развивалась концепция о ненужности права вообще, а гражданского в особенности. Тем не менее отношения по купле-продаже товаров существовали, и их было необходимо регулировать. В 1922 г. был принят первый Гражданский кодекс РСФСР (далее - ГК 1922 г), ставший результатом научных разработок в стране и толчком к дальнейшему развитию науки цивилистики[14,c.78].

Проведя анализ положений ГК 1922 г., можно сказать, что в нем был значительно расширен объем прав покупателей и усилена ответственность продавцов (ст. ст. 195 - 199, 201, 203 - 205). Продавец отвечал перед покупателем за отсутствие в проданном товаре установленных качеств, за недостатки, уменьшающие цену или пригодность к употреблению. Так же как и в дореволюционном законодательстве, для определения ответственности продавца важное значение имел своевременный осмотр вещи покупателем. В противном случае продавец не нес ответственности за недостатки проданного товара, если они могли быть обнаружены при внимательном осмотре. Принятие покупателем вещи без оговорок лишало его в дальнейшем права ссылаться на ее явные недостатки. ГК 1922 г. впервые ввел сроки обращения потребителя к продавцу с соответствующими требованиями, а также установил три основных права покупателя в случае продажи ему некачественного товара: предоставление вещи надлежащего качества; соответствующее уменьшение покупной цены; расторжение договора и уменьшение убытков.

О чем же говорит анализ предпосылок  принятия ГК 1922 г., исследование его положений о купле-продаже? О том, что, несмотря на "меновую концепцию, в соответствии с которой гражданское право трактовалось как форма опосредования частнособственнических, товарных отношений", советская власть не смогла обойтись без гражданского права для урегулирования имущественных отношений, в которых участвовали граждане, по продвижению товаров от одних лиц к другим. ГК 1922 г. закрепил на законодательном уровне права потребителей на товары надлежащего качества, достоверную информацию о товаре, право на судебную защиту.

Советское государство с первых лет своего существования поднимало  вопрос о качестве производимой продукции и оказываемых услуг. Качество товаров народного потребления имело "первостепенное значение для максимального удовлетворения все возрастающих потребностей трудящихся...". Первоочередной задачей советской власти в области защиты прав потребителей явилась постановка вопроса о качестве производимой и реализуемой продукции. Претворение этой задачи в жизнь никогда не теряло своей актуальности, а наоборот, с каждым годом все увеличивалось[20,c.78].

Одними из самых первых положений  в этой области стали Декрет Совнаркома РСФСР от 14 сентября 1918 г. "О введении международной метрической системы мер и весов", регулирующий вопросы стандартизации, и Положение о Главном комитете лакокрасочной промышленности, устанавливающее контроль над качеством продукции и меры по его улучшению, от 25 декабря 1918 г. Следующим актом, устанавливающим ответственность за выпуск некачественной продукции, стало Постановление СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. "О государственных подрядах и поставках". В 1926 г. появились первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат черных металлов и некоторые товары народного потребления. Первый общесоюзный стандарт был принят 7 мая 1926 г.: ОСТ 1 "Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". К концу 30-х годов насчитывалось уже около 1000 ОСТов.

Однако, несмотря на всю проводимую работу, проблемные вопросы существовали повсеместно. Зачастую, борясь за выполнение и перевыполнение плана, ведя решительную борьбу за выполнение количественных показателей, производителям некогда было думать о качестве производимой продукции. На конференции по борьбе за улучшение качества продукции, созванной ВЦСПС, ВСНХ и другими хозяйственными организациями, делегатами было вскрыто немало фактов такого отношения со стороны руководящих организаций и отдельных рабочих. Конференция констатировала, что на отельных участках систематически ухудшается качество кожи, обуви, суконно-шерстяных тканей и т.п., что приводит к претензиям со стороны массового потребителя. Стандартизация изделий, а также внедрение утвержденных стандартов продукции в практику советских предприятий проводились крайне слабо. Даже в высших партийных кругах отмечали, что "до сего времени далеко не изжита еще в практике наших хозяйственных организаций капиталистическая "теория", что "потребитель все слопает".

Таким образом, примерно до середины 50-х годов вопросами защиты прав потребителей, несмотря на имеющееся  гражданское законодательство, вследствие отсутствия четкого правового механизма  занимались сами продавцы (исполнители), которые своей работой достигали необходимых успехов в социалистических соревнованиях. Развивалось ведомственное нормотворчество, не всегда соответствовавшее Гражданскому кодексу. Государство строго следило за уголовными преступлениями в сфере торговли и оказания услуг, в то время как деяния, не считающиеся уголовными, оставались как бы вне "грозного государственного ока". Общественное порицание стало достаточно действенным способом защиты прав потребителей. Письмо в вышестоящую организацию, конференции потребителей, коллективные собрания - все это приводило к определенным изменениям в качестве обслуживания покупателей и торговле. Партия также не осталась в стороне и "гневно клеймила" предприятия, организации и даже отдельных работников за нарушения, допускаемые в сфере торговли и услуг, поддерживая, пусть и декларативно, советского потребителя. К концу 80-х годов законодательство о защите прав потребителей представляло собой крупный массив правовых актов различного уровня, включающий в себя нормы различных отраслей права. Однако кроме положительных тенденций, прослеживающихся в советском гражданском законодательстве начала 60-х - 80-х годов о защите прав потребителей, выявляются весьма существенные недостатки, которые в дальнейшем привели к коренным переменам в данной сфере. Прежде всего это касалось того, что отношения между торговыми предприятиями и потребителями строились на основе ведомственных нормативных актов, а гражданское законодательство, по сути, не освещало особенностей, присущих данным отношениям. Подзаконные акты, в свою очередь, принимались самим заинтересованным ведомством, которое нередко ограничивало права потребителей и не создавало соответствующих гарантий этих прав. Кроме того, сами нормативные акты ввиду отсутствия мероприятий по просвещению и информированию граждан об их потребительских правах не были доведены до сведения широкого круга населения, в силу чего потребители фактически находились во власти своих контрагентов. Факт навязывания дополнительной покупки "в нагрузку" не пользующегося спросом товара (или навязывание дополнительно ненужной услуги) широко известен, а этому способствовал именно абстрактный характер формулировки договоров об удовлетворении потребностей граждан в Основах и ГК РСФСР. В дальнейшем в связи с резким изменением политического и экономического курса страны реформирование законодательства в данной области стало опираться на международно признанные нормы о защите прав потребителей, что нашло свое отражение в первом в истории СССР Законе о защите прав потребителей 1991 г., так, к сожалению, и не вступившем в законную силу в связи с распадом советского государства[12,c.89].

 

1.2 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании

 

Потребности населения в различных  товарах и услугах обеспечивает торговля, производители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для них условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасна для здоровья людей.

Именно поэтому каждому потребителю  необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей, заставляя предприятия выпускать доброкачественную продукцию. Законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяя права потребителей и механизм их реализации. Гражданский кодекс закрепляет принцип свободы договора, определяя свободу в определении условии заключаемого договора[15,c.96].

Принцип договорности реализуется в Законе РФ “О защите прав потребителей", который устанавливает, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

Закон "О защите прав потребителей" содержит правило, определяющее качество товара и требования, предъявляемые к качеству товара. Если предметом договора является товар, качество которого должно соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар должен соответствовать этим требованиям. Невозможность использования товара по назначению будет считаться недостатком товара.

Право потребителя на качественный товар предполагает после передачи качественного товара установление гарантий поддержания этого товара в работоспособном состоянии. Это правило возлагает на производителя определенные обязательства перед потребителем.

Срок использования любого товара ограничен определенными рамками. Ст.5 Закона РФ “О защите прав потребителей” определяет, что изготовитель имеет право установить гарантийный срок товара.

Гарантийный срок - срок, в течение которого при обнаружении в товаре недостатка, изготовитель обязан исключить недостаток или заменить товар.

Потребитель имеет право предъявлять  претензии к изготовителю в течение 6 месяцев, если в товарах, на которые  гарантийные сроки или сроки  годности не установлены, обнаружены недостатки. В отношении недвижимого имущества - в течение двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законами или договором (п.1, ст. 19).

Сегодня в Россию попадает огромное количество товаров зарубежного  производства. Практика показывает, что зарубежные фирмы предпочитают устанавливать гарантию лишь на те товары, которые реализуются в России через дилеров фирмы. Так, фирма "Филипс" устанавливает всемирную гарантию на свои товары, т.е. обязательства перед потребителем, который приобрел товар этой фирмы, например, в Австрии, будут исполнены одинаково и в России, и в Болгарии.

Информация о работе Зашита прав потребителей