Исследование спроса и предложения в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Рынок туристских услуг - это возможности предложения и спроса на туристские услуги. В понятие «предложения на рынке туристских услуг» входят как материальная база туризма, так и туристские услуги, товары, качественное и полное предоставление которых возможно только при достаточном развитии инфраструктуры отдыха. Туристский рынок экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса; предложения туристского продукта; цены; конкуренции.
Современный туристский рынок достаточно развит. Как и любой другой рынок, туристский рынок в свое время претерпел развитие от рынка продавца, когда производитель решает, какой продукт, в каком количестве производить и где продавать, до рынка покупателя, когда покупатель определяет, что, в каком объеме и по какой цене выпускать производителю.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...6
1.1. Туристическая индустрия на современном этапе развития общества…....6
1.2 Система туризма…………………………………………………………....…7
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СПРОСА
В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА…………………………………………………….13
2.1 Исследование туристского спроса…………………………………...……..13
2.2 Изменение туристского спроса……………………………………………..17
2.3 Особенности спроса и предложения рынка гостиничных услуг…………20
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………….……………………..22
3.1 Туристское предложение……………………………………………………22
3.2 Исследования предложения турпродукта………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………………………………………........………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………....

Вложенные файлы: 1 файл

курс МОЯ!маркет исслед спроса и предл. в туризме.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...6

1.1. Туристическая индустрия на современном этапе развития общества…....6

1.2 Система туризма…………………………………………………………....…7

ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ СПРОСА

В ИНДУСТРИИ  ТУРИЗМА…………………………………………………….13

2.1 Исследование туристского спроса…………………………………...……..13

2.2 Изменение туристского спроса……………………………………………..17

2.3 Особенности спроса и предложения рынка гостиничных услуг…………20

ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО

ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………….……………………..22

3.1 Туристское предложение……………………………………………………22

3.2 Исследования предложения  турпродукта………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………………………………………........………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………....……….….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Рынок туристских услуг - это возможности предложения  и спроса на туристские услуги. В  понятие «предложения на рынке туристских услуг» входят как материальная база туризма, так и туристские услуги, товары, качественное и полное предоставление которых возможно только при достаточном развитии инфраструктуры отдыха. Туристский рынок экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса; предложения туристского продукта; цены; конкуренции.

Современный туристский рынок достаточно развит. Как и любой другой рынок, туристский рынок в свое время претерпел развитие от рынка продавца, когда производитель решает, какой продукт, в каком количестве производить и где продавать, до рынка покупателя, когда покупатель определяет, что, в каком объеме и по какой цене выпускать производителю.

Формирование туристского  продукта складывается из услуг множества  предприятий, которые непосредственно  связаны с обслуживанием людей  на отдыхе и в путешествии. К ним  относятся транспортные компании, предприятия питания, гостиницы, экскурсионно-познавательные организации, азартные заведения, спортивные и курортные организации и т. д.

Процесс продвижения  туристских услуг до конечного потребителя - процесс не прямой, часто не предусматривающий их непосредственной связи. В процессе продвижения туристские услуги комплектуются в так называемый туристский продукт (через туроператора) и через систему дистрибьюции (через турагентства) доводятся до потребителя.

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туризм служит интересам человека, общества в целом и является источником доходов как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Прием иностранных туристов - надежный источник валютных поступлений  и одна из выгодных форм международной  торговли. Велика его роль и в  стабилизации занятости населения.

Туристический бизнес в  нашей стране находится в стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. Совершенствуется туристическая инфраструктура, формируется соответствующий сегмент рынка труда, создается новая система государственного регулирования туристической деятельности.

Маркетинг в сфере  российского туризма фактически не развит. Отсутствует достаточная  теоретическая и методологическая база, не отлажен механизм его практического  применения. Маркетинг как система взаимосвязанных действий пока еще не используется, применяются лишь отдельные его элементы.

Актуальность темы исследования определилась следующими обстоятельствами: во-первых, важностью туризма как быстроразвивающейся отрасли экономики, в которой могут найти широкое применение различные виды предпринимательства; во-вторых, необходимостью разработки концепции маркетинга туризма и механизма его практического применения в данной сфере; в третьих, особой значимостью для России.

Цель работы заключается в развитии теоретических и методологических основ исследования рынка туризма и разработке с учетом этого методических подходов к маркетинговому анализу, представленных на нем туристических продуктов, а также исследование спроса на туристический продукт территориального объекта. В работе рынок туризма рассматривается со стороны его сущности как соотношение спроса и предложения и как объект маркетингового исследования.

В соответствии с целью  работы были поставлены и решены следующие задачи:

• раскрыть сущность и  социально-экономическую значимость туризма на современном этапе  развития общества;

• проанализировать состояние, выявить тенденции и проблемы функционирования и развития туризма  в России.

• раскрыть особенности  рынка туризма, установить зависимость его содержания от вида туризма, проанализировать факторы, определяющие специфику туристского спроса;

• развить концепцию  туристического продукта;

• обосновать необходимость  использования и определить особенности  применения маркетинга в сфере туризма;

• разработать принципы исследования туристического потенциала территориального объекта как основы для формирования предложения на рынке туристических услуг;

• дать количественную и  качественную характеристику туристического потенциала России;

Предметом исследования в курсовой работе являются теоретические и методологические основы рынка туризма с точки зрения состояния спроса и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Туристский потенциал России

 

Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает сегодня скромное место на международном туристском рынке. На её долю приходится около 1% мирового туристского потока. Так, по данным Госкомстата России, в 2006 году выезжало за границу 11181,7 тыс. российских граждан, из них по туристским визам 4142,9 тыс. человек, в основном (9311,2 тыс. человек) в страны Дальнего зарубежья, включая страны Балтики. В том же году в Россию прибыло 17462,6 тыс. иностранных граждан, из них с целью туризма 2515,0 тыс. человек, что в 1,33 раза больше, чем в 2005 году.

Основная доля туристского потока в Россию (около 72%) приходится на страны СНГ и Балтики. Дефицит платежного баланса по статье "Туризм" составил в 2005 году около 5 млрд. долларов. Материальная база туризма более чем на 80% нуждается в реконструкции. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов по туризму.

Такое положение объясняется  неустойчивой экономической ситуацией в стране, снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения, а также криминогенной ситуацией 
в ряде регионов, не способствующей увеличению туристов в Россию. В 2007 году из России с туристскими целями выехало в 1,7 раза больше туристов, чем прибыло.

Последние десятилетия  двадцатого века характеризуются глубокими сдвигами в мировой экономике и международных отношениях. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей, обусловливающих в свою очередь развитие туризма, как социально-экономического явления и вида предпринимательской деятельности.

 

1.2 Система туризма

 

С развитием научного знания туризм предстает системным  объектом, многослойной системой открытого  типа, изучение которой предполагает анализ туризма как специфического социально-экономического явления  и вида предпринимательской деятельности. Данная система имеет, с одной стороны, собственную структуру с многообразием внутренних связей, с другой стороны, сама является составной частью более сложной суперсистемы.

Вследствие чего изучению должны подвергаться не только внутренние связи данной системы, но и ее взаимодействия с другими системами.

Система туризма - это  система взаимодействия субъекта и  объекта туристической деятельности, находящаяся в специфическом  системном отношении с комплексом экономических, политических, социальных, технологических, экологических компонентов и связанная с использованием человеком его свободного времени для получения конкретного для каждого из элементов результата. [12;83]

Из приведенного выше определения, следует, что туризм как  система включает две подсистемы: субъект .туристической деятельности (туристы) и объект туристической деятельности (туристические ресурсы, туристическая инфраструктура, туристические предприятия). Познание природы и функций разных элементов системы, а также существующих связей между ними позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования.

Например, в рамках модели туристической системы, разработанной  французскими специалистами, туристы  представлены покупателями продукта, сформированного в рамках подсистемы «объект туристической деятельности».

Спрос на услуги, предоставляемые  «объектом туристической деятельности», находится в прямой зависимости, от имеющихся туристических ресурсов, а также туристической инфраструктуры. Туристические предприятия, соответственно, не могут выступать на рынке в качестве продавцов туристических услуг без наличия туристических ресурсов и инфраструктуры. Последние же выводятся на рынок в виде туристического продукта при помощью туристических посредников, коими являются туристические предприятия.

Таким образом, взаимодействие системы данных элементов способствует удовлетворению людей в различных  видах туристических услуг, получению  прибыли туристическими предприятиями, тем самым обусловливая развитие предпринимательской деятельности в области туризма.

Расходуя денежные средства на услуги учреждений размещения и  питания, транспортных организаций, оплачивая  посещение музеев и театров, туристы  способствуют дальнейшему развитию инфраструктуры туризма и туристских ресурсов. Более высокий уровень последних приведет к увеличению туристского спроса.

Туристическая система  не может существовать в виде обособленного  явления. Она предстает как единое целое во взаимодействии с окружающими  ее макросредами: политической, экономической, экологической, технологической и др. Чтобы иметь право на существование, выжить и сохранить эффективность, туристическая система вынуждена приспосабливаться к изменениям во внешней среде, т.е. она должна быть открытого типа.

Увеличение туристского  спроса влечет за собой рост капитальных вложений в инфраструктурные подразделения и увеличение реального объема производства услуг и товаров туристского потребления, что является верными признаками активизации экономической деятельности. Импульс роста, начало которому положил туризм, передается по цепочке другим отраслям экономики. В них активизируется инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, как следствие, увеличиваются источники доходов - заработная плата, рента, прибыль. Часть полученных доходов, которая также имеет тенденцию роста, поступает государству в форме налогов. Кроме того, государственная казна пополняется за счет импортных таможенных пошлин. Собранные таким образом средства вновь могут быть направлены на финансирование туристских проектов, оказание материальной помощи при организации отдыха социально уязвимых групп населения, на развитие системы профессиональной подготовки туристических кадров, развития технологий.

Экономический аспект исследования дает возможность рассматривать туристическую систему как рыночную, в основе которой лежат спрос и предложение на туристическом рынке.

Выделение общественного  аспекта в туризме свидетельствует  о все большем уделении внимания человеческому фактору в данной области. Необходимо осуществление экономических процессов с учетом человеческих интересов и требований, проецирование их на взаимосвязи и взаимовлияние общественно-социальных групп, участвующих в этих процессах.

В общественном аспекте  системы «туризм» выделяют следующие проблемные направления: туристы - потребности человека, факторы, определяющие особенности потребностей, мотивация потребностей, стереотипы туристского поведения, влияние туризма на развитие структуры потребностей и т.д.; принимающая сторона (население центров туристского притяжения) - потребности, влияние туризма на жизнь принимающей стороны, воздействие туризма на социально-культурные отношения между сторонами и т.д.; процесс установления контакта между туристом и принимающей стороной -общие условия контакта (язык, менталитет, культура, традиции), шансы на взаимопонимание для обеих сторон.

Включение экологического аспекта в систему туризма  обусловлено осознанием того факта, что непропрорциональное развитие туризма может подорвать саму основу его существования. [9;48]

Принимая во внимание, предложенные выше концепции, мы видим  систему туризма как взаимодействие экономической, политической, технологической, экологической и социальной макросред, возникающее при осуществлении  путешествия. Турист - главный субъект в каждой из представленных макросред. Он вступает в непосредственный контакт с объектом туристской деятельности, выдвигаемой каждой макросредой самостоятельно. Применение системного подхода к рассмотрению такого социально-экономического явления как туризм дает возможность определить основные проблемы, затрудняющие развитие данной системы, а также позволяет установить приоритетные направления развития туристической системы для достижения максимальной выгоды каждого ее элемента.

Информация о работе Исследование спроса и предложения в туризме