Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
1. Проследить процесс становления понятия "потребитель" и с учетом этого определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей;
2. Осуществить анализ законодательства, на основании чего выявить проблемы в сфере защиты прав потребителей;
Введение.......................................................................................................................3
I. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей................................................................................................................5
1.1 Историко-правовые аспекты охраны прав потребителей..................................5
1.2 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании.....9
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг.........................................................................................................................13
II. Характеристика способов защиты прав потребителей и их особенностей..............................................................................................................17
2.1 Меры гражданско-правовой ответственности, применяемые для защиты прав потребителей.....................................................................................................17
2.2 Особенности отдельных способов защиты прав потребителей......................20
III. Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение)................................................................................................................26
Выводы и рекомендации...........................................................................................29
Список использованной литературы.......................................................................32
Приложения...............................................
Рынок диктует свои условия, и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение. Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Такая гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, определенного изготовителем. Если при покупке товара потребителю выданы два гарантийных талон (талон изготовителя, устанавливающий гарантию сроком на один год, и талон продавца на тот же срок), то потребитель может пользоваться своими правами в течение двух лет. При этом Закон оговаривает, что условия этой гарантии определяются договором между продавцом и потребителем, т.е. эти условия могут не соответствовать ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей". Продавец имеет право установить плату за возможность пользоваться дополнительной гарантией. Потребитель же вправе отказаться от дополнительной гарантии[12,c.96].
Так как не к каждому типу товаров можно применить нормы Закона о гарантийном сроке, Закон вводит понятие срока годности. Срок годности - период времени, исчисляемый со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию; либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Срок годности устанавливается на товары, которые полностью потребляются при использовании, потребительские свойства которых могут ухудшаться со временем. На товары, которые со временем могут становиться опасными для окружающей среды, а также жизни, здоровья, имущества потребителей.
К таким товарам относятся
Помимо понятия гарантийного срока и срока годности Закон вводит понятие срока службы. Срок службы - период времени, в течение которого обеспечивается использование товара по назначению, и изготовитель несет ответственность за существенные недостатки, возникшие в товаре по его вине. По окончании срока службы товар может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, окружающей среды, либо его использование неэкономично. Срок службы устанавливается на товары длительного пользования. Этот срок определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей и прочее, поэтому товары одного вида, произведенные разными изготовителями могут иметь разные сроки службы.
Если изготовитель по каким - либо причинам не считает нужным устанавливать срок службы на производимый товар, то в соответствии с установленными Законом требованиями, он будет нести ответственность за вред причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
Исходя из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило, по которому установление срока службы является обязательным требованием для изготовителя.
Глава II Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает гарантии защиты прав потребителя при заключении договора купли-продажи. Общие нормы о договорах купли-продажи содержатся в Гражданском кодексе РФ (гл.30). Кодекс определяет понятие договора купли-продажи, устанавливает права и обязанности сторон по договору и ответственность за нарушение его условий.
Граждане, как правило, приобретают товары в розничной торговле. Поэтому к отношениям с участием граждан применимы положения ст.492-505 ГК РФ. Розничная купля-продажа впервые подверглась самостоятельному регулированию. Договор розничной купли-продажи является основной гражданско-правовой формы торгового обслуживания граждан. Однако он имеет большое значение и для предпринимательской деятельности. Будучи своеобразным барометром конкурентоспособности товаров, он позволяет судить о спросе по улучшению технологий и разработке новых товаров, изменять объемы производства и закупок товаров, их цену, улучшать качество и т.д. таким образом, договор розничной купли-продажи является инструментом развития цивилизованного рынка потребительских товаров и удовлетворение потребностей в них[8,c.55].
Розничная купля-продажа опосредует
отношения профессионального
Таким образом, нормы розничной
купли-продажи товаров тесно
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг
Ст.12 ГК РФ предусматривает одиннадцать способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц.
Обратимся к такому способу защиты права, как самозащита. С момента нарушения продавцом (исполнителем) прав потребителя в сфере торговли или услуг перед последним встает вопрос выбора формы защиты. Гражданин вправе обратиться в суд (ст.11 ГК РФ, ст.17 Закона) или самостоятельно защитить свои права (ст.14 ГК РФ).
В гражданско-правовой науке самозащиту права принято рассматривать как совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных и имущественных прав и интересов. Действия юридического порядка охватываются понятием "меры оперативного воздействия". Другими учеными самозащита права рассматривается как совокупность действий и фактического, и юридического порядка. Тем самым в ее содержание включены меры оперативного воздействия.
Способ самозащиты гражданских прав - это действие или система действий по защите гражданских прав, предпринимаемых управомоченным на то в силу закона или договора лицом, без обращения в соответствующие государственные или иные правоохранительные органы. Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и тех вредных последствий, которые возникли в результате этого нарушения. В Законе установлены конкретные способы защиты нарушенных прав, которые могут самостоятельно, в рамках самозащиты, быть реализованы управомоченным лицом без обращения в соответствующие государственные органы (изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки)[11,c.96].
Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей применяется в 99% случаев в отношениях "продавец - покупатель" при возникновении конфликтов по поводу качества товара. Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Ст.18 Закона "Последствия продажи товара ненадлежащего качества", изложена в новой редакции, с новым названием - "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков". Существенные изменения касаются прав потребителя при обнаружении недостатков в технически сложных товарах. Ранее потребитель имел право на замену технически сложных товаров на товары аналогичной или другой марки (модели, артикула) только в случае обнаружения существенных недостатков товаров.
Новая редакция статьи предусматривает, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков (даже несущественных) вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Еще покупатель может заменить "брак" на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. На эти действия ему отведено пятнадцать дней со дня получения им товара с недостатком.
Если же потребитель опоздал, то указанные требования подлежат удовлетворению в следующих случаях:
-обнаружения существенного недостатка товара;
-нарушения установленных Законом N 2300-1 сроков устранения недостатков товара;
-невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Кроме того, новая редакция статьи
устанавливает право
В области оказания услуг (выполнения работ) Эта статья касается устранения недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). Новая редакция предусматривает согласование срока устранения недостатков и устанавливает его максимальную продолжительность.
Если срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме, тогда изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) незамедлительно устраняет эти недостатки. То есть делает это в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней.
Если во время устранения недостатков
товара стало ясно, что они не
будут ликвидированы в
Возмещение убытков и
Традиционный состав убытков, закрепленный в ГК РФ, предполагает возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды (п.2 ст.15 ГК РФ).
II. Характеристика способов защиты прав потребителей и их особенностей
2.1 Меры гражданско-правовой ответственности, применяемые для защиты прав потребителей
Гражданско-правовая ответственность при всем разнообразии общественных отношений, регулируемых нормами советского гражданского права, однородна, так как она опирается на единые принципы правового регулирования. Такими общими принципами, из которых, исходят нормы советского гражданского права при регулировании ответственности за нарушение гражданских прав и обязанностей, являются: принцип строжайшего соблюдения законности при применении мер гражданско-правовой ответственности; имущественный характер гражданско-правовой ответственности; полнота гражданско-правовой ответственности и принцип вины, которая является важнейшим условием гражданско-правовой ответственности. Несмотря на это единство, следует различать отдельные виды гражданско-правовой ответственности. Разграничение видов гражданско-правовой ответственности можно провести по различным признакам. Так, по основаниям возникновения ответственности различают ответственность договорную и внедоговорную. В тех случаях, когда на стороне должника по обязательству выступают несколько лиц, ответственность этих лиц может быть долевой, солидарной или субсидиарной. В тех случаях, когда наступление вреда или убытков явилось результатом не только поведения нарушителя гражданских прав, но и виновного поведения самого потерпевшего, говорят о так называемой смешанной ответственности. Наконец особый характер ответственности установлен законом на случай просрочки в исполнении обязательства[20,c.63].
Различной будет и гражданско-правовая ответственность. В зависимости от характера тех общественных отношений, которые регулируются тем или иным институтом гражданского права. Например, ответственность за неисполнение обязательств по поставке продукции отлична от ответственности за невыполнение договора подряда на капитальное строительство, от ответственности по транспортным договорам.
А) Неустойка.
Пункт 1 ст.1 Закона предусматривает ответственность за нарушение прав потребителей в размере, установленном законом или договором. Но так как настоящий Закон признает лишь те условия договоров, которые не ущемляют прав потребителей относительно установленных в Законе (ст.16), соответственно и ответственность, предусмотренная договором, будет применяться только в том случае, если она выше, нежели установленная Законом. Например, Закон предусматривает обязанность исполнителя в случае просрочки сдачи результатов работы выплатить неустойку в размере 3% от стоимости работы. Однако если договором между сторонами будет предусмотрена выплата неустойки в размере 4%, будут применяться условия договора, а если 1% то эти условия являются недействительными и неустойка будет взыскана в размере, предусмотренном Законом.