Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 18:37, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование рынка закупок натуральных обувных кож и выбор поставщиков на данном рынке. Целью исследования рынка закупок натуральных обувных кож является снижение степени неопределенности ситуации на этом рынке. Исследование рынка закупок натуральных кож и выбор поставщиков будут производиться для сызранского предприятия закрытого акционерного общества «Обувьпром».
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования рынка закупок конкретного товара и выбора поставщиков 5
1.1 Изучение рынка закупок конкретного товара 5
1.2 Основные методы и критерии выбора поставщика 6
1.3 Порядок установления хозяйственных связей и заключение договоров поставки при закупках материальных ресурсов промышленным предприятием 10
Глава 2. Исследование рынка закупок натуральной кожи для производства обуви и выбор поставщика на данном рынке на примере ЗАО «Обувьпром» 14
2.1 Общая характеристика ЗАО «Обувьпром» 14
2.2 Исследование рынка закупок натуральной кожи для производства обуви 16
2.3 Анализ и выбор поставщиков, выбор форм закупок 21
2.3.1 Выбор поставщиков и форм закупок 21
2.3.2 Заключение договора поставки 27
2.4 Проблемы организации закупок на рынке натуральной кожи для производства обуви... 28
Заключение 31
Библиографический список 32
2
Федеральное агентство по образованию
Самарский государственный экономический университет
Кафедра «Коммерции и сервиса»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг в промышленности: маркетинг закупок»
на тему: «Исследование рынка закупок и выбор поставщиков ЗАО «Обувьпром»»
Выполнила студентка 3 курса
Специальности Маркетинг
Белецких Дарья Игоревна
Научный руководитель:
д.э.н., профессор
Войткевич Наталия Ивановна
Самара 2011
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты исследования рынка закупок конкретного товара и выбора поставщиков
1.1 Изучение рынка закупок конкретного товара
1.2 Основные методы и критерии выбора поставщика
1.3 Порядок установления хозяйственных связей и заключение договоров поставки при закупках материальных ресурсов промышленным предприятием
Глава 2. Исследование рынка закупок натуральной кожи для производства обуви и выбор поставщика на данном рынке на примере ЗАО «Обувьпром»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Обувьпром»
2.2 Исследование рынка закупок натуральной кожи для производства обуви
2.3 Анализ и выбор поставщиков, выбор форм закупок
2.3.1 Выбор поставщиков и форм закупок
2.3.2 Заключение договора поставки
2.4 Проблемы организации закупок на рынке натуральной кожи для производства обуви...
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Деятельность любого предприятия как государственного, так и частного сектора зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которыми его обеспечивают другие предприятия. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещение, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Как правило, ни одна организация, предприятие, учреждение в этом отношении не являются самодостаточными.
Снабженческая деятельность направлена на то, чтобы предприятие получало необходимое по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим обслуживанием (как до осуществления сделки, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление снабжения (закупок) – одна из важнейших функций в каждой фирме. Ее значение можно рассматривать в двух ракурсах – тактическом (оперативном) и стратегическом.
Осуществление снабжения в тактическом (оперативном) плане – это ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на исключение проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения. Отсутствие требуемого количества продукции, отвечающего стандартам качества, несвоевременная доставка товара могут доставить неудобства конечному потребителю продукции или услуги. Это столь очевидно, что отсутствие претензий, в частности, может служить показателем и хорошего снабжения.
Потенциал стратегической сферы снабжения очень велик. Его использование зависит как от знаний руководства компании о таком потенциале, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанностью тех, кто уполномочен управлять функционалом снабжения в компании, является поиск стратегических возможностей закупок и привлечение к ним внимания высшего руководства.
Большое значение для совершенствования снабжения является исследование рынка закупок конкретного товара и выбор поставщиков на этом рынке, что подчеркивает актуальность выбранной темы.
Целью написания данной курсовой работы является исследование рынка закупок натуральных обувных кож и выбор поставщиков на данном рынке. Целью исследования рынка закупок натуральных обувных кож является снижение степени неопределенности ситуации на этом рынке.
Общей цели курсовой работы подчиняются следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов исследования рынка закупок конкретного товара и выбора поставщиков;
- оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;
- выявление потенциальных поставщиков натуральных кож и выбор из выявленных оптимальных.
Исследование рынка закупок натуральных кож и выбор поставщиков будут производиться для сызранского предприятия закрытого акционерного общества «Обувьпром».
Глава 1 Теоретические аспекты исследования рынка закупок конкретного товара и выбора поставщиков
1.1 Изучение рынка закупок конкретного товара
На любом предприятии выполняются служебные обязанности, связанные с закупкой сырья и материалов, а для торговых предприятий – готовой продукции. В зависимости от объема работ выполнение функции снабжения предприятия возлагается на отдел (службу) снабжения, состоящий из одного или нескольких человек. Эффективная работа отдела напрямую зависит от результатов деятельности связанной с отслеживанием ситуации на рынке поставщиков, выявлению потенциальных и реальных поставщиков. Выполнение данной работы носит не разовый, а постоянный характер, так как производство имеет тенденцию к расширению и на рынке появляются новые компании, а также материалы.[2, с.31]
Главной целью управления процессом закупок является адекватное и полное удовлетворение потребностей производства.
Организация процесса закупок имеет свои этапы:
1) Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.
2) Выбор формы и источников материально-технического снабжения.
3) Размещение заказов и их реализация.
4) Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.
5) Поддержание отношений с поставщиками. [5, с.63]
В организационном отношении исследование рынка, как с целью реализации готовой продукции, так и с целью осуществления закупок на предприятии, часто осуществляется одним подразделением.
Для производителей при изучении товарного рынка используют два основных подхода, определяемых стратегией и тактикой предприятия:
- как поставщика готовой продукции;
- как потребителя материальных ресурсов. [4, с.188]
Статус поставщика обязывает предприятие в первую очередь учитывать интересы покупателей.
Статус же потребителей дает возможность предприятию учитывать собственные интересы и строить свои взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.
Процесс налаживания поставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства связанные с изменения конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы, предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. На изменения выпускаемой продукции могут влиять уменьшение или повышения покупательского спроса, требующего соответственно уменьшения или увеличения объемов производства, появления на рынке нового товара изготовленного из нового материала, улучшающего пользовательские свойства товара. Все это требует от предпринимателя принятия быстрых решений связанных с изменениями условий поставки сырья, материалов. Поэтому прежде чем устанавливать хозяйственные связи с поставщиками, необходимо изучить потенциал поставщика, ориентируясь на требования производства и возможные изменения условий поставки. [2, с.42]
1.2 Основные методы и критерии выбора поставщика
Снабжение занимает одно из первых мест среди расходов фирмы. Именно поэтому даже небольшая оптимизация этих затрат принесет организации существенную выгоду. Чтобы получить наилучший результат от своей деятельности, компании необходимо подобрать поставщиков, которые максимально смогут удовлетворить ее потребности. Поставка товаров это такая область, в которой партнеры должны грамотно формулировать свои интересы и максимально регламентировать взаимодействие. Многие предприниматели предпочитают выделять стратегические организации и налаживать с ними работу по ключевым позициям производства, устанавливать индивидуальные долгосрочные отношения, учитывая все аспекты сотрудничества. Здесь не последнюю роль играет деловая репутация фирмы. В то же время, выбирая поставщиков стандартных продуктов, в первую очередь учитываются коммерческие предложения.[4,с.196]
Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.
Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний.
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность. [5,с.74]
Отбор оптимальных поставщиков начинают с идентификации всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
Выбор поставщиков включает сбор информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
Критериев выбора поставщиков более 60-ти в литературе. Однако многие предприятия зачастую ограничиваются на таких параметрах, как цена, качество, надежность поставок. Другими важными критериями являются: удаленность поставщика от потребителя, возможность получения товарного кредита, широта ассортимента, наличие резервных производственных мощностей, система управления качеством продукции поставщика, психологический климат на предприятии-поставщике и так далее.
Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:
• Метод оценки затрат;
• Доминирующих характеристик;
• Категорий предпочтения;
• Рейтинговая оценка факторов и др.
Метод оценки затрат иногда называют затратно–коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.
Метод доминирующих характеристик состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии), который принимается в качестве основы для последующей оценки. Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.
Метод категорий предпочтения – в этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы - о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой–то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.
Выбор по методу рейтинговых оценок осуществляется в 2 этапа. На 1 этапе выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем.
На 2 этапе высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика.
Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.
Информация о работе Исследование рынка закупок и выбор поставщиков ЗАО "Обувьпром"