Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
1. Проследить процесс становления понятия "потребитель" и с учетом этого определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей;
2. Осуществить анализ законодательства, на основании чего выявить проблемы в сфере защиты прав потребителей;
Введение.......................................................................................................................3
I. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей................................................................................................................5
1.1 Историко-правовые аспекты охраны прав потребителей..................................5
1.2 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании.....9
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг.........................................................................................................................13
II. Характеристика способов защиты прав потребителей и их особенностей..............................................................................................................17
2.1 Меры гражданско-правовой ответственности, применяемые для защиты прав потребителей.....................................................................................................17
2.2 Особенности отдельных способов защиты прав потребителей......................20
III. Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение)................................................................................................................26
Выводы и рекомендации...........................................................................................29
Список использованной литературы.......................................................................32
Приложения...............................................
Основной мотив обращений граждан по вопросам в сфере розничной торговли - обнаружение потребителем недостатка в товаре и желание восстановить или защитить нарушенные права. Следующий мотив обращений связан с реализацией права потребителя на обмен товара надлежащего качества (8% обращений) Потребителям разъяснялись условия применения статьи 25 закона РФ “О защите прав потребителей”, предоставляющей право на обмен товара надлежащего качества, и Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в данной статье. Причина следующей группы обращений - нарушение права потребителя на достоверную информацию о товаре, изготовителе (продавце) (4 % обращений). В нарушение статьи 10 закона РФ “О защите прав потребителей” продавец не всегда своевременно предоставляет потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Одним из мотивов обращений потребителей стали вопросы о правах и обязанностях продавца (изготовителя) в области установления срока службы, срока годности товара, гарантийного срока на товар (2 % обращений). Потребители также обращаются в связи с ущемлением прав потребителя условиями договора. Расширяется применение дистанционного способа продажи товаров. Доля обращений по данному мотиву невелика – 0,2% от всех обращений по торговле (Приложение 2).
Практически каждый день мы приобретаем различные товары и пользуемся теми или иными услугами. Однако далеко не всегда предоставляемые услуги и товары соответствуют желаемым требованиям и качеству. Так 5 августа 2010 года в Корпорации «Центр» Вотинцев Михаил Сергеевич приобрел стиральную машину марки LG F1211 NDR
Во время эксплуатации машина, при запуске программы стирки, сразу начинала набирать максимальное количество оборотов, вместо плавного вращения туда – обратно. При этом создавался сильный шум.
С этой проблемой покупатель обратился в Корпорацию «Центр» 17 июля 2011 года. В соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителей», Вотинцевым М. С. было составлено заявление с требованиям возврата денежных средств за товар ненадлежащего качества.
Возврат денежных средств по закону возможен только после диагностики, на которую организация вправе отправить технику (ст. 18, п.2, закон «О защите прав потребителей»).
На основании заявления и требований закона стиральную машину забрали и 27 июля 2011 года отправили в сервисный центр «Квадрат» на диагностику.
На основе результатов проведенной диагностики был составлен акт «Неремонтопригодности изделия LG F1211 NDR» и стиральная машина 17 августа была возвращена в магазин.
Исходя из результатов проведённой диагностики, магазином было принято решение о возврате денежных средств.
1 сентября 2011 года деньги были возвращены покупателю.
Проанализировав степень соблюдения закона «О защите прав потребителей» в г. Ярославле и в Корпорации «Центр», можно сделать вывод, что все основные требования закона соблюдаются полностью, все просьбы потребителей удовлетворяются полностью.
Закон «О защите прав потребителей» является одним из самых часто применяемых российских законов. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.
Основные положения законодательства о защите прав потребителей необходимо знать каждому гражданину, т.к. оно дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но и грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.
Выводы и рекомендации
Оценивая изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей и ГК РФ, можно говорить о том, что законодатель ужесточает требования к розничным продавцам, вступающим в отношения с гражданами-потребителями. Наиболее значимыми представляются изменения, касающиеся возможности обмена технически сложных товаров и санкций для продавца в случае предварительной оплаты товара. Теперь розничным продавцам необходимо будет учитывать данные требования Закона о защите прав потребителей в своих договорах с поставщиками (производителями), чтобы иметь возможность своевременного обмена (возврата) товара с недостатками и своевременного выполнения требований по поставке (изготовлению) предоплаченных товаров.
При нарушении прав потребителей законодательством предусматриваются не только средства, направленные на восстановление нарушенных прав, а также средства на их компенсацию. В связи с этим, предложено иное определение защиты прав потребителей, чем ранее высказывалось в литературе. Защита прав потребителей - совокупность правовых средств, направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.
Защита прав потребителей осуществляется,
в том числе гражданско-
Исследование позволило
1. Необходимо усовершенствовать
некоторые конструкции
а) Расширить понятие "потребитель", включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности применения в отношении них данного Закона также сферой личного потребления,
б) Сузить понятия "продавец", "изготовитель" и "исполнитель", уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие или реализующие товары, оказывающие услуги и выполняющие работы для потребителей, а лишь те, которые делают это систематически, в отношении широкого круга потребителей.
2. Необходимо предусмотреть в
ГК, наряду с денежной формой
компенсации морального вреда,
натуральную форму компенсации
с согласия потерпевшего, путем
предоставления ему
3. При обмене товара предложено
расширить поле деятельности
потребителя в случае
4. Предлагается внести
5. Бремя доказывания момента
и причин возникновения
6. Предусмотреть в Законе РФ "О защите прав потребителей" право потребителя на отказ от договора, заключаемого вне мест обычного ведения торговли (на дому, на улице, на работе и т.п.). Под указанным договором предлагается понимать договор, при котором продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) реализует товары (работы, услуги) в месте нахождения потребителя, минуя торговую сеть.
7. Предлагается для решения
Список использованной литературы
Приложение 1
Структура обращений потребителей по сферам потребительского рынка
Приложение 2
Мотивы обращений потребителей в сфере розничной торговли